Пояснительная записка
Рабочая программа кружковых занятий «Бисероплетение» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №3».
Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что- нибудь мастерить. Занятия бисероплетением способствуют развитию мелкой моторики рук (движению руки, кисти, пальцев), что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Также занятия бисероплетением формируют усидчивость, развивают творческие способности детей, воспитывают трудолюбие. В их среде укрепляется дружба и товарищество. Выполнение коллективной творческой работы развивают чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
Направленность дополнительной образовательной программы;
Настоящая программа относится к художественно-эстетической направленности и
ориентирована на приобщение детей к бисероплетению - старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.Содержание занятий поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли декоративно-прикладного творчества, о силе и значимости народной культуры в целом. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащихся можно переводить к освоению более сложных технических приёмов бисероплетения, вышивки бисером.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;
Особенность данной программы - подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе её реализации используются новые педагогические технологии индивидуализации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную « я - концепцию»
Данная программа очень актуальна в настоящее время, потому что она способствует расширению кругозора детей, развитию эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств; наблюдательности и фантазии. Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование проявлений у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления, способствует развитию личностных качеств ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия бисероплетением.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы;
Цели программы:
нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, активизация познавательной и творческой деятельности;
формирование у детей потребности к саморазвитию, тяги к искусству, культуре традициям, расширение кругозора ребёнка;
создание оптимальных условий для развития личности ребенка на основе национальных ценностей и традиций.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить с одним из видов древнего рукоделия - плетение из бисера и вышивка бисером;
обучать различным методам плетения;
обучать умению выполнять различные украшения, цветочные композиции.фигурки животных, сказочных героев на проволочной основе.
обучать навыкам и умению работать с различными инструментами, соблюдая правила техники безопасности.
учить работать на высоком художественном уровне, ориентироваться в задании на восприятие образа и творческого воображения,
обучать планировать свою деятельность, оформлять готовые изделия работать самостоятельно;
научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;
обучать умению работать с разными материалами: бархатом, парчой, бисером, бусами, стеклярусом, рубкой, блёстками, паетками
обучать умению самостоятельно составлять эскизы и схемы будущей работы;
углубить и расширить знания об истории бисероплетения.
Воспитывающие:
воспитывать любовь и уважение к народным промыслам;
воспитывать в детях трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
воспитывать у ребенка правильную самооценку, ответственность, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельной работе;
воспитывать умение общаться со сверстниками, чувства коллективизма и взаимовыручки,
воспитать любовь к природе, ко всему прекрасном;
воспитать эстетический вкус у детей;
воспитывать организованность, терпимость, бережливость, любознательность, внимание.
Развивающие:
формировать интерес к традиционным видам народного искусства;
развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, фантазию образное и логическое мышление, художественно-эстетический вкус;
развивать творческий потенциал, творческую активность детей, создавать условия для самореализации детей;
развивать умение работать с помощью схем;
развивать индивидуальность, пространственное воображение, фантазию, вкус детей;
развивать творческую активность детей;
развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
В реализации данной программы участвуют дети от 7 до 10 лет, что соответствует возрасту детей начального общего образования в школе. Состав обучающихся в течение года постоянный, но могут приходить новые воспитанники. Количество в каждой из групп первого года обучения не превышает 12 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие инструменты. В связи с повышением уровня мастерства и, следовательно, по сложности выполняемых детьми изделий, число воспитанников второго и последующих лет обучения не должно превышать 10 человек.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
Программа рассчитана на 4 года обучения детей. В первый год обучения дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, знакомясь с имеющимся у педагога методическим материалом.
Сначала изучаются методы и приемы плетения украшений и игрушек из бисера. Дети получают представление о сочетании материалов.
Программа следующих двух лет обучения развивает умения и навыки, полученные в первый год. В этот период больше внимания уделяется украшениям из бисера. Основной целью первого года обучения является овладение практическими навыками плетения и вышивания бисером. Дети знакомятся со спецификой работы с материалом, результатом освоения данного этапа является умение изготавливать простые некомбинированные изделия.
Целью второго года обучения является овладение комбинированными плетением. На данном этапе дети знакомятся с различными видами украшений, с их национальными, орнаментальными, стилевыми особенностями. Результатом освоения данного этапа является умение изготавливать сложные комбинированные украшения и сувениры.
Третий - заключительный этап реализации программы (3 и 4 классы) направлен на совершенствование практического навыка работы с бисером, основной формой организации занятий является коллективное творчество.
Цель данного этапа - практическое применение полученных знаний, умений и навыков в быту. Изделия, выполненные на третьем и четвертом годах обучения, являются итоговым результатом теоретической и практической работы и определяют степень (уровень) овладение программным материалом.
