АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОВАДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РФ, 142063, Московская область, г. Домодедово, с. Вельяминово, стр.36;
РФ, 142044, Московская область, г.Домодедово, с. Добрыниха, д. 11;
РФ, 142063, Московская область, г. Домодедово, с. Вельяминово, стр. 38а.
Тел.: 8(496)796-06-76, 8(496)794-87-50, 8(496)796-06-86 E-mail: [email protected]
Рекомендовано Педагогическим советом Протокол № 25/3 От 30.05.2023 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ Повадинской СОШ ____________ Тараканов Д.В. Приказ № 447 о/д от _31.05.2023_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мартынова Виталия Ивановича, учитель физической культуры
I квалификационная категория,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно- спортивной направленности «Стритбол»:
Уровень программы: стартовый
«Волейбол»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 1 год
г.о. Домодедово
2022 - 2023 учебный год
1. Структура дополнительной общеобразовательной-
общеразвивающей программы
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» разработана на основе и с учетом:
Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция);
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации 27.07.22 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций", а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области спорта.
Концепция развития дополнительного образования детей утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Волейбол - олимпийский, перспективный, динамично развивающийся вид спорта. Занятия волейболом способствуют решению социально - культурных и психологических задач, встающих перед подростками и юношеством. Игра в волейбол - одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков. В процессе изучения предмета «Волейбол» у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщению к здоровому образу жизни, приобретение привычки заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье
Новизна и оригинальность программы в том, что, во-первых, она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться стритболом с «нуля», уделяя внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Актуальность программы
Игра в волейбол является одним из самых демократичных и массовых видов спорта. В волейбол могут играть как дети младших возрастов, так и люди довольно зрелого возраста. Как мужчины, так и женщины. Для этой игры не требуется дорогостоящего инвентаря, достаточно иметь мяч, сетку и небольшую площадку. Играть можно на небольшой площадке, так и вне. Например в кругу, на отдыхе. Как вшестером, командой, так и в паре, тройке и т.д. Из за зрелищности спортивных соревнований, эмоциональности и доступности практически людям всех возрастов, игра привлекает всё больше и больше поклонников. При освоении приёмов игры в начальной стадии не требуется особых умений, навыков и высоких нагрузок, что, отчасти, и привлекает интерес к занятиям данным видом спорта. Это же и подчёркивает оздоровительный характер. Эту игру любят и играют в неё миллионы людей.
Отличительная особенность программы заключается в том, что при системном подходе процесс подготовки рассматривается, в первую очередь, в оздоровительном аспекте от первоначального отбора, и при выявлении интереса к данному виду спорта, до завершения спортивной деятельности волейболиста с учетом единства тренировок, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных действий.
Программа организована согласно содержанию и соответствует «ознакомительному» уровню сложности.
Адресат программы
Данная программа предназначена для учащихся возраста от 12 до 18 лет. К обучению по программе «Волейбол» привлекаются все желающие на основе добровольного выбора, в соответствии с их интересами и склонностями. Приём учащихся осуществляется путём заключения договоров с родителями или лицами, заменяющими их. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
● целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
● неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
● повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
● развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
● романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
● нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
● потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Временами подросток бывает способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу, которая, казалось бы, не соответствует его силам. Это происходит в тех случаях, когда у подростка имеется большой интерес к работе, тогда труд или деятельность вызывает у него подъем, энтузиазм, и он не замечает ни усталости, ни времени. В этом возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток легко овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, быстро усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании. Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь. Движения усваиваются подростками сознательно, совершенствуется способность управлять ими в соответствии с поставленной задачей. Вторая сигнальная система — слово — начинает приобретать все большее значение в образовании и формировании движений. После действия может быть дан словесный отчет о нём. Слово может предшествовать действию, то есть подросток может рассказать о том, как он будет выполнять действие. Это позволяет анализировать и сравнивать движения, а следовательно, и лучше управлять ими.
Формы обучения и режим занятий.
