СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7-9 класс по ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю ознакомиться с рабочей программой пропедевтического курса доп.образования "Занимательная физика" для 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 класс по ФГОС»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа Иннополис»


«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО

________ /____________

Протокол № 1 от

«__» августа 2020 г

«СОГЛАСОВАНО»        

Зам. директора по УР

________/М.А. Владыкина/

«___» августа 2020 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

И.о. директора ГАОУ «Школа  Иннополис» ____________/
Е.А. Дормидонтов

Приказ № _______ от «___» августа 2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГАОУ «Школа Иннополис»

по физике в 7-9 классе

учителя

первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от «___» августа 2020 г.


Шаймухаметовой Эльвиры Рамилевны































2020 – 2021 учебный год



Планируемые результаты освоения учебного предмета физика

в 7-9 классе


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.


Личностные результаты:

  • Расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития сформированность человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты:

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


7 класс


Обучающийся научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное прямолинейное движение, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения; диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, перемещение, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения;

  • при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), закон Гука, Паскаля, Архимеда, сохранения энергии, Всемирного тяготения, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы (принцип суперпозиции сил, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

  • различать границы применимости физических законов, понимать ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель;

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических и тепловых явлениях;


8 класс


Обучающийся научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, действие электрического поля на заряженную частицу, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света;

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр);

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему при помощи методов оценки. использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


9 класс


Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное прямолинейное движение, равномерное движение по окружности, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, перемещение, ускорение, период, частота, длина волны, скорость распространения волны, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), закон Гука, Паскаля, Амонтона-Кулона, Архимеда, сохранения энергии, Всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы (принцип суперпозиции сил, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, магнитный поток, электрическая емкость, энергия электрического поля, скорость света, длина волны, частота колебаний волны;

  • распознавать электромагнитные явления, объяснять и описывать на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитная индукция, электрическая емкость, энергия электрического поля, электромагнитное поле, электромагнитная волна, свет, дисперсия света, интерференция света, дифракция света, поляризация света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами и анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ампера, закон электромагнитной индукции Фарадея) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрический заряд, индукция магнитного поля, сила Ампера, Сила Лоренца, площадь контура, магнитный поток): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд; понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;


Выпускник получит возможность научиться:


  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;

  • различать границы применимости физических законов, понимать ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон электромагнитной индукции Фарадея) и ограниченность использования частных законов (закон Ампера и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.


Содержание учебного предмета


7 класс

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Механические явления

Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

8 класс

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электромагнитные явления

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света.


9 класс

Механические явления

Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Электромагнитные явления

Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.


Тематическое планирование


7 класс

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Введение

4

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

5

3.

Взаимодействие тел

23

4.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

5.

Работа и мощность. Энергия.

13

6.

Обобщающее повторение

2


Итого

70


8 класс

п/п

Наименование разделов.

Всего часов

1.

Введение и повторение

3

2.

Тепловые явления

21

3.

Электрические явления

28

4.

Электромагнитные явления

6

5.

Световые явления

10

6.

Обобщающее повторение

2


Итого

70


9 класс

п/п

Наименование разделов.

Всего часов

1.

Введение и повторение

3

2.

Законы взаимодействия и движения тел

35

2.1

Прямолинейное равномерное движение

6

2.2

Прямолинейное равноускоренное движение

10

2.3

Законы динамики

19

3.

Механические колебания и волны. Звук

14

4.

Электромагнитные явления

24

5.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

23

6.

Повторение

3


Итого

102



Календарно-тематическое планирование.

7а класс

Тема урока.

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

По плану

Факт.


1


Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1





2

Физические величины. Их измерение. Точность и погрешность измерений.

1




3

Физика и техника.

1




4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1




5

Строение вещества. Молекулы.

1




6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1




7

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1





8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1




9

Три состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

1




10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1




11

Скорость. Единицы скорости.

1




12

Расчет пути и времени движения. Решение задач

1




13

Явление инерции. Решение задач. Подготовка к контрольной работе №1.

