СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная нить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная нить"»



Пояснительная записка

Рабочая программа кружковых занятий «Бисероплетение» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №3».

Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что- нибудь мастерить. Занятия бисероплетением способствуют развитию мелкой моторики рук (движению руки, кисти, пальцев), что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Также занятия бисероплетением формируют усидчивость, развивают творческие способности детей, воспитывают трудолюбие. В их среде укрепляется дружба и товарищество. Выполнение коллективной творческой работы развивают чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.

    1. Направленность дополнительной образовательной программы;

Настоящая программа относится к художественно-эстетической направленности и

ориентирована на приобщение детей к бисероплетению - старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.Содержание занятий поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли декоративно-прикладного творчества, о силе и значимости народной культуры в целом. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащихся можно переводить к освоению более сложных технических приёмов бисероплетения, вышивки бисером.

    1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;

Особенность данной программы - подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

Новизна данной программы заключается в том, что в процессе её реализации используются новые педагогические технологии индивидуализации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную « я - концепцию»

Данная программа очень актуальна в настоящее время, потому что она способствует расширению кругозора детей, развитию эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств; наблюдательности и фантазии. Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование проявлений у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления, способствует развитию личностных качеств ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия бисероплетением.

    1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Цели программы:

  • нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, активизация познавательной и творческой деятельности;

  • формирование у детей потребности к саморазвитию, тяги к искусству, культуре традициям, расширение кругозора ребёнка;

  • создание оптимальных условий для развития личности ребенка на основе национальных ценностей и традиций.

  • Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с одним из видов древнего рукоделия - плетение из бисера и вышивка бисером;

  • обучать различным методам плетения;

  • обучать умению выполнять различные украшения, цветочные композиции.фигурки животных, сказочных героев на проволочной основе.

  • обучать навыкам и умению работать с различными инструментами, соблюдая правила техники безопасности.

  • учить работать на высоком художественном уровне, ориентироваться в задании на восприятие образа и творческого воображения,

  • обучать планировать свою деятельность, оформлять готовые изделия работать самостоятельно;

  • научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;

  • обучать умению работать с разными материалами: бархатом, парчой, бисером, бусами, стеклярусом, рубкой, блёстками, паетками

  • обучать умению самостоятельно составлять эскизы и схемы будущей работы;

  • углубить и расширить знания об истории бисероплетения.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь и уважение к народным промыслам;

  • воспитывать в детях трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

  • воспитывать у ребенка правильную самооценку, ответственность, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельной работе;

  • воспитывать умение общаться со сверстниками, чувства коллективизма и взаимовыручки,

  • воспитать любовь к природе, ко всему прекрасном;

  • воспитать эстетический вкус у детей;

  • воспитывать организованность, терпимость, бережливость, любознательность, внимание.

Развивающие:

  • формировать интерес к традиционным видам народного искусства;

  • развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, фантазию образное и логическое мышление, художественно-эстетический вкус;

  • развивать творческий потенциал, творческую активность детей, создавать условия для самореализации детей;

  • развивать умение работать с помощью схем;

  • развивать индивидуальность, пространственное воображение, фантазию, вкус детей;

  • развивать творческую активность детей;

  • развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам.

    1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

В реализации данной программы участвуют дети от 7 до 10 лет, что соответствует возрасту детей начального общего образования в школе. Состав обучающихся в течение года постоянный, но могут приходить новые воспитанники. Количество в каждой из групп первого года обучения не превышает 12 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие инструменты. В связи с повышением уровня мастерства и, следовательно, по сложности выполняемых детьми изделий, число воспитанников второго и последующих лет обучения не должно превышать 10 человек.

    1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Программа рассчитана на 4 года обучения детей. В первый год обучения дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, знакомясь с имеющимся у педагога методическим материалом.

Сначала изучаются методы и приемы плетения украшений и игрушек из бисера. Дети получают представление о сочетании материалов.

Программа следующих двух лет обучения развивает умения и навыки, полученные в первый год. В этот период больше внимания уделяется украшениям из бисера. Основной целью первого года обучения является овладение практическими навыками плетения и вышивания бисером. Дети знакомятся со спецификой работы с материалом, результатом освоения данного этапа является умение изготавливать простые некомбинированные изделия.

Целью второго года обучения является овладение комбинированными плетением. На данном этапе дети знакомятся с различными видами украшений, с их национальными, орнаментальными, стилевыми особенностями. Результатом освоения данного этапа является умение изготавливать сложные комбинированные украшения и сувениры.

Третий - заключительный этап реализации программы (3 и 4 классы) направлен на совершенствование практического навыка работы с бисером, основной формой организации занятий является коллективное творчество.