Программа по волейболу предусматривает различные формы и методы работы:
Игры;
Элементы занимательности и состязательности;
Конкурсы;
Соревнования;
Часы здоровья.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общее количество часов в неделю – 2. Продолжительность одного занятия составляет - 2 академических часа, один час – 45 минут. Перерыв после каждого часа занятий – 10 минут.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель, 72 ч.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Разновозрастные группы
Состав группы постоянный
Оптимальная наполняемость группы – не более 24 человек.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
- подготовка физически крепких и развитых духовно юных спортсменов, готовых к социально-значимым видам деятельности
Задачи программы:
Предметные
- изучить правила игры в волейбол;
- выполнять правила игры в волейбол;
- уметь применять на практике основные приемы игры в волейбол
- обучиться практическим навыкам организации судейства соревнований по волейболу.
Метапредметные
Развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;
Развивать физические способности учащихся.
Личностные
Воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;
Формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки, воспитание волевых качеств.
Коммуникативные
Научиться:
- вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной игры;
- слушать и задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о значении спортивно- оздоровительных занятий волейболом для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
-установка на безопасный, здоровый образ жизни;
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выражать свои эмоции;
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-уметь планировать и регулировать свои действия во время подвижной игры стритбол;
-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-проводить сравнение и классификацию объектов;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);
-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
-подбирать упражнения для разминки;
-использовать знания во время подвижных игр на досуге;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
1.4. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал МАОУ Повадинской СОШ, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям Закона о Санитарно- эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.317214 (кабинет,школьный спортзал) а также:
1 | скакалки длинные | 5 шт. |
2 | скакалки короткие | 5 шт. |
3 | гантели (3-х кг., 5 кг) | 10 шт. |
4 | набивные мячи | 5 шт. |
5 | мешочки с песком | 5 шт. |
6 | гимнастические палки | 5 шт. |
7 | теннисные мячи | 20 шт. |
8 | футбольные мячи | 2 шт. |
9 | волейбольные мячи | 14 шт. |
10 | баскетбольные мячи | 10 шт. |
11 | кегли | 6 шт. |
12 | стойки для обводки | 10 шт. |
13 | гимнастические маты | 5 шт. |
Информационное обеспечение:
Книги, журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители, интернет
Для реализации данной программы используются видео - уроки, мастер – классы и презентации.
Методическое обеспечение:
Дополнительная общеразвивающая программа «Стритбол» имеет развернутое календарно-тематическое планирование, содержащее детальное разделение учебного времени на теоретическую и практическую части.
Дидактические материалы:
Картотека упражнений по стритболу;
Схемы и плакаты освоения технических приемов в стритболе;
Правила игры в стритбол;
Правила судейства в стритболе;
Регламент проведения стритбольных турниров различных уровней.
Положение о соревнованиях по стритболу.
Методические рекомендации:
Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.
Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по стритболу.
Инструкции по охране труда.
1.5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет освоения учебно-тренировочного материала обучающимися, роста их физической, специальной, технико-тактической подготовленности, путем:
текущей оценки усвоения изучаемого материала;
оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;
выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.
Диагностическая методика образовательной программы
Разработанная образовательная программа предусматривает диагностику проверки знаний, умений и навыков воспитанников детского объединения в течение всего курса обучения. В течение учебного года проводится диагностирование детей в начале года - входная, в конце полугодия – промежуточная и на конец обучения - итоговая, для
оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, которые характеризуются совершенствованием и ростом спортивного мастерства и физических качеств ребят. Уровень подготовленности воспитанников определяется по следующим параметрам:
-выполнение элемента или упражнения в основном правильно, но не уверенно с ошибками.
- упражнение или элемент выполнено правильно, но не достаточно легко и точно, наблюдается скованность в движениях.
- упражнение или элемент выполнено правильно, в хорошем темпе, уверенно, легко и точно.
