СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ВУД. Детский оркестр

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ВУД для 1-4 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 136 часов в год;

Рекомендуемая продолжительность занятия – 40 минут. Форма проведения занятий групповая (до 30 человек), возможно деление учащихся на подгруппы (по 10 – 12 человек), а также мелкогрупповые занятия (от 2 до 10 человек).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВУД. Детский оркестр»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ленска» МО «Ленский район» РС (Я)



«Рассмотрено»

на заседании МО культурологического цикла

Протокол №1

от «29» августа 2022 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______________ /Хандогая Н.Н./

«___» ______________ 2022 г.

«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1 г. Ленска» _______________/Могилина Ж.В./

Приказ МБОУ «СОШ №1 г. Ленска»

от 29.08.2022 г. №5








Рабочая программа

по внеурочной деятельности 1-4 классы

Учитель: Черепанова А.В.



Направление

Название

Количество часов

Общекультурное

Детский оркестр

«Веселые музыканты»


4 часа





Ленск – 2022

Пояснительная записка


Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий общеобразовательного учреждения для начальных классов. Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлый оркестр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1». Программа направлена на реализацию общекультурного направления внеурочной деятельности.

Оркестр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к народной и классической музыке.

Оркестр – это школа внимания, коллективного творческого труда и личной ответственности и дисциплины.

Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру. Знакомство с лучшими образцами музыкального творчества. Он служит основой формирования музыкального вкуса.

Коллективное инструментальное музицирование для детей младшего школьного возраста является сравнительно новой музыкальной дисциплиной. Это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Программа учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» разработана с учетом:

- особого отношения к уникальности мира каждого ребенка, признания его самобытности; создания условий для раскрытия природных дарований, творческого потенциала, развития индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка;

- создания пространства для благоприятного развития и реализации личностных качеств учащегося в творческом коллективе, объединенном общими учебными и исполнительскими задачами;  

- приоритета игровых форм подачи материала как наиболее органичных при введении детей в особый мир художественной деятельности;

- пробуждения у детей желания заниматься особым видом творческой деятельности;

- воспитания в ребенке способности воспринимать прекрасное;

- нахождения таких способов организации музыкально-творческой деятельности, при которых дети получали бы радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде выступлений на концертах и участия в музыкальных спектаклях.

Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно – разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания.

Формирование отношения ребенка к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» – ярких ассоциаций между тембром звука и цветом.

Инструменты «открываются» ребенку постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Ребенок совершает «путешествие» – проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне – неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка.

В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства детей. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу. Игра на инструментах элементарного музицирования помогает развить и сформировать устойчивую метроритмическую способность, игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона) – осмысленно относиться к мелодическому рисунку, выразительному интонированию.

В процессе занятий в детском оркестре идет развитие творческой активности детей, музыкального вкуса, интереса к музицированию. Развитие музыкальных способностей: чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти, формирование навыка ансамблевой игры, развитие творческого мышления, приобретение навыков импровизации. Ученики овладевают основными приемами игры на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с различными шумовыми ударными инструментами (барабаны, треугольник, бубен, коробочка, колокольчики, кастаньеты и т.д.).

Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности детей и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.

Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.

Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских инструментальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

Цель программы: приобщение детей к музыкальному искусству посредством инструментального музицирования.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  • выработать умения и навыки правильной игры на народных инструментах;

  • формирование исполнительской свободы;

  • дать основы музыкальной грамоты;

  • воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение;

  • развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;

  • дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;

  • познакомить с творчеством знаменитых композиторов, с заслуженными исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах;

  • дать понятие о музыкальных стилях и театрах.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:

1. Общепедагогические:

- проблемно-поисковый;
- креативный (творческий).

2. Музыкального воспитания:

- индивидуальный;
- ансамблевый;
- оркестровый.

Методы обучения

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе обучения по программе обучающиеся:

Получат знания о:

  • - развитии художественно-образного мышления;

  • - инструментах и правил их хранения;

  • - простых музыкальных формах;

  • - освоении основных способов и приемов игры на инструментах;

  • - овладении различными приемами игры на блокфлейте, формирование первоначальных исполнительских навыков;

Сформируют умения и навыки:

  • - чтения с листа, импровизации на инструментах оркестра, блокфлейте;

  • - совместной деятельности, умение работать в коллективе;

  • - психологическое раскрепощение;

  • - концентрироваться и достигать поставленной цели в ограниченные сроки;

  • - способность к дальнейшему саморазвитию.

  • - ориентироваться в записях простых партитур;

  • - владение музыкальными терминами и понятиями в рамках пройденного материала;

  • - совместной деятельности, умение работать в коллективе;

Приобретут:

  • - формирование исполнительской культуры;

  • - умения применять полученные знания в практической музыкальной деятельности.

  • - интерес к творческому самовыражению на основе коллективного инструментального музицирования;

  • - владение музыкальными терминами и понятиями в рамках пройденного материала;

  • - опыт собственной музыкальной деятельности;

В результате освоения программы у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макро социума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Формы работы с детским оркестром

1. Ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило, звуковысотные.

2. Шумовой оркестр, в котором участвуют ударно-шумовые инструменты, не имеющие звукоряда. Этот оркестр доступен уже детям младшего возраста, исполняя произведение, дети выделяют сильную долю, акценты, в среднем и старшем возрасте – воспроизводят ритм.

3. Смешанный оркестр, в котором участвуют и звуковысотные, и шумовые инструменты. Предварительная работа подразумевает индивидуальное разучивание партий, затем игру в ансамблях, и лишь потом – объединенный смешанный оркестр.

Обучение элементам нотной грамоты органично связано с игрой на звуковысотных инструментах. Дети, начиная с 7 лет овладевают исполнением звуков первой и второй октавы – это обогащает их возможности в инструментальном творчестве. В процессе ознакомления с нотной грамотой школьники должны овладеть знаниями о названиях нот и их последовательности, расположении на нотном стане, расположении соответствующего звука на звуковысотных музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон), по возможности чисто интонировать звук, обозначенный нотой, исполняя его на инструменте, «сольфеджировать» в более старшем возрасте (петь с называнием нот) небольшие попевки на одном или нескольких звуках.

Широко применяется зрительная наглядность: озвученные и неозвученные лесенки, фланелеграф с нотным станом и съемными нотами, методы моделирования звуковысотных отношений – с помощью предметного моделирования (расположенные по вертикали предметы – кузнечик прыгает по цветам разной высоты, птица садится на ветки дерева и т.д.) или двигательного (показ высоты звука с помощью руки на уровне от пояса до макушки головы, приседание или вставание на носочки и др.). Важное значение имеет показ педагога и упражнения детей в проигрывании на инструменте, пропевании звуков по нотам. Так же применяется метод относительной сольмизации (Ручной показ нот с пеним).

Формы инструментального музицирования в начальных классах можно разделить на три основных направления: музицирование на инструментах, инструментальные и инструментально-певческие диалоги, коллективное сочинение и исполнение несложного инструментального аккомпанемента к пьесам или песням.

Импровизация и сочинение к песням и пьесам сопровождения на элементарных ритмических и звуковысотных музыкальных инструментах становиться в условиях общеобразовательной школы, как показал опыт, главным звеном в системе музыкально-творческого воспитания младших школьников.

Вся деятельность оркестра происходит под руководством учителя музыки, деятельность которого строится на следующих принципах:

доступность занятий для всех желающих;
- внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
- уважение и соблюдение прав ребенка;
- доступность понимания и исполнения музыки различных стилей и жанров;
- разностороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.

Срок реализации программы – 1 год.

Для 1-4 классов занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 136 часов в год;

Рекомендуемая продолжительность занятия – 40 минут. Форма проведения занятий групповая (до 30 человек), возможно деление учащихся на подгруппы (по 10 – 12 человек), а также мелкогрупповые занятия (от 2 до 10 человек).

Оркестр русских народных инструментов возглавляет учитель музыки. В его обязанности входит:

  • комплектование оркестра;

  • подбор репертуара, инструментовка произведений;

  • работа с ансамблевыми группами

  • проведение сводных репетиций оркестра;

  • теоретическая подготовка обучаемых (основы музыкальной грамоты);

  • подготовка бесед по истории музыкальной литературы;

  • подбор произведений для прослушивания (в грамзаписи) профессиональных оркестров русских народных инструментов.

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности (участие в школьных концертах, посвященных “красным датам” календаря, отчетных концертах – в конце учебного года, и т.п.), контроль со стороны администрации школы.

Во время проведения сводных репетиций оркестра учитель осуществляет контроль исполнения сложных партий в оркестровых группах. Участие оркестра в концертной деятельности реализуется на основе плана школы.

Согласно специфике школы, изучая нотный текст произведения, необходимо диктовать его по нотам, фразам, заучивая сразу наизусть. Этот метод занимает много времени.

При подборе репертуара оркестра учитель должен руководствоваться принципом постепенности, по сложности изучаемых произведений.

В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности, бережному отношению к инструментам и здоровому образу жизни, психологии, правоведению.

Один раз в год для родителей проводятся отчётные концерты. Итоговая аттестация проходит в конце года в форме концертных выступлений.

Для успешной реализации программы необходимо наличие следующего инструментария:

- музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;

- комплект элементарных музыкальных инструментов:

блокфлейта;

бубен;

бубенцы;

глокеншпиль (колокольчики);

кастаньеты;

колокольчик;

коробочка;

ксилофон;

шейкер;

ложки;

маракас;

металлофон;

румба (пандейра);

барабан;

тамбурин;

треугольник;

трещотка;

ложки;

Итого: основных инструментов – 17 штук.

Кроме народных музыкальных инструментов в процессе обучения используются фортепиано, проигрыватель, магнитофон, нотная и методическая литература, фонотека, аудиодиски.

По окончанию обучения учащиеся должны:

  • иметь представление о русских народных музыкальных инструментах и игре оркестра;

  • применять практические навыки игры на народных музыкальных инструментах;

  • слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;

  • исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;

  • бережно относиться к музыкальным инструментам;

  • знать основы безопасности при игре на музыкальных инструментах;



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности

коллективное инструментальное музицирование

«Веселый оркестр»

1-4 классы, 136 часов в год, 4 часа в неделю

Тема

Кол/во часов

Планируемая дата

Фактическая дата


1

«Звуки окружающего мира». Вводное занятие. Игра на шумовых инструментах

2

2.09.22



2

Музыкальная игра «Звуки вокруг нас». Групповая работа

2

6.09.22



3

«Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения

2

9.09.22



4

«Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения. Репетиция

2

13.09.22



5

«Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения. Беседа

2

16.09.22



6

Ритмические игры и упражнения.

Игра на инструментах

2

20.09.22



7

Беседы об истории развития ансамблей русских народных инструментов

2

23.09.22



8

«Я маленький композитор».

Игра на музыкальных инструментах

2

27.09.22



9

Работа над динамической выразительностью.

Игра

2

30.09.22



10

Работа над ритмом, ритмический рисунок

Репетиция

2

4.10.22



11

Работа над фразами.

Музыкальная фраза

2

7.10.22



12

Ансамблевая игра

2

11.10.22



13

Инструментальные плясовые наигрыши.

«Плясовые наигрыши»

2

14.10.22



14

Детское музыкальное исполнительство. Творческие модели в процессе музицирования

2

18.10.22



15

Игра на шумовых инструментах на слух (ритмическая пульсация, акценты, мелодический рисунок, остинато)

2

25.10.22



16

Равномерное движение звуков.

Работа над музыкальным произведением

2

28.10.22



17

Ровное чередование длительностей.

Свойства музыкального звука

2

8.11.22



18

Музыкальная длительность, тембр.

Развивать чувство ансамбля, одновременно начинать и заканчивать игру; осваивать навыки совместных действий

2

11.11.22



19

Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю в игре на ударных инструментах

2

15.11.22



20

Работать над ритмическим эталоном в размере 2/4 при игре на ложках. Игра на музыкальных инструментах

2

18.11.22



21

Единство трактовки художественного образа музыкального произведения. Работа в группе

2

22.11.22



22

Приемы и методы работы с оркестром детских музыкальных инструментов.

