СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитания»






ПРИНЯТО

На педагогическом совете

Протокол №___ от «___»______ 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ «Детский сад с. В.Чернавка Вольского района Саратовской области»

_________________ Н.П.Верниковская

Приказ №_______ от «____»________2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ



Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Верхняя Чернавка Вольского района Саратовской области».


(Рабочая программа воспитания разработана на основе примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 01июля 2021г. №2/21)и является компонентом основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Верхняя Чернавка Вольского района Саратовской области»)



















С. Верхняя Чернавка 2021г.





Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………………………….

3


Нормативно-правовое и информационное обеспечение Программы воспитания…………………………………………………………………………….............

4


Особенности воспитательного процесса в детском саду…………………………………..

5


Цели и задачи воспитания……………………………………………………………………

6


Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………………………………

9


Основные направления самоанализа воспитательной работы……………………………

19


Литература………………………………………………………………………………

21





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Верхняя Чернавка Вольского района Саратовской области»и частью адаптированной основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Верхняя Чернавка Вольского района Саратовской области»и. Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» 1 При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20)2, внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3.

Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми.

В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка …(1.6.б ФГОС ДО)

Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных в ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других…. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п.(4.6. ФГОС ДО).

В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:

раздел «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса» (описание специфики деятельности ДОУ);

раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые ДОУ предстоит решать для достижения цели;

________________________________________________________________________

1 Ст. 12 часть 91. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования … включают в себя примерную программу

воспитания и примерный календарный план воспитательной работы…

2 протокол заседания УМО по общему образованию Минпросвещения России № 2/20 от 02.06.2020

3 распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р


раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей.

Инвариантные модули

Воспитатель в возрастной группе

Образовательная деятельность

Работа с родителями

Сетевое

Взаимодействие с другими ОО

Вариативные модули

Ключевые общесадиковые мероприятия

Создание развивающей среды

Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы ДОУ. Воспитательные задачи реализуются в содержании образовательных областей, согласно ФГОС ДО, обеспечивая их интеграцию.

Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами его осуществления.

К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения.

Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения.


Нормативно-правовое и информационное обеспечение Программы воспитания

  1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;

  5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

  7. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г.

№ 2/20 http://form.instrao.ru;

  1. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ

«Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru.

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОУ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


МДОУ «Детский сад с. Верхняя Чернавка Вольского района Саратовской области»и расположен в типовом здании, по адресу : Вольский район Саратовской области, с. Верхняя Чернавка, ул. Комсомольская, д. 6.

В селе, рядом с ДОУ находится Дом культуры, библиотека, Аллея памяти и славы. ДОУ располагает базой: музыкальный зал, логопедический кабинет. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий.

Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.

Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:

  • позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;

  • партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

  • сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.


Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

  • стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые общесадиковые мероприятия, мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;

  • важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);

  • в проведении общесадиковых мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;

  • педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;

  • ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.


    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ


Содержание воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012

№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности:

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.

Социальная солидарность – единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей.

Гражданственность- качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении — забота об общественном благе, концентрация помыслов и чув ств на идее гражданского долга.

Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Труд и творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Среди людей, владеющих каким-либо ремеслом, есть такие, которые вызывают восторг от результатов его труда.

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа

Традиционные религии - ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени.

Искусство и литература – одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности…

Природа - материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук

Человечество – совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Воспитание - есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях общая цель воспитания в ДОУ:

формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.

В воспитании детей раннего возраста:
  • поддерживать в ребенке потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении по поводу предметов, игрушек и действий с ними;

  • прививать интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам;

  • развивать у ребенка способность видеть различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев) и выражать сочувствие (пожалеть, помочь);

  • формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать (пожалеть другого человека, если ему плохо, больно, утешить обиженного), а чего делать нельзя (драться, отбирать игрушки, говорить плохие слова);

  • формировать умение здороваться, прощаться, отвечать на приветствие, благодарить, выражать просьбу.


В воспитании детей младшего дошкольного возраста

  • обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.

Задачи:

  1. Развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;

  2. Сформировать коммуникативную и социальную компетентности;

  3. Развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

  4. Содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

  5. Сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;

  6. Сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).


В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель:

  • обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств.

Задачи:

  1. Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;

  2. Поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;

  3. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;

  4. Углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;

  5. Сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;

  6. Развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;

  7. Поощрять проявления морально-волевых качеств.

Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение вопросов личностного развития детей.

Задачи:

  1. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.

  2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

  3. Повышение педагогической культуры родителей.

Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:

  • сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;

  • взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.


  1. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.