Цель данного этапа - практическое применение полученных знаний, умений и навыков в быту. Изделия, выполненные на третьем и четвертом годах обучения, являются итоговым результатом теоретической и практической работы и определяют степень (уровень) овладение программным материалом.

Отличительной особенностью данной программы является и то, что предусмотрено не только изучение отдельных видов техник бисероплетения и вышивки, но и их сочетание в одной работе.

В соответствии с учебным планом курс бисероплетения изучается в 1-4 классах в объеме не менее 135 часов

  1. класс-33 часа (33 занятия по 1 часу в неделю),

  2. класс- 34 часа (34 занятия по 1 часу в неделю),

  3. класс -34 часа (34 занятия по 1 часу в неделю),

  4. класс - 34 часа (34 занятия по 1 часу в неделю).



    1. Форма проведения занятий:

  1. Вводный инструктаж к началу работы. Повторение правил техники безопасности.

  2. Особенности выполнения изделия.

  3. Беседа. Обсуждение этапов и хода работы.

  4. Подбор материала для выполнения работы.

  5. Практическое выполнение изделия. Оформление.

  6. Представление изделия.

Основная форма ведения занятий - групповая, но предусмотрены индивидуальные занятия с одарёнными детьми.

Структура учебного занятия варьируется в зависимости от целей и задач, однако обязательными элементами каждого занятия являются:

  • упражнения на развитие творческих способностей;

  • элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепление зрительно - двигательных мышц;

  • релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.

Творческая работа включает в себя:

  1. сбор материала по теме;

  2. работу над эскизами;

  3. методы разработки орнамента;

  4. решение композиции в цвете;

  5. выполнение технического рисунка;

  6. выполнение изделия.

1.7.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

Обучение детей бисероплетению должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:

Личностные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • что такое бисер, различать разные виды бисера (круглый, рубленый, стеклярус);

  • инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе с бисером;

  • правила безопасности труда и личной гигиены;

  • различать разные техники бисероплетения (плетение «в одну нить», « в две нити», «петелькой», «мозаикой», «сеткой» и др.);

  • виды бисерных украшений (цепочки, браслеты, кулоны, колье, ожерелья и т.д.);

  • способы и правила наращивания и закрепления проволоки; прикрепление фурнитуры;

  • различные формы работы с бисером (плетение, вышивка, ткачество бисером);

  • основные приёмы бисероплетения,

  • условные обозначения,

  • последовательность изготовления изделий из бисера,

  • правила ухода и хранения изделий из бисера

  • основы композиции и принципы построения орнамента;

  • последовательность выполнения изделий из бисера;

Учащиесядолжныуметь:

  • правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • изготавливать простые украшения из бисера;

  • работать со схемой будущего изделия,

  • подбирать цветовые сочетания, орнамент изделия);

  • «узнавать» вид плетения в готовом изделии,

  • различать разные виды плетения.

  • владеть приемами простых плетений;

  • выполнять плетение по простой схеме;

  • подбирать гармоничные цветовые сочетания;

  • составлять несложную композицию в соответствии с технологией и методами плетения

  • чётко выполнять все приёмы бисероплетения,

  • свободно пользоваться терминами, предусмотренными программой;

  • создавать собственные варианты украшений, фигурки на основе изученных приёмов гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

  • правильно пользоваться ножницами, иглами и булавками;

  • четко выполнять основные приёмы бисероплетения;

  • свободно пользоваться схемами;

  • самостоятельно составлять схемы для бисероплетения;

  • выполнять отдельные элементы и сборку изделия;

  • изготавливать плоские и объемные фигурки, цветы, украшения на основе изученных приёмов;

  • выполнять творческую работу;

  • оформлять работу (сделать законченное изделие с применением кожи, замши, картона и других материалов).

1.8.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Формами оценки качества работы является творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение, мониторинга индивидуальных достижений ребенка.

Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:

  1. удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;

  2. четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;

  3. оригинальность творческих работ.

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Также проходит посещение выставок, экскурсии, участие в игровых программах

Итоговая оценка осуществляется в форме показа работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.











2. Учебно-тематический план

,

п/п

Раздел

Тема

Количество занятий

Форма проведения

Теория

Практика


1

2

3

4

5

6

1

Введение в промысел.

  1. Вводное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Беседа об истории

возникновения и использования бисера и стекляруса.





  1. Бисер в народном

1

1


Лекция - путешествие

Заочная

Экскурсия







Первый год обучения












творчестве.Сочета






ния цветов в






украшениях из бисера.




2

Бисероплетение






1. Плетение

1.Ознакомление с

0, 5

0, 5

Комбинированное


в 1 нить.

