Приложение № 4
к ДООП “Детский дизайн и основы швейного дела”
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Педагога дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
Паздниковой Ирины Дмитриевны
г. Краснокаменск, 2021
Оглавление
Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса 3
Раздел 2. Цель и задачи воспитания 4
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности 8
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 8
Модуль «Воспитание на учебном занятии» 9
Модуль «Воспитание в детском объединении» 9
Модуль «Ключевые дела» 10
Модуль «Детские общественные объединения» 12
Модуль «Выставки, концерты, конкурсы-фестивали» 12
Модуль «Медиа» 13
Модуль «Арт-педагогика» 14
Модуль «Арт-терапия» 14
Модуль «Работа с родителями» 15
Модуль «Профориентация» 15
РАЗДЕЛ 4. Самоанализ воспитательной работы 17
Приложение 1.Диагностическая карта проявления воспитанности учащегося МБУДО «ДЮЦ» 18
Приложение 2. Календарный график мероприятий 19
Приложение 3. Ключевые дела в Детско-юношеском центре 24
Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса
Процесс воспитания в детском объединении «Мастерица» и дизайн студии моды «Свой стиль» основывается на следующих принципах и способах взаимодействия педагога и учащихся :
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении учреждении;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся, педагога работников ДЮЦ;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагога;
- организация основных совместных дел обучающихся и родителей через совместное творчество;
- организация работы с одарёнными обучающимися;
- активное участие в ключевых делах Детско-юношеского центра;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности через арт-педагогику, где игровые технологии позволяют быстрее достичь результатов по направленности: адаптация, социализация в коллективе, ЗУН, раскрытие фантазии и воображения, артистичности, уверенности в себе, повышение самооценки и понимания значимости трудовой деятельности через свои руки.
- просмотры тематических видеороликов, беседы, диалоги;
- индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания обучающихся;
- трудовое воспитание;
- ознакомление обучающихся продвинутого уровня с профессией дизайнер-модельер через профессиональную пробу на занятиях;
- сотрудничество с профессиональными образовательными учреждениями г.Чита: ЗабГосКолледж (специальность закройщик-портной), ЗабГУ (специальность дизайнер-модельер)
- организация экскурсий в ателье и магазинов тканей;
- организация участия в концертной деятельности, показа-дефиле в «ДЮЦ», через сотрудничество с Д/К «Даурия», «Строитель», МБУК «ЦРБ», школ города и других учреждений.
Программа воспитания для обучающихся составлена с учётом специфики общеобразовательной общеразвивающей программы «Детский дизайн и основы швейного дела». Специального отбора обучающихся не проводится, но как показывает практика, заниматься идут в основном девочки, склонные к рукоделию с запросами на рост своих возможностей и долгосрочное сотрудничество, что в целом благотворно влияет на гармоничное развитие обучающихся. Доверительные, уважительные отношения ребёнка, педагога, родителя - главный показатель эффективности воспитательной деятельности.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
Цель воспитания в ОДО исходит из воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.
Цель воспитания:
- усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней приоритеты в воспитании обучающихся младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов.
Приоритеты в воспитании обучающихся
Приоритеты в воспитании обучающихся
младшего школьного возраста
Целевой приоритет: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Наиболее важные нормы и традиции для воспитания младших школьников:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младшего школьного возраста данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Приоритеты в воспитании обучающихся
подросткового возраста
Целевой приоритет: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся.
Приоритетные ценностные отношения:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Приоритеты в воспитании обучающихся
юношеского возраста
В воспитании обучающихся юношеского возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.
Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в ОДО.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества.
Приоритетный опыт:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, ОДО, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями обучающихся, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач.
Задачи воспитания:
- реализовывать воспитательные возможности учебного занятия, содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Детский дизайн и основы швейного дела»;
- реализовывать воспитательный потенциал детского объединения для социализации и самореализации обучающихся ;
- использовать воспитательные возможности воспитательных технологий, форм организации воспитательного процесса;
- поддерживать деятельность функционирующего на базе ДЮЦ детского общественного объединения РДШ ;
- организовывать для обучающихся экскурсии и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- организовать работу медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду ОДО и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ОДО интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы педагога.
Каждое из них представлено в соответствующем модуле
Модуль «Организация предметно-эстетической среды».
Модуль «Воспитание на учебном занятии».
Модуль «Воспитание в детском объединении».