1





14

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1




15

Анализ результатов контрольной работы № 1. Взаимодействие тел.

1




16

Масса тела. Её единицы. Измерение массы тела на весах.

1




17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1




18

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

1




19

Плотность вещества.

1




20

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».

1




21

Расчет массы и объема тела по плотности его вещества.

1




22

Решение задач. Подготовка к проверочной работе №1 на тему “Механическое движение. Масса, плотность и объем”.

1




23

Проверочная работа №1 на тему “Механическое движение. Масса, плотность и объем”.

1




24

Анализ результатов проверочной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1




25

Сила упругости. Закон Гука.

1





26

Вес тела.

1




27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1




28

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1




29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1





30

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1




31

Трение в природе и технике. Подготовка к контрольной работе №2.

1




32

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел».

1




33

Анализ результатов контрольной работы №2.

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1




34

Давление газа.

1




35

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

1





36

Самостоятельная работа «Давление. Закон Паскаля».

1




37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1




38

Решение задач по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда».

1




39

Сообщающиеся сосуды.

1




40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1




41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1




42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1




43

Манометры. Решение задач.

1




44

Поршневой жидкостный насос.

1




45

Гидравлический пресс.

1




46

Проверочная работа №2 по теме «Давление в жидкостях и газах».

1




47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1




48

Архимедова сила.

1




49

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость».

1




50

Плавание тел.

1




51

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1




52

Решение задач.

1




53

Плавание судов. Воздухоплавание.

1





54

Повторение темы «Сила Архимеда. Условия плавания тел». Подготовка к контрольной работе №5.

1




55

Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1




56

Анализ результатов контрольной работы №5.

Механическая работа. Мощность.

1




57

Центр тяжести тела. Условия равновесия.

1




58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1




59

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

1




60

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

1




61

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

1




62

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии

1





63

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1




64

Коэффициент полезного действия механизма.

1




65

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1




66

Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность. Энергия».

1




67

Анализ результатов контрольной работы № 6.

1




68

Повторение тем 1 полугодия

1




69

Повторение тем 2 полугодия

1




70

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации за курс 7 класса.

1






































7б класс

Тема урока.

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

По плану

Факт.


1


Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1





2

Физические величины. Их измерение. Точность и погрешность измерений.

1




3

Физика и техника.

1




4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1




5

Строение вещества. Молекулы.

1




6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1




7

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1





8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1




9

Три состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

1




10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1




11

Скорость. Единицы скорости.

1




12

Расчет пути и времени движения. Решение задач

1




13

Явление инерции. Решение задач. Подготовка к контрольной работе №1.

1





14

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1




15

Анализ результатов контрольной работы № 1. Взаимодействие тел.

1




16

Масса тела. Её единицы. Измерение массы тела на весах.

1




17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1




18

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

1




19

Плотность вещества.

1




20

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».

1




21

Расчет массы и объема тела по плотности его вещества.

1




22

Решение задач. Подготовка к проверочной работе №1 на тему “Механическое движение. Масса, плотность и объем”.

1




23

Проверочная работа №1 на тему “Механическое движение. Масса, плотность и объем”.

1




24

Анализ результатов проверочной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1




25

Сила упругости. Закон Гука.

1





26

Вес тела.

1




27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1




28

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1




29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1





30

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1




31

Трение в природе и технике. Подготовка к контрольной работе №2.

1




32

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел».

1




33

Анализ результатов контрольной работы №2.

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1




34

Давление газа.

1




35

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

1





36

Самостоятельная работа «Давление. Закон Паскаля».

1




37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1




38

Решение задач по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда».

1




39

Сообщающиеся сосуды.

1




40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1




41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1




42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1




43

Манометры. Решение задач.

1




44

Поршневой жидкостный насос.

1




45

Гидравлический пресс.

1




46

Проверочная работа №2 по теме «Давление в жидкостях и газах».

1




47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1




48

Архимедова сила.

1




49

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость».

1




50

Плавание тел.

1




51

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1




52

Решение задач.

1




53

Плавание судов. Воздухоплавание.

