МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Департамент образования культуры и спорта
Администрации Поронайского городского округа
МКОУ СОШ с. Малиновка
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей руководитель ШМО ________________________ Шулунова С.В. Протокол № 1 от «28» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора ______________________ Иванова И.Г. от «28» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Терехова А.И. Приказ № 99-ОД от «28» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«За страницами учебника математики» (внеурочная деятельность), 8, 9 классов
(наименование учебного предмета)
Основное общее образование
(уровень)
2 го1
(срок реализации программы)
составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и примерной программы по математике для общеобразовательных учреждений
Рыбальченко Татьяной Николаевной
с. Малиновка 2023
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению матема тики.
Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- уметь извлекать математическую информацию
- уметь выделять и формулировать познавательную цель; высказывать мысль, пользоваться литературой для поиска учебной информации по теме.
-способность использовать знако- символических средств математического языка
Регулятивные УУД
Обучающий научиться
-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Обучающийся получит возможность научиться
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решений учебной задачи
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами
-принимать установленные правила в планирование и контроле способа решения
- уметь принимать и выполнять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
-умение давать оценку своей работе.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать и вступать в диалог;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
- уметь использовать диалогическую и монологическую речь в общении
- уметь координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы.
-допускать существования различных точек зрения
Предметные результаты:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. Решать задачи на смекалку, сообразительность, логические задачи.
Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Содержание занятий включают небольшой по объему, но занимательный теоретический материал, упражнения, элементы тренинга, диагностические, интеллектуальные игры: познавательную, коммуникативную, исполнительскую, игровую и изобразительную деятельность.
В результате изучения курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики» учащиеся научатся:
Применять теорию в решении задач.
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
Анализировать полученную информацию.
Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Содержание учебного материала внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
8 класс
1. Решение олимпиадных задач 9 часов
2. Задачи на движение (10ч).
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное
движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу.
Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу.
Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и
времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе
координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых
задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение.
Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления
математической модели.
3. Задачи на сплавы, смеси, растворы (4 ч).
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе
(часть) от концентрации (доля) и массы или объёма сплава, смеси, раствора
(всего). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы,
смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и
её значение для составления математической модели.
4. Задачи на работу (4ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и
времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения
задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для
составления математической модели.
5. Задачи на проценты (5ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и
методики решения задач с экономическим содержанием.
6. Задачи на числа (4ч)
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.
7. Нетрадиционные методы решения задач. (3ч)
Содержание учебного материала внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
9 класс
Содержание программы состоит из шести разделов.
1. Решение олимпиадных задач 9 часов
2. Функции. 4 часа
Построение графиков изученных функций, их исследование. Построение более сложных графиков функций (кусочно – заданных, с «выбитыми» точками и т.п.) Решение задач геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления. Составление уравнений прямых и парабол по заданным условиям. Построение графиков с двумя переменными.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
3. Уравнения и системы уравнений. 6 часов
Решение целых и дробно - рациональных уравнений. Решение систем линейных уравнений и систем, содержащих нелинейные уравнения, способами подстановки и сложения.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
4. Неравенства. 5 часов
Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем, требующих алгебраических преобразований. Решение квадратных неравенств и систем, включающих квадратные неравенства. Решение задач, связанных с исследованием неравенств и систем, содержащих буквенные коэффициенты.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Методы обучения: лекция, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
5. Текстовые задачи. 5 часов
Решение задач арифметическими способами рассуждений, алгебраическим методом (составление выражений, уравнений, систем).
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
6. Решение геометрических задач 7 часов
Решение тестов Итоговая работа. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»
8 класс
| Тема | Количество часов |
1 | Решение олимпиадных задач | 9 |
2 | Задачи на движение | 10 |
3 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 4 |
4 | Задачи на работу | 4 |
5 | Задачи на проценты | 5 |
6 | Задачи на числа | 4 |
7 | Нетрадиционные методы решения задач. | 3 |
| Итого: | 34 |
9 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество уроков |
1 | Решение олимпиадных задач | 9 |
2 | Функции и их графики. Чтение графиков | 4 |
3 | Уравнения и системы уравнений | 6 |
4 | Неравенства и системы неравенств | 5 |
6 | Решение задач | 5 |
7 | Решение геометрических задач | 5 |
| итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
8 класс
№ | № урока в теме | Тема занятия | Количество уроков | Дата проведения | |
План | Факт | |
Решение олимпиадных задач 5 часов (4ч) |
1 | 1 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 4.09 | | |
2 | 2 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 11.09 | | |
3 | 3 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 18.09 | | |
4 | 4 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 25.09 | | |
5 | 5 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 2.10 | | |
6 | 6 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 9.10 | | |
7 | 7 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 16.10 | | |
8 | 8 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 23.10 | | |
9 | 9 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 13.11 | | |
Задачи на движение. (10ч) | |
10 | 1 | Движение по течению и против течения | 1 | 20.11 | | |
11 | 2 | Движение по течению и против течения | 1 | 27.11 | | |
12 | 3 | Равномерное и равноускоренное движение по прямой. | 1 | 4.12 | | |
13 | 4 | Равномерное и равноускоренное движение по прямой. | 1 | 11.12 | | |
14 | 5 | Движение по окружности | 1 | 18.12 | | |
15 | 6 | Движение по окружности | 1 | 25.12 | | |
16 | 7 | Графический способ решения задач на движение. | 1 | 15.01 | | |
17 | 8 | Графический способ решения задач на движение. | 1 | 22.01 | | |
18 | 9 | Графический способ решения задач на движение. | 1 | 29.01 | | |
19 | 10 | Практикум по решению задач. | 1 | 5.02 | | |
Задачи на сплавы, смеси, растворы. (4ч) | |
20 | 1 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 1 | 12.02 | | |
21 | 2 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 1 | 19.02 | | |
22 | 3 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 1 | 26.02 | | |
23 | 4 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 1 | 4.03 | | |
Задачи на работу. (4ч) | |
Задачи на проценты (5ч) | |
24 | 1 | Задачи на проценты | 1 | 11.03 | | |
25 | 2 | Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. | 1 | 18.03 | | |
26 | 3 | Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. | 1 | 1.04 | | |
27 | 4 | Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. | 1 | 8.04 | | |
28 | 5 | Практикум по решению задач. | 1 | 15.04 | | |
Задачи на числа. (3ч) | |
29 | 1 | Задачи на числа. | 1 | 22.04 | | |
30 | 2 | Задачи на числа. | 1 | 29.04 | | |
31 | 3 | Практикум по решению задач. | 1 | 8.05 | | |
Нетрадиционные методы решения задач. (3ч) | |
32 | 1 | Решение задач с конца. | 1 | 15.05 | | |
33 | 2 | Решение задач с помощью графов. | 1 | 22.05 | | |
34 | 3 | Решение задач повышенной трудности | 1 | 29.05 | | |
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
9 класс
№ | Тема занятия | Количество уроков | Дата проведения |
План | Факт |
Решение олимпиадных задач(9 уроков) |
1 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 5.09 | |
2 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 12.09 | |
3 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 19.09 | |
4 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 26.09 | |
5 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 3.10 | |
6 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 10.10 | |
7 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 17.10 | |
8 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 24.10 | |
9 | Олимпиадные задачи различного уровня | 1 | 7.11 | |
| Функции и их графики. Чтение графиков (4 урока) | |
10 | Развитие понятия функции. Исторический очерк. Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике | 1 | 14.11 | |
11 | Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций | 1 | 21.11 | |
12 | Построение графиков «кусочных» функций | 1 | 28.11 | |
13 | Прямая и обратная пропорциональность и их графики | 1 | 5.12 | |
Уравнения и системы уравнений (6 уроков) |
14 | Развитие понятия уравнения. Исторический очерк. Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений | 1 | 12.12 | |
15 | Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной | 1 | 19.12 | |
16 | Решение дробно- рациональных уравнений | 1 | 26.12 | |
17 | Квадратные уравнения. Исторический очерк. Теорема Виета. Метод коэффициентов. Решение квадратных уравнений Решение систем линейных уравнений | 1 | 16.01 | |
18 | Основные приемы решения систем уравнений | 1 | 23.01 | |
19 | Решение систем квадратных уравнений | 1 | 30.01 | |
Неравенства и системы неравенств (5 уроков) |
20 | Развитие понятия неравенства. Исторический очерк. Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств. | 1 | 6.02 | |
21 | Решение неравенств | 1 | 13.02 | |
22 | Метод оценки при решении неравенств | 1 | 20.02 | |
23 | Системы неравенств, основные методы их решения | 1 | 27.02 | |
24 | Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств | 1 | 5.03 | |
Решение задач (5 уроков) |
25 | Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры | 1 | 12.03 | |
26 | Решение задач на проценты | 1 | 19.03 | |
27 | Задачи на пропорциональные отношения | 1 | 2.04 | |
28 | Задачи на работу | 1 | 9.04 | |
29 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 16.04 | |
Решение геометрических задач (5 уроков) |
30 | Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции | 1 | 23.04 | |
31 | Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. | 1 | 30.04 | |
32 | О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение | 1 | 7.05 | |
33 | Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи | 1 | 14.05 | |
34 | Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований | 1 | 21.05 | |
1