Модуль «Ключевые дела».
Модуль «Детские общественные объединения».
Модуль «Выставки, концерты, конкурсы».
Модуль «Медиа».
Модуль «Арт-педагогика», «Арт-терапия»
Модуль «Работа с родителями».
Модуль «Профориентация».
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающихся, способствует формированию у них чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся организации. Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через различные виды и формы работы.
Виды и формы деятельности:
- оформление интерьера помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;
- размещение на стенах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящегося обучающихся с разнообразием техник изготовления декоративно-прикладного творчества
-благоустройство кабинета, осуществляемое руководителем объединения вместе с обучающимися, позволяет им проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения педагога со своими воспитанниками;
- событийный дизайн – оформление пространства для ознакомления с портфолио достижений детского объединения (грамоты, дипломы, благодарности), оформление фотоальбома с моделями из коллекций одежды, каталог творческих работ, гостевой книгой, где можно оставить отзыв о деятельности объединений
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды стенд с инструкциями ТБ, памятками о правилах поведения в ДЮЦ, кабинете, где проходят занятия.
- памятки ТБ размещены на швейных машинах, при работе на них, на рабочих столах памятки ТБ, при работе с ножницами и швейными ручными иглами.
Модуль «Воспитание на учебном занятии»
Целевые ориентиры воспитания на учебных занятиях заключаются в следующем:
включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;
реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения;
формирование и развитие творческих способностей;
поощрение педагогом детских инициатив в индивидуальных творческих проектах;
Воспитательный потенциал учебных занятий реализуется в деятельностном подходе в опоре на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, согласно направленности ДООП.
Модуль «Воспитание в детском объединении»
Реализация педагогами воспитательного потенциала объединения предполагает следующую деятельность.
Виды и формы деятельности:
- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию последними требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания материала через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор содержания в соответствии с направленностью реализуемой дополнительной общеобразовательной программы;
- применение на занятиях интерактивных форм работы обучающихся: различного рода игр, дискуссий, диспутов, конкурсов, проектов, организация работы в группах и др.;
- организация сотрудничества и взаимной помощи обучающихся;
- создание образовательных ситуаций, дающих возможность генерирования и оформления собственных идей, способствующих формированию навыка уважительного отношения к чужим идеям, навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Ключевые дела»
Ключевые культурно-образовательные события – это главные традиционные культурно - образовательные события учреждения, в которых принимает участие большая часть учащихся и которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогами- организаторами, методистами, педагогами дополнительного образования и детьми. Это образовательные, досуговые и просветительские проекты участие в которых объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые культурно-образовательные события обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в учреждении.
Для этого в МБУДО «ДЮЦ» используются следующие формы работы:
На внешнем городском уровне и уровне учреждения:
социокультурные проекты – ежегодные разрабатываемые педагогами-организаторами и методистами циклы событий, направленные на просвещение, вовлечение учащихся в образовательный досуг, повышение эрудиции и кругозора, развитие социально-значимых личностных качеств. Данные проекты реализуются для учащихся учреждения и города:
проведение тренингов на сплочение детского коллектива,
социальные проекты дизайн - студии моды «Свой стиль»-разработанные учащимися, педагогом-руководителем, родителями(педагогами, методистами центра)тематические коллекции и их демонстрация в показах-дефиле на различных городских площадках города и за его пределами направлены на сплочение коллектива, сохранение семейных ценностей. Трансляция сверстникам и взрослым швейных изделий, выполненных своими руками, несёт положительный, эмоциональный отклик от зрителей, что формирует у обучающихся понимание важности красоты и эстетики образа через показ-дефиле и гордость за свой труд;
открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни «ДЮЦ», города, страны.
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На уровне учреждения:
общие праздники учреждения – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все детские объединения «ДЮЦ»:
День открытых дверей;
День матери;
Новый год;
23 февраля;
8 марта;
День Победы;
общие культурно-образовательных событий – ежегодно проводимые крупные просветительские и презентационные дела, связанные с популяризацией науки, социально-предпринимательского проектирования, художественного творчества и формирования ценностного отношения к здоровью:
Неделя здоровья;
Научно-практическая конференция;
Отчетные концерты и отчетные мероприятия детских объединений.
