Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
Приказ № ____ от «___»__________»2022г.
__________________ /Т.М. Буровникова/
(Ф.И.О.)
РАССМОТРЕНО
На МО учителей_________________
________________________________
(название учебного предмета)
Протокол № ________
От «____» ___________20___г.
Руководитель МО
________________________________
(Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
На методическом совете школы
Протокол № ___
От «___»____________ 2022г.
Руководитель методического совета
___________________/О.В. Переверзева/
(Ф.И.О.)
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Русский лен»
на 2022 – 2023 учебный год
Уровень образования основное общее образование
Направление внеурочной деятельности социальное
Класс 8
Рабочую программу разработала Харламова Ирина Александровна
г. Курчатов, 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский лен» разработана для обучающихся 8 класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования и следующих нормативно-правовых документов:
№ п/п | Нормативные документы |
| Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. |
| Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1644, 31.12.2015г. №1577, 11.12.2020г. №712. |
| Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова (Приказ №131 от 28.05.2020г. с изменениями и дополнениями) |
| Положение «О рабочей программе педагога» (Приказ №87 от 230.03.2020 г. с изменениями и дополнениями) |
| Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 « Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи» |
Цели курса – воспитание у обучающихся культуры, уважения к народным промыслам; формирование элементарных знаний о народном костюме, и прежде всего, о тех традициях,
с которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни; развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом; для самостоятельного, осознанного принятия родной культуры в ситуации выбора.
Задачи курса:
Познакомить обучающихся с основами конструирования, с элементами дизайна, другими важными понятиями для достижения результатов, с практическими навыками и умениями, унаследованными от прошлых поколений.
Помочь обучающимся в формировании гражданской и нравственной позиции в творческом развитии, самоопределении, профориентации.
Сформировать у обучающихся умения, навыки и привычки в декоративно - прикладном творчестве.
Помочь обучающимся осознать себя как личность в системе общественных и культурных отношений.
Воспитать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
Развивать умения обучающихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы.
Приобретение обучающимися опыта в определении вариантов разрешения производственных проблем.
Формирование у обучающихся практических навыков выполнения технологических операций.
Обеспечение развития у обучающихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Данная программа рассчитана для обучающихся 8 класса. Выбор темы курса «Русский лен» определяется следующим: рассмотрение наиболее интересных вопросов технологии за незначительное количество учебного времени, возвращение к значимым для подростков понятиям в рамках факультативного курса.
В современном российском обществе конструкторские и технологические вопросы вызывают небывалый интерес, и это не случайно, ведь человеку без практических навыков трудно рассчитывать на благополучие в семье, коллективе, обществе, бизнесе и творчестве. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы») - социально активный, уважающий закон, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Эффективными средствами достижения новых целей образования наряду с основными образовательными программами по предметам являются программы внеурочной деятельности.
Содержание декоративно-прикладного образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Культурное сознание личности формируется под влиянием окружающей действительности, организации обучения и практики. Основу этих знаний составляет уяснение технологических последовательностей. Происходит накопление необходимых знаний, вырабатывается индивидуальное мастерство и умение.
Реализуя данную программу, необходимо добиться развития технологической культуры учащихся как сплава знаний, умений, навыков.
К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций технологической ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных социально-культурных знаний. При использовании данной ситуаций создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем прекраснее будет результат.
Курс «Русский лен» построен таким образом, чтобы помочь обучающимся найти ответы на специфические вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в творческом процессе и которые они не могут решить без элементарных знаний в технологии и декоративно-прикладном творчестве.
Новизна настоящей программы заключается в постановке целей и задач ее реализации в условиях перехода на новые ФГОС с учетом интересов и возможностей участников образовательного процесса и социального заказа родителей, обучающихся; отборе содержания по темам «Дизайн», «Антропология», определении активных методов, форм проведения занятий и разработке развернутого учебно-тематического плