СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по социальному направлению «Занимательное краеведение»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Занимательное краеведение»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по социальному направлению «Занимательное краеведение»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 24 города Ставрополя имени генерал-лейтенанта юстиции М.Г. Ядрова

СОГЛАСВАНО

решение заседания №1

МО учителей нач.классов

от 30.08.2022

УТВЕРЖДЕНО

приказ № 150 – ОД

от 1.09.2022 г.












Рабочая программа занятий внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Занимательное краеведение»






















Ставрополь, 2022 год

Содержание

1.

Пояснительная записка …………………………………………….

3

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ………………………………………….


10

3.

Формы контроля ……………………………………………………

17

4 .

Содержание программы ……………………………………………

18

5.

Учебно-тематический план ………………………………………..

23

6.

Календарно-тематическое планирование ………………………...

24

7.

Список литературы для учителя ………………………………….

30




8

Приложение 1



Викторина

31





































































Пояснительная записка

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Мое родное Ставрополье» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучащихся.

Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология (т.е. предметом окружающий мир). И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Цель деятельности педагога - создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Цель программы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего села, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями Ставропольского края, достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.

Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

образовательных:

1. формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закрепление этих знаний на практике.

В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания:

- об истории возникновения своего края;

- о символике родного края;

- о природе родного края;

- о знаменитых людях города, района и края;

- о народных промыслах;

умения и навыки:

- составлять кроссворды;

- работать с картой Ставропольского края, находить и показывать города – спутники края, соседей Ставропольского края ;

воспитательных:

1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки:

- культуры труда и деловых качеств;

- побуждение к познавательной творческой деятельности;

- нравственно – эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве);

- появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой;

- бережного отношения к природе;

- творческого отношения к выполнению работы;

- коммуникативных качеств;

- внимательности;

- терпения;


развивающих:

1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развитие кругозора учащихся.

В ходе решения данных задач у обучающихся развивается:

- глазомер, точность действий, пространственные представления;

- пространственное и логическое мышление;

- воображение (в том числе и творческое);

- наблюдательность;

- творческие способности;

- художественный вкус;

и появляется стойкий интерес к поиску дополнительной информации (познавательная активность).

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  1. системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу; обеспечение преемственности обучения;

  1. научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;

  1. доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;

  • проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;

  1. репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;

  • исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;

  • частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;

  • конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;

  • метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы внеучебной работы весьма разнообразны: классные часы, пешие прогулки по городу, походы, викторины, тематические экскурсии, уроки-беседы, городские соревнования, уроки-сообщения, марафоны, конкурсы, встречи с интересными людьми, исследовательские работы и проекты, подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям и т. д.

В программах для каждого класса прослеживается:

  • преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.

  • теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям.

Программа предполагает работу по следующим направлениям деятельности:

- исследовательская (сбор материалов, отражающих историю села, района, края в частности и страны в целом их обработка, подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного отчета),

- практическая (проведение тематических экскурсий и пеших прогулок по селу, организация встреч с интересными людьми),

- воспитательная (проведение внутримузейных мероприятий, участие в конкурсах, посвященных изучению истории села, района, края).

Программа курса «Мое родное Ставрополье» общим объемом 135 часов предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Данный курс рассчитан на преподавание в 1х – 4х классах начальной школы, 33 (в 1х кл.) и 34 (во 2х-4х кл.) часа в год (1 час в неделю) в рамках внеучебной деятельности базисного учебного (образовательного) плана и содержит три раздела: «Край, в котором мы живем», «Город, в котором мы живем», «Повторение». Каждый раздел поделен на темы – модули, ежегодно он расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Особенности программы - интегративность: межпредметная интеграция (Предметы: «Природоведение», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология»), интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.

Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.










































Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Мое родное Ставрополье»:

1-й класс

Личностныe:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Знать:

- что такое краеведение;

- историю возникновения села, района;

- символику района, края;

- достопримечательности села, района;

- историю названия улиц;

- историю возникновения школы ;

- некоторые виды растений нашего края;

- животный мир нашего края;

- жизнь животных в разные времена года.

Уметь:

- объяснять значения слов: Родина, край, район;

- находить положение села на карте Ставропольского края;

- работать с картой Ставропольского края;

- ориентироваться в селе;

- составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;

- вести календарь наблюдений за природой;

- анализировать жизнь животных в разные времена года;

- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.



Содержание учебной программы

1 класс

1. Введение (1 ч.)

Что такое «краеведение», что будем изучать на занятиях «Мое родное Ставрополье». Понятие Родина, родной край, район.

2. Село, в котором мы живем (13 ч.)

Мы – ставропольчане. Ставропольский край на карте Родины. Положение села на карте Ставропольского края . История возникновения села. Легенды и сказания. Герб и флаг Ставрополья. Достопримечательности села. Зоны отдыха. Любимое место твоей семьи в селе. На какой улице ты живешь и что знаешь о ее названии. Улицы села. Люди, которыми гордится наше село. Транспорт. Средства массовой информации.

Экскурсия по селу.

Практические работы.

Работа с картой России и картой Ставропольского края .

3. Прошлое, настоящее и будущее нашей школы (5 ч.)

История возникновения школы. Школа во время Великой Отечественной войны. Учителя школы (встреча с интересными людьми). Школа и современность. Безопасный маршрут движения от дома до школы.

Экскурсия по школе.

Практические работы.

Составление план безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.

4. Времена года (13 ч.)

Осенние изменения в природе. Растения и животные осенью. Труд людей осенью. Осенний календарь природы.