церемонии награждения учащихся, педагогов проводятся в рамках определенных дат и событий за активное участие в жизни ДЮЦ и значимый вклад в общественные дела, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и детьми, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне детского объединения:
открытые досуговые событийные мероприятия и учебные занятия - театрализованные выступления педагогов, родителей и учащихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни детских объединений проводятся в детских коллективах как открытые итоговые мероприятия. Они создают атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ учреждения.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые культурно-образовательные события детских объединений в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых культурно-образовательных событий;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых событий, дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими учащимися, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе Детско-юношеского центра детское общественное объединение РДШ - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через следующие виды и формы деятельности.
Виды и формы деятельности:
- рекрутинговые мероприятия, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения РДШ, привлечения в него новых участников (в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающихся чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством участия в конкурсных проектах в рамках РДШ)
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом (через разовые акции или постоянную деятельность обучающихся).
Модуль «Выставки, концерты, конкурсы-фестивали»
Выставки, концерты, помогают обучающимся реализовать свой творческий потенциал, приобрести важный опыт презентации результатов своей творческой деятельности, а также опыт принятия оценки результатов своего труда другими обучающимися и взрослыми.
Выставки, концерты, конкурсы-фестивали формируют у обучающихся навык самооценки результатов своего труда, способствуют получению опыта его сравнения с результатами других обучающихся, участников и обладают значительными воспитательными возможностями, которые реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
Виды и формы деятельности:
- регулярные выставки, концерты, конкурсы, организуемые внутри детских объединений;
- выставки, концерты, конкурсы организуемые в рамках ключевых дел в ОДО;
- участие в выставках, концертах, организуемых совместно с другими учреждениями и организациями, в социуме;
- участие в выставках, конкурсах-фестивалях. на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях, в т.ч. в интернет -проектах;
- пополнение личных портфолио творческими работами, а также оценочными материалами (грамотами, дипломами, сертификатами и др.), презентация персональных портфолио;
- летние творческие лагеря, тематические смены, ориентированные на развитие творческого потенциала обучающихся(в рамках РДШ)
Модуль «Медиа»
Медиа - это совместно создаваемые обучающимися и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации.
Цель медиа - развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности.
Виды и формы деятельности:
- интернет-группа - разновозрастное сообщество обучающихся и педагогов, поддерживающее интернет-сайт МБУДО «ДЮЦ» и группу в социальных сетях с целью освещения деятельности объединения и ДЮЦ в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к деятельности ДЮЦ, информационного продвижения ее ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для ОДО вопросы;
- участие обучающихся в конкурсах-фестивалях с предоставлением на конкурс видео показа-дефиле коллекций одежды;
- образовательная деятельность в формате дистанционного обучения с личного сайта педагога на Мультиурок, в группах мессенеджера Вайбер, Вконтакте.
Модуль «Арт-педагогика»
Арт-педагогика - это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства.
Арт-педагогика - это совместное творчество учащихся и педагога, имеющая многообразие видов образовательной и воспитательной деятельности
Виды и формы деятельности
- основными технологиями арт-педагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики;
- проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовноличностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета.
Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение;
- формы занятия многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися;
- мероприятия совместно с родителями, ,при применениис элементов арт-педагогики, позволяют взрослым узнать больше о своём ребёнке и скорректировать свои взгляды и способы воспитания.
Модуль «Арт-терапия»
Арт-терапия - это простой в техническом исполнении вид терапии искусством. В неё традиционно включают все виды рисунка и огромное количество видов художественного творчества, где всё делается непосредственно своими руками
Виды и формы деятельности
- добровольное систематическое (в альбоме) участие учащихся в обсуждении персонажа «инкогнито», через предметный рисунок простым карандашом;
- нахождение выхода из сложной ситуации «Мостик» между настоящим и будущим, через рисунок акварельными красками;
- фольга-терапия, персонаж из фольги «Это Я»(совместное мероприятие с родителями на стадии знакомства с новой группой д/о «Мастерица»)
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
общий родительский комитет участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
семейные проекты и мероприятия, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; реализация проекта «Совместное творчество»,
который направлен на формирование и развитие у родителей психолого-педагогических компетенций и предполагает проведения цикла просветительских и досуговых образовательных мероприятий, а также индивидуальных консультаций в вопросах психологии воспитания детей;
открытые учебные занятия и мероприятия, во время которых родители могут видеть образовательный процесс для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении и образовательные достижения детей обучения по ДООП;
организована обратная связь с родителями на интернет-сайте учреждения, в группах мессенеджера «Вайбер» где обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации с педагогом.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих мероприятий учреждения и мероприятий детского объединения;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Виды и формы деятельности:
- профессиональная проба на занятиях дизайн-студии моды «Свой стиль» по направлению швейное дело;
-участие в конкурсах-фестивалях очно-заочно, номинация «Театр мод».
-сотрудничество с образовательными учреждениями г.Чита:
ЗабГос Колледж(специальность закройщик-портной на базе 9 классов);
ЗабГУ (специальность дизайнер-модельер на базе 11 классов);
Союз дизайнеров Забайкальского края. Планируются и реализуются совместные конкурсы, мероприятие- «Забайкальская неделя моды».
-ведётся работа над созданием электронного варианта журналов мод, презентации по тематическим коллекциям, формируется библиотека видеороликов с демонстрацией тематических коллекций моделей одежды;
-циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего по специальности закройщик-портной, дизайнер-модельер;
- профориентационные игры: решение расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города: ателье по пошиву одежды, магазины тканей, дающие обучающимся начальные представления о смежных профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках выбранного объединения;
.
РАЗДЕЛ 4. Самоанализ воспитательной работы
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы педагога являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, и уважительного отношения к обучающимся;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий педагога на анализ не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий педагога на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий педагога на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором педагог ДЮЦ участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Уровень воспитанности обучающегося определяется по методике М.И.Шиловой в ходе входной диагностики и промежуточной аттестации. (Приложение 1)
Анализ воспитательной деятельности педагога осуществляется путем сопоставления результатов входной диагностики и промежуточной аттестации, отслеживается положительная/отрицательная динамика личностного развития по критериями, заложенным в методики. На основе проведенного анализа делается вывод об эффективных/неэффективных формах, методах воспитательной деятельности педагога.
Приложение 1.Диагностическая карта проявления воспитанности учащегося МБУДО «ДЮЦ»
Фамилия имя, возраст___________________________________________
Детское объединение____________________________________________
Показатели | Вводная | Промежуточная |
Дата заполнения | Дата заполнения |
Общие баллы | Общие баллы |
Отношение к обществу 1Патриотизм | | | | |
1. Отношение к родной природе | | |
2. Гордость за свою страну | | |
3. Служение своими силами | | |
4. Забота о своей школе | | |
Отношение к умственному труду 2. Любознательность | | | | |
5. Познавательная активность | | |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | | |
7. Саморазвитие | | |
8. Организованность в учении | | |
Отношение к физическому труду 3. Трудолюбие | | | | |
9. Инициативность и творчество в труде | | |
10. Самостоятельность | | |
11. Бережное отношение к результатам труда | | |
12. Осознание значимости труда | | |
Отношение к людям 4. Доброта и отзывчивость | | | | |
13. Уважительное отношение к старшим | | |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | | |
15. Милосердие | | |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | | |
Отношение к себе 5. Самодисциплина | | | | |
17. Самообладание и сила воли | | |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | | |
19. Организованность и пунктуальность | | |
20. Требовательность к себе | | |
| Общее количество баллов | | Общее количество баллов | |
Выводы по итогам вводной диагностики
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Выводы по итогам промежуточной диагностики _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации __________________________________________________________________
Приложение 2. Календарный график мероприятий
№ п/п | Модули | Название мероприятий | Срок выполнения |
|
| Организация предметно-эстетической среды | 1.Оформление выставок по техникам декоративно-прикладного творчества д/о «Мастерица»,экземпляров одежды из тематических коллекций дизайн-студии моды «Свой стиль» 2.Оформление стеллажей, стендов достижениями объединений (грамоты, дипломы, благодарности) 3.Размещение рекламы о наборе детей в объединения на стендах | С августа В течении года |