Данные заносятся в таблицу со следующими критериями:
Входная диагностика
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Теоретическая подготовка | Общая физическая подготовка | Специальная физическая подготовка. | Технико- тактическая подготовка | Средний балл |
1 | | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,5 |
2 | | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,25 |
Промежуточная диагностика
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Теоретическа я подготовка | Общая физическая подготовка | Специальная физическая подготовка | Технико- тактическая подготовка | Средний балл |
1 | | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,5 |
2 | | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,25 |
Итоговая диагностика
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Теоретическа я подготовка | Общая физическая подготовка | Специальная физическая подготовка | Технико- тактическая | Средний балл |
1 | | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,5 |
2 | | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,25 |
Контрольные нормативы
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№ п/п | Нормативы общефизической подготовки | Мальчики | Девочки |
1 | Бег 30 м, (сек.) | 6,1 - 5,5 | 6,3 – 5,7 |
2 | Челночный бег 3х10 м, (сек.) | 9,3 – 8,8 | 9,7 – 9,3 |
3 | Прыжки в длину с места, (см.) | 160 - 180 | 150 - 175 |
4 | 6-минутный бег, (м.) | 1000-1100 | 850-1000 |
5 | Наклон вперёд из положения сидя, (см.) | 6 - 8 | 8 - 10 |
6 | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки). | 4 - 5 | 10 - 14 |
7 | Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин). | 100-110 | 110-120 |
8 | Прыжки в высоту с разбега, (см.) | 90-100 | 80-90 |
9 | Прыжки в высоту с места, (см.) | 40-45 | 35-40 |
2. Содержание программы
2.1 Учебно-тематическое планирование 1 года обучения
Учебный план (72ч).
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контрол я |
Всего | Теория | Практ ика | |
1.Введение (2 ч) |
1.1 | Вводное занятие. Введение в программу. | 1 | 1 | 0 | беседа |
1.2 | Инструктаж по технике безопасности игры в волейбол. Входная диагностика. | 1 | 1 | 0 | тест |
2. Теоретическая подготовка (4ч) |
2.1 | История возникновения и развития игры в волейбол. | 1 | 1 | 0 | беседа |
2.2 | Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Оборудование и инвентарь. Приемы самоконтроля. | 1 | 1 | 0 | тест |
2.3 | Правила игры в волейболе. | 2 | 1 | 1 | тест |
3. Общая физическая подготовка (16 ч).. |
3.1 | Парные и групповые упражнения. | 4 | 0 | 4 | тест |
3.2 | Легкоатлетические упражнения. | 4 | 0 | 4 | тест |
3.3 | Акробатические упражнения. | 4 | 0 | 4 | сдача нормати вных требований |
3.4 | Спортивные и подвижные игры. | 4 | 0 | 4 | тест |
4. Специальная физическая подготовка (12 ч) |
4.1 | Упражнения для развития навыков быстроты | 3 | 0 | 3 | тест |
4.2 | Упражнения, направленные на развитие прыгучести | 3 | 0 | 3 | тест |
4.3 | Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости. | 3 | 0 | 3 | тест |
4.4 | Упражнения для воспитания скоростно- силовых качеств. | 3 | 0 | 3 | тест |
5. Техническая подготовка (18 ч) |
5.1 | Техника передвижений и стоек. | 4 | 0 | 4 | тест |
5.2 | Техника передач, приема мяча | 4 | 0 | 4 | тест |
5.3 | Техника подачи мяча. | 4 | 0 | 4 | тест |
5.4 | Освоение индивидуальных защитных действий. | 4 | 0 | 4 | тест |
5.5 | Закрепление техники и развитие координационных способностей. | 2 | | 2 | сдача контрол ьных нормати вов |
6. Тактическая подготовка (18 ч) |
6.1 | Тактика нападения. | 8 | 1 | 7 | тренинг, |
6.2 | Тактика защиты. | 8 | 1 | 7 | тренинг, |
6.3 | Соревнования. | 2 | | 2 | контрол ьная игра |
7. Итоговое занятие (2ч) |
7.1 | Итоговая диагностика. | 2 | | 2 | Сдача контрол ьных нормати вов |
| ИТОГО: | 72 | 7 | 65 | |
2.2 Краткое содержание программы. 1 год обучения
Вводное занятие Теория 1 час
Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. История развития волейбола.
Общая физическая подготовка Теория 1 часа
Влияние общих упражнений на организм занимающихся
Практика 11 часов
Строевые упражнения: Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Построения, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте.
Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных исходных положений (и.п.) в основной стойке, на коленях, сидя, лежа - сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведения и приведения, рывки одновременно обеими руками и разноименно. То же во время бега и ходьбы.
Упражнения для ног: поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренных суставах, приседания, отведения и приведения, махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных и.п. ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.), сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для туловища: наклоны, вращения и повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, седы из положения лежа на спине, сидя, различные сочетания этих движений.