технологической



занятие



картой-схемой. 2.Ознакомление с

0, 5


Практические занятия



видами плетения. 3.Плетение

1

З, 5

Выставка работ



простых цепочек. 1.Ознакомление с


Беседа



2. Плетение в 2

принципом

1




нити.

плетения.





2.Плетение



Практические занятия



учебных образцов. 3.Сувениры из

1

5

Мастерская



бисера.

6

Комбинированные



4. Игольчатое

1

2

занятия



плетение


Выставка работ






Игра-путешествие


3. Ажурное

1.Ознакомление с

1




плетение.

принципом






плетения.



Практические занятия



2.Плетение ажурной сетки одной нитью.


1

Комбинированные



3.Оплетение ажурной сеткой пасхального яйца.


З

занятия


3

Комбинировани

1. Ознакомление

1


экскурсия


е бисера с

с различными





другими

видами





материалами.

комбинирования

бисера.


2

практические



2.Изготовление



занятия



украшений из бисера и других






материалов.

З.Итоговое

1


выставка работ



занятие: диагностика определения занятий, умений и навыков,

приобретенных за год




4

Всего


10

23







Второй год обучения

,

Раздел

Тема

Количество занятий

Форма проведения

п/п








теория

практика


1

2

3

4

5

6

1

Бисероплетение

1.Вводное занятие:

1

-

Комбинированное



диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и навыков.



занятие



2.Повторение


1

Игра-путешествие



изученного за первый год обучения. 3.Изготовление украшений на основе простых цепочек.

1

10

Практические занятия



4.Сувениры из бисера.

1

2




5.Изготовление

1

9

Комбинированное



украшений



занятие



комбинированного



Выставка работ



плетения.




2

Вышивание

1.Ознакомление с

1

-

Лекция


бисером.

видами и способами шитья. 2.Вышивание закладок для книг.

3 .Изготовление


1

практические занятия



декоративных


1

Выставка работ



заколок.




3

Народные

1.Основы

1


путешествие


промыслы.

изготовления





Монастырское

сувениров.





шитье.

2.Основы


3

Комбинированное



композиции

декоративного

рисунка.

З.Итоговое



занятие



занятие: итоговый

1


Выставка, конкурс



контроль

приобретенных






знаний, умений и навыков детей.




4

Всего


7

27










































Третий год обучения

,

Раздел

Тема

Количество занятий

Форма проведения

п/п








Теория

Практика


1

2

3

4

5

6

1

Бисероплетение

1.Вводное занятие:

1


Комбинированное



диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и навыков.



занятие



2.Повторение


1

Комбинированное



изученного за



занятие



второй год

обучения.

3.Изготовление

разностилевых

украшений.

1

14

Мастерская




4.Авторские

1

13

Комбинированные



творческие

занятия



проекты.



Выставка работ

2

Основы имиджа

1.Основы стилей одежды. Отличительные признаки разных стилей одежды

1


Лекция



2.Оформление


1

Практическое занятие



костюма.






3 .Итоговое

1





занятие: итоговый


Выставка работ



контроль

приобретенных






знаний, умений и навыков детей.




4

Всего


5

29

















































Четвертый год обучения

,

п/п

Раздел

Тема

Количество занятий

Форма проведения



Теория

Практика


1

2

3

4

5

6

1

Основы имиджа

(продолжение)

1.Вводное занятие: диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и

1


Комбинированное

занятие





навыков. 2.Повторение изученного за третий год

1


Игра-путешествие



обучения.

3.Правила ношений


1

Мастерская



украшений 4.Комбинирование


1

Практическая работа



украшений с

другими

материалами.





2

Плетение ярусами

1. Ознакомление с

принципом

плетения.

1


Игра-путешествие



2.Плетение


3

Комбинированные



простых цепочек. 3.Плетение


занятия




декоративного


3

Мастерская



полотна.






4. Плетение пояса

1

2

Практические занятия Выставка работ

3

Витое плетение.

1.Ознакомление с






принципом

1


Комбинированное



плетения.


занятие



  1. Плетение учебных образцов.

  2. Плетение


2

Практические занятия



комплекта


4

Мастерская



украшений.



3

Бисер в интерьере

1.Виды интерьера.

1


Лекция



2.Изготовление


4

Творческая



декоративного



мастерская



панно.






3. Объемные бисерные


7

Практические работы



композиции.

4.Итоговое занятие: диагностика определения занятий, умений и навыков,

1


Выставка работ





приобретенных за время обучения.




4

Всего


7

27





Содержание изучаемого курса.

Первый год обучения
1 РАЗДЕЛ - ВВЕДЕНИЕ В ПРОМЫСЕЛ

  1. Водное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

Знакомство с особенностями материала: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, стразы, аксессуары для бижутерии др. и их отличительные особенности. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности.

  1. Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса.

История возникновения стеклоделия. Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.

