Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Трудобеликовский,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 31.08.2016 года
Председатель педсовета
________ Л.В.Колесник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК
«Жаворонки России»
Тип программы: комплексная, ориентированная на развитие музыкальных способностей учащихся, развитие образного мышления и творческой индивидуальности
Срок реализации программы - 4года
Возраст обучающихся 7 - 11лет
Автор программы : Дулькина В. Г., Мержоева Л.Ю., Кибальченко Л.Н., Конашенкова О.Б., Обухова И.Н.
Рецензия
на комплексную программу внеурочной деятельности
«Жаворонки России»
для обучающихся 1- 4 классов,
составленную Мержоевой Людмилой Юрьевной, Дулькиной Верой Георгиевной,
Обуховой Инной Николаевной, учителями начальных классов
МБОУ СОШ №39 хутора Трудобеликовского
Красноармейского района
Краснодарского края
Программа направлена на развитие музыкальных способностей учащихся, развитие образного мышления и творческой индивидуальности, воспитание художественного и эстетического вкуса, раскрытие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.
Целевая установка программы реализуется через интерес младших школьников к музыке, обобщение и систематизацию уже имеющегося у них жизненно-музыкального опыта, первичных представлений о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Содержание деятельности определяется с учетом возрастных возможностей учащихся. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, составлении программы итогового концерта.
С целью развития способностей обучающихся и формирования универсальных учебных действий в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа курса «Жаворонки России» может быть рекомендована для использования учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности 1–4–х классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Руководитель МО учителей начальных классов
МБОУ СОШ №39 О.А. Войченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на развитие музыкальных способностей учащихся, развитие образного мышления и творческой индивидуальности, воспитание художественного и эстетического вкуса, раскрытие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.
Целевая установка программы реализуется через интерес младших школьников к музыке, обобщение и систематизацию уже имеющегося у них жизненно-музыкального опыта, первичных представлений о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия с детьми для начальной школы (7-11 лет) по программе «Жаворонки России» проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы:
Содействовать развитию музыкальных и творческих способностей учащихся, познавательного интереса к музыке, расширению музыкального кругозора.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с элементами музыкальной грамоты
- дать учащимся необходимый объем знаний, умений и навыков для раскрытия творческого потенциала в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация, музыкально- ритмическое движение)
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей учащихся (музыкальный слух, голос, чувство ритма, память)
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся (фантазия, мышление, воображение)
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству
- заложить основы воспитания духовно- нравственных и эстетических качеств личности .
Сроки реализации образовательной программы – 4 года обучения
1 год обучения – 1 час в неделю - 33 ч в год.
2-4 год обучения – 1час в неделю - 34 ч в год.
2. Предполагаемые результаты реализации программы
Прогнозируемые результаты учащихся 1 класса на конец учебного года
Программа обеспечивает достижение выпускниками 1 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов
Предметные :
учащиеся научатся:
- определять на слух основные жанры музыки (песня –танец- марш);
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- воспринимать музыку различных жанров ( определять характер музыки,
- выразительно исполнять выученные песни, знать их названия и авторов, вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, тихо и громко, легато и стаккато, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест, знать элементарные правила пения (положение корпуса, дыхание);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
- познакомятся с основными средствами музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр, лад, регистр;
- знать названия музыкальных инструментов (рояль, фортепиано скрипка, флейта, гармонь, баян, балалайка).
Метапредметные:
- получат первоначальные представления о роли музыки в жизни человека;
- научатся использовать музыкальные образы при создании театральных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально- хоровых произведений .
Личностные:
- научатся общаться со сверстниками, реализовывать творческий потенциал
- научатся позитивно оценивать свои музыкально - творческие возможности .