Отличительной особенностью данной программы является и то, что предусмотрено не только изучение отдельных видов техник бисероплетения и вышивки, но и их сочетание в одной работе.
В соответствии с учебным планом курс бисероплетения изучается в 1-4 классах в объеме не менее 135 часов
класс-33 часа (33 занятия по 1 часу в неделю),
класс- 34 часа (34 занятия по 1 часу в неделю),
класс -34 часа (34 занятия по 1 часу в неделю),
класс - 34 часа (34 занятия по 1 часу в неделю).
Форма проведения занятий:
Вводный инструктаж к началу работы. Повторение правил техники безопасности.
Особенности выполнения изделия.
Беседа. Обсуждение этапов и хода работы.
Подбор материала для выполнения работы.
Практическое выполнение изделия. Оформление.
Представление изделия.
Основная форма ведения занятий - групповая, но предусмотрены индивидуальные занятия с одарёнными детьми.
Структура учебного занятия варьируется в зависимости от целей и задач, однако обязательными элементами каждого занятия являются:
упражнения на развитие творческих способностей;
элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепление зрительно - двигательных мышц;
релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.
Творческая работа включает в себя:
сбор материала по теме;
работу над эскизами;
методы разработки орнамента;
решение композиции в цвете;
выполнение технического рисунка;
выполнение изделия.
1.7.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
Обучение детей бисероплетению должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностные результаты:
Учащиеся должны знать:
что такое бисер, различать разные виды бисера (круглый, рубленый, стеклярус);
инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе с бисером;
правила безопасности труда и личной гигиены;
различать разные техники бисероплетения (плетение «в одну нить», « в две нити», «петелькой», «мозаикой», «сеткой» и др.);
виды бисерных украшений (цепочки, браслеты, кулоны, колье, ожерелья и т.д.);
способы и правила наращивания и закрепления проволоки; прикрепление фурнитуры;
различные формы работы с бисером (плетение, вышивка, ткачество бисером);
основные приёмы бисероплетения,
условные обозначения,
последовательность изготовления изделий из бисера,
правила ухода и хранения изделий из бисера
основы композиции и принципы построения орнамента;
последовательность выполнения изделий из бисера;
Учащиесядолжныуметь:
правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
изготавливать простые украшения из бисера;
работать со схемой будущего изделия,
подбирать цветовые сочетания, орнамент изделия);
«узнавать» вид плетения в готовом изделии,
различать разные виды плетения.
владеть приемами простых плетений;
выполнять плетение по простой схеме;
подбирать гармоничные цветовые сочетания;
составлять несложную композицию в соответствии с технологией и методами плетения
чётко выполнять все приёмы бисероплетения,
свободно пользоваться терминами, предусмотренными программой;
создавать собственные варианты украшений, фигурки на основе изученных приёмов гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
правильно пользоваться ножницами, иглами и булавками;
четко выполнять основные приёмы бисероплетения;
свободно пользоваться схемами;
самостоятельно составлять схемы для бисероплетения;
выполнять отдельные элементы и сборку изделия;
изготавливать плоские и объемные фигурки, цветы, украшения на основе изученных приёмов;
выполнять творческую работу;
оформлять работу (сделать законченное изделие с применением кожи, замши, картона и других материалов).
1.8.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Формами оценки качества работы является творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение, мониторинга индивидуальных достижений ребенка.
Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:
удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;
четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;
оригинальность творческих работ.
