СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» общеинтеллектуального направления

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» общеинтеллектуального направления предназначена для учащихся 5-7 классов. Учащиеся получают знания о науке ономастике.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» общеинтеллектуального направления»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хохол-Тростянская основная общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании МО учителей предметников

Протокол № ____ от

«__»_________20__ г.

Согласовано на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от

«__»_________20___ г.

Утверждено

Директор МКОУ Хохол-Тростянская ООШ

____________Зарвигорова В.Ф.

Приказ от_____ 20__г № ____











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

«Тайны имён и названий»

общеинтеллектуального направления

5-7 классы



















  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате изучения программы внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» учащиеся должны

знать:

  • определения понятий «имя», «топоним» «этнография», «этимология», «ономастика», «топонимика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология», «словарь», «справочник», «исконно русские имена», «заимствованные имена», «отчество», «фамилия», «характер», «астрология»;

  • основные понятия ономастики;

  • отдельные факты из истории топонимов родного края;

  • основные понятия литературной ономастики;

  • историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей фамилии;

  • значение имён в жизни человека;

  • основные этапы появления имен на Руси;

  • значение имен людей, географических названий в истории народов;

уметь:

  • работать с ономастическими словарями (ономастиконами);

  • различать виды имён собственных в зависимости от обозначаемого объекта;

  • правильно писать, произносить топонимы, грамотно использовать их в собственной речи;

  • вести поисковую, исследовательскую деятельность, направленную на изучение и классификацию языкового материала на основе географии региона;

  • анализировать функционально-семантические особенности собственных в произведениях русских поэтов и прозаиков.


  1. Содержание курса.


Ономастика как наука

Общая характеристика понятия «ономастика». Ономастика как наука и как совокупность собственных имён. Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека. Отличие имен собственных от нарицательных.

Разряды имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.


Словари и справочники – наши первые помощники

Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник». Отличие понятий «словарь» и «справочник». Типы словарей и справочников. Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари.

Имя человека

Понятие об антропониме. Антропоним – собственное имя человека, антропонимия – совокупность антропонимов. Процесс появления имен на Руси и в других странах. Основные этапы появления имен на Руси. Имена византийско-греческого происхождения. Состав имен византийско-греческого происхождения по языкам-источникам.

Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые, имена заимствованные.

Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события.

Формы личных имён, их стилистическая окраска. Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные.


Происхождение отчеств и фамилий

Происхождение отчеств. Влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии). Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств. Общая характеристика истории появления фамилий. История происхождения самых распространенных русских фамилий.
Имена литературных персонажей. Своеобразие имени собственного в художественном произведении. Зависимость литературной ономастики от реальной ономастики.

Имя персонажа. Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика.

Имена основных персонажей произведений русских писателей. Своеобразие имени собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях.

Имя персонажа и жанр произведения. Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа-персонажа.

Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок.


Географические названия

Понятие о топониме. Топоним, топонимика, топонимия.

Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Названия рек, озёр морей и др. (гидронимы), названия гор,долин, низменностей и др. форм рельефа (оронимы), названия городов, сёл, деревень (ойконимы). Микротопонимы.

Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов.

Разная языковая принадлежность топонимии современной России.

Изучение топонимии. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его «народно-поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.)

Исторические названия. Исторические названия – памятники нашей культуры.

Региональные микротопонимы. Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п.

Орфография и орфоэпия топонимов.


Названия звёздного неба

Понятие о космониме. Космоним, космонимия, космонимика.

Имена-космонимы. Предметы околоземного и космического пространства,обозначаемые собственными именами- космонимами: звёзды, созвездия, планеты, кометы, астероиды и др. объекты звёздного неба.

Номинация космических объектов. Признаки называния (номинации) осмических объектов.

Мифы и легенды о происхождении космонимов. Русские (славянские) и заимствованные названия. Небесная топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других планет. Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях других объектов звёздного неба.