Модуль «Семья- 7 Я»

ранний возраст

младший возраст

средний возраст

старший возраст

подготовительный к школе возраст

Рассматривание картинок, изображающих

семью — детей и родителей.

Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях.

Представление о семье, членах

семьи, их

отношениях

(родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных

семейных событиях

Представление о семейных делах, событиях жизни (совместный отдых,

приобретение домашних животных,

посещение кафе, зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу). Участие в ситуациях

«добрых дел», направленных на членов семьи.

Обогащение

представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание

того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения

к пожилым людям в семье.

Активное проявление добрых чувств по

отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, семейный бюджет, значимые и памятные события. Гордость своей семьей, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь.

Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников по реализации Программы воспитания:

  • ролевые игры;

  • беседы, викторины;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • тренинги общения;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.

Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Семья- 7 Я»:
  • День семьи «От счастья ключи в семье ищи»

  • День Матери

  • Конкурс чтецов «Мама милая моя»

  • Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»


Модуль «Мои лучшие друзья со мной в саду»

ранний возраст

младший возраст

средний возраст

старший возраст

подготовительный к школе возраст

Узнавание

своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении

группы. Понимание правила

«можно»,

«нельзя». По

показу и

напоминанию взрослого

здороваются, прощаются, говорят

«спасибо»,

«пожалуйста». Проявление внимание к

словам и указаниям

воспитателя,

действуют по его примеру и показу.

Участие вместе с воспитателем и детьми в общих

подвижных, музыкальных,

сюжетных и хороводных играх.

Представление об элементарных правилах культуры поведения,

упражнение в их выполнении

(здороваться, прощаться, благодарить).

Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу

доброжелательно,

делятся игрушками, не обижают друг друга.

. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных,

музыкальных,

сюжетных и хороводных играх.

Освоение правил и форм проявления вежливости,

уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени-отчеству, благодарить.

Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к

сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым,

дружелюбным,

уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к

состоянию и проблемам

сверстников в группе.

Знакомство детей с правилами культуры поведения по

Отношению к

взрослым и

сверстникам.

Упражнение в использовании

культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой,

самостоятельно здороваться, прощаться,

благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по

отношению к

сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.

Дальнейшее

освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми

(сверстники и малыши), норм этикета (культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.). Правила поведения в общественных местах, правила уличного движения. Представления,

конкретные формы проявления уважения к старшим, заботливого отношения к пожилым людям, людям с

ограниченными возможностями

Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:

  • ролевые игры;

  • игровые ситуации;

  • тренинги общения;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • чтение и обсуждение литературных произведений

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.

Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Мои лучшие друзья со мной в саду»
    • День друзей

    • День спасибо

    • Неделя этикета и вежливости

    • Проект «Доброта внутри нас»

    • Дизайн-проект «Новогодняя сказка в группе»

    • Проект «В детский сад с улыбкой»

    • Праздник «Веснушки»

    • Развлечение «Детство - это свет и радость»


Модуль «Мы- росияне»


ранний возраст

младший возраст

средний возраст

старший возраст

подготовительный к школе возраст

-

-

Родной город: освоение представлений о названии родного

города, некоторых городских объектах, Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему «Мой город». Освоение начальных

представлений о родной стране: название, некоторых общественных

праздниках и событиях.

Проявление интереса к родной стране.

Освоение

представлений о ее столице,

государственном

флаге и гербе.

Освоение

представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России

Освоение представлений о родном городе его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных

особенностях,

достопримечательностях Овладение

представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах. Освоение представлений о родной стране ее государственных

символах, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Проявление желания участвовать в праздновании

государственных

праздников и социальных акциях страны и города.

Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:

  • экскурсии

  • социальные, воспитательные акции

  • проекты

  • общественные праздники

  • конкурсы, викторины

Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Мы- Росияне»
    • День независимости России «Мы дети России!»

    • День Российского флага

    • День села

    • День защитника Отечества

    • Проект «Георгиевская ленточка»

    • Флешмоб «Свеча Памяти»

    • Проект «Всем советуем дружить»


Модуль «Мы разные, но мы вместе»

ранний возраст

младший возраст

средний возраст

старший возраст

подготовительный к школе возраст

-

-

-

Понимание многообразия россиян разных национальностей

особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей

Освоение представлений о многообразии национальностей нашей страны; особенностях их внешнего вида национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев разных национальностей России. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям

разных национальностей

Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:

  • виртуальные экскурсии

  • социальные акции

  • проекты

  • общественные праздники

  • конкурсы, викторины, выставки

  • игры народов разных национальностей


Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Мы разные, но мы вместе»
    • Неделя толерантности

    • День народного единства «Мы дружбою своей сильны»



Модуль «Экологическое воспитание»

ранний возраст

младший возраст

средний возраст

старший возраст

подготовительн ый к школы

В процессе

ознакомления с природой малыши узнают: объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для

непосредственного восприятия.

Знакомство с

животными и растениями,

которых можно встретить в ближайшем

природном

окружении. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его

частях, их

характерных признаках,

особенностях образа жизни.

Освоение отдельных признаков

конкретных животных и растений как живых организмов.

Получение первичных представлений о себе через

взаимодействие с природой.

Знание об

элементарных потребностях

растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства.

Комментирование обнаруженных признаков живого у животных

растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Выделение разнообразия явлений природы

растений и животных.

Зависимость жизни

человека от состояния природы.

Бережное отношение к природе и природным богатствам

Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть

различия в

потребностях у конкретных животных и растений.

Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного

состояния природных

объектов и их причин растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной) Понимание разнообразных

ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения в природе.

Накопление

представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля общий дом для всех растений, животных,

людей. Освоение особенностей поведения в природе культурного

человека (человек знает и

выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров,на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).

Раскрытие многообразия

Ценностей природы для жизни человека и удовлетворения

его разнообразных потребностей .

Элементарное понимание

самоценности природы

(растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).

Высказывание предположений о причинах

природных явлений,

рассуждения о красоте

природы, обмен мнений о

значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.

Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными.


Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:

  • виртуальные экскурсии

  • экологические акции и праздники

  • проекты

  • конкурсы, викторины, выставки

  • экологический театр и экологические сказки

  • исследовательская деятельность

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.


Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Экологическое воспитание»

    • Экологическая акция «Покормите птиц зимой»

    • Экологическая акция «Берегите первоцветы – украшение планеты»

    • Дизайн-проект «Украсим детский сад цветами»

    • День Земли

    • День птиц

    • Экологический проект «Мой родной край»

Модуль «Трудовое воспитание»


ранний возраст

младший возраст

средний возраст

старший возраст

подготовительный к школе возраст

Наблюдение за

процессами труда

взрослых по обслуживан ию детей, что

расширяет их кругозор. Называние определенн ых

действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в

определенно й

последоват ельности.

Первоначальные

представления о том, что предметы делаются людьми. Совместно со взрослым

устанавливать взаимосвязь «цель результат» в труде. В процессе

наблюдения

формирование первоначальных

представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых дома и в детском саду.

Освоение отдельных

действий, затем процессов

самообслуживания, связанных с одеванием,

умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению

порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным).

Формирование

представлений о структуре

трудового процесса, взаимосвязи его

компонентов на примере конкретных процессов труда

(цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужны для

выполнения

трудовых действий и получения

результата,

соответствующего его назначению). Понимание направленности

трудовых процессов на результат (например: повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены).

Расширение

представлений о предметном мире как результате трудовой

деятельности взрослых.

Отчетливое

представление о процессах

самообслуживания, правилах и способах их выполнения. Развитие

Конкретные профессии и взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.

(Архитекторы

проектируют новые здания и мосты; строители

осуществляют

задуманное; шоферы подвозят

строительный материал; менеджеры осуществляют

продажу квартир.) Уважение к труду родителей,

Развитие

самостоятельности в самообслуживании.

Расширение объема процессов

самообслуживания и хозяйственно- бытового труда

Освоение способов распределения

коллективной работы по типу общего труда (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного

выполнения трудового

Знания о многообразии профессий в

современном мире, о содержании

профессионального

труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.

Представления о личностных качествах представителей разных профессий.

Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде Развитие ответственности за выполнение трудовых поручений. Развитие взаимодействия со

сверстниками в процессе

самостоятельного выполнения обязанностей

дежурных по столовой, уголку природы, подготовке к занятиям. Освоение способов распределения

коллективной работы, планирования

деятельности, распределения

обязанностей по



самостоятельности в выполнении процессов

самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно- бытового труда

процесса, когда

предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий.

Хозяйственная помощь детей в семье

способу общего и совместного труда. Под контролем

взрослого освоение

обращения с

инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и

бытовой техникой

Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:

  • организация различных видов труда

  • трудовые акции

  • встречи с интересными людьми

  • экскурсии

  • ролевые игры

Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Трудовое воспитание»
    • Трудовая акция «Тропинка добрых дел»

    • Проект «Трудится всегда пригодится»

    • Праздник урожая

Выставка поделок из овощей «Чудеса с обычной грядки»


Модуль «Творческие мастерские»

Конкурсные и праздничные мероприятия, физкультурно-спортивные соревнования - главные традиционные события в ДОУ, которые организуются для всех детей. Мероприятия, предусмотренные Календарем образовательных событий и знаменательных дат РФ, также частично ревизуются через общесадиковые мероприятия. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители) На мероприятия могут приглашаться представители других организаций – инспектор ГИБДД, представители МОУ СОШ с. В.Чернавка , Дома культуры и другие. Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально насыщенным, активным, познавательным, с разнообразной детской деятельностью.

Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным – всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.

Ключевые общесадиковые мероприятия могут быть связаны с уровнем муниципального, регионального и всероссийского. Дети и педагоги, родители становятся активными участниками конкурсов, соревнований, организуемых Домом детского творчества, городским краеведческим музеем, ГАИ ГИБДД и т.д.


Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.


На уровне группы и ДОУ.
  • Родительский комитет группы, члены Совета ДОУ, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их воспитанников.

  • Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы,

  • Круглые столы с приглашением специалистов.

  • Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадиковые мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.

  • Общесадиковые родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей.

  • Родительские форумы при интернет-сайте ДОУ, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников, руководителя ДОУ.

  • Участие родителей в общесадиковых мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне муниципалитета, ДОУ, подготовка проектов по оформлению помещений ДОУ к праздникам, оформлению территории ДОУ к летней -оздоровительной работе и зимним играм.


На индивидуальном уровне.
  • Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций.

  • Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка, а также конфликтными ситуациями между семьями.

  • Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковых и групповых.

  • Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ.


Модуль «Маленькая страна»
  • Оформление интерьера помещений дошкольного учреждения (холла, коридоров, групповых помещений, залов, лестничных пролетов и т.п.) периодически обновляется;

  • размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга; фотоотчеты об интересных событиях, происходящих в ДОУ (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) размещаются на общесадиковых и групповых стендах;

  • озеленение территории, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей разных возрастных групп, позволяет разделить свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;

  • благоустройство групповых помещений осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей;

  • событийный дизайн – к каждому празднику и знаменательному мероприятию в ДОУ оформляется пространство музыкального зала, групповых помещений, центрального холла;

  • совместная с родителями разработка, создание и популяризация особой символики ДОУ ( логотип, стихи, символы групп по возрастам и т.п.);

  • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков территории ДОУ (высадка культурных растений, разбивка газонов, сооружение альпийских горок, декоративное оформление отведенных для детских проектов мест).


5.Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в МДОУ «Детский сад с. Верхняя Чернавка Вольского района Саратовской области»и воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в ДОУ являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;

  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

    • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в ДОУ воспитательного процесса являются:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно с заведующим с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

  1. Состояние организуемой в ДОУ совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета ДОУ. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

    • качеством проводимых общесадовских мероприятий;

    • качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;

    • качеством проводимых экскурсий, походов;

    • качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ДОУ является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.


Литература



Автор,

составитель

Наименование издания

Издательство

Год

издания

1

Буре Р.С.

«Социально-нравственное

воспитание дошкольников»

Москва:«Мозайка-

Синтез»

2015г.

2

Коломеец Н.В.

«Формирование культуры безопасногго поведения у детей 3-7 лет».

Волгоград:

«Учитель»

2015г.

3

Шорыгина Т.А.

«Мудрые сказки. Беседы с

детьми о пословицах и крылатых выражениях»

Москва:«ТЦ Сфера»

2016г.

4

Сертакова Н.М. Кулдашова Н.В.

«Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской

деятельности»

Волгоград:

«Учитель»

2016г.

5

Алябьева Е.А.

«Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и

эмоциях»

Москва:«ТЦ Сфера»

2015г.

6

Савченко В.И.

«Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших

дошкольников»

Санкт-Петербург: Детство-пресс

2015г

7

Леонова Н.Н.

«Нравственно-патриотическое воспитание старших

дошкольников: целевой

творческий практико-

ориентировочный проект»

Волгоград:

«Учитель»

2016г.

8

Коломийченко Л.В.

«Я – компетентный родитель»

программа работы с родителями дошкольников.

Москва: «Т.Ц Сфера»

20014г.

9

Майер А.А.

«Проекты в работе с семьей»

Москва:«ТЦ Сфера»

2013г.

10

Попова Л.Н.

«Детско-родительский клуб

«Веселая семейка»

Москва:«ТЦ

Сфера»

2013г.

11

Сертакова Н.М.

«Инновационные формы

взаимодействия ДОУ с семьей»

Волгоград:

«Учитель»

2015г.

12

МикляеваН.В.

«Социально-нравственное воспитание дошкольников»

Москва:«ТЦ Сфера

»

2013г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!