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Также проходит посещение выставок, экскурсии, участие в игровых программах
Итоговая оценка осуществляется в форме показа работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
2. Учебно-тематический план
№, п/п | Раздел | Тема | Количество занятий | Форма проведения |
Теория | Практика | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение в промысел. | Вводное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса. Бисер в народном | 1 1 | | Лекция - путешествие Заочная Экскурсия |
Первый год обучения
| | творчестве.Сочета | | | |
| | ния цветов в | | | |
| | украшениях из бисера. | | | |
2 | Бисероплетение | | | | |
| 1. Плетение | 1.Ознакомление с | 0, 5 | 0, 5 | Комбинированное |
| в 1 нить. | технологической | | | занятие |
| | картой-схемой. 2.Ознакомление с | 0, 5 | | Практические занятия |
| | видами плетения. 3.Плетение | 1 | З, 5 | Выставка работ |
| | простых цепочек. 1.Ознакомление с | | Беседа |
|
| 2. Плетение в 2 | принципом | 1 | | |
| нити. | плетения. | | |
| | 2.Плетение | | | Практические занятия |
| | учебных образцов. 3.Сувениры из | 1 | 5 | Мастерская |
| | бисера. | 6 | Комбинированные |
| | 4. Игольчатое | 1 | 2 | занятия |
| | плетение | | Выставка работ |
| | | | | Игра-путешествие |
| 3. Ажурное | 1.Ознакомление с | 1 | | |
| плетение. | принципом | | | |
| | плетения. | | | Практические занятия |
| | 2.Плетение ажурной сетки одной нитью. | | 1 | Комбинированные |
| | 3.Оплетение ажурной сеткой пасхального яйца. | | З | занятия |
|
3 | Комбинировани | 1. Ознакомление | 1 | | экскурсия |
| е бисера с | с различными | | | |
| другими | видами | | | |
| материалами. | комбинирования бисера. | | 2 | практические |
| | 2.Изготовление | | | занятия |
| | украшений из бисера и других | | | |
| | материалов. З.Итоговое | 1 | | выставка работ |
| | занятие: диагностика определения занятий, умений и навыков, приобретенных за год | | | |
4 | Всего | | 10 | 23 | |
Второй год обучения
№, | Раздел | Тема | Количество занятий | Форма проведения |
п/п | | | | | |
| | теория | практика | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Бисероплетение | 1.Вводное занятие: | 1 | - | Комбинированное |
| | диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и навыков. | | | занятие |
| | 2.Повторение | | 1 | Игра-путешествие |
| | изученного за первый год обучения. 3.Изготовление украшений на основе простых цепочек. | 1 | 10 | Практические занятия |
| | 4.Сувениры из бисера. | 1 | 2 | |
| | 5.Изготовление | 1 | 9 | Комбинированное |
| | украшений | | | занятие |
| | комбинированного | | | Выставка работ |
| | плетения. | | | |
2 | Вышивание | 1.Ознакомление с | 1 | - | Лекция |
| бисером. | видами и способами шитья. 2.Вышивание закладок для книг. 3 .Изготовление | | 1 | практические занятия |
| | декоративных | | 1 | Выставка работ |
| | заколок. | | | |
3 | Народные | 1.Основы | 1 | | путешествие |
| промыслы. | изготовления | | | |
| Монастырское | сувениров. | | | |
| шитье. | 2.Основы | | 3 | Комбинированное |
| | композиции декоративного рисунка. З.Итоговое | | | занятие |
| | занятие: итоговый | 1 | | Выставка, конкурс |
| | контроль приобретенных | | | |
| | знаний, умений и навыков детей. | | | |
4 | Всего | | 7 | 27 | |
Третий год обучения
№, | Раздел | Тема | Количество занятий | Форма проведения |
п/п | | | | | |
| | Теория | Практика | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Бисероплетение | 1.Вводное занятие: | 1 | | Комбинированное |
| | диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и навыков. | | | занятие |
| | 2.Повторение | | 1 | Комбинированное |
| | изученного за | | | занятие |
| | второй год обучения. 3.Изготовление разностилевых украшений. | 1 | 14 | Мастерская |
|
| | 4.Авторские | 1 | 13 | Комбинированные |
| | творческие | занятия |
| | проекты. | | | Выставка работ |
2 | Основы имиджа | 1.Основы стилей одежды. Отличительные признаки разных стилей одежды | 1 | | Лекция |
| | 2.Оформление | | 1 | Практическое занятие |
| | костюма. | | | |
| | 3 .Итоговое | 1 | | |
| | занятие: итоговый | | Выставка работ |
| | контроль приобретенных | | | |
| | знаний, умений и навыков детей. | | | |
4 | Всего | | 5 | 29 | |
Четвертый год обучения
№, п/п | Раздел | Тема | Количество занятий | Форма проведения |
| | Теория | Практика | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Основы имиджа (продолжение) | 1.Вводное занятие: диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и | 1 | | Комбинированное занятие |
| | навыков. 2.Повторение изученного за третий год | 1 | | Игра-путешествие |
| | обучения. 3.Правила ношений | | 1 | Мастерская |
| | украшений 4.Комбинирование | | 1 | Практическая работа |
| | украшений с другими материалами. | | |
|
|
2 | Плетение ярусами | 1. Ознакомление с принципом плетения. | 1 | | Игра-путешествие |
| | 2.Плетение | | 3 | Комбинированные |
| | простых цепочек. 3.Плетение | | занятия |
|
| | декоративного | | 3 | Мастерская |
| | полотна. | | | |
| | 4. Плетение пояса | 1 | 2 | Практические занятия Выставка работ |
3 | Витое плетение. | 1.Ознакомление с | | | |
| | принципом | 1 | | Комбинированное |
| | плетения. | | занятие |
| | Плетение учебных образцов. Плетение | | 2 | Практические занятия |
| | комплекта | | 4 | Мастерская |
| | украшений. | | |
3 | Бисер в интерьере | 1.Виды интерьера. | 1 | | Лекция |
| | 2.Изготовление | | 4 | Творческая |
| | декоративного | | | мастерская |
| | панно. | | | |
| | 3. Объемные бисерные | | 7 | Практические работы |
| | композиции. 4.Итоговое занятие: диагностика определения занятий, умений и навыков, | 1 | | Выставка работ |
|
|
| | приобретенных за время обучения. | | | |
4 | Всего | | 7 | 27 | |
Содержание изучаемого курса.
Первый год обучения
1 РАЗДЕЛ - ВВЕДЕНИЕ В ПРОМЫСЕЛ
Водное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.
Знакомство с особенностями материала: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, стразы, аксессуары для бижутерии др. и их отличительные особенности. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности.
Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса.
История возникновения стеклоделия. Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.
Бисер в народном творчестве.
Значение цветов в костюме, орнамент в декоративной обработке, особенности народных украшений разных народов мира.
Сочетания цветов в украшениях из бисера.
Цветовой спектр. Цвета ахроматические и хроматические, холодные и теплые, их сочетание. Цветовой контраст. Гармония цветов. Цвет в орнаменте.
2 РАЗДЕЛ - БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ.
ПЛЕТЕНИЕ В ОДНУ НИТЬ
Ознакомление с технологической картой-схемой.
Основы составления схемы. Правила чтения карты-схемы. Наложение узора на сетку плетения. В ходе занятия детям даются основные технологические понятия, используемые в дальнейшей работе.
Ознакомление с видами плетения.
Обзор видов плетения в одну нить. Отличительные особе6нности одних видов от других. Направления движения плетения в разных видах.
Плетение простых цепочек.
Переход от теоретического анализа карт-схем к их практическому выполнению. Практическая работа: изготовление образцов цепочек:«снизка» и варианты
«снизки»,«капелька»,«ягодки»,«листики»,«зигзаг».
ПЛЕТЕНИЕ В ДВЕ НИТИ
Ознакомление с принципом плетения.
Плетение в нити. Характеристика видов плетения в две нити. Анализ карт-схем плетений.
Плетение учебных образцов.
Использование ранее полученных навыков. Практическая работа: выполнения изделий цепочки «Крестик» (1 и 2 способы), «Колечки», «жучок», «колечки», «лодочки», «ромашки».
Сувениры из бисера.
Практическая работа: выполнение брелков и сувениров в соответствии с технологической картой-схемой. Изготовление изделий «Змейка», «Скорпион», «Паучок», «Рыбка», «Крокодильчик», «Русалочка», «Краб»,
«Божья коровка».
Объемные украшения.
Особенность плетения объемных украшений с опорой на ранее полученные знания и навыки. Практическая работа: изготовление новогодних сувениров («Дед Мороз»,
«Снегурочка», «Снеговик»).
АЖУРНОЕ ПЛЕТЕНИЕ
Ознакомление с принципом плетения.
Знакомство с разновидностями форм ячейки, технологией округления края прямой цепочки. Анализ карт-схем ажурного плетения.
Плетение ажурной сетки одной нитью.
Знакомство с технологией плетения ажурного полотна с добавлением У ромба. Практическая работа: плетение цепочек «лесенка», цепочки в 1,5 ячейки.
Плетение ажурной сетки пасхального яйца.
Особенность плетения ажурной сетки для оплетения пасхального яйца. Практическая работа: изготовление пасхального украшения.
Мир вокруг нас.
Понятие орнамента, узора, ритма. Сравнение реального изображения предмета и его стилизованной формой. Практическая работа: перенос на узор. Наложение узора на сетку- схему.
3 РАЗДЕЛ - КОМБИНИРОВАНИЕ БИСЕРА С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ
Ознакомление с различными видами комбинирования бисера.
Обзорное знакомство со способами комбинирования бисера с пряжей (вязание),с нитями (макраме), с воском (теснение на воске), с картоном.
Изготовление украшений из бисера и других материалов.
Освоение простых видов сочетаний бисера и других материалов. Способы вплетения бусин в изделие. Практическая работа: изготовление браслета «Цветная песенка»,
декоративного кармашка.
Итоговое занятие.
Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. Анализ работ. Награждение победителей.
Второй год обучения
1 РАЗДЕЛ - БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
Вводное занятие: диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и навыков.
Знакомство с программой второго года обучения (моделями украшений, видами комбинаций, способами плетения).
Повторение изученного за первый год обучения.
