М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новороссийская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании Принята на заседании Утверждена приказом
ШМО учителей МБОУ педагогического совета директора от
Н овороссийской ООШ МБОУ Новороссийской 30.08.2022 г № 45
Протокол № 1 от 26.08.2022 г ООШ 27.08.2022 г И.о. директора Н.А.Улла
Рабочая программа
студии «Юный художник», проводимой в рамках внеурочной деятельности
учебный предмет
на 2022-2023 учебный год
учебный год
1 класс (1 час в неделю)
класс, количество часов в неделю
Составил: учитель
Овчинникова Анна Анатольевна
с. Новороссийка
2022 год
Пояснительная записка
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Программа студии основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.
При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия проводятся в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах.
Тип программы:
образовательная программа по художественному творчеству для младших школьников.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Программа студии представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся 1 класса школы на 1 год обучения (33 часа).
Актуальность.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.
Данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 7 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей.
Цели программы:
формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,
расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Задачи:
ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
создать условия для развития творческих способностей детей;
способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;
создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценки
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные.
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей работы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно оценивать свою работу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов студии
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные
Ученики научатся:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- изображать предметы различной формы;
Ученики получат возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
Содержание учебного предмета
Пальцевая живопись.
Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «композиция».
Печатание.
Знакомство с новым приёмом рисования. Создание композиции на тему.
Кляксография.
Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов. Рисование на тему «Осень».
Рисование свечой.
Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «симметрия».
Монотипия.
Закрепление понятия «симметрия». Знакомство с новым приёмом рисования. Рисунок животных. Рисунок, созданный на основе кляксы («На что похоже?»).
Рисование «набрызгом».
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Парашют», «Зимний пейзаж».
Рисование по мокрой бумаге.
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование пейзажа «Весна»
Рисование мыльными пузырьками.
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Изображение новогодних шаров.
Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.
Рисование на темы: «Жар птица»
Мраморные краски.
Знакомство с новым приёмом рисования. Создание мраморной бумаги для поделок.
Аппликация с дорисовыванием.
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисунки с использованием геометрических фигур. « Сова». « Парус».
Рисование восковыми мелками.
Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия «композиция». Рисование на темы «Белые птицы улетают на юг».
Граттаж.
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы «Ночное море», «Умка на севере».
Ниткография.
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование нитками.
Печатание.
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования.
Рисование по мокрой бумаге.
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на темы: «Маки». «Ирисы».
Рисование свечой.
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на темы: « Букет из астр». « Весенняя фантазия».
Обобщающее занятие.
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Коллективная работа «Дорисуй»
Контроль и оценка планируемых результатов.
В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось, и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
| Пальцевая живопись | 2 |
| Печатание | 2 |
| Кляксография | 1 |
| Рисование свечой | 2 |
| Монотипия | 3 |
| Рисование свечой | 2 |
| Рисование «набрызгом» | 2 |
| Рисование по мокрой бумаге | 2 |
| Совмещение техник | 1 |
| Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | 2 |
| Мраморные краски. | 1 |
| Аппликация с дорисовыванием | 2 |
| Рисование восковыми мелками | 2 |
| Граттаж | 2 |
| Ниткография | 1 |
| Печатание | 1 |
| Рисование по мокрой бумаге | 2 |
| Рисование свечой | 2 |
| Обобщающее занятие | 1 |
| Итого | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
п | ф |
| Пальцевая живопись | 2 | | |
1. | Петушок | 1 | | |
| Гроздья спелой рябины. | 1 | | |
| Печатание | 2 | | |
3-4 | Волшебные ладошки. | 2 | | |
| Кляксография | 1 | | |
5 | Осень | 1 | | |
| Рисование свечой | 2 | | |
6 | Цветы в вазе. | 1 | | |
7 | Моя деревня. | 1 | | |
| Монотипия | 3 | | |
8 | Животные | 1 | | |
9 | На что похоже? | 1 | | |
10 | В гостях у сказки. Иллюстрирование русской народной сказки «Мужик и медведь» | 1 | | |
| Рисование свечой | 2 | | |
11. | Узоры на окнах. | 1 | | |
12. | Дельфины | 1 | | |
| Рисование «набрызгом» | 2 | | |
13. | Парашют. | 1 | | |
14. | Зимний пейзаж. | 1 | | |
| Рисование по мокрой бумаге | 2 | | |
15-16 | Пейзаж « Весна». | 2 | | |
| Совмещение техник | 1 | | |
17 | Ёлочные шары. | 1 | | |
| Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | 2 | | |
18-19 | Жар птица. | 2 | | |
| Мраморные краски. | 1 | | |
20 | Мраморная бумага для поделок. | 1 | | |
| Аппликация с дорисовыванием | 2 | | |
21 | Сова. (многоугольники) | 1 | | |
22 | Парус. (круги, овалы) | 1 | | |
| Рисование восковыми мелками | 2 | | |
23-24 | Рисование на тему « Белые птицы улетают на юг. | 2 | | |
| Граттаж | 2 | | |
25 | Ночное море. | 1 | | |
26 | Умка на севере. | 1 | | |
| Ниткография | 1 | | |
27. | Рисование нитками. | | | |
| Печатание | 1 | | |
28. | Улица (групповая работа) | 1 | | |
| Рисование по мокрой бумаге | 3 | | |
29-30 | Маки. | 2 | | |
31 | Ирисы | 1 | | |
| Рисование свечой | 2 | | |
32 | Букет из астр. | 1 | | |
33 | Весенняя фантазия. | 1 | | |
| Обобщающее занятие | 1 | | |
34 | Дорисуй. (коллективная работа) | 1 | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: студия «Юный художник»
Класс: 1-4
Учитель: Овчинникова А.А.
2022-2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |