СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа:"Волшебный карандаш"художественно эстетическое направление

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа:"Волшебный карандаш"художественно эстетическое направление»

Министерство образования и науки Республики Ингушетия

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» с. п. Али-Юрт

«Утверждаю»

Директор школы

_______________________С.Б.Шадыжева


«____» _________________ 2022г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________Л.М.Евлоева


«___» ____________ 2022г.



«Рассмотрено и одобрено»

Руководитель МО

_____________А.О.Евлоева


«___»__________ 2022г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Волшебный карандаш»

Художественно-эстетическое направление

3 класс

на 2022-2023 учебный год



Составитель: Галаева Х.И.

.







Пояснительная записка

1.1. Нормативно - правовая база:

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Программа дополнительного образования по занимательной математике рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) 34 рабочих недели


Актуальность и перспективность курса:

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

-занятия в свободное время;

-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

-обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Цели и задачи реализации программы:

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

-воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

-художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

-техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Формы и методы работы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

-Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

-Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

-В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

-Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

-Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

-Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Перечень УУД

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;

  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;

  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

  • осознание ответственности за выполненное художественное художественноепороизведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельноформулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);

  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, находить ответы.


Содержание программы

«Мы - художники»


Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

2.Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

Тематическое планирование.


п/п

Тема

Кол-во часов

Электронные(цифровые)образовательные ресурсы

1

Основы художественной грамоты.

16

: http://school-collektion.edu/ru

2

Графика.


8

: http://school-collektion.edu/ru

3

Наше творчество.

1

: http://school-collektion.edu/ru

4

Техники изобразительного искусства.


4

: http://school-collektion.edu/ru

5

Наше творчество.


5

: http://school-collektion.edu/ru


Календарно-тематическое планирование(Практическая часть)


Тема занятия


Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Домашнее задание


Основы художественной грамоты. 16 ч.

1

Вводное занятие.

1

06.09(3»Б»)

07.09(3»А»)

08.09(3»В»)


Принести цветные карандаши и бумагу.

2

.Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

1

13.09(3»Б»)

14.09(3»А»)

15.09(3»В»)


Круговой орнамент.

3

Натюрморт из трёх предметов.

1

20.09(3»Б»)

21.09(3»А»)

22.09(3»В»)


Собрать натюрморт из разрезанных частей.

4

Рисующий свет.

1

27.09(3»Б»)

28.09(3»А»)

29.09(3»В»)


Дать определение словам:рефлекс,натюрморт,блик,све

тотень.

5

Холодные цвета. Стихия – вода.

1

04.10(3»Б»)

05.10(3»А»)

06.10(3»В»)


Доделать рисунок.

6

Теплые цвета. Стихия- огонь

1

11.10(3»Б»)

12.10(3»А»)

13.10(3»В»)


Доделать рисунок.

7.

. « Осенние листья».

1

18.10(3»Б»)

19.10(3»А»)

20.10(3»В»)


Нарисовать осенний лес.

8.

Природная форма – лист.

1

25.10(3»Б»)

26.10(3»А»)

27.10(3»В»)


Нарисовать листья осины и рябины.

9

Натюрморт.

1

08.11(3»Б»)

09.11(3»А»)

10.11(3»В»)


Рисунок по желанию.

10

Портрет мамы.

1

15.11(3»Б»)

16.11(3»А»)

17.11(3»В»)


Нарисовать портрет «Милая мама»

11

Портрет мамы.

1

22.11(3»Б»)

23.11(3»А»)

24.11(3»В»)


Рисунок»Профессия моей мамы»

12

«Дворец Снежной королевы».

1

29.11(3»Б»)

30.11(3»А»)

01.12(3»В»)


Доделать рисунок.

13

«Цветы зимы».

1

06.12(3»Б»)

07.12(3»А»)

08.12(3»В»)


Рисунок»Зимний лес»

14

«Прогулка по зимнему саду»

1

13.12(3»Б»)

14.12(3»А»)

15.12(3»В»)


Конкурс рисунков «Зима»

15

«Здравствуй ,праздник Новый год!»

1

20.12(3»Б»)

21.12(3»А»)

22.12(3»В»)


Нарисовать снежинки.

16

«Здравствуй ,праздник Новый год!»

1

10.01(3»Б»

11.01(3»А»

12.01(3»В»


Нарисовать Дедушку Мороза.

Графика. 8 ч.


17

Вводное занятие, введение в тему.

1

17.01(3»Б»)

18.01(3»А»)

19.01(3»В»)


Рисунок по желанию.

18

«Листья и веточки».

1

24.04(3»Б»)

25.01(3»А»)

26.01(3»В»)


Нарисовать ветку сирени.

19

«Осенние листья»

1

31.01(3»Б»)

01.02(3»А»)

02.02(3»В»)


Нарисовать листья клена осенью.

20

Натюрморт

1

07.02(3»Б»)

08.02(3»А»)

09.02(3»В»)


Доделать рисунок.

21

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

1

14.02(3»Б»)

15.02(3»А»)

16.02(3»В»)


Доделать рисунок.

22

«Село родное»

1

21.02(3»Б»)

22.02(3»А»)

02.03(3»В»)


Конкурс рисунков»Мое село»

23

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

1

28.02(3»Б»)

01.03(3»А»)

09.03(3»В»)


Доделать открытку.

24

«Терема».

1

07.03(3»Б»)

15.03(3»А»)

16.03(3»В»)


Нарисовать избу.

Наше творчество. 1ч.


25

«Мир вокруг нас»

1

14.03(3»Б»)

22.03(3»А»)

23.03(3»В»)


Конкурс рисунков»Мир вокруг нас»

Техники изобразительного искусства.4ч.


26

Волшебные нитки.


1

21.03(3»Б»)

05.04(3»А»)

06.04(3»В»)



27

Кляксография.

1

04.04(3»Б»)

12.04(3»А»)

13.04(3»В»)



28

Выдувание.

1

11.04(3»Б»)

19.04(»А»)

20.04(3»В»)



29

Пальчиковая живопись

1

18.04(3»Б»)

26.04(3»А»)

27.04(3»В»)



Наше творчество. 5 ч.


30

Рисование по теме: «Победа!»

1

25.04(3»Б»)

03.05(3»А»)

04.05(3»В»)



31

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

1

02.05(3»Б»)

10.05(3»А»)

11.05(3»В»)



32

«Мы рисуем бабочку».


1

16.05(3»Б»)

17.05(3»А»)

18.05(3»В»)



33

Рисование по теме: «Мечты о лете!»



23.05(3»Б»)

24.05(3»А»)

25.05(3»В»)



34

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Выставка рисунков. Подведение итогов.

1

23.05(3»Б»)

24.05(3»А»)

25.05(3»В»)



Итого: 34 часа




Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

  • основы графики;

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.

Литература и средства обучения

Литература

  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

  4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

  5. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

  6. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

  7. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

  8. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

  10. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  11. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  12. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  13. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

  14. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Телевизор (по возможности).

Магнитофон ( по возможности).

Компьютер( по возможности).

Сканер ( по возможности).

Принтер ( по возможности).

Фотокамера цифровая ( по возможности).

ЭОРы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru

Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru

Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru

Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school

Газета «1 сентября»: www.1september.ru

6. Оценка эффективности реализации программы

1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

2. Участие в школьных конкурсах.

4. Участие в районных конкурсах.

5. Портфель достижений школьника

Методические рекомендации

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

  • где работают художники;

  • основные жанры живописи;

  • наш вернисаж;

  • богатства земли Русской;

  • техника безопасности;

  • как прекрасен этот мир;

  • информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.

Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.

Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!