Анализ карт-схем, которые вызывают затруднения у ребят, диагностика уровня сформированности навыков и умений, полученных детьми за первый год обучения.
Изготовление украшений на основе простых цепочек.
Анализ соединения простых цепочек в едином изделии. Виды подплетений к основной цепочке. Практическая работа: изготовление украшений колье «Пупырышки», колье
«Нежность».
Сувениры из бисера.
Повторение принципов и особенностей параллельного плетения. Практическая работа: изготовление броши «Ветки барбариса»; декоративных цветов «Ромашки» «Мак», «Клевер»; брелков «Звездочка», «Шашечки».
Изготовление украшений комбинированного плетения.
Основы соединения разных видов плетения. Практическая работа: изготовление
украшений: колье «Зубок», «Уголки», «Прямоугольник», «Фантазия», гердан «Ромбики».
2 РАЗДЕЛ - ВЫШИВАНИЕ БИСЕРОМ
Ознакомление с видами и способами шитья.
Основные способы шитья бисером и стеклярусом. Практическая работа: вышивка на основе рисунка. Контурное и сплошное шитье.
Изготовление закладок для книг.
Практическая работа: выполнение закладок по индивидуальным эскизам. Знакомство с алгоритмом выполнения: подбор рисунка и цвета отделки, оформление заготовки декоративной вышивкой, маскировка швов.
Изготовление декоративных заколок.
Анализ технологических карт-схем. Способы соединения деталей: наложение,
приложение краями. Составление моделей заколок, с использованием ранее изученных видов плетения. Комбинирование деталей в изделие. Соединение декоративной композиции с механической основой.
3 РАЗДЕЛ - НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
МОНАСТЫРСКОЕ ШИТЬЕ
Основы изготовления сувениров.
История промысла. Особенности шитья по парче и бархату. Шитье золотом. Этапы изготовления сувенира: обтягивание сувенирной заготовки, нанесение рисунка, выполнение декоративной вышивки, оформление краев изделия.
Основы композиции декоративного рисунка.
Основа композиции узора в круге и в овале. Понятие статики и динамики, равновесия в композиции. Форма, объем, пропорция, цвет как средство выразительности при составлении узора для сувенирного яйца.
Итоговое занятие: диагностика определения занятий, умений и навыков,
приобретенных за год.
Выставка работ. Анализ работ. Награждение победителей.
Третий и четвертый год обучения
РАЗДЕЛ - БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
Вводное занятие: диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и навыков.
Обзорное знакомство с программой третьего года обучения.
Повторение изученного за второй год обучения.
Начальная диагностика выделения групп плетения и способов их комбинирования, вызывавшие наибольшее затруднение.
Изготовление разностилевых украшений.
Разработка украшений в соответствии со стилями одежды, событийной направленности. Практическая работа: изготовление вечерних колье, деловых украшений, кулонов, подвесок, комплектов украшений.
Авторские творческие проекты.
Самостоятельная разработка украшения по индивидуальному выбору, стилевой принадлежности. Самостоятельное составление технологических макет-карт. Комбинирование украшения с ансамблем одежды, защита целесообразности данного сочетания.
РАЗДЕЛ - ОСНОВЫ ИМИДЖА
Основы стилей одежды.
Классический стиль. Романтический стиль. Спортивный стиль. Авангардный стиль. Фольклорный стиль. Отличительные признаки. Цветовое решение. Оформление костюма.
Правила ношения украшений.
Коррекция внешности с помощью украшений. Комбинирование украшений из бисера с другими материалами. Сочетание форм бижутерии и одежды.
ПЛЕТЕНИЕ ЯРУСАМИ
Ознакомление с принципом плетения.
Понятие яруса, соединение яруса в полотно. Переход с яруса на ярус. Знакомство с вариантами базовых ячеек.
Плетение простых цепочек.
Последовательность соединения точек. Практическая работа: изготовление образцов на основе ячейки «Крестик» и ячейки «Крестик».
Плетение декоративного полотна.
Подбор и наложение узора на сетку-схему. Практическая работа: выполнение
декоративного панно с базовой ячейкой «Крестик».
Плетение пояса.
Цветовые варианты выполнения узора. Практическая работа: выполнение эскиза-схемы. Выполнение изделия по карте-схеме.
ВИТОЕ ПЛЕТЕНИЕ
Ознакомление с принципом плетения.
Анализ технологической схемы-карты. Установление последовательности выполнения плетения. Сравнительный анализ ажурного и витого плетений.
Плетение учебных образцов.
Практическая работа: изготовление образцов витых шнуров с различными комбинациями узоров.
Плетение комплекта украшений.
Практическая работа: выполнения комплекта украшений (колье, браслет, серьги) один из видов витых шнуров.
