СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Волейбол".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ПФДО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Волейбол".»








АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОВАДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РФ, 142063, Московская область, г. Домодедово, с. Вельяминово, стр.36;

РФ, 142044, Московская область, г.Домодедово, с. Добрыниха, д. 11;

РФ, 142063, Московская область, г. Домодедово, с. Вельяминово, стр. 38а.

Тел.: 8(496)796-06-76, 8(496)794-87-50, 8(496)796-06-86 E-mail: [email protected]



Рекомендовано

Педагогическим советом

Протокол № 25/3

От 30.05.2023


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ Повадинской СОШ

____________ Тараканов Д.В.

Приказ № 447 о/д от _31.05.2023_ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Мартынова Виталия Ивановича, учитель физической культуры

I квалификационная категория,

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно- спортивной направленности «Стритбол»:

Уровень программы: стартовый

«Волейбол»

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации: 1 год












г.о. Домодедово

2022 - 2023 учебный год



1. Структура дополнительной общеобразовательной-

общеразвивающей программы


    1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» разработана на основе и с учетом:

Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция);

Приказа Министерства образования и науки Российской федерации 27.07.22 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";

Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»;

Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций", а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области спорта.

Концепция развития дополнительного образования детей утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Волейбол - олимпийский, перспективный, динамично развивающийся вид спорта. Занятия волейболом способствуют решению социально - культурных и психологических задач, встающих перед подростками и юношеством. Игра в волейбол - одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков. В процессе изучения предмета «Волейбол» у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщению к здоровому образу жизни, приобретение привычки заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье

Новизна и оригинальность программы в том, что, во-первых, она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться стритболом с «нуля», уделяя внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Актуальность программы

Игра в волейбол является одним из самых демократичных и массовых видов спорта. В волейбол могут играть как дети младших возрастов, так и люди довольно зрелого возраста. Как мужчины, так и женщины. Для этой игры не требуется дорогостоящего инвентаря, достаточно иметь мяч, сетку и небольшую площадку. Играть можно на небольшой площадке, так и вне. Например в кругу, на отдыхе. Как вшестером, командой, так и в паре, тройке и т.д. Из за зрелищности спортивных соревнований, эмоциональности и доступности практически людям всех возрастов, игра привлекает всё больше и больше поклонников. При освоении приёмов игры в начальной стадии не требуется особых умений, навыков и высоких нагрузок, что, отчасти, и привлекает интерес к занятиям данным видом спорта. Это же и подчёркивает оздоровительный характер. Эту игру любят и играют в неё миллионы людей.

Отличительная особенность программы заключается в том, что при системном подходе процесс подготовки рассматривается, в первую очередь, в оздоровительном аспекте от первоначального отбора, и при выявлении интереса к данному виду спорта, до завершения спортивной деятельности волейболиста с учетом единства тренировок, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных действий.

Программа организована согласно содержанию и соответствует «ознакомительному» уровню сложности.

Адресат программы

Данная программа предназначена для учащихся возраста от 12 до 18 лет. К обучению по программе «Волейбол» привлекаются все желающие на основе добровольного выбора, в соответствии с их интересами и склонностями. Приём учащихся осуществляется путём заключения договоров с родителями или лицами, заменяющими их. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

● целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

● неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

● повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

● развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

● романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

● нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

● потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Временами подросток бывает способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу, которая, казалось бы, не соответствует его силам. Это происходит в тех случаях, когда у подростка имеется большой интерес к работе, тогда труд или деятельность вызывает у него подъем, энтузиазм, и он не замечает ни усталости, ни времени. В этом возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток легко овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, быстро усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании. Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь. Движения усваиваются подростками сознательно, совершенствуется способность управлять ими в соответствии с поставленной задачей. Вторая сигнальная система — слово — начинает приобретать все большее значение в образовании и формировании движений. После действия может быть дан словесный отчет о нём. Слово может предшествовать действию, то есть подросток может рассказать о том, как он будет выполнять действие. Это позволяет анализировать и сравнивать движения, а следовательно, и лучше управлять ими.

Формы обучения и режим занятий.

Программа по волейболу предусматривает различные формы и методы работы:

  1. Игры;

  2. Элементы занимательности и состязательности;

  3. Конкурсы;

  4. Соревнования;

  5. Часы здоровья.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Общее количество часов в неделю – 2. Продолжительность одного занятия составляет - 2 академических часа, один час – 45 минут. Перерыв после каждого часа занятий – 10 минут.

Срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель, 72 ч.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Разновозрастные группы

Состав группы постоянный

Оптимальная наполняемость группы – не более 24 человек.


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

- подготовка физически крепких и развитых духовно юных спортсменов, готовых к социально-значимым видам деятельности

Задачи программы:

Предметные

- изучить правила игры в волейбол;

- выполнять правила игры в волейбол;

- уметь применять на практике основные приемы игры в волейбол

- обучиться практическим навыкам организации судейства соревнований по волейболу.

Метапредметные

Развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;

Развивать физические способности учащихся.

Личностные

Воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;

Формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки, воспитание волевых качеств.

Коммуникативные

Научиться:

- вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной игры;

- слушать и задавать вопросы;

- формулировать собственное мнение и позицию.


1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты:

-формирование первоначальных представлений о значении спортивно- оздоровительных занятий волейболом для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.

-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

-установка на безопасный, здоровый образ жизни;

-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выражать свои эмоции;

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-уметь планировать и регулировать свои действия во время подвижной игры стритбол;

-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-проводить сравнение и классификацию объектов;

-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-проявлять индивидуальные творческие способности;

-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);

-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;

-подбирать упражнения для разминки;

-использовать знания во время подвижных игр на досуге;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-договариваться и приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).


1.4. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал МАОУ Повадинской СОШ, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям Закона о Санитарно- эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.317214 (кабинет,школьный спортзал) а также:


1

скакалки длинные

5 шт.

2

скакалки короткие

5 шт.

3

гантели (3-х кг., 5 кг)

10 шт.

4

набивные мячи

5 шт.

5

мешочки с песком

5 шт.

6

гимнастические палки

5 шт.

7

теннисные мячи

20 шт.

8

футбольные мячи

2 шт.

9

волейбольные мячи

14 шт.

10

баскетбольные мячи

10 шт.

11

кегли

6 шт.

12

стойки для обводки

10 шт.

13

гимнастические маты

5 шт.

Информационное обеспечение:

Книги, журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители, интернет

Для реализации данной программы используются видео - уроки, мастер – классы и презентации.

Методическое обеспечение:

Дополнительная общеразвивающая программа «Стритбол» имеет развернутое календарно-тематическое планирование, содержащее детальное разделение учебного времени на теоретическую и практическую части.

Дидактические материалы:

    • Картотека упражнений по стритболу;

    • Схемы и плакаты освоения технических приемов в стритболе;

    • Правила игры в стритбол;

    • Правила судейства в стритболе;

    • Регламент проведения стритбольных турниров различных уровней.

    • Положение о соревнованиях по стритболу.

Методические рекомендации:

    • Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

    • Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.

    • Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по стритболу.

    • Инструкции по охране труда.


1.5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет освоения учебно-тренировочного материала обучающимися, роста их физической, специальной, технико-тактической подготовленности, путем:

текущей оценки усвоения изучаемого материала;

оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;

выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.

Диагностическая методика образовательной программы

Разработанная образовательная программа предусматривает диагностику проверки знаний, умений и навыков воспитанников детского объединения в течение всего курса обучения. В течение учебного года проводится диагностирование детей в начале года - входная, в конце полугодия – промежуточная и на конец обучения - итоговая, для

оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, которые характеризуются совершенствованием и ростом спортивного мастерства и физических качеств ребят. Уровень подготовленности воспитанников определяется по следующим параметрам:

-выполнение элемента или упражнения в основном правильно, но не уверенно с ошибками.

- упражнение или элемент выполнено правильно, но не достаточно легко и точно, наблюдается скованность в движениях.

- упражнение или элемент выполнено правильно, в хорошем темпе, уверенно, легко и точно.




Данные заносятся в таблицу со следующими критериями:


Входная диагностика



№ п/п

Ф.И. обучающегося

Теоретическая подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка.

Технико- тактическая подготовка

Средний балл

1


5

4

5

4

4,5

2


4

4

4

4

4

3


3

3

3

3

3

4


3

3

4

3

3,25

Промежуточная диагностика



№ п/п

Ф.И. обучающегося

Теоретическа я подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Технико- тактическая подготовка

Средний балл

1


5

4

5

4

4,5

2


4

4

4

4

4

3


3

3

3

3

3

4


3

3

4

3

3,25



Итоговая диагностика



№ п/п

Ф.И. обучающегося

Теоретическа я подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Технико- тактическая

Средний балл

1


5

4

5

4

4,5

2


4

4

4

4

4

3


3

3

3

3

3

4


3

3

4

3

3,25

Контрольные нормативы

Общефизическая и специальная физическая подготовка.



п/п

Нормативы общефизической подготовки

Мальчики

Девочки

1

Бег 30 м, (сек.)

6,1 - 5,5

6,3 – 5,7

2

Челночный бег 3х10 м, (сек.)

9,3 – 8,8

9,7 – 9,3

3

Прыжки в длину с места, (см.)

160 - 180

150 - 175

4

6-минутный бег, (м.)

1000-1100

850-1000

5

Наклон вперёд из положения сидя, (см.)

6 - 8

8 - 10

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса

(мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки).

4 - 5

10 - 14

7

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).

100-110

110-120

8

Прыжки в высоту с разбега, (см.)

90-100

80-90

9

Прыжки в высоту с места, (см.)

40-45

35-40





2. Содержание программы

2.1 Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

Учебный план (72ч).

п/п



Название раздела, темы

Количество часов

Формы контрол я

Всего

Теория

Практ

ика


1.Введение (2 ч)

1.1

Вводное занятие. Введение в программу.


1

1

0

беседа

1.2

Инструктаж по технике безопасности игры в волейбол.

Входная диагностика.

1

1

0

тест

2. Теоретическая подготовка (4ч)

2.1

История возникновения и развития игры в волейбол.

1

1

0

беседа

2.2

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

Оборудование и инвентарь. Приемы самоконтроля.

1

1

0

тест

2.3

Правила игры в волейболе.

2

1

1

тест

3. Общая физическая подготовка (16 ч)..

3.1

Парные и групповые упражнения.

4

0

4

тест

3.2

Легкоатлетические упражнения.

4

0

4

тест

3.3

Акробатические упражнения.

4

0

4

сдача нормати вных требований

3.4

Спортивные и подвижные игры.

4

0

4

тест

4. Специальная физическая подготовка (12 ч)

4.1

Упражнения для развития навыков

быстроты

3

0

3

тест

4.2

Упражнения, направленные на развитие

прыгучести

3

0

3

тест

4.3

Упражнения, направленные на развитие

специальной ловкости.

3

0

3

тест

4.4

Упражнения для воспитания скоростно-

силовых качеств.

3

0

3

тест

5. Техническая подготовка (18 ч)

5.1

Техника передвижений и стоек.

4

0

4

тест

5.2

Техника передач, приема мяча

4

0

4

тест

5.3

Техника подачи мяча.

4

0

4

тест

5.4

Освоение индивидуальных защитных

действий.

4

0

4

тест

5.5

Закрепление техники и развитие

координационных способностей.

2


2

сдача контрол ьных нормати вов

6. Тактическая подготовка (18 ч)

6.1

Тактика нападения.

8

1

7

тренинг,


6.2

Тактика защиты.

8

1

7

тренинг,

6.3

Соревнования.

2


2

контрол ьная игра

7. Итоговое занятие (2ч)

7.1

Итоговая диагностика.

2


2

Сдача контрол ьных нормати вов


ИТОГО:

72

7

65




2.2 Краткое содержание программы. 1 год обучения

  1. Вводное занятие Теория 1 час

Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. История развития волейбола.

  1. Общая физическая подготовка Теория 1 часа

Влияние общих упражнений на организм занимающихся

Практика 11 часов

Строевые упражнения: Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Построения, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте.

Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных исходных положений (и.п.) в основной стойке, на коленях, сидя, лежа - сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведения и приведения, рывки одновременно обеими руками и разноименно. То же во время бега и ходьбы.

Упражнения для ног: поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренных суставах, приседания, отведения и приведения, махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных и.п. ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.), сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.

Упражнения для туловища: наклоны, вращения и повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, седы из положения лежа на спине, сидя, различные сочетания этих движений.

Упражнения для развития силы: упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание на перекладине, отжимания в упоре, приседания на одной, двух ногах, переноска и перекладывание груза, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты: повторное пробегание отрезков от 10 до 30 м. Со старта с максимальной скоростью. Бег с заданием догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) в максимальном темпе

Упражнения для развития гибкости: ЩРУ с широкой амплитудой движения, упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой, сложенной вчетверо скакалкой; перешагивания и перепрыгивания. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке. Шпагаты: правой, левой; поперечный.

Упражнения для развития ловкости: разнонаправленные движения рук и ног, кувырки назад, вперед, в стороны с места, с разбега, с прыжка; стойки на голове, руках и лопатках; упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках, метание мячей в неподвижную цель, эстафеты типа "полоса препятствий".

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на 2­х ногах; перепрыгивание через предметы (скамейки, мячи).

Упражнения для развития общей выносливости: равномерный бег до 500 м; кросс до 1; дозированный бег по пересеченной местности от 3 до 10 мин; плавание с учетом и без учета времени; ходьба на лыжах с подъемами и спусками с горы. Туристические походы

  1. Специальная физическая подготовка Теория 1 часа

Влияние специальных упражнений на организм занимающихся Практика 11 часов

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных и.п. (стоя, сидя, лежа) лицом, спиной вперед; бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь; бег за лидером без смены и со сменой направления (с поворотом, зигзагом); бег с остановкой и рывком в любом направлении, многократные прыжки с ноги на ногу, на одной ноге на месте и, продвигаясь вперед, в сторону, назад.

Падения: с перекатом на спине с выносом ноги; с перекатом на спине (боку) из выпада в сторону; с перекатом на спине (боку) из выпада вперед. Падения: с амортизацией руками назад и перекатом на спине; вперед с амортизацией руками и перекатом на спине; вперед перекатом прогнувшись;

Падения: со скольжением: в сторону со скольжением на боку; вперед со скольжением прогнувшись.

Броски: вперед со скольжением прогнувшись; вперед перекатом прогнувшись; с кувырком вперед; вперед с приходом руки и ноги. назад с поворотом кругом и приходом руки и ноги; назад выносом ног; назад в упор согнувшись с амортизацией руками сзади; в сторону кувырком через плечо; с перекатом в сторону.

Перекаты: на спине, прогнувшись, на боку, в стороны.

Кувырки: вперед, назад, в сторону, через плечо.

Стойки: на лопатках, на голове и руках, на руках, на предплечьях.

Мосты: из положения лежа, наклоном назад, из стойки на руках.

Упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырка, рывка, падения, броски мяча в стену, в батут с расстояния до 9 м с последующей ловлей. Ведение мяча с ударом о скамейку. Эстафеты с прыжками и бегом, изменением направления, ловлей, передачей и бросками мяча.

Подвижные игры: "салки", "лапта".

Упражнения для развития оптимальной выносливости: многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических действиях с различной интенсивностью и различной продолжительностью (в играх).

  1. Техническая подготовка Теория 1 час

Теория технической подготовки

Практика 28 часов

Подводящие упражнения. Упражнения по технике: бег с подскоками, прыжки, толкаясь одной, двумя ногами; броски мяча в пол, нападающие удары в пол (парами); передача мяча сверху, снизу (парами); игра в защите (в парах); нападающие удары различными способами со всех номеров; подачи, прием подач (в парах); игра в защите (в тройках); игра в защите (в четверках); игра в защите (в пятерках); нападающие удары против одиночного блока; нападающие удары против двойного блока; нападающие удары против тройного блока; взаимодействие игроков; взаимодействие игроков против одиночного блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействия игроков против тройного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против одиночного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против двойного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против тройного блока; игры 3Х3, 4Х4, 5Х5;

Техника защиты: стойка защитника, перемещение приставным шагом, перемещение вперед-назад в стойке защитника; блокирование мяча двумя руками сверху; блокирование игрока, не владеющего мячом; блокирование игрока, владеющего мячом;

  1. Тактическая подготовка Теория 2 часа

Теория тактики игры

Практика 8 часов

Индивидуальные тактические действия при передачах: ускорение во время перемещения различными способами; чередование ускорений и остановок; имитация передачи вперед и назад; чередование передач различных по высоте и расстоянию, стоя у сетки и из глубины, в опорном положении и в прыжке; передачи через сетку на точность; броски с набивным мячом снизу одной рукой, сверху, стоя лицом и боком;

Индивидуальные тактические действия при подачах: чередование способов подач на силу и точность; выбор способа нападающего удара; чередование нападающих ударов и «обманок»; нападающие удары с передач, различных по высоте и расстоянию; нападающие удары по ходу или с переводом; отработка взаимодействия игроков передней линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней линий при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков внутри линий и между ними при сочетании первой и

второй передач; взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней линии;

Система игры через игрока передней линии. Система игры через игрока задней линии, выходящего для передачи к сетке.

  1. Интегральная подготовка Практика 6 часов

Упражнения по технике в виде игры “Эстафеты у стены”, “Мяч капитану”, “Точно в цель”, и т.д.

Учебные двусторонние игры с заданиями. Контрольные игры с заданиями. Задания в игре по технике. Задания в игре по тактике. Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Командные действия в защите.

  1. Контрольно-проверочные мероприятия Практика 2 часа

Контрольное занятие в форме зачета.

2.3 Планируемы результаты

Предметные

Воспитанник научится:

  • Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;

  • Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

  • Использовать игру и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

  • Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

  • Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

  • Тестировать показатели физического развития, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

  • Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности

  • Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;

  • Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Метапредметные

  • овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в тренировочной деятельности.

Личностные

  • овладеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • научится максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической подготовке.

2.4 Формы контроля и подведение итогов реализации программы

Контрольные испытания

Общефизическая подготовка

Бег 30 м б х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии -стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Метание набивого мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.

Техническая подготовки

Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зоны 2 и 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки - не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются).

Испытание на точность передачи через сетку. На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 — размером 2 х 1, в зоне 1 и в зоне 6 - размером 3 х 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.

Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6 х 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах - 5 попыток).

Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1, 6, 5 из зон 4,2.

Испытание в защитных действиях (“защита зоны”). Испытуемый находится в зоне G в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.

Учащийся должен применить все изученные до этого приемы защиты. Количество ударов для каждого года обучения различное: группа начальной подготовки - первый год обучения -5; второй год обучения - 10; учебно-тренировочные группы, первый год обучения - 15, второй год обучения - 20.

Тактическая и интегральная подготовка. 

Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет - 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.


3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

3.1. Календарно-тематическое планирование занятий по волейболу.

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во час

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

08.09.2023

16-00

лекция

2

Правила соревнований, место занятий. История развития волейбола..

спортзал

беседа

2

сентябрь

15.09.2023

16-00

практика

2

Упражнения для рук и плечевого пояса

спортзал

тест

3

сентябрь

22.09.2023

16-00

практика

2

Упражнения для ног и туловища.

спортзал

тест

4

сентябрь

29.09.2023

16-00

практика

2

Упражнения для развития физических качеств.

спортзал

тест

5

октябрь

06.10.2023

16-00

практика

2

Контрольные нормативы

спортзал

тест

6

октябрь

13.10.2023

16-00

практика

2

Упражнения для быстроты и прыгучести

спортзал

тест

7

октябрь

20.10.2023

16-00

практика

2

Падения и перекаты. Игра

спортзал

тест

8

октябрь

27.10.2023

16-00

практика

2

Упражнения для развития игровой ловкости. Игра

спортзал

тест

9

ноябрь

03.11.2023

16-00

практика

2

Подвижные игры

спортзал

тест

10

ноябрь

10.11.2023

16-00

практика

2

Упражнения для развития оптимальной выносливости. Игра. КН.

спортзал

тест

11

ноябрь

17.11.2023

16-00

практика

2

Контрольные нормативы

спортзал

тест

12

ноябрь

24.11.2023

16-00

практика

2

Упражнения по технике.

спортзал

тест

13

ноябрь

01.12.2023

16-00

практика

2

Передачи мяча

спортзал

тест

14

декабрь

08.12.2023

16-00

практика

2

Подачи.

спортзал

тест

15

декабрь

15.12.2023

16-00

практика

2

Игра в нападении.

спортзал

тест

16

декабрь

22.12.2023

16-00

практика

2

Игра в защите.

спортзал

тест

17

декабрь

29.12.2023

16-00

практика

2

Контрольные нормативы

спортзал

тест

18

январь

12.01.2024

16-00

практика

2

Индивидуальные действия при передачах

спортзал

тест

19

январь

19.01.2024

16-00

практика

2

Индивидуальные действия при подачах

спортзал

тест

20

январь

26.01.2024

16-00

практика

2

Система игры.

спортзал

тест

21

февраль

02.02.2024

16-00

практика

2

Контрольные нормативы

спортзал

тест

22

февраль

09.02.2024

16-00

практика

2

Упражнения по технике

спортзал

тест

23

февраль

16.02.2024

16-00

практика

2

Задания по тактике и технике.

спортзал

тест

24

февраль

23.02.2024

16-00

практика

2

Индивидуальные и групповые действия.

спортзал

тест

25

февраль

01.03.2024

16-00

практика

2

Командные действия в игре.

спортзал

тест

26

март

08.03.2024

16-00

практика

2

Контрольные нормативы

спортзал

тест

27

март

15.03.2024

16-00

практика

2

Контрольные нормативы

спортзал

тест

28

март

22.03.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра

спортзал

тест

29

март

29.03.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра

спортзал

тест

30

апрель

05.04.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра

спортзал

тест

31

апрель

12.04.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра

спортзал

тест

32

апрель

19.04.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра

спортзал

тест

33

апрель

26.04.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра

спортзал

тест

34

май

10.05.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра

спортзал

тест

35

май

17.05.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра

спортзал

тест

36

май

24.05.2024

16-00

практика

2

Двусторонняя игра.

спортзал

тест

3.2 Методическое обеспечение.

1). Методы обучения и воспитания.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  • метод повтора упражнений;

  • игровой;

  • соревновательный;

  • круговой тренировки.

Главным из них является метод повтора упражнений, который предусматривает многократное повторение движений, для выработки устойчивого навыка. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям.

Игровой и соревновательные методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально- подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учётом технических и физических способностей занимающихся.


2).Формы обучения:

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • поточная


3). Формы организации учебного занятия

  • беседы

  • занятие поточным методом;

  • круговая тренировка;

  • занятие фронтальным методом;

  • самостоятельные занятия;

  • тестирование


4). Педагогические технологии:

  • личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  • технология группового обучения:

Целевые ориентиры: достижение высокого уровня содержания, формирование навыков совместной деятельности воспитанников путём активизации учебного процесса. В рамках групповой технологии коллектив обучающихся делится на группы (постоянные, временные) для выполнения конкретных учебных задач, далее каждая группа получает задание и выполняет его сообща, достигая определённого результата.

  • технология дифференцированного обучения помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.

  • здоровьесберегающая технология помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;

  • игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.


5). Структура занятия.

Вступительная часть: познакомить учащихся с темой занятия.

Подготовительная часть: познакомить учащихся с задачами, планом занятия.

Основная часть: Ознакомление, обучение, совершенствование, тестирование программного материала и т. д. в зависимости от поставленной задачи и программного материала.

Заключительная часть: Закрепление изученного материала.

Такая методика занятия применяется в каждом разделе.


6). Дидактические материалы

литература по теме;

слайды;

карточки с заданием

видеоматериалы;



4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4.1. Литература для педагога

  1. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., -- М.: «Физкультура, образование, наука», 2000.

  2. Железняк Ю. Д. “Юный волейболист”. Учебное пособие для тренеров. - М.: «Физкультура и спорт», 1988.

  3. Загорский Б. И., Залетаев И. П., Пузырь Ю. П. и др. “Физическая культура”. Высшая школа. 1989 г.

  4. Ивойлов А. В. Волейбол: [Учебник для »ус..». пед. ин-тов].-- Мн.: Выш. школа, физ. воспитания 1979.

  5. Ковалев В.Д. Спортивные игры; М., 1988

  6. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николаенко Н. Г. “Физическое воспитание”. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Высшая школа 1984 г.

  7. Д.Железняк -«подготовка юных волейболистов», М. просвещение. 1989г

  8. А.Г. Фурманов. Игра в мини-волейбол. М.



4.2. Литература для учащихся:

  1. Арнольд Шварценеггер Советы чемпиона: М - Спорт, 2002 - 83 с.

  2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с

  3. Ю.О. Чехов. Основы волейбола. М. ФИС. 1979 г.



38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!