Научная и народная косминимия. Связь научной космонимии с астрономией. Отражение в народной космонимии истории народа, его языка и культуры.


Другие разряды собственных имён

Другие разряды имён собственных. Этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы. Орфография и орфоэпия ктематонимов.

Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебой и научно-исследовательской работой обучающихся, то есть преподавателем выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности обучающихся.

На занятиях применяются самые разные методы обучения: слово учителя (сообщение, объяснение, рассказ и др.), беседа, наблюдения над языком, лингвистический эксперимент, упражнения, игры (особенно часто на первом году обучения). Некоторые практические занятия проходят в форме игры. В конце изучения тем проводятся олимпиады, конкурсы, викторины. К некоторым занятиям учащиеся сами готовят материал для викторины. Уместны экскурсии по родному краю.

На занятиях широко используются различные словари, справочная и художественная литература, портреты писателей и ученых-лингвистов, карточки, схемы, таблицы, аудио и видео-техника, компьютер, карты Воронежской области.

Формы и приемы работы обучающихся самые разнообразные:

- участие в играх, выполнение упражнений,

- составление заданий, подбор материала для занятий (пословицы, загадки, стихи, примеры их художественных произведений),

- изготовление наглядных пособий,

- оформление альбомов,

- составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя,

- анализ текста,

- участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах»,

- использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.),

- написание рефератов,

- выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на школьной конференции,

- подготовка и защита проектов, слайдовых презентаций.


  1. Тематическое планирование


Тематическое планирование для 5 класса


№ урока



Тема урока, раздела

Коли-чество часов

Содержание

Дата

план

факт


Ономастика как наука

1




Ономастика как наука.

1

Общая характеристика понятия «ономастика». Ономастика как наука и как совокупность собственных имён. Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека. Отличие имен собственных от нарицательных. Разряды имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.




Словари и справочники – наши первые помощники

1




Типы словарей и справочников.

1

Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник». Отличие понятий «словарь» и «справочник». Типы словарей и справочников. Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари.




Имя человека

4




Антропоним – собственное имя человека.

1

Понятие об антропониме. Антропоним – собственное имя человека, антропонимия – совокупность антропонимов. Процесс появления имен на Руси и в других странах. Имена византийско-греческого происхождения. Состав имен византийско-греческого происхождения по языкам-источникам



Разновидности имён.

1

Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые, имена заимствованные.



Происхождение имён.

1

Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события.



Тайны имён и прозвищ.

1

Формы личных имён, их стилистическая окраска. Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные.




Происхождение отчеств и фамилий

2




Происхождение отчеств.

1

Влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии). Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств.

Общая характеристика истории появления фамилий. История происхождения самых распространенных русских фамилий. Истории происхождения фамилий учащихся класса, школы.



Имена литературных персонажей.

1

Своеобразие имени собственного в художественном произведении. Зависимость литературной ономастики от реальной ономастики.

Имя персонажа. Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика.

Имена основных персонажей произведений русских писателей. Своеобразие имени собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях.

Имя персонажа и жанр произведения. Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа-персонажа.





Тематическое планирование для 6 класса

№ урока



Тема урока, раздела

Коли-чество часов

Содержание

Дата

план

факт

Понятие о топониме. Топоним, топонимика, топонимия.


1

Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов. Разная языковая принадлежность топонимии современной России.

Изучение топонимии. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его «народно-поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.)



Гидронимы

1

Названия рек, озёр морей и других водных объектов.



Оронимы

1

Названия гор, долин, низменностей и других форм рельефа



Ойконимы

1

Названия городов, сёл, деревень.



Исторические названия.

1

Исторические названия – памятники нашей культуры.

Орфография и орфоэпия топонимов.



Региональные микротопонимы.

1

Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п.



Проект «Топонимы с.Хохол-Тростянка»

2

Создание компьютерной презентации с фото и видеоматериалами по топонимике своего края.



Проект «Топонимы с.Хохол-Тростянка»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!