02-03
Ростовская область Верхнедонскойрайон хутор Новониколаевский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению педагогическим советом приказом от 31.08.2021г. №68
протокол от 31.08.2021г. № 1 Директор школы:
_________ Себелева И.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «ЗДОРОВЕЙКА»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (9 КЛАСС)
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Чижиков Василий Васильевич
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровейка» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом образовательного процесса МБОУ Новониколаевской СОШ и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по спортивно-оздоровительному направлению:
-Примерная программа основного общего образования по предмету
-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Новониколаевской СОШ на 2021-2022 учебный год (приказ МБОУ Новониколаевской СОШ от 31.08.2021 №67);
- Программа Макеева А.Г. «Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.»
Внеурочная деятельность«Здоровейка» изучается в количестве -1 час в неделю. Общее количество часов в год -34 час. В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год данная программа внеурочной деятельности реализуется в количестве -33 час.
Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения программы внеурочной деятельности должны отражать:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам в процессе игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять задания по технической и физической подготовке;
- умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
В области эстетической культуры:
- умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания по физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять и них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Раздел 3. «Содержание учебного предмета, курса»
1.Основы знаний (1 час).
1.1.Современное олимпийское движение. Судейство соревнований.
2.Двигательные умения и навыки (19 часов).
2.1.Подвижные командные игры (5 часа). «Охотники и утки», «Борьба за мяч», «Лапта».
2.2.Баскетбол (14 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Комбинации из освоенных элементов технике передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).
Овладение техникой ведения мяча. Ведение с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Добивание мяча после отскока от щита.
Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов владения мячом и перемещений: ловля, передача, ведение, бросок.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Игра по правилам баскетбола.
Тактическая подготовка. Нападение быстрым прорывом (3:2). Взаимодействие двух (трех) игроков в нападении и защите (тройка и малая восьмерка, через «заслон», восьмерка.
Освоение индивидуальных и командных защитных действий. Борьба за мяч после отскока от шита. Зонная защита 3:2, 2:3.
3.Развитие двигательных способностей (14 часов).
3.1.Комплексы упражнений (5 часов).
Гимнастические упражнения. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные, в парах с набивными мячами.
Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания.
Легкоатлетические упражнения. Низкий старт и стартовый разбег. Повторный бег 4х50-60м. Бег 60м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 80-100м. Бег с препятствиями от 60 до 100м (количество препятствий от 4 до 10). Кросс до 5км.
Подвижные игры: «Борьба за мяч», «Городки», «Бабки», «Лапта».
Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15…30м, с постоянным изменением исходных положений. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Бег с остановками и с резким изменением направления, с набивными мячами в руках (массой от 3 до 6 кг), с поясом-отягощением или куртке с весом. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Прыжки через барьер толчком одной и двух ног. Выпрыгивание на гимнастические маты с постепенным увеличением высоты.
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (3-5кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (30-50 раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (60-100м).
3.2.Соревнования (9 часов).
Принять участие в пяти соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок.