Прогнозируемые результаты учащихся 2 класса на конец учебного года
Программа обеспечивает достижение выпускниками 2 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов
Предметные: учащиеся научатся:
- понимать и выявлять характерные особенности простейших музыкальных жанров (песня – танец - марш) и более сложных жанров(опера, балет, концерт, симфония);
- узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пение, игре, пластике;
- выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов, различать дирижерские жесты, владеть разными приемами пения (тихо, громко, легато и стаккато, петь с различными эмоционально- смысловыми оттенками в голосе, знать элементарные правила пения: положение корпуса, дыхание, приемы формирования певческого звука) ;
- координировать свои действия с метроритмом (умение повторить ритм, ощущать сильную и слабую доли), оформлять движения в виде танцевальных элементов (ритмическая импровизация) ;
- знать названия музыкальных инструментов симфонического оркестра, определять на слух тембры распространенных музыкальных инструментов(фортепиано, скрипка, флейта, барабан);
- различать элементы музыкальной речи (лад, регистр, темп, ритм, знать название нот и расположение нот на нотном стане).
Метапредметные:
- расширят представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства ( литература, изобразительное искусство);
- получат возможность реализовать свои музыкальные и творческие способности через участие в концертах, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах.
Личностные:
- научатся реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального исполнения;
- научатся оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Прогнозируемые результаты учащихся 3 класса на конец учебного года
Предметные:
Учащиеся научатся:
- понимать и выявлять характерные особенности простейших музыкальных жанров (песня- танец- марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
- узнавать типы голосов и типы дыхания;
- узнавать образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
- петь достаточно чистым по качеству звуком, петь легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты;
- знать названия музыкальных инструментов симфонического оркестра, определять на слух тембры распространенных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, флейта, барабан);
- различать элементы музыкальной речи (лад, регистр, темп, ритм, знать название нот и расположение нот на нотном стане) .
Метапредметные:
- расширят представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства ( литература, изобразительное искусство) ;
- получат возможность реализовать свои музыкальные и творческие способности через участие в концертах, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах.
Личностные:
- научатся реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного
- научатся оценивать собственную музыкально – творческую деятельность .
Прогнозируемые результаты учащихся 4 класса на конец учебного года
Предметные:
Учащиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);
Метапредметные:
- расширят представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства ( литература, изобразительное искусство)
- получат возможность реализовать свои музыкальные и творческие способности через участие в концертах, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах.
Личностные:
- научатся реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх
На первом этапе обучения дети получают начальные теоретические знания и у них формируются простейшие умения и навыки.
На втором этапе теоретическая база расширяется и обогащается новыми знаниями, продолжается работа по формированию умений и навыков по всем разделам программы.
Третий этап выполняет двойную функцию: с одной стороны – это закрепление ранее полученных знаний и навыков и умения применять их на практике; с другой - это углубление музыкальных познаний; расширение музыкального кругозора обучающихся; накопление «слухового» опыта; тренировка музыкальной памяти, мышления, воображения.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения,
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4.Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Важным показателем успешности становления музыкальной культуры и достижения планируемых результатов являются итоговые занятия, которые целесообразно проводить в различных формах: музыкальные фестивали и конкурсы, отчетные концерты: октябрь- «Осень разноцветная», «День музыки.»
(Музыкальный калейдоскоп), Ноябрь- «День матери», декабрь «Здравствуй, зимушка- зима!», « В гости к деду Морозу», январь- «Рождественские посиделки», февраль- «День защитника Отечества», конкурсная программа «День влюбленных», март -концерт «Для милой мамочки», апрель –« Весны улыбки теплые», «Светлый праздник Пасха», май –отчетный годовой концерт. В качестве форм промежуточного контроля предлагаю использовать музыкальные викторины, кроссворды, ребусы на определение жанров( песни, танца и марша); анализ музыкальных произведений, на определение эмоционального содержания; тестирование.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Вводное занятие
Путешествие в страну музыки (Знакомство с музами искусства, Терпсихора– муза музыки). Введение детей в разнообразный мир звуков (шумовые и музыкальные), музыкальных образов и представлений, « Урок музыкальный» муз. Н.Тананко
2. Музыкальная азбука или страна, где живут ноты и звуки
Постижение основ нотной грамоты (ноты, длительности, паузы, лады, ритм, динамика, темп) посредством сказочных историй и занимательных игр.
