СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 9 класса»

Управление администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орлеанская основная общеобразовательная школа»

Алтайского края Благовещенского района



Принято Согласовано: Утверждаю:

на заседании зам.директора по ВР директор МБОУ ОООШ

педагогического совета ___________Заева Т.Г. __________О.В.Козырко

протокол №_________ «___» ________2020 г. приказ №____________

«___»__________2020 г. от «___» ________2020г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Школа развития речи»

2020-2021 учебный год





Автор разработчик:

Балюх Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Категория -










с. Орлеан

2020 г.

1.Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа развития речи» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на 1 год, ориентирована на обучающихся 9 класса (34 часов в год, 1 час в неделю).


Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основ­ными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В центре внимания оказывается культура речи — лингвистичес­кая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достиже­ния максимальной эффективности общения.

Цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, пони­мания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонети­ки, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грам­матики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использова­ния языковых средств в разных условиях общения. На этой основе разви­ваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилис­тическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в ре­зультате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию на­выков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной спра­вочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведе­нию, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в со­ответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах рече­вого поведения в различных сферах общения; совершенствуется уме­ние не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и ре­чевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письмен­ные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Освоение курса внеурочной деятельности «Школа развития речи» предполагает достижение следующих результатов:

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в обществе;

  • навыки сотрудничества со сверстниками;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, корректировать деятельность;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;

  • умение ориентироваться в различных источниках информации;

  • умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

  • владение навыками познавательной рефлексии.


























Формы организации учебных занятий по курсу «Школа развития речи» следующие:


  • лекция;

  • самостоятельная работа;

  • работа в группах;

  • собеседование;

  • практикум;

  • консультация;

  • дискуссия;

  • работа со справочной литературой.


Основные виды учебной деятельности на занятиях:


  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.;

  • аудирование;

  • информационная переработка устного и письменного текста: переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;

  • создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • участие в дискуссии;

  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.












3. Содержание курса внеурочной деятельности


1.Нормативный аспект культуры речи (27 ч)

Вводное занятие. Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологичес­кие) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний сог­ласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особен­ности произношения иноязычных слов, а также русских имён и от­честв. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответ­ствии с его лексическим значением — важное условие речевого об­щения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг (кру­той, клёвый и т. п.) и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласо­вания, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Норма­тивное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное пост­роение предложений с обособленными членами, а также сложно­подчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интона­ции в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция инто­нации в речевом общении.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препина­ния при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этическим аспект культуры речи (7 ч)

Речевой этикет как совокупность правил речевого обще­ния. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стере­отипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дис­танционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, теле­факс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением пра­вил речевого этикета.

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

Подведение итогов. Творческий проект «Культура речи».






























Тематическое планирование


п/п

в разделе

Тема занятия

Дата

Примечание

Нормативный аспект культуры речи 27 ч

Вводное занятие

1

Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.

07.09


Орфоэпические (произносительные и акцентологичес­кие) нормы.

2

Роль орфоэпии в устном общении.

14.09


3

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний сог­ласных. Произношение некоторых грамматических форм.

21.09


4

Особен­ности произношения иноязычных слов, а также русских имён и от­честв.

28.09


5

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

05.10


6

Практическая работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологичес­кие) нормы»

12.10

Практическая работа

Лексические нормы.

7

Употребление слова в строгом соответ­ствии с его лексическим значением — важное условие речевого об­щения.

19.10


8

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств.

02.11


9

Молодёжный сленг (кру­той, клёвый и т. п.) и отношение к нему.

Практическая работа «Лексические нормы»

09.11

Практическая работа

Грамматические нормы.

10

Нормативное употребление форм слова.

16.11


11

Нормативное построение словосочетаний по типу согласо­вания, управления.

23.11


12

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Норма­тивное согласование сказуемого с подлежащим.

30.11


13

Правильное пост­роение предложений с обособленными членами, а также сложно­подчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

07.12


14

Практическая работа «Грамматические нормы»

14.12

Практическая работа

Интонационные нормы.

15

Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.

21.12


16

Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интона­ции в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция инто­нации в речевом общении.

28.12


17

Практическая работа «Интонационные нормы»

11.01

Практическая работа

Орфографические нормы.

18

Разделы русской орфографии и основные принципы написания.

18.01


19

Правописание морфем.

25.01


20

Слитные, дефисные и раздельные написания.

01.02


21

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

08.02


22

Практическая работа «Орфографические нормы»

15.02

Практическая работа

Пунктуационные нормы.

23

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений.

22.02


24

24

Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения.

01.03


25

25

Знаки препина­ния при передаче чужой речи.

15.03


26

26

Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

05.04


27

27

Практическая работа «Пунктуационные нормы»

12.04

Практическая работа

Этический аспект культуры речи 7 ч

28

1

Речевой этикет как совокупность правил речевого обще­ния. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет.

19.04


29

2

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стере­отипы, формулы вежливости.

26.04


30

3

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

03.05


31

4

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дис­танционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, теле­факс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

10.05


32

5

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

17.05


33

6

Практическая работа «Речевой этикет»

24.05

Практическая работа

Подведение итогов.

34

7

Творческий проект «Культура речи»

31.05

Проект

Всего: 34 (учебных недель)*1 (часа в неделю) = часов-34;

в том числе практических – 7, проектов – 1.


Учебно-методическое обеспечение


Используемая литература


Акишина АЛ., Формановская Н.И. Этикет русского пись­ма.—М., 1981.

Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рас­сказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

Колесов ВЗ. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.

Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2004.

Львова СМ. Речевой этикет — М., 1995.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Словари

БалакапАТ. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справоч­ник. — М., 2003.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.

Ресурсы Интернета


  1. http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

  2. http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

  3. http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  4. http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

  5. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

  6. http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

  7. http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

  8. http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

9.Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru

10.Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru

11.Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru

12.Открытый колледж – http://www.college.ru



Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

  4. Стенд для размещения творческих работ обучающихся.



Средства контроля


Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Школа развития речи» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • участие в районных, региональных, всероссийских творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки и т.д.);

  • Результаты индивидуальных достижений обучающихся фиксируются учителем в портфолио обучающегося.














































ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Курс: Школа развития речи

Класс: 9

Учитель: Балюх Н.В.


№ урока Тема Дата Кол -во часов Причина корректировки Способ корректировки
По плану Фактически По плану Фкктически




































































































































































10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!