| Воспитание на учебном занятии Арт-педагогика Арт-терапия | Беседы: -«Уроки безопасности» -«Правила, которые должен соблюдать каждый» - «Я и мои права», «Мои обязанности» - «Жизнь по расписанию» - «Быть вежливым просто» - «Вредные привычки» - «Мы-за здоровый образ жизни» - «Воспитание толерантности» -«Кто твой друг(подруга)» Игра (арт-педагогика) -«Золушка» -«Небылица» -«Пантомима» -«Это Я»-персонаж из фольги - «Нарисую себя»(арт-терапия) - «Найди ответ» | сентябрь сентябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь декабрь январь февраль в течении года октябрь в течении года март |
| Воспитание в детском объединении | Беседы: - «Правила рукодельницы» -« Подарки и сувениры своими руками» (с практической работой) -«Самовыражение в индивидуальности», «Что такое стиль?» - «Уют в доме» -« Мода и дети» - «Идём в магазин за одеждой и обувью» Беседа: «О доброте и порядочности" «Потерянное сокровище» Игра -квест «Найди предмет сказочного героя и верни его хозяину» | Сентябрь в течении года в течении года ноябрь декабрь апрель февраль март |
4. | Ключевые дела | Каникулярные мероприятия «Осень золотая» конкурсно-развлекательная программа М/К «Осенинка» познавательная программа Праздничное мероприятие поздравления к «Дню матери»: Показ-дефиле коллекции «Аксессуар» Сувениры своими руками «Совместное творчество»-праздничное мероприятие посвящённое Новому году «По тропинкам сказок»,конкурсно-развлекательная программа «Зимние забавы» -игровая программа Участие в городском концерте Д/К «Даурия»,показ-дефиле коллекции «Кэжуал» 1.»Масленица» -М/К 2.»Жаворонки»-познавательная, развлекательная программа Итоговый концерт ДЮЦ» Участие дизайн-студии моды «Свой стиль» по приглашению в учреждения и школ города | ноябрь декабрь январь март май в течении года |
5. | Детские общественные объединения | Беседа: - «Что такое РДШ»,регестрация в РДШ (приглашение методиста Борисевич Е.М.) - « Положения о конкурсах по художественному направлению - Участие в конкурсах РДШ | октябрь в течении года |
6 | Выставки, концерты, конкурсы | -Выставки, мини-выставки по разделам программы -Конкуры-фестивали (заочно) «Арт-талант»,«Таланты России» (демонстрация коллекции одежды) -Конкурсы-фестивали (очно) «Детство без границ»-Региональный этап Международного конкурса-фестиваля; «Арт-талант»,»Кладовая талантов», «Таланты России» (декоративно-прикладное творчество) | в течении года в течении года |
|
7 | Медиа | 1.Подсайт педагога https://multiurok.ru/id42977027/ 2.Сообщества(группы)мессенеджера «Вайбер», Вконтакте | в течении года |
8 | Работа с родителями | 1.Организационное собрание 2.Акция «Спасибо, мама, что ты есть!» 3.Арт-педагогика 4.Совместное творчество 5.Индивидуальные консультации(очно, по телефону, в социальных сетях) 5.Собрание по итогам года | октябрь ноябрь декабр декабрь, март в течении года май |
9 | Профориентация Экскурсии | -Набор обучающихся на модуль продвинутого уровня -Беседы о профессиях(7-10 класс) -Экскурсия в ателье, магазины тканей в рамках акции «Неделя без турникетов»; -Виртуальная экскурсия в ЗабГосКолледж г.Чита; - Обучение по общеобразовательной общеразвивающей программе:»Конструирование и моделирование одежды», «Детский дизайн и швейное дело» | Сентябрь в течении года ноябрь в течении года |
Приложение 3. Ключевые дела в Детско-юношеском центре
№ | Название мероприятий | Дата |
1 2 3 4 5 | Сентябрь -День единых действий РДШ 4 сентября День солидарности в борьбе с терроризмом -Информационный час ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (в рамках РДШ) - Акция «Всемирный день памяти жертв ДТП» в рамках РДШ (дни единых действий) -Спортивно-развлекательная программа «Краски осени» для обучающихся МБУДО «ДЮЦ» -Всероссийская акция: «Добрые уроки» (в классах проводятся уроки добра и милосердия (в т.ч уроки безопасности), распространение информации в соц.сетях. - Конкурс осенних композиций (флористика): «Осенние красоты», для обучающихся 1-7 классов школ города и объединений МБУДО «ДЮЦ» - Выставка детского творчества «Вот и осень пришла» | 03.09 03.09 15.09 01.09-12.09 С 13.09. до 17.09 30.09-30.10 |
