Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хохол-Тростянская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО учителей предметников Протокол № ____ от «__»_________20__ г. | Согласовано на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «__»_________20___ г. | Утверждено Директор МКОУ Хохол-Тростянская ООШ ____________Зарвигорова В.Ф. Приказ от_____ 20__г № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Тайны имён и названий»
общеинтеллектуального направления
5-7 классы
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения программы внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» учащиеся должны
знать:
определения понятий «имя», «топоним» «этнография», «этимология», «ономастика», «топонимика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология», «словарь», «справочник», «исконно русские имена», «заимствованные имена», «отчество», «фамилия», «характер», «астрология»;
основные понятия ономастики;
отдельные факты из истории топонимов родного края;
основные понятия литературной ономастики;
историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей фамилии;
значение имён в жизни человека;
основные этапы появления имен на Руси;
значение имен людей, географических названий в истории народов;
уметь:
работать с ономастическими словарями (ономастиконами);
различать виды имён собственных в зависимости от обозначаемого объекта;
правильно писать, произносить топонимы, грамотно использовать их в собственной речи;
вести поисковую, исследовательскую деятельность, направленную на изучение и классификацию языкового материала на основе географии региона;
анализировать функционально-семантические особенности собственных в произведениях русских поэтов и прозаиков.
Содержание курса.
Ономастика как наука
Общая характеристика понятия «ономастика». Ономастика как наука и как совокупность собственных имён. Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека. Отличие имен собственных от нарицательных.
Разряды имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.
Словари и справочники – наши первые помощники
Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник». Отличие понятий «словарь» и «справочник». Типы словарей и справочников. Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари.
Имя человека
Понятие об антропониме. Антропоним – собственное имя человека, антропонимия – совокупность антропонимов. Процесс появления имен на Руси и в других странах. Основные этапы появления имен на Руси. Имена византийско-греческого происхождения. Состав имен византийско-греческого происхождения по языкам-источникам.
Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые, имена заимствованные.
Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события.
Формы личных имён, их стилистическая окраска. Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные.
Происхождение отчеств и фамилий
Происхождение отчеств. Влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии). Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств. Общая характеристика истории появления фамилий. История происхождения самых распространенных русских фамилий.
Имена литературных персонажей. Своеобразие имени собственного в художественном произведении. Зависимость литературной ономастики от реальной ономастики.
Имя персонажа. Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика.
Имена основных персонажей произведений русских писателей. Своеобразие имени собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях.
Имя персонажа и жанр произведения. Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа-персонажа.
Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок.
Географические названия
Понятие о топониме. Топоним, топонимика, топонимия.
Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Названия рек, озёр морей и др. (гидронимы), названия гор,долин, низменностей и др. форм рельефа (оронимы), названия городов, сёл, деревень (ойконимы). Микротопонимы.
Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов.
Разная языковая принадлежность топонимии современной России.
Изучение топонимии. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его «народно-поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.)
Исторические названия. Исторические названия – памятники нашей культуры.
Региональные микротопонимы. Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п.
Орфография и орфоэпия топонимов.
Названия звёздного неба
Понятие о космониме. Космоним, космонимия, космонимика.
Имена-космонимы. Предметы околоземного и космического пространства,обозначаемые собственными именами- космонимами: звёзды, созвездия, планеты, кометы, астероиды и др. объекты звёздного неба.
Номинация космических объектов. Признаки называния (номинации) осмических объектов.
Мифы и легенды о происхождении космонимов. Русские (славянские) и заимствованные названия. Небесная топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других планет. Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях других объектов звёздного неба.
Научная и народная косминимия. Связь научной космонимии с астрономией. Отражение в народной космонимии истории народа, его языка и культуры.
Другие разряды собственных имён
Другие разряды имён собственных. Этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы. Орфография и орфоэпия ктематонимов.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебой и научно-исследовательской работой обучающихся, то есть преподавателем выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности обучающихся.