Упражнения для развития силы: упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание на перекладине, отжимания в упоре, приседания на одной, двух ногах, переноска и перекладывание груза, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты: повторное пробегание отрезков от 10 до 30 м. Со старта с максимальной скоростью. Бег с заданием догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) в максимальном темпе
Упражнения для развития гибкости: ЩРУ с широкой амплитудой движения, упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой, сложенной вчетверо скакалкой; перешагивания и перепрыгивания. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке. Шпагаты: правой, левой; поперечный.
Упражнения для развития ловкости: разнонаправленные движения рук и ног, кувырки назад, вперед, в стороны с места, с разбега, с прыжка; стойки на голове, руках и лопатках; упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках, метание мячей в неподвижную цель, эстафеты типа "полоса препятствий".
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на 2х ногах; перепрыгивание через предметы (скамейки, мячи).
Упражнения для развития общей выносливости: равномерный бег до 500 м; кросс до 1; дозированный бег по пересеченной местности от 3 до 10 мин; плавание с учетом и без учета времени; ходьба на лыжах с подъемами и спусками с горы. Туристические походы
Специальная физическая подготовка Теория 1 часа
Влияние специальных упражнений на организм занимающихся Практика 11 часов
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных и.п. (стоя, сидя, лежа) лицом, спиной вперед; бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь; бег за лидером без смены и со сменой направления (с поворотом, зигзагом); бег с остановкой и рывком в любом направлении, многократные прыжки с ноги на ногу, на одной ноге на месте и, продвигаясь вперед, в сторону, назад.
Падения: с перекатом на спине с выносом ноги; с перекатом на спине (боку) из выпада в сторону; с перекатом на спине (боку) из выпада вперед. Падения: с амортизацией руками назад и перекатом на спине; вперед с амортизацией руками и перекатом на спине; вперед перекатом прогнувшись;
Падения: со скольжением: в сторону со скольжением на боку; вперед со скольжением прогнувшись.
Броски: вперед со скольжением прогнувшись; вперед перекатом прогнувшись; с кувырком вперед; вперед с приходом руки и ноги. назад с поворотом кругом и приходом руки и ноги; назад выносом ног; назад в упор согнувшись с амортизацией руками сзади; в сторону кувырком через плечо; с перекатом в сторону.
Перекаты: на спине, прогнувшись, на боку, в стороны.
Кувырки: вперед, назад, в сторону, через плечо.
Стойки: на лопатках, на голове и руках, на руках, на предплечьях.
Мосты: из положения лежа, наклоном назад, из стойки на руках.
Упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырка, рывка, падения, броски мяча в стену, в батут с расстояния до 9 м с последующей ловлей. Ведение мяча с ударом о скамейку. Эстафеты с прыжками и бегом, изменением направления, ловлей, передачей и бросками мяча.
Подвижные игры: "салки", "лапта".
Упражнения для развития оптимальной выносливости: многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических действиях с различной интенсивностью и различной продолжительностью (в играх).
Техническая подготовка Теория 1 час
Теория технической подготовки
Практика 28 часов
Подводящие упражнения. Упражнения по технике: бег с подскоками, прыжки, толкаясь одной, двумя ногами; броски мяча в пол, нападающие удары в пол (парами); передача мяча сверху, снизу (парами); игра в защите (в парах); нападающие удары различными способами со всех номеров; подачи, прием подач (в парах); игра в защите (в тройках); игра в защите (в четверках); игра в защите (в пятерках); нападающие удары против одиночного блока; нападающие удары против двойного блока; нападающие удары против тройного блока; взаимодействие игроков; взаимодействие игроков против одиночного блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействия игроков против тройного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против одиночного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против двойного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против тройного блока; игры 3Х3, 4Х4, 5Х5;
Техника защиты: стойка защитника, перемещение приставным шагом, перемещение вперед-назад в стойке защитника; блокирование мяча двумя руками сверху; блокирование игрока, не владеющего мячом; блокирование игрока, владеющего мячом;
Тактическая подготовка Теория 2 часа
Теория тактики игры
Практика 8 часов
Индивидуальные тактические действия при передачах: ускорение во время перемещения различными способами; чередование ускорений и остановок; имитация передачи вперед и назад; чередование передач различных по высоте и расстоянию, стоя у сетки и из глубины, в опорном положении и в прыжке; передачи через сетку на точность; броски с набивным мячом снизу одной рукой, сверху, стоя лицом и боком;
Индивидуальные тактические действия при подачах: чередование способов подач на силу и точность; выбор способа нападающего удара; чередование нападающих ударов и «обманок»; нападающие удары с передач, различных по высоте и расстоянию; нападающие удары по ходу или с переводом; отработка взаимодействия игроков передней линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней линий при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков внутри линий и между ними при сочетании первой и
второй передач; взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней линии;
Система игры через игрока передней линии. Система игры через игрока задней линии, выходящего для передачи к сетке.