1





54

Повторение темы «Сила Архимеда. Условия плавания тел». Подготовка к контрольной работе №5.

1




55

Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1




56

Анализ результатов контрольной работы №5.

Механическая работа. Мощность.

1




57

Центр тяжести тела. Условия равновесия.

1




58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1




59

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

1




60

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

1




61

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

1




62

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии

1





63

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1




64

Коэффициент полезного действия механизма.

1




65

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1




66

Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность. Энергия».

1




67

Анализ результатов контрольной работы № 6.

1




68

Повторение тем 1 полугодия

1




69

Повторение тем 2 полугодия

1




70

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации за курс 7 класса.

1






































8 класс

Тема урока.

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

По плану

Факт.


1


Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Повторение темы «Механика»

1





2

Повторение темы «Механика»

1




3

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1




4

Теплопроводность. Подготовка к входной контрольной работе.

1




5

Конвекция. Подготовка к входной контрольной работе.

1




6

Входная контрольная работа.

1




7

Анализ результатов контрольной работы. Излучение.

1




8

Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1




9

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1





10

Удельная теплоемкость.

1




11

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1




12

Лабораторная работа №1.«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1




13

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1




14

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1




15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления. Подготовка к контрольной работе №1 по материалам первой четверти.

1





16

Контрольная работа №1.

1




17

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1




18

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1




19

Решение задач.

1




20

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1




21

Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1





22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1




23

Решение задач. Подготовка к проверочной работе.

1




24

Проверочная работа №1. «Изменение агрегатных состояний вещества».

1




25

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1




26

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1




27

Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Строение атомов.

1





28

Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока

1




29

Подготовка к контрольной работе №2.

1




30

Контрольная работа № 2 на тему “Электрические явления”.

1




31

Электрическая цепь и ее составные части.

1





32

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

1




33

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1




34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

1




35

Лабораторная работа №2. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения в ее различных участках».

1




36

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1




37

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

1




38

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1




39

Реостаты. Лабораторная работа №3. «Регулирование силы тока реостатом».

1




40

Лабораторная работа №4.

«Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

1




41

Последовательное соединение проводников.

1




42

Параллельное соединение проводников.

1




43

Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

1




44

Работа электрического тока.

1





45

Мощность электрического тока.

1




46

Лабораторная работа №5. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1




47

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

1




48

Конденсатор.

1




49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1




50

Решение задач.

1




51

Повторение темы “Электрические явления”.

1




52

Контрольная работа № 3 на тему “Постоянный ток”.

1




53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1





54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Применение электромагнитов.

1




55

Лабораторная работа № 6 “Сборка электромагнита”.

1




56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1




57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1




58

Устройство электроизмерительных приборов.

1




59

Источники света. Распространение света.

1




60

Отражение света.

Законы отражения света.

1




61

Плоское зеркало.

1




62

Преломление света.

1





63

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение.

1




64

Лабораторная работа №7.

«Получение изображения при помощи линзы».

1




65

Подготовка к контрольной работе №4 по материалам 4 четверти.

1




66

Контрольная работа № 4 по материалам 4 четверти.

1




67

Анализ контрольной работы № 4.

1




68

Подготовка к итоговой контрольной работе

1




69

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

1




70

Итоговое занятие

1









9 класс


Тема урока.

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

По плану

Факт.


1


Вводное занятие. Техника безопасности в кабинете физики.

1





2

Повторение курса 8 класса.

1




3

Механическое движение.

1




4

Траектория, путь и перемещение.

1




5

Решение задач на тему «Траектория, путь и перемещение».

1




6

Прямолинейное равномерное движение.

1




7

Графическое

представление

движения.

1




8

Решение задач на тему «Графическое

представление

движения»

1




9

Прямолинейное

равноускоренное

движение.

1





10

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1




11

Прямолинейное

равноускоренное

движение.

1




12

Решение задач на тему «Прямолинейное

равноускоренное

движение».

1




13

Относительность

механического

движения.

1




14

Решение задач на тему «Относительность

механического

движения».

1




15

Оценка погрешностей измерений

Решение задач.