  1. Бисер в народном творчестве.

Значение цветов в костюме, орнамент в декоративной обработке, особенности народных украшений разных народов мира.

  1. Сочетания цветов в украшениях из бисера.

Цветовой спектр. Цвета ахроматические и хроматические, холодные и теплые, их сочетание. Цветовой контраст. Гармония цветов. Цвет в орнаменте.

2 РАЗДЕЛ - БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ.

ПЛЕТЕНИЕ В ОДНУ НИТЬ

  1. Ознакомление с технологической картой-схемой.

Основы составления схемы. Правила чтения карты-схемы. Наложение узора на сетку плетения. В ходе занятия детям даются основные технологические понятия, используемые в дальнейшей работе.

  1. Ознакомление с видами плетения.

Обзор видов плетения в одну нить. Отличительные особе6нности одних видов от других. Направления движения плетения в разных видах.

  1. Плетение простых цепочек.

Переход от теоретического анализа карт-схем к их практическому выполнению. Практическая работа: изготовление образцов цепочек:«снизка» и варианты

«снизки»,«капелька»,«ягодки»,«листики»,«зигзаг».

ПЛЕТЕНИЕ В ДВЕ НИТИ

  1. Ознакомление с принципом плетения.

Плетение в нити. Характеристика видов плетения в две нити. Анализ карт-схем плетений.

  1. Плетение учебных образцов.

Использование ранее полученных навыков. Практическая работа: выполнения изделий цепочки «Крестик» (1 и 2 способы), «Колечки», «жучок», «колечки», «лодочки», «ромашки».

  1. Сувениры из бисера.

Практическая работа: выполнение брелков и сувениров в соответствии с технологической картой-схемой. Изготовление изделий «Змейка», «Скорпион», «Паучок», «Рыбка», «Крокодильчик», «Русалочка», «Краб»,

«Божья коровка».

  1. Объемные украшения.

Особенность плетения объемных украшений с опорой на ранее полученные знания и навыки. Практическая работа: изготовление новогодних сувениров («Дед Мороз»,

«Снегурочка», «Снеговик»).

АЖУРНОЕ ПЛЕТЕНИЕ

  1. Ознакомление с принципом плетения.

Знакомство с разновидностями форм ячейки, технологией округления края прямой цепочки. Анализ карт-схем ажурного плетения.

  1. Плетение ажурной сетки одной нитью.

Знакомство с технологией плетения ажурного полотна с добавлением У ромба. Практическая работа: плетение цепочек «лесенка», цепочки в 1,5 ячейки.

  1. Плетение ажурной сетки пасхального яйца.

Особенность плетения ажурной сетки для оплетения пасхального яйца. Практическая работа: изготовление пасхального украшения.

  1. Мир вокруг нас.

Понятие орнамента, узора, ритма. Сравнение реального изображения предмета и его стилизованной формой. Практическая работа: перенос на узор. Наложение узора на сетку- схему.

3 РАЗДЕЛ - КОМБИНИРОВАНИЕ БИСЕРА С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ

  1. Ознакомление с различными видами комбинирования бисера.

Обзорное знакомство со способами комбинирования бисера с пряжей (вязание),с нитями (макраме), с воском (теснение на воске), с картоном.

  1. Изготовление украшений из бисера и других материалов.

Освоение простых видов сочетаний бисера и других материалов. Способы вплетения бусин в изделие. Практическая работа: изготовление браслета «Цветная песенка»,

декоративного кармашка.

  1. Итоговое занятие.

Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. Анализ работ. Награждение победителей.

Второй год обучения
1 РАЗДЕЛ - БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

  1. Вводное занятие: диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и навыков.

Знакомство с программой второго года обучения (моделями украшений, видами комбинаций, способами плетения).

  1. Повторение изученного за первый год обучения.

Анализ карт-схем, которые вызывают затруднения у ребят, диагностика уровня сформированности навыков и умений, полученных детьми за первый год обучения.

  1. Изготовление украшений на основе простых цепочек.

Анализ соединения простых цепочек в едином изделии. Виды подплетений к основной цепочке. Практическая работа: изготовление украшений колье «Пупырышки», колье

«Нежность».

  1. Сувениры из бисера.

Повторение принципов и особенностей параллельного плетения. Практическая работа: изготовление броши «Ветки барбариса»; декоративных цветов «Ромашки» «Мак», «Клевер»; брелков «Звездочка», «Шашечки».

  1. Изготовление украшений комбинированного плетения.

Основы соединения разных видов плетения. Практическая работа: изготовление

украшений: колье «Зубок», «Уголки», «Прямоугольник», «Фантазия», гердан «Ромбики».

2 РАЗДЕЛ - ВЫШИВАНИЕ БИСЕРОМ

  1. Ознакомление с видами и способами шитья.