Интегральная подготовка Практика 6 часов
Упражнения по технике в виде игры “Эстафеты у стены”, “Мяч капитану”, “Точно в цель”, и т.д.
Учебные двусторонние игры с заданиями. Контрольные игры с заданиями. Задания в игре по технике. Задания в игре по тактике. Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Командные действия в защите.
Контрольно-проверочные мероприятия Практика 2 часа
Контрольное занятие в форме зачета.
2.3 Планируемы результаты
Предметные
Воспитанник научится:
Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Использовать игру и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
Тестировать показатели физического развития, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности
Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Метапредметные
овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в тренировочной деятельности.
Личностные
овладеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной деятельности;
научится максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической подготовке.
2.4 Формы контроля и подведение итогов реализации программы
Контрольные испытания
Общефизическая подготовка
Бег 30 м б х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии -стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Метание набивого мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.
Техническая подготовки
Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зоны 2 и 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки - не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются).
Испытание на точность передачи через сетку. На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 — размером 2 х 1, в зоне 1 и в зоне 6 - размером 3 х 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.
Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6 х 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах - 5 попыток).
Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1, 6, 5 из зон 4,2.
Испытание в защитных действиях (“защита зоны”). Испытуемый находится в зоне G в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.
Учащийся должен применить все изученные до этого приемы защиты. Количество ударов для каждого года обучения различное: группа начальной подготовки - первый год обучения -5; второй год обучения - 10; учебно-тренировочные группы, первый год обучения - 15, второй год обучения - 20.
Тактическая и интегральная подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет - 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. Календарно-тематическое планирование занятий по волейболу.
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во час | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 08.09.2023 | 16-00 | лекция | 2 | Правила соревнований, место занятий. История развития волейбола.. | спортзал | беседа |
2 | сентябрь | 15.09.2023 | 16-00 | практика | 2 | Упражнения для рук и плечевого пояса | спортзал | тест |
3 | сентябрь | 22.09.2023 | 16-00 | практика | 2 | Упражнения для ног и туловища. | спортзал | тест |
4 | сентябрь | 29.09.2023 | 16-00 | практика | 2 | Упражнения для развития физических качеств. | спортзал | тест |
5 | октябрь | 06.10.2023 | 16-00 | практика | 2 | Контрольные нормативы | спортзал | тест |
6 | октябрь | 13.10.2023 | 16-00 | практика | 2 | Упражнения для быстроты и прыгучести | спортзал | тест |
7 | октябрь | 20.10.2023 | 16-00 | практика | 2 | Падения и перекаты. Игра | спортзал | тест |
8 | октябрь | 27.10.2023 | 16-00 | практика | 2 | Упражнения для развития игровой ловкости. Игра | спортзал | тест |
9 | ноябрь | 03.11.2023 | 16-00 | практика | 2 | Подвижные игры | спортзал | тест |
10 | ноябрь | 10.11.2023 | 16-00 | практика | 2 | Упражнения для развития оптимальной выносливости. Игра. КН. | спортзал | тест |
11 | ноябрь | 17.11.2023 | 16-00 | практика | 2 | Контрольные нормативы | спортзал | тест |
12 | ноябрь | 24.11.2023 | 16-00 | практика | 2 | Упражнения по технике. | спортзал | тест |
13 | ноябрь | 01.12.2023 | 16-00 | практика | 2 | Передачи мяча | спортзал | тест |
14 | декабрь | 08.12.2023 | 16-00 | практика | 2 | Подачи. | спортзал | тест |
15 | декабрь | 15.12.2023 | 16-00 | практика | 2 | Игра в нападении. | спортзал | тест |
16 | декабрь | 22.12.2023 | 16-00 | практика | 2 | Игра в защите. | спортзал | тест |
17 | декабрь | 29.12.2023 | 16-00 | практика | 2 | Контрольные нормативы | спортзал | тест |
18 | январь | 12.01.2024 | 16-00 | практика | 2 | Индивидуальные действия при передачах | спортзал | тест |
19 | январь | 19.01.2024 | 16-00 | практика | 2 | Индивидуальные действия при подачах | спортзал | тест |