1 2 3 4 5 | Октябрь - День единых действий РДШ День пожилых людей: акция "Добро" - День Учителя. Мини - концерт «Учитель – вечный просветитель!!!!» (в рамках РДШ) - Выставка детского художественного творчества «Имя твоё – УЧИТЕЛЬ!» (в рамках РДШ) - Интеллектуально-познавательная викторина «Интеллектуалы» для обучающихся МБУДО «ДЮЦ», художественного направления, посвященная году науки - Выставка-конкурс: «Осенняя палитра» | 01.10 05.10 01.10-08.10 20.10 11.10- 29.10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Ноябрь - День единых действий РДШ 4 ноября День народного единства Мероприятия в онлайн формате - Юбилейный концерт «45-тие ДЮЦ» -.Подготовка региональной Акции «Спасибо, мама, что ты есть!» - Концертная программа «Свет материнской любви!» для матерей обучающихся МБУДО «ДЮЦ» - Районная выставка-конкурс детского рисунка, посвященного Дню матери «О той, что дарует нам жизнь и тепло» (для обучающихся 1-7 классов). - Городская выставка-конкурс текстильной игрушки «Герои любимых книг» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК», посвящённой Всемирному дню ребёнка - Круглый стол к Международному Дню толерантности (17 ноября) «Мир и толерантность» (обмен опытом воспитательной работы: от теории к практике) - День единых действий РДШ 20 ноября День ребенка (флешмобы, акции) - Акция «Всемирный день памяти жертв ДТП» в рамках РДШ (дни единых действий) | 04.11 15.11-27.11 27.11 С 15 до 30 01.11.-19-11 16.11 20.11 21.11 |
1 2 3 4 5 | Декабрь - Уроки мужества, посвященные ко Дню героев Отечества День единых действий РДШ 9 декабря День Героев Отечества – уроки в рамках акции «Дети-детям» - Правовые часы ко Дню Конституции России (в рамках РДШ) День единых действий РДШ 12 декабря «День Конституции Российской Федерации» – уроки в рамках акции «Дети-детям» -«Мастерская Деда Мороза» для детей и родителей детских объединений МБУДО «ДЮЦ» - Выставка детского художественного творчества «Идёт волшебница зима…» - Праздник кружковцев «Новогодние приключения или волшебство только начинается!», посвящённый встрече нового года. | 09.12 12.12 18.12 18.12.21 15.01.22 конец месяца |
1 2 3 4 5 | Январь - Выставка фотоконкурс совместного творчества детей и родителей «Новогодние огни приглашают в сказку!» Объединения МБУДО «ДЮЦ» - Конкурс буклетов «Вредные привычки нас губят» Февраль - Выставка-конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества для объединений МБУДО ДЮЦ: «Есть такая профессия – Родину защищать». (в рамках РДШ) - Концертная программа «Папа – мой защитник!» - День единых действий РДШ 23 февраля День защитника Отечества Месячник военно-патриотического воспитания «Я помню! Я горжусь! Я участвую!» | 10.01- 31.01 в теч.месяца 01.02-22.02 19.02 23.02 |
1 2 3 4 5 6 7 | Март - Спортивно-развлекательная программа «Дочки-матери» для объединений МБУДО «ДЮЦ» (в рамках РДШ) - ФОТО-Конкурс «Причёска моей дочери» - Выставка творческих работ объединений МБУДО «ДЮЦ»: «Женщина ВЕСНА» (в рамках РДШ) - Масленица - День единых действий РДШ 8 марта Международный женский день - День единых действий РДШ. Единый день профориентации. - День единых действий РДШ 27 марта Всемирный день театра - День единых действий РДШ 27 марта Всемирный день театра | 03.03 18.03 01.03-22.03 08.03 18.03 27.03 05.03 |
1 2 3 4 5 | Апрель - Выставка рисунков «Слава победителям!» (в рамках РДШ) - Итоговая выставка детских работ по ИЗО, ДПИ и техническому творчеству «Руки, создавшие красу» -«Забайкальские забавы», посвященный году народного искусства и нематериально культурного наследия народов - День единых действий РДШ 1 мая Праздник весны и труда - День единых действий РДШ 9 мая День Победы Патриотический проект «Память» | 01.05-13.05 16.05-31.05 13.05 01.05 09.05 |
1 2 3 4 5 | Май - Выставка рисунков «Слава победителям!» (в рамках РДШ) - Итоговая выставка детских работ по ИЗО, ДПИ и техническому творчеству «Руки, создавшие красу» -«Забайкальские забавы», посвященный году народного искусства и нематериально культурного наследия народов - День единых действий РДШ 1 мая Праздник весны и труда - День единых действий РДШ 9 мая День Победы Патриотический проект «Память» | 01.05-13.05 16.05-31.05 13.05 01.05 09.05 |