Основные способы шитья бисером и стеклярусом. Практическая работа: вышивка на основе рисунка. Контурное и сплошное шитье.

  1. Изготовление закладок для книг.

Практическая работа: выполнение закладок по индивидуальным эскизам. Знакомство с алгоритмом выполнения: подбор рисунка и цвета отделки, оформление заготовки декоративной вышивкой, маскировка швов.

  1. Изготовление декоративных заколок.

Анализ технологических карт-схем. Способы соединения деталей: наложение,

приложение краями. Составление моделей заколок, с использованием ранее изученных видов плетения. Комбинирование деталей в изделие. Соединение декоративной композиции с механической основой.

3 РАЗДЕЛ - НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

МОНАСТЫРСКОЕ ШИТЬЕ

  1. Основы изготовления сувениров.

История промысла. Особенности шитья по парче и бархату. Шитье золотом. Этапы изготовления сувенира: обтягивание сувенирной заготовки, нанесение рисунка, выполнение декоративной вышивки, оформление краев изделия.

  1. Основы композиции декоративного рисунка.

Основа композиции узора в круге и в овале. Понятие статики и динамики, равновесия в композиции. Форма, объем, пропорция, цвет как средство выразительности при составлении узора для сувенирного яйца.

  1. Итоговое занятие: диагностика определения занятий, умений и навыков,

приобретенных за год.

Выставка работ. Анализ работ. Награждение победителей.

Третий и четвертый год обучения

  1. РАЗДЕЛ - БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

  1. Вводное занятие: диагностический этап определения уровня сохранности знаний, умений и навыков.

Обзорное знакомство с программой третьего года обучения.

  1. Повторение изученного за второй год обучения.

Начальная диагностика выделения групп плетения и способов их комбинирования, вызывавшие наибольшее затруднение.

  1. Изготовление разностилевых украшений.

Разработка украшений в соответствии со стилями одежды, событийной направленности. Практическая работа: изготовление вечерних колье, деловых украшений, кулонов, подвесок, комплектов украшений.

  1. Авторские творческие проекты.

Самостоятельная разработка украшения по индивидуальному выбору, стилевой принадлежности. Самостоятельное составление технологических макет-карт. Комбинирование украшения с ансамблем одежды, защита целесообразности данного сочетания.

  1. РАЗДЕЛ - ОСНОВЫ ИМИДЖА

  1. Основы стилей одежды.

Классический стиль. Романтический стиль. Спортивный стиль. Авангардный стиль. Фольклорный стиль. Отличительные признаки. Цветовое решение. Оформление костюма.

  1. Правила ношения украшений.

Коррекция внешности с помощью украшений. Комбинирование украшений из бисера с другими материалами. Сочетание форм бижутерии и одежды.

ПЛЕТЕНИЕ ЯРУСАМИ

  1. Ознакомление с принципом плетения.

Понятие яруса, соединение яруса в полотно. Переход с яруса на ярус. Знакомство с вариантами базовых ячеек.

  1. Плетение простых цепочек.

Последовательность соединения точек. Практическая работа: изготовление образцов на основе ячейки «Крестик» и ячейки «Крестик».

  1. Плетение декоративного полотна.

Подбор и наложение узора на сетку-схему. Практическая работа: выполнение

декоративного панно с базовой ячейкой «Крестик».

  1. Плетение пояса.

Цветовые варианты выполнения узора. Практическая работа: выполнение эскиза-схемы. Выполнение изделия по карте-схеме.

ВИТОЕ ПЛЕТЕНИЕ

  1. Ознакомление с принципом плетения.

Анализ технологической схемы-карты. Установление последовательности выполнения плетения. Сравнительный анализ ажурного и витого плетений.

  1. Плетение учебных образцов.

Практическая работа: изготовление образцов витых шнуров с различными комбинациями узоров.

  1. Плетение комплекта украшений.

Практическая работа: выполнения комплекта украшений (колье, браслет, серьги) один из видов витых шнуров.

  1. РАЗДЕЛ - БИСЕР В ИНТЕРЬЕРЕ

  1. Виды интерьера.

Особенности оформления помещений. Цвет в интерьере. Правила оформления интерьера с использованием декоративных изделий.

  1. Изготовление декоративного панно.

Формы панно. Выбор композиции и цвета для оформления различных помещений. Практическая работа: изготовление индивидуального панно. Выполнение коллективной

работы: панно «Сказка», «Море», «Лето».

  1. Объемные бисерные композиции.

Практическая работа: изготовление декоративного букета «Цветы», сувенира «Новогодний венок», «Валентинка». Выполнение коллективной работы: «Воздушный

аквариум»

  1. Итоговое занятие: диагностика определения занятий, умений и навыков, приобретенных за время обучения.