1





16

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» .

1




17

Обобщающее повторение. Решение задач.

1




18

Контрольная работа №1 на тему “Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение”.

1




19

Первый закон Ньютона.

1




20

Второй закон Ньютона

1




21

Третий закон Ньютона.

1





22

Решение задач на тему «Три закона Ньютона».

1




23

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх

1




24

Решение задач на свободное падение

1




25

Закон всемирного тяготения

1




26

Решение задач на тему «Закон всемирного тяготения»

1




27

Сила тяжести и ускорение свободного падения

1





28

Равномерное движение по окружности.

1




29

Решение задач на движение по окружности.

1




30

Движение

искусственных

спутников.

1




31

Импульс.

Закон сохранения

импульса.

1





32

Решение задач на тему «Импульс.

Закон сохранения

импульса».

1




33

Реактивное движение. Сила упругости и трения

1




34

Решение задач на тему «Реактивное движение».

1




35

Механическая работа, мощность и энергия

1




36

Решение задач на тему «Механическая работа, мощность и энергия»

1




37

Контрольная работа №2 на тему «Законы динамики».

1




38

Колебательное движение.

1




39

Величины, характеризующие колебательное движение

1




40

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1




41

Превращение энергии при колебаниях.

1




42

Вынужденные колебания.

Резонанс.

1




43

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

1




44

Решение задач на тему «Распространение колебаний в упругой среде. Волны.»

1




45

Длина волны. Скорость распространения волны.

1




46

Звуковые волны.

1




47

Высота и тембр звука. Громкость звука

1




48

Распространение звука. Скорость звука.

1




49

Отражение звука. Эхо

Решение задач.

1




50

Механические колебания и волны. Звук. Обобщающий урок.

1




51

Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук»

1




52

Обобщающее повторение темы «Механика».

1




53

Магнитное поле.

1




54

Графическое изображение магнитного поля.

1




55

Действие магнитного поля на проводник с током.

1





56

Индукция магнитного поля.

1




57

Магнитный поток.

1




58

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1




59

Решение задач на тему «Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца».

1




60

Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1




61

Явление самоиндукции.

1




62

Трансформатор.

1




63

Получение переменного электрического тока.

1




64

Электромагнитное поле.

1




65

Электромагнитные волны

1




66

Шкала электромагнитных волн.

1




67

Конденсатор.

Колебательный контур

1




68

Решение задач на тему «Конденсатор. Колебательный контур».

1




69

Принципы радиосвязи.

1




70

Электромагнитная природа света.

1




71

Преломление света.

1




72

Дисперсия света.

1




73

Спектрограф и спектроскоп.

1




74

Типы оптических спектров.

1




75

Спектральный анализ.

1




76

Поглощение и испускание света. Происхождение линейчатых спектров.

1




77

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

1




78

Строение атома. Схема опыта Резерфорда.

1




79

Радиоактивные превращения атомных ядер. Подготовка к контрольной работе №4.

1




80

Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления».

1




81

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

1




82

Открытие протона и нейтрона.

1




83

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1




84

Решение задач на тему «Состав атомного ядра. Ядерные силы»

1




85

Энергия связи. Дефект масс.

1




86

Решение задач на тему «Энергия связи. Дефект масс»

1




87

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

1




88

Решение задач на тему «Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.»

1




89

Ядерный реактор.

Атомная энергия.

1




90

Биологическое действие радиации.

1




91

Закон радиоактивного распада.

1




92

Решение задач на тему «Закон радиоактивного распада.»

1




93

Лабораторная работа №4 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

1




94

Термоядерные реакции.

1




95

Элементарные частицы. Античастицы.

1




96

Обобщающее занятие по теме «Строение атома и атомного ядра».

1




97

Подготовка к контрольной работе по теме «Строение атома и атомного ядра».

1




98

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер».

1




99

Обобщающее повторение темы «Механика».

1




100

Обобщающее повторение темы «Электромагнетизм. Оптика».

1




101

Обобщающее повторение темы «Атомная и ядерная физика».

1




102

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!