Признаки зимы в природе. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. Зимний календарь природы.

Здравствуй, весна! Растения и животные весной. Труд людей весной. Весенний календарь природы.

Лето наступило. Растения и животные летом. Труд людей летом. Летний календарь природы. Охрана природы.

Экскурсии «Природа вокруг нас» (осенью, зимой, весной, летом).

Практические работы.

Ведение календаря наблюдений за природой. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

5. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (в форме интеллектуального марафона).




Календарно-тематическое планирование


1 класс

Месяц

Неделя

Раздел

курса

урока

Тема урока

Форма/место проведения занятия

Сентябрь

1

Вводное занятие

1 ч.

1

Вводное занятие.

Беседа

2

Город , в котором мы живем

13 ч.





2

Мы – ставропольчане. Ставропольский край на карте Родины.

Путешествие по карте

3

3

Положение города Ставрополя на карте Ставропольского края .

Заочная экскурсия

4

4

История возникновения города Ставрополя.

Экскурсия в музей

Октябрь

5

5

Легенды и сказания.

Беседа

6

6

Герб города Ставрополя.

Беседа

7

7

Достопримечательности города Ставрополя.

Презентация

8

8

Зоны отдыха.

Фильм о крае

9

9

Любимое место твоей семьи в городе Ставрополе.

Выставка фотографий

Ноябрь

10

10

На какой улице находится наша школа и что знаешь о ее названии.

Экскурсия, школьная библиотека

11

11

Улицы города Ставрополя. Экскурсия по городу Ставрополю.

Экскурсия

12

12

Люди, которыми гордится наш город.

Встреча

Декабрь

13

13

Транспорт.

Экскурсия

14

14

Средства массовой информации.

Экскурсия

15

5 ч.

Прошлое, настоящее и будущее школы

15

История школы .

Школьная библиотека

16

16

Школа во время Великой Отечественной войны.

Школьная библиотека

Янв.

17

17

Учителя нашей школы.

Встреча с учителями

18

18

Школа в наше время.

Экскурсия

19

19

Мой путь от дома до школы.

Практическая работа

Февраль

20

Времена года

13 ч.

20

Идет зима.

Заочная экскурсия

21

21

Растения и животные осенью. Труд людей осенью.

Презентация

22

22

Осенний календарь природы.

Практическая работа

Март

23

23

Идет весна.

Заочная экскурсия

24

24

Растения и животные весной. Труд людей весной.

Презентация

25

25

Весенний календарь природы.

Практическая работа

26

26

Климат и погода.

Заочная экскурсия

Апрель

27

27

Народные приметы погоды.

Презентация

28

28

Внутренние воды родного края.

Практическая работа

29

29

Скоро лето.

Заочная экскурсия

30

30

Растения и животные летом. Труд людей летом.

Презентация

Май

31

31

Летний календарь природы.

Практическая работа

32

32

Охрана природы.

Конкурс рисунков

33

Повторе-ние 1 ч.

33

Итоговое занятие.

Викторина




Литература:

  1. Богачева И.В. Мое отечество — Россия! М. 2005.-232с.

  1. Беликов Г.А. Врата Кавказа. Ставрополь. 1997. 350с.

  2. Бичерев А.П., Малоизученные птицы СеверногоКавказа,Ставрополь,1989 г.

  3. Гаазов В.А. Путешествие по ожерелью Северного Кавказа. С. 2004. -263с.

  4. Госданкер  В.В.,  Остапенко  В.Г.  Памятники  истории  и  культуры Ставрополья. С. 1993.

  5. Гниловский В.Г. Занимательное краеведение.Ставропольское книжное издательство. 1974.-350с.

  6. Динник Н.Я., Звери Кавказа, Ставрополь, 1914 г.

  7. Дьяконова Н., Дьяконов Д. Родное Ставрополье. М. 2006.

  8. Кабузан В. Население Северного Кавказа в 18-19 веках. СПб., 1996. с- 6,189,205.

  9. Кругов В.В. Ставропольеведение, Ставрополь, 2001 г. П.Литвинова P.M. Казаки на Ставрополье. С. 2009.-220с.

  10. Литвинова P.M. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. сб.1. 2010.-398с.

  11. Литвинова P.M., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. сб.2. 2010.-398с.

  12. Шаповалов В.А.и др. Ставрополь — врата Кавказа: история, экономика, культура, политика, Ставрополь, 2002г.- 341с.

  13. Хохлов А.Н., Материалы к Красной книге. М., ЦНИЛ. -1989г

  14. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. Академия. 1998.

Библиография:

  1. Беликов Г. «Ставрополь — врата Кавказа», — Ставрополь, 1997 г.

  1. Госданкер  В.В.,   Остапенко  В.Г.   «Памятники   истории   и   куьтуры Ставрополья», — Ставрополь, 1993 г.

  2. «Деловой вестник Саврополья»: журнал, №5-6, с. 49-51, 2000 г.

  3. Дронов А.В. «Родные просторы», — Ставрополь, 2001 г. — 64 с.

  4. «Кавказкие Минеральные Воды: Путеводитель», — М., 1987 г.

  5. Кочура Д.В., Невская В.П. «Край наш Ставрополье: очерки истории»

  6. «Красная книга РСФСР», — Т.2, — М., 1988 г.

  7. Топоровский Е.М. «Бриллианты в ожерелье исторического наследия городов Ставрополья»

  8. Хохлов А.Н. «Животный мир Ставрополья», — Ставрополь, 2000 г. Ю.Шацкий   П.А.,   Муравьев   «Ставрополь:   исторический   очерк», Ставрополь, 1977 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!