Итоговая выставка. Анализ результатов обучения. Вручение грамот и призов.

  1. Список литературы.

Для педагога

  1. Алексеева Н.В. Плетение из бисера. - Н.Новгород, 1998

  2. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. - М., 1999.

  3. Аппозолова Л. М. Бисероплетение. - М.: Культура и традиция, 1997 г.

  4. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль, 2000.Баскова Т.Н. Бисер.

Уроки труда в начальной школе, методическое пособие - СПб: «Паритет», 2003 .

  1. Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000.

  2. Бобита М. Рукоделие. - Харьков, 1997.

  3. Божко Л. А. Бисер. - М.:Мартин, 2000 г.

  4. Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения.

  5. Виноградова Е. Большая книга бисера. - Спб., 1999.

  6. Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. - М.,2006.

  7. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.

  8. Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера»

  9. Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. - Ростов н/Д.,2001.

  10. Гашицкая Р., Левина О. Вышивка бисером, 2001.

  11. Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. - М., 1998.

  12. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. - М.,1999.

  13. Крайнева И.Н. Мир бисера. - СПб.,1999.

  14. Котова И.Н. Серия Бисер. 6 книг. - Спб., 1998.

  15. Ладынина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». - М.,2001.

  16. Литвинец Э. Н.Забытое искусство. - М.: Знание,1992 г. (Новое в жизни, науке, технике, сер. «Сделай сам» №2)

  17. Лындина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». - 2001.

  18. Ляукина М. В. Бисер. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1998 г.

  19. Ляукина М.В. «Подарки из бисера»

  20. Ляукина М. И это всё из бисера. - М.,1999.

  21. Ляукина М.В. Бисер. Основы художественного ремесла. - М., 1998.

  22. Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера

  23. Пасхальные композиции. - М.: Культура и традиции, 2000 г.

  24. Ручная вышивка. Сост. М. Ивахнова - М.: Олимп, Смоленск, Русич, 1999 .

  25. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С., Кружки художественной вышивки, М., Просвещение, 1983 г.

  26. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. - СПб.,1999.

  27. Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. - СПб.,1999.

  28. Тейлор К. Бисер: 55 современных оригинальных идей. - М., 2000.

  29. Федотова М., Валюх Г.М. Бисер. Цветы и букеты. - М., 1999.

  30. Фигурки из бисера / ред. Л. Мартынова. - М., 2001.

  31. Фигурки из бисера. /Сост. Лындина, 2001.

  32. Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. - М.,2004.

  33. Чекулаева Е. Хочу всё знать. Праздники. - М.,2001.

  34. Шорис М. Техники плетения из бисера. - М., 1998.

  35. Шорохов Е.В. Основы композиции, - М.:Просвещение, 1979.

  36. Якимовская Л. В., Свиридова А. А., Шиганина В.С. Уроки Бисерплетения. - СПБ.: Корорнапринт, 1998 г.

Для детей

  1. Азбука бисероплетения. - Спб., 1998.

  2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер - Ярославль: «Академия развития», 2006 .

  3. Берлина Н.А. Игрушечки. Бисер, 2003.

  4. Белякова. Бисер. Модные украшения, фенечки и фигурки. Ростов н/Д: Издат. Дом «Рипол Классик», 2007 .

  5. Бисер - ленд: сборники. - Спб., 1998. - № 1 - 3.

  6. Бисер в прическе. Практическое пособие/Сост. Гадаевой. - СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.

  7. Бисер. Практическое пособие. - СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.

  8. Васильева. И.И. Бисероплетение. Шкатулки, сумочки. Практическое пособие. - СПБ.: КОРОНА принт, 2000 г.

  9. Виноградова Е. Г. Макраме: украшение и сувениры. - СПБ.: Политехника, 1998 г.

  10. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). - СПб.,1998.

  11. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.

  12. Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.

  13. Зайцева Н. Бисер, украшения, М., Аст - Пресс, 2000 .Калмыков С. Азбука бисероплетения (часть 2). - СПб.,1998.

  14. Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. - СПб.,1998.

  15. Котова И.Н., Котова А.С. жгуты и шнуры. - СПб.,1998.

  16. Кит Никол. Искусство вышивки: секреты мастерства. (Перевод с английского Ю. Плискиной), 2004 .

  17. Литвинец Э. Н. Изготовление украшения из бисера и стекляруса. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1984 г.

  18. Лындина Ю.М. Украшения для девочки. М., 2001Ляукина М. И это все из бисера. - М., 1999.

  19. Нестерова Д.В. Модные украшения своими руками. - М.,2008.

  20. Сколотнева Е. И. Бисероплетение. - СПБ.: ТОО «Дивиант», ООО «Золотой век», 1999 г.