Раздел 4. «Тематическое планирование»
Раздел программы | Кол-во часов | Основное содержание по темам | Характеристики основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне УУД). |
Основы знаний. | 1 | Предмет, задачи и перспективы программы Современное олимпийское движение. Судейство соревнований. | Характеризуют Олимпийские игры как явление культуры, раскрывают цель и задачи современного олимпийского движения, содержание и правила соревнований. Выполняют технику изучаемых игровых приёмов и действий, выявляя и устраняя типичные ошибки. Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности. Используют игровые действия для комплексного развития физических способностей. Соблюдают правила игры и техники безопасности. Овладевают основными приёмами игры в баскетбол. Описывают технику изучаемых игровых приёмов, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Используют игровые действия баскетбола для комплексного развития физических способностей. Моделируют технику и тактику освоенных игровых действий и приемов, варьируя её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения техники игровых действий . Выполняют правила, технику безопасности, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Описывают техники изучаемых игровых действий, осваивают их, выявляя и устраняя ошибки. Составляют совместно с учителем комплексы упражнений, направленные на развитие соответствующих физических способностей. Используют разученные упражнения в самостоятельных занятиях. Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время занятий. Выполняют контрольные тесты и упражнения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе соревновательной деятельности. Выполняют правила игры, технику безопасности, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями |
Двигательные умения и навыки | 19 | Подвижные командные игры «Охотники и утки», «Борьба за мяч», «Лапта». Баскетбол Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Комбинации из освоенных элементов технике передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Овладение техникой ведения мяча. Ведение с пассивным и активным сопротивлением защитника. Овладение техникой ловли и передачи мяча. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным и активным сопротивлением защитника. Овладение техникой бросков мяча. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Добивание мяча после отскока от щита. Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов владения мячом и перемещений: ловля, передача, ведение, бросок. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Игра по правилам баскетбола. Тактическая подготовка. Нападение быстрым прорывом (3:2). Взаимодействие двух (трех) игроков в нападении и защите (тройка и малая восьмерка, через «заслон», восьмерка. Освоение индивидуальных и командных защитных действий. Борьба за мяч после отскока от шита. Зонная защита 3:2, 2:3. |
Развитие двигательных способностей | 13 | Гимнастические упражнения. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные, в парах с набивными мячами. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания. Легкоатлетические упражнения. Низкий старт и стартовый разбег. Повторный бег 4х50-60м. Бег 60м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 80-100м. Бег с препятствиями от 60 до 100м (количество препятствий от 4 до 10). Кросс до 5км. Подвижные игры: «Борьба за мяч», «Городки», «Бабки», «Лапта». Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15…30м, с постоянным изменением исходных положений. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Бег с остановками и с резким изменением направления, с набивными мячами в руках (массой от 3 до 6 кг), с поясом-отягощением или куртке с весом. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Прыжки через барьер толчком одной и двух ног. Выпрыгивание на гимнастические маты с постепенным увеличением высоты. Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (3-5кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (30-50 раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (60-100м). Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок |
итого | 33 | | |
Согласована
Заместитель директора
по учебной работе
__________ Довыдова О.В.
31.08.2021 года
Приложение №1 «Календарно-тематическое планирование»
Дата проведения урока | Раздел, тема урока | Количество часов | Виды контроля |
План | Факт |
| | Основы знаний. | 1 | |
6.09 | | Современное олимпийское движение. Судейство соревнований. | | |
| | Двигательные умения и навыки | 5 | |
13.09 | | «Охотники и утки» | 1 | |
20.09 | | «Борьба за мяч» | 1 | |
27.09 4.10 11.10 | | «Лапта» | 3 | |
| | Развитие двигательных способностей | 10 | |
18.10 | | Легкоатлетические упражнения. | 1 | |
25.10 | | Упражнения для развития быстроты | 1 | |
8.11 | | Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. | 1 | |
15.11 22.11 | | Упражнения для мышц туловища и шеи. | 2 | |
29.11 6.12 | | Упражнения для мышц ног, таза. | 2 | |
13.12 20.12 27.12 | | Гимнастические упражнения. | 3 | |
| | Двигательные умения и навыки | 14 | |
10.01 | | Баскетбол Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. | 1 | |
17.01 | | Комбинации из освоенных элементов технике передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). | 1 | |
24.01 | | Овладение техникой ведения мяча. Ведение с пассивным и активным сопротивлением защитника. | 1 | |
31.01 | | Овладение техникой ловли и передачи мяча. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. | 1 | |
7.02 | | Овладение техникой бросков мяча. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. | 1 | |
14.02 | | Штрафной бросок. Добивание мяча после отскока от щита. | 1 | |
21.02 | | Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. | 1 | |
28.02 | | Комбинации из освоенных элементов владения мячом и перемещений: ловля, передача, ведение, бросок. | 1 | |
5.03 | | Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Игра по правилам баскетбола | 1 | |
14.03 | | Тактическая подготовка. Нападение быстрым прорывом (3:2). | 1 | |
21.03 | | Взаимодействие двух (трех) игроков в нападении и защите (тройка и малая восьмерка, через «заслон», восьмерка.. | 1 | |
4.04 | | Борьба за мяч после отскока от шита. Зонная защита 3:2, 2:3. | 1 | |
11.04 18.04 | | Соревнования по баскетболу | 2 | |
| | Развитие двигательных способностей | 3 | |
25.04 | | Упражнения с отягощениями | 1 | |
16.05 | | Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. | 1 | |
23.05 | | Контрольные игры и соревнования. | 1 | |