РАЗДЕЛ - БИСЕР В ИНТЕРЬЕРЕ
Виды интерьера.
Особенности оформления помещений. Цвет в интерьере. Правила оформления интерьера с использованием декоративных изделий.
Изготовление декоративного панно.
Формы панно. Выбор композиции и цвета для оформления различных помещений. Практическая работа: изготовление индивидуального панно. Выполнение коллективной
работы: панно «Сказка», «Море», «Лето».
Объемные бисерные композиции.
Практическая работа: изготовление декоративного букета «Цветы», сувенира «Новогодний венок», «Валентинка». Выполнение коллективной работы: «Воздушный
аквариум»
Итоговое занятие: диагностика определения занятий, умений и навыков, приобретенных за время обучения.
Итоговая выставка. Анализ результатов обучения. Вручение грамот и призов.
Список литературы.
Для педагога
Алексеева Н.В. Плетение из бисера. - Н.Новгород, 1998
Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. - М., 1999.
Аппозолова Л. М. Бисероплетение. - М.: Культура и традиция, 1997 г.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль, 2000.Баскова Т.Н. Бисер.
Уроки труда в начальной школе, методическое пособие - СПб: «Паритет», 2003 .
Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000.
Бобита М. Рукоделие. - Харьков, 1997.
Божко Л. А. Бисер. - М.:Мартин, 2000 г.
Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения.
Виноградова Е. Большая книга бисера. - Спб., 1999.
Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. - М.,2006.
Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.
Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера»
Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. - Ростов н/Д.,2001.
Гашицкая Р., Левина О. Вышивка бисером, 2001.
Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. - М., 1998.
Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. - М.,1999.
Крайнева И.Н. Мир бисера. - СПб.,1999.
Котова И.Н. Серия Бисер. 6 книг. - Спб., 1998.
Ладынина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». - М.,2001.
Литвинец Э. Н.Забытое искусство. - М.: Знание,1992 г. (Новое в жизни, науке, технике, сер. «Сделай сам» №2)
Лындина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». - 2001.
Ляукина М. В. Бисер. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1998 г.
Ляукина М.В. «Подарки из бисера»
Ляукина М. И это всё из бисера. - М.,1999.
Ляукина М.В. Бисер. Основы художественного ремесла. - М., 1998.
Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера
Пасхальные композиции. - М.: Культура и традиции, 2000 г.
Ручная вышивка. Сост. М. Ивахнова - М.: Олимп, Смоленск, Русич, 1999 .
Сафонова Н.С., Молотобарова О.С., Кружки художественной вышивки, М., Просвещение, 1983 г.
Сколотнева Е.И. Бисероплетение. - СПб.,1999.
Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. - СПб.,1999.
Тейлор К. Бисер: 55 современных оригинальных идей. - М., 2000.
Федотова М., Валюх Г.М. Бисер. Цветы и букеты. - М., 1999.
Фигурки из бисера / ред. Л. Мартынова. - М., 2001.
Фигурки из бисера. /Сост. Лындина, 2001.
Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. - М.,2004.
Чекулаева Е. Хочу всё знать. Праздники. - М.,2001.
Шорис М. Техники плетения из бисера. - М., 1998.
Шорохов Е.В. Основы композиции, - М.:Просвещение, 1979.
Якимовская Л. В., Свиридова А. А., Шиганина В.С. Уроки Бисерплетения. - СПБ.: Корорнапринт, 1998 г.
Для детей
Азбука бисероплетения. - Спб., 1998.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер - Ярославль: «Академия развития», 2006 .
Берлина Н.А. Игрушечки. Бисер, 2003.
Белякова. Бисер. Модные украшения, фенечки и фигурки. Ростов н/Д: Издат. Дом «Рипол Классик», 2007 .
Бисер - ленд: сборники. - Спб., 1998. - № 1 - 3.
Бисер в прическе. Практическое пособие/Сост. Гадаевой. - СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.
Бисер. Практическое пособие. - СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.
Васильева. И.И. Бисероплетение. Шкатулки, сумочки. Практическое пособие. - СПБ.: КОРОНА принт, 2000 г.
Виноградова Е. Г. Макраме: украшение и сувениры. - СПБ.: Политехника, 1998 г.
Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). - СПб.,1998.
Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.
Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.
Зайцева Н. Бисер, украшения, М., Аст - Пресс, 2000 .Калмыков С. Азбука бисероплетения (часть 2). - СПб.,1998.
Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. - СПб.,1998.
Котова И.Н., Котова А.С. жгуты и шнуры. - СПб.,1998.
Кит Никол. Искусство вышивки: секреты мастерства. (Перевод с английского Ю. Плискиной), 2004 .