  21. Стародуб К.И. Плетение на проволоке. Сказочный мир бисера. Ростов-на-Дону,

2001.

  1. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина В.С. Уроки бисероплетения. - СПб.,1998

Для родителей:

  1. Горина Г.С. Традиции вышивки в модном костюме. М., 2003.

  2. Зайцева Н.К. Бисерное рукоделие. М., 2000.

  3. Кораткова Л.Ю. Цветы из бисера. М., 2001.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. www.biser.info

  2. biCer.ru

  3. www.biserland.ru

  4. biseropletenie.com

  5. www.magic-beads.ru

  6. ru.wikipedia.org/wiki/

  7. onlybiser.ru

  8. l-biserka.narod.ru/prkn/books/biser.htm

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

,

п/п

Название

раздела,

тема

Формы занятий

Методы и приемы

Дидак. матер.и т. с. о.

Формы

подведения

итогов

1

Введение в промысел

Беседа, игра путешествие

Словесный,

наглядный

Карта, образцы работ

-

2

Плетение

Беседа, плетение по образцу

Словесный,

наглядный,

практический,

поощрения,

репродуктивный

Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса

Выставка,

игра-зачет

3

Вышивание

Рассказ,

творческие

проекты

Словесный,

наглядный,

практический,

проблемно­

поисковый,

самостоятельной

работы

Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса, наглядное пособие

Выставка

4

Бисеропле­

тение

Беседа, игры, рассказ, плетение

Словесный,

наглядный,

Набор рабочего инструмента,

Выставка,

урок-




по схеме

практический,

поощрения,

самостоятельной

работы

цветного бисера и стекляруса, журналы

экзамен

5

Народные промыслы. Монастырско е шитье

Беседа, рассказ, обзор

литературы, плетение по образцу

Словесный,

наглядный,

практический,

самостоятельной

работы

Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса, раздаточный материал

Выставка,

игра-зачет

6

Комбинирова ние бисера и бус с другими материалами

Беседа, плетение, составление схем плетения, викторина

Словесный,

наглядный,

практический,

поощрения,

проблемно­

поисковый

Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса

Выставка,

игра

7

Основы

имиджа

Беседа, рассказ, показ моделей, обзор литературы

Словесный,

наглядный,

практический,

поощрения

самостоятельной

работы

Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса, журналы

Выставка,

зачет

8

Бисер в интерьере

Беседа, рассказ плетение по образцу

Словесный,

наглядный,

практический

Набор рабочего инструмента, цветного бисера и стекляруса

Выставка,

экзамен




Необходимые условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение

Дидактико - методическое обеспечение

Материалы:

  • бумага; тетрадь в клетку, цветной картон,

  • бисер разных оттенков, бусины, стеклярус, блёстки; рубка, пайетки; , замочки;

  • клей ПВА, клей «Момент»;

  • деревянные заготовки яиц;

  • нитки различных фактур(капроновые, тонкие крепкие х\б),, шнур;

  • атласные ленты;

  • ткань; кожа, бархат и др.; канва, мононить.

Инструменты:

  • карандаши, фломастеры;

  • ножницы;

  • проволока; проволока тонкая;

  • леска;

  • иголки для бисера тонкие; иголки для шитья; нитковдеватель;

  • предметы для отделки: деревянные

Учебно - наглядные пособия:

  • технологические карты по основам выполнения плетения;

  • схемы, рисунки узоров изучаемых видов плетения бисером.

-эскизы композиций.

  • коллекция разнообразной литературы по истории бисерного рукоделия, литературы по различным техникам работы с бисером; -коллекция альбомов, открыток, орнаментов для бисерных работ, ксерокопий, фотографий;

  • соответствующее помещение, доска, освещение лампами дневного света;

Раздаточный дидактический материал:

  • схемы, эскизы будущих работ,

  • заготовки для будущих поделок. Методический фонд и средства обучения:

  • авторские работы по изучаемому творчеству;

  • литература по данному виду творчества,




коробочки, стаканчики, яйца, шары и др.

- тематические беседы,

- ластик; линейка;

- конспекты занятий,

Приспособления:

- диагностика

- емкость для хранения рабочего

-методический материал по предлагаемым

материала;

- х/б салфетки.

темам работы;.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика уровня сформированности практических умений

Уровни

Количество баллов

Показатели, критерии

0 - начальная диагностика

0 - 1

Отсутствие навыков работы с бисером и стеклярусом

1 - репродуктивный

2 - 4

Владение навыками плетения простейших цепочек с частичной опорой на технологические схемы плетения

2 - поисково­исполнительный

5 - 7

Плетение простых и сложных изделий с опорой на технологическую схему плетения и без нее

3 - творческий

8

Самостоятельное комбинирование и разработка авторских изделий и схем плетения




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

  1. «Незаконченное изделие».

Детям раздаются шаблоны, представляющие из себя единую основу будущего изделия. Ребятам необходимо усовершенствовать данный шаблон с помощью различныхподплетений, которые они выбирают самостоятельно. Далее каждый вариант выполняется практически. Из полученных изделий составляют выставки.

  1. «Собери узор».

Детям раздаются шаблоны-сетки для ленточного и прямоугольного орнамента. Необходимо выполнять цветной вариант узора и нанести его на сетку. Желательно, если каждый ребенок выполнит несколько узорных вариантов.

  1. «Орнаментальное лото».

Детям раздаются шаблоны-сетки ленточного и прямоугольного орнамента, а также набор различных элементов, которые могут встретится в орнаменте. Учебная задача состоит в следующем: необходимо составить свой вариант (варианты) узора или орнамента и приложенных элементов.

  1. «Комбинирование техник».

Данное упражнение рекомендуется проводить с воспитанниками, которые посещают занятия групп второго или третьего года обучения, а также с детьми имеющих большой запас теоретических знаний им навыков плетений различных видов. Детям необходимо придумать свой вариант изделия и выполнять его способом соединения разных видов плетения.

  1. «Что можно изменить».

В центре внимания находится одно изделие. После подробного анализа, дети вносят предложения изменения некоторых параметров: цвета, формы некоторых деталей, плетение отдельных узлов, замены отдельных элементов орнамента. Далее воспитанники доказывают необходимость изменения с точки зрения их улучшающей декорирующей функции.

  1. «Придумай плетение».

Детям предлагается учебная задача, которую они должны реализовать сами. В данном упражнении целесообразно использовать метод «мозгового штурма». Выбранное оптимальное решение реализуется практически.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПРИ РАБОТЕ С БИСЕРОМ И

СТЕКЛЯРУСОМ.

Перечень заданий.

  1. Нанизывание бисера на нить с использованием иглы:

  • движения точные, быстрые без помощи другой руки - 2 балла;

  • движения медленные, частичная помощь другой руки - 1 балл;

  • нанизывание бисера на иголку пальцами другой руки - 0 баллов.

  1. Плетение петлеобразного элемента:

  • самостоятельное плетение с опорой на схему - 2 балла;

  • плетение элемента с частичной опорой на схему, дозированная помощь педагога - 1 балл;

  • плетение с помощью педагога, без опоры на схему - 0 баллов.

  1. Соединение простых петлеобразных элементов в комбинированный элемент:

  • самостоятельный анализ соединительного узла по схеме, перенос на практику - 2 балла;

  • анализ соединительного узла с дозированной помощью педагога, выполнение задания с частичной опорой на схему - 1 балл;

-неспособность самостоятельность на практике выполнить задание - 0 баллов.

  1. Анализ выполненных образцов:

  • плотное нанизывание, отсутствие пробелов между элементами и бусинами в звеньях цепочки, точное соответствие схеме плетения - 2 балла;

  • плотное нанизывание, отсутствие пробелов между элементами цепочки, частичное соответствие схеме плетения - 1 балл;

- плетение слабое, наличие пробелов между элементами и бусинами цепи, полное несоответствие схеме плетения - 0 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С БИСЕРОМ И СТЕКЛЯРУСОМ

Перечень заданий.

  1. Точность выполнения задания:

  • задание выполнено без ошибок, точное следование учебной задаче, степень помощи со стороны педагога минимальна, темп работы быстрый - 2 балла;

  • при выполнение задания допустимы наличие 3 - 5 ошибок, дозированная помощь педагога, темп работы средний - 1 балл;

  • задание выполнено с большим количеством ошибок, постоянное обращение к помощи педагога, темп работы медленный - 0 баллов.

  1. Работа с опорной схемой плетения:

  • самостоятельное прочтение опорной схемой плетения, точный перенос графического рисунка на практику - 2 балла;

  • считывание информации со схемы плетения и нанесение на нее узора с незначительными ошибками, неточности при реализации графического рисунка, дозированная помощь педагога - 1 балл;

  • работа с опорной схемой плетения только при помощи педагога - 0 баллов.

  1. Скорость перехода на уровень самостоятельной деятельности:

  • самостоятельное выполнения задания сразу после объяснения учебного материала - 2 балла;

  • самостоятельное выполнения задания после дополнительного индивидуального объяснения - 1 балл;

  • фрагментарная самостоятельность в практической реализации задания, регулярное обращение к помощи педагога - 0 баллов.

  1. Проявление творческой активности:

  • авторские разработки изделий - 2 балла;

  • внесение изменений в детали предложенного образца - 1 балл;

  • только копирование предложенного образца - 0 баллов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!