Культура исполнения, поведения на сцене, ощущение свободы

2

25.11.22



23

Работа над музыкальным произведением.

Закрепление пройденного материала

2

29.11.22



24

Ансамблевая игра

2

2.12.22



25

Творческие модели в процессе музицирования

2

6.12.22



26

Дифференцированный, индивидуальный подход в исполнительской деятельности. Работа над музыкальным произведением

2

9.12.22



27

Роль репертуара для музыкального развития школьников, в процессе игры в оркестре

2

13.12.22



28

Работа с репертуаром по нотам

2

16.12.22



29

Совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением народных инструментов

2

20.12.22



30

Импровизация. Исполнительское мастерство. Работа с репертуаром

2

23.12.22




31

Работа с новыми ритмическими моделями. Ритмический канон

2

27.12.22



32

Импровизация на различных инструментах. Сочинение элементарных пьес на заданную тему с использованием различных тембров и ритмов

2

13.01.23



33

Работа с новыми ритмическими моделями. Ритмический канон

2

17.01.23



34

Исполнение элементарных канонов. Сочинение ритмических и инструментальных пьес с шумовым аккомпанементом в простых размерах

2

20.01.23



35

Работа с репертуаром

2

24.01.23



36

Ложки. Прием игры на ложках

2

27.01.23



37

Освоение приемов игры на 3-х ложках – «хлопок», «удар – хлопок», «малая лошадка», «большая лошадка»

2

31.01.23



38

Прием игры на 3-х ложках – «барабанщик», «часики», «большой барабанщик»

2

3.02.23



39

Освоение приемов игры на 3-х ложках – «барабанщик», «часики», «большой барабанщик»

2

7.02.23



40

Прием игры на 3-х ложках – «тремало», «скользящие круговые удары»», «Ушки»

2

10.02.23



41

Повторение всех приемов игры на 3-х ложках

2

14.02.23



42

Работа над музыкальным произведением

2

17.02.23



43

Музицирование на детских музыкальных инструментах

2

21.02.23



44

Инструментальные и инструментально-певческие диалоги

2

24.02.23



45

Приемы и методы работы с оркестром детских музыкальных инструментов

2

28.02.23



46

Игра музыкального репертуара по нотам

2

3.03.23



47

Работа над музыкальным произведением

2

7.03.23



48

Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением народных инструментов

2

10.03.23



49

Музицирование на детских музыкальных инструментах

2

14.03.23



50

Музицирование на детских музыкальных инструментах

2

17.03.23



51

Ритмический канон. Работа с репертуаром

2

21.03.23



52

Просмотр видеофильма «Игра на шумовых народных инструментах от мастерской Сереброва»

2

24.03.23



53

Двухдольная и трёхдольная пульсация

2

4.04.23



54

Детское музыкальное исполнительство. Творческие модели в процессе музицирования

2

7.04.23



55

Игра на шумовых инструментах на слух (ритмическая пульсация, акценты, мелодический рисунок, остинато)

2

11.04.23



56

Инструменты орф-оркестра

2

14.04.23



57

Равномерное движение звуков

2

18.04.23



58

Ровное чередование длительностей

2

21.04.23



59

Пауза, игра через паузу.

Импровизация. Исполнительское мастерство. Работа с репертуаром

2

25.04.23



60

Свойства музыкального звука

2

28.04.23



61

Умение закончить фразу, сыгранную педагогом («Эхо»)

2

2.05.23



62

Нота с точкой. Работа над музыкальным произведением

2

5.05.23



63

Интонационные навыки:

- пение с паузой

2

12.05.23



64

Исполнение окончания фразы (поступенное движение).

Исполнительское мастерство

2

16.05.23



65

Исполнение небольших пьес с аккомпанементом на инструментах

2

19.05.23



66

Закрепление метроритмических, интонационных, практических навыков

2

23.05.23



67

Особенности использования ударно-шумовых и звуковысотных инструментов.

Игра с солистом

2

26.05.23



68

Совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением народных инструментов

2

30.05.23



ИТОГО:

136 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!