Литвинец Э. Н. Изготовление украшения из бисера и стекляруса. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1984 г.
Лындина Ю.М. Украшения для девочки. М., 2001Ляукина М. И это все из бисера. - М., 1999.
Нестерова Д.В. Модные украшения своими руками. - М.,2008.
Сколотнева Е. И. Бисероплетение. - СПБ.: ТОО «Дивиант», ООО «Золотой век», 1999 г.
Стародуб К.И. Плетение на проволоке. Сказочный мир бисера. Ростов-на-Дону,
2001.
Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина В.С. Уроки бисероплетения. - СПб.,1998
Для родителей:
Горина Г.С. Традиции вышивки в модном костюме. М., 2003.
Зайцева Н.К. Бисерное рукоделие. М., 2000.
Кораткова Л.Ю. Цветы из бисера. М., 2001.
Электронные образовательные ресурсы:
www.biser.info
biCer.ru
www.biserland.ru
biseropletenie.com
www.magic-beads.ru
ru.wikipedia.org/wiki/
onlybiser.ru
l-biserka.narod.ru/prkn/books/biser.htm
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№, п/п | Название раздела, тема | Формы занятий | Методы и приемы | Дидак. матер.и т. с. о. | Формы подведения итогов |
1 | Введение в промысел | Беседа, игра путешествие | Словесный, наглядный | Карта, образцы работ | - |
2 | Плетение | Беседа, плетение по образцу | Словесный, наглядный, практический, поощрения, репродуктивный | Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса | Выставка, игра-зачет |
3 | Вышивание | Рассказ, творческие проекты | Словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы | Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса, наглядное пособие | Выставка |
4 | Бисеропле тение | Беседа, игры, рассказ, плетение | Словесный, наглядный, | Набор рабочего инструмента, | Выставка, урок- |
| | по схеме | практический, поощрения, самостоятельной работы | цветного бисера и стекляруса, журналы | экзамен |
5 | Народные промыслы. Монастырско е шитье | Беседа, рассказ, обзор литературы, плетение по образцу | Словесный, наглядный, практический, самостоятельной работы | Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса, раздаточный материал | Выставка, игра-зачет |
6 | Комбинирова ние бисера и бус с другими материалами | Беседа, плетение, составление схем плетения, викторина | Словесный, наглядный, практический, поощрения, проблемно поисковый | Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса | Выставка, игра |
7 | Основы имиджа | Беседа, рассказ, показ моделей, обзор литературы | Словесный, наглядный, практический, поощрения самостоятельной работы | Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса, журналы | Выставка, зачет |
8 | Бисер в интерьере | Беседа, рассказ плетение по образцу | Словесный, наглядный, практический | Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса | Выставка, экзамен |
Необходимые условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение | Дидактико - методическое обеспечение |
Материалы: бумага; тетрадь в клетку, цветной картон, бисер разных оттенков, бусины, стеклярус, блёстки; рубка, пайетки; , замочки; клей ПВА, клей «Момент»; деревянные заготовки яиц; нитки различных фактур(капроновые, тонкие крепкие х\б),, шнур; атласные ленты; ткань; кожа, бархат и др.; канва, мононить. Инструменты: карандаши, фломастеры; ножницы; проволока; проволока тонкая; леска; иголки для бисера тонкие; иголки для шитья; нитковдеватель; предметы для отделки: деревянные | Учебно - наглядные пособия: технологические карты по основам выполнения плетения; схемы, рисунки узоров изучаемых видов плетения бисером. -эскизы композиций. коллекция разнообразной литературы по истории бисерного рукоделия, литературы по различным техникам работы с бисером; -коллекция альбомов, открыток, орнаментов для бисерных работ, ксерокопий, фотографий; соответствующее помещение, доска, освещение лампами дневного света; Раздаточный дидактический материал: схемы, эскизы будущих работ, заготовки для будущих поделок. Методический фонд и средства обучения: авторские работы по изучаемому творчеству; литература по данному виду творчества, |
коробочки, стаканчики, яйца, шары и др. | - тематические беседы, |
- ластик; линейка; | - конспекты занятий, |
Приспособления: | - диагностика |
- емкость для хранения рабочего | -методический материал по предлагаемым |
материала; - х/б салфетки. | темам работы;. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика уровня сформированности практических умений
Уровни | Количество баллов | Показатели, критерии |
0 - начальная диагностика | 0 - 1 | Отсутствие навыков работы с бисером и стеклярусом |
1 - репродуктивный | 2 - 4 | Владение навыками плетения простейших цепочек с частичной опорой на технологические схемы плетения |
2 - поисковоисполнительный | 5 - 7 | Плетение простых и сложных изделий с опорой на технологическую схему плетения и без нее |
3 - творческий | 8 | Самостоятельное комбинирование и разработка авторских изделий и схем плетения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
«Незаконченное изделие».