20 | январь | 26.01.2024 | 16-00 | практика | 2 | Система игры. | спортзал | тест |
21 | февраль | 02.02.2024 | 16-00 | практика | 2 | Контрольные нормативы | спортзал | тест |
22 | февраль | 09.02.2024 | 16-00 | практика | 2 | Упражнения по технике | спортзал | тест |
23 | февраль | 16.02.2024 | 16-00 | практика | 2 | Задания по тактике и технике. | спортзал | тест |
24 | февраль | 23.02.2024 | 16-00 | практика | 2 | Индивидуальные и групповые действия. | спортзал | тест |
25 | февраль | 01.03.2024 | 16-00 | практика | 2 | Командные действия в игре. | спортзал | тест |
26 | март | 08.03.2024 | 16-00 | практика | 2 | Контрольные нормативы | спортзал | тест |
27 | март | 15.03.2024 | 16-00 | практика | 2 | Контрольные нормативы | спортзал | тест |
28 | март | 22.03.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра | спортзал | тест |
29 | март | 29.03.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра | спортзал | тест |
30 | апрель | 05.04.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра | спортзал | тест |
31 | апрель | 12.04.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра | спортзал | тест |
32 | апрель | 19.04.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра | спортзал | тест |
33 | апрель | 26.04.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра | спортзал | тест |
34 | май | 10.05.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра | спортзал | тест |
35 | май | 17.05.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра | спортзал | тест |
36 | май | 24.05.2024 | 16-00 | практика | 2 | Двусторонняя игра. | спортзал | тест |
3.2 Методическое обеспечение.
1). Методы обучения и воспитания.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
Главным из них является метод повтора упражнений, который предусматривает многократное повторение движений, для выработки устойчивого навыка. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям.
Игровой и соревновательные методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально- подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
2).Формы обучения:
индивидуальная;
фронтальная;
групповая;
поточная
3). Формы организации учебного занятия
беседы
занятие поточным методом;
круговая тренировка;
занятие фронтальным методом;
самостоятельные занятия;
тестирование
4). Педагогические технологии:
личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
технология группового обучения:
Целевые ориентиры: достижение высокого уровня содержания, формирование навыков совместной деятельности воспитанников путём активизации учебного процесса. В рамках групповой технологии коллектив обучающихся делится на группы (постоянные, временные) для выполнения конкретных учебных задач, далее каждая группа получает задание и выполняет его сообща, достигая определённого результата.
технология дифференцированного обучения помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.
здоровьесберегающая технология помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
5). Структура занятия.
Вступительная часть: познакомить учащихся с темой занятия.
Подготовительная часть: познакомить учащихся с задачами, планом занятия.
Основная часть: Ознакомление, обучение, совершенствование, тестирование программного материала и т. д. в зависимости от поставленной задачи и программного материала.
Заключительная часть: Закрепление изученного материала.
Такая методика занятия применяется в каждом разделе.
6). Дидактические материалы
литература по теме;
слайды;
карточки с заданием
видеоматериалы;
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Литература для педагога
Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., -- М.: «Физкультура, образование, наука», 2000.
Железняк Ю. Д. “Юный волейболист”. Учебное пособие для тренеров. - М.: «Физкультура и спорт», 1988.
Загорский Б. И., Залетаев И. П., Пузырь Ю. П. и др. “Физическая культура”. Высшая школа. 1989 г.
Ивойлов А. В. Волейбол: [Учебник для »ус..». пед. ин-тов].-- Мн.: Выш. школа, физ. воспитания 1979.
Ковалев В.Д. Спортивные игры; М., 1988
Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николаенко Н. Г. “Физическое воспитание”. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Высшая школа 1984 г.
Д.Железняк -«подготовка юных волейболистов», М. просвещение. 1989г
А.Г. Фурманов. Игра в мини-волейбол. М.
4.2. Литература для учащихся:
Арнольд Шварценеггер Советы чемпиона: М - Спорт, 2002 - 83 с.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с
Ю.О. Чехов. Основы волейбола. М. ФИС. 1979 г.
38