Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Таловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от « ___ » ______________ _____________/______________/ подпись руководителя МО | Согласовано с заместителем директора по ВР _____________/______________/ « ___ » _______________ | Утверждаю: Директор школы _________________/____________ Приказ № ___ от « ___ » ______________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
с учащимися 3 «В» класса
по общеинтеллектуальному направлению
«Учение с увлечением».
Составил учитель: Груздева Г. И.
20___-20___ учебный год
Пояснительная записка
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы. А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат для выявления наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.
Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | 2 | |
2 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
3 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
4 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
5 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 2 | |
6 | Решение задач | 2 | |
7 | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
8 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи | 2 | |
9 | Архимед. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
10 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
11 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | 2 | |
12 | Деление. Упражнения, игры, задачи | 2 | |
13 | Делится или не делится | 2 | |
14 | Решение задач | 2 | |
15 | Новогодние забавы | 2 | |
16 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | 2 | |
17 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | 2 | |
18 | Игра «Веришь или нет». | 2 | |
19 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 2 | |
20 | Экскурсия в компьютерный класс. | 2 | |
21 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 2 | |
22 | Математические фокусы. | 2 | |
23 | Конкурс знатоков | 2 | |
24 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. | 2 | |
25 | Решение задач | 2 | |
26 | Денежные знаки. Загадки-смекалки | 2 | |
27 | Решение задач повышенной трудности. | 2 | |
28 | Игра «Цифры в буквах». | 2 | |
29 | КВМ «Царица наук». | 2 | |
30 | Задачи с многовариантными решениями | 2 | |
31 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 2 | |
32 | Игра «Поле чудес». | 2 | |
33 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | 2 | |
34 | Интеллектуальный марафон. | 2 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
7. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995.