Детям раздаются шаблоны, представляющие из себя единую основу будущего изделия. Ребятам необходимо усовершенствовать данный шаблон с помощью различныхподплетений, которые они выбирают самостоятельно. Далее каждый вариант выполняется практически. Из полученных изделий составляют выставки.
«Собери узор».
Детям раздаются шаблоны-сетки для ленточного и прямоугольного орнамента. Необходимо выполнять цветной вариант узора и нанести его на сетку. Желательно, если каждый ребенок выполнит несколько узорных вариантов.
«Орнаментальное лото».
Детям раздаются шаблоны-сетки ленточного и прямоугольного орнамента, а также набор различных элементов, которые могут встретится в орнаменте. Учебная задача состоит в следующем: необходимо составить свой вариант (варианты) узора или орнамента и приложенных элементов.
«Комбинирование техник».
Данное упражнение рекомендуется проводить с воспитанниками, которые посещают занятия групп второго или третьего года обучения, а также с детьми имеющих большой запас теоретических знаний им навыков плетений различных видов. Детям необходимо придумать свой вариант изделия и выполнять его способом соединения разных видов плетения.
«Что можно изменить».
В центре внимания находится одно изделие. После подробного анализа, дети вносят предложения изменения некоторых параметров: цвета, формы некоторых деталей, плетение отдельных узлов, замены отдельных элементов орнамента. Далее воспитанники доказывают необходимость изменения с точки зрения их улучшающей декорирующей функции.
«Придумай плетение».
Детям предлагается учебная задача, которую они должны реализовать сами. В данном упражнении целесообразно использовать метод «мозгового штурма». Выбранное оптимальное решение реализуется практически.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ С БИСЕРОМ И
СТЕКЛЯРУСОМ.
Перечень заданий.
Нанизывание бисера на нить с использованием иглы:
движения точные, быстрые без помощи другой руки - 2 балла;
движения медленные, частичная помощь другой руки - 1 балл;
нанизывание бисера на иголку пальцами другой руки - 0 баллов.
Плетение петлеобразного элемента:
самостоятельное плетение с опорой на схему - 2 балла;
плетение элемента с частичной опорой на схему, дозированная помощь педагога - 1 балл;
плетение с помощью педагога, без опоры на схему - 0 баллов.
Соединение простых петлеобразных элементов в комбинированный элемент:
самостоятельный анализ соединительного узла по схеме, перенос на практику - 2 балла;
анализ соединительного узла с дозированной помощью педагога, выполнение задания с частичной опорой на схему - 1 балл;
-неспособность самостоятельность на практике выполнить задание - 0 баллов.
Анализ выполненных образцов:
плотное нанизывание, отсутствие пробелов между элементами и бусинами в звеньях цепочки, точное соответствие схеме плетения - 2 балла;
плотное нанизывание, отсутствие пробелов между элементами цепочки, частичное соответствие схеме плетения - 1 балл;
- плетение слабое, наличие пробелов между элементами и бусинами цепи, полное несоответствие схеме плетения - 0 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С БИСЕРОМ И СТЕКЛЯРУСОМ
Перечень заданий.
Точность выполнения задания:
задание выполнено без ошибок, точное следование учебной задаче, степень помощи со стороны педагога минимальна, темп работы быстрый - 2 балла;
при выполнение задания допустимы наличие 3 - 5 ошибок, дозированная помощь педагога, темп работы средний - 1 балл;
задание выполнено с большим количеством ошибок, постоянное обращение к помощи педагога, темп работы медленный - 0 баллов.
Работа с опорной схемой плетения:
самостоятельное прочтение опорной схемой плетения, точный перенос графического рисунка на практику - 2 балла;
считывание информации со схемы плетения и нанесение на нее узора с незначительными ошибками, неточности при реализации графического рисунка, дозированная помощь педагога - 1 балл;
работа с опорной схемой плетения только при помощи педагога - 0 баллов.
Скорость перехода на уровень самостоятельной деятельности:
самостоятельное выполнения задания сразу после объяснения учебного материала - 2 балла;
самостоятельное выполнения задания после дополнительного индивидуального объяснения - 1 балл;
фрагментарная самостоятельность в практической реализации задания, регулярное обращение к помощи педагога - 0 баллов.
Проявление творческой активности:
авторские разработки изделий - 2 балла;
внесение изменений в детали предложенного образца - 1 балл;
только копирование предложенного образца - 0 баллов.