Дать представление о клавиатуре и клавишах- сказка про девочку Нину и кошку Мурку
Где живут ноты?
Откуда произошли ноты? ( В гости к фее Сольмине). История музыкальной культуры о происхождении нотной записи. Нотный алфавит, нотная читалочка в играх, рисунках, загадках, ребусах, кроссвордах. Как музыкальные ключи открывают тайну нотной записи? Музыкальные регистры. Регистровые игры. «Кто пищит высоко, а кто рычит низко?» Звуковысотная лесенка нотного стана (Музыкальный букварь Н.Ветлугиной) – Роджерс «Звуки музыки». Усвоение простейших музыкальных понятий: «медленно» и «быстро» (темпы музыкального произведения), лад (мажор – минор), «регистры звучания» (высокий, средний, низкий), «forte» - «piano» (динамические нюансы), длительности (четверти и восьмые). Ритм в музыке. Ритм речи, поэтический ритм. Ритм имен. Детское музыкальное творчество – ритмизация шуток, прибауток, считалок…ритм в изобразительном искусстве, Знакомство с интервалами в игровой форме на основе образного содержания (секунда - «ежик», терция - «кошечка», септима - «змея», октава - «жирафа»)
3. Вокально- хоровая работа
Разучивание тематических песен «Осень разноцветная», «Зимушка- зима», «Новогодний карнавал», «Мамин праздник», Солнечная капель», «В гостях у лета красного» и других, определять на слух и чувствовать музыкальную фразу (конец-начало); прослушать и определять хлопком окончание музыкального произведения; воспринимать куплетную форму, реагировать на понятия «запев» и «припев», «вступление» и «заключение», «мелодия» и «аккомпанемент».
4. Музыкально- ритмические композиции
Играть на музыкальных инструментах простейшие звукоподражательные импровизации, музыкальные игры с изменением направлений или форм движения в соответствии с изменением темпа или громкости звучания музыки, раскрытие в движениях какой- либо сценической ситуации. Составление, разучивание физкультурных минуток, танцевальных движений под музыку шоу-группы «Улыбка» «Непоседы», «Серебристые снежинки», «Волшебники двора», «Разноцветная семья». Обучающиеся разучивают данные композиции, передавая пластикой движений их содержание, и представляют эти композиции на каких-либо праздниках.
5. Слушание музыки
Ввести детей в мир музыки П.И. Чайковского, А.Вивальди - слушание отрывков программных произведений, посвященных временам года. Характеристика природных явлений. Звучащая природа (дождь, снег, гроза, вьюга).
Дети знакомятся через музыку и картины с красками и настроениями времен года (песенка дождя, завывание вьюги, весенние ручейки, летняя гроза) Знакомство с музыкальными шедеврами музыкальной культуры, использование игрового элемента «Музыкальная шкатулка» (рисунки к прослушанным произведениям, таблички с фамилией полюбившегося композитора) –развитие интереса к музыке, расширение музыкально- слуховых впечатлений.
4. ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | |
1. . | Вводное занятие | 4 | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | | Предметные: - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности Личностные: -реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; -формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований. Познавательные: -формирование целостной художественной картины мира; -воспитание патриотических чувств, любви к родной природе, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому. Комуникативные: -формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении . |
2. | Музыкальная азбука или страна, где живут ноты и звуки | 24 | 6 | 1 | 7 | | 5 | | 5 | |
3. | Вокально- хоровая работа | 43 | 9 | 2 | 9 | 2 | 10 | 3 | 6 | 2 |
4. | Музыкально- ритмические композиции | 34 | 6 | | 9 | 2 | 6 | 2 | 7 | 2 |
5 | Слушание музыки | 30 | 6 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 8 | 3 |
Итого: | 135 | 28 | 5 | 28 | 6 | 27 | 7 | 27 | 7 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 39 от 26.08. 2016 года № 1 ___________ О.А. Войченко | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Л.И.Просветова 29.08. 2016 года |
13