На занятиях применяются самые разные методы обучения: слово учителя (сообщение, объяснение, рассказ и др.), беседа, наблюдения над языком, лингвистический эксперимент, упражнения, игры (особенно часто на первом году обучения). Некоторые практические занятия проходят в форме игры. В конце изучения тем проводятся олимпиады, конкурсы, викторины. К некоторым занятиям учащиеся сами готовят материал для викторины. Уместны экскурсии по родному краю.
На занятиях широко используются различные словари, справочная и художественная литература, портреты писателей и ученых-лингвистов, карточки, схемы, таблицы, аудио и видео-техника, компьютер, карты Воронежской области.
Формы и приемы работы обучающихся самые разнообразные:
- участие в играх, выполнение упражнений,
- составление заданий, подбор материала для занятий (пословицы, загадки, стихи, примеры их художественных произведений),
- изготовление наглядных пособий,
- оформление альбомов,
- составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя,
- анализ текста,
- участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах»,
- использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.),
- написание рефератов,
- выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на школьной конференции,
- подготовка и защита проектов, слайдовых презентаций.
Тематическое планирование
Тематическое планирование для 5 класса
№ урока | Тема урока, раздела | Коли-чество часов | Содержание | Дата |
план | факт |
| Ономастика как наука | 1 | | | |
-
| Ономастика как наука. | 1 | Общая характеристика понятия «ономастика». Ономастика как наука и как совокупность собственных имён. Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека. Отличие имен собственных от нарицательных. Разряды имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы. | | |
| Словари и справочники – наши первые помощники | 1 | | | |
-
| Типы словарей и справочников. | 1 | Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник». Отличие понятий «словарь» и «справочник». Типы словарей и справочников. Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари. | | |
| Имя человека | 4 | | | |
-
| Антропоним – собственное имя человека. | 1 | Понятие об антропониме. Антропоним – собственное имя человека, антропонимия – совокупность антропонимов. Процесс появления имен на Руси и в других странах. Имена византийско-греческого происхождения. Состав имен византийско-греческого происхождения по языкам-источникам | | |
-
| Разновидности имён. | 1 | Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые, имена заимствованные. | | |
-
| Происхождение имён. | 1 | Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события. | | |
-
| Тайны имён и прозвищ. | 1 | Формы личных имён, их стилистическая окраска. Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные. | | |
| Происхождение отчеств и фамилий | 2 | | | |
-
| Происхождение отчеств. | 1 | Влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии). Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств. Общая характеристика истории появления фамилий. История происхождения самых распространенных русских фамилий. Истории происхождения фамилий учащихся класса, школы. | | |
-
| Имена литературных персонажей. | 1 | Своеобразие имени собственного в художественном произведении. Зависимость литературной ономастики от реальной ономастики. Имя персонажа. Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика. Имена основных персонажей произведений русских писателей. Своеобразие имени собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях. Имя персонажа и жанр произведения. Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа-персонажа. | | |
Тематическое планирование для 6 класса
№ урока | Тема урока, раздела | Коли-чество часов | Содержание | Дата |
план | факт |
-
| Понятие о топониме. Топоним, топонимика, топонимия. | 1 | Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов. Разная языковая принадлежность топонимии современной России. Изучение топонимии. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его «народно-поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.) | | |
-
| Гидронимы | 1 | Названия рек, озёр морей и других водных объектов. | | |
-
| Оронимы | 1 | Названия гор, долин, низменностей и других форм рельефа | | |
-
| Ойконимы | 1 | Названия городов, сёл, деревень. | | |
-
| Исторические названия. | 1 | Исторические названия – памятники нашей культуры. Орфография и орфоэпия топонимов. | | |
-
| Региональные микротопонимы. | 1 | Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п. | | |
-
| Проект «Топонимы с.Хохол-Тростянка» | 2 | Создание компьютерной презентации с фото и видеоматериалами по топонимике своего края. | | |
-
| Проект «Топонимы с.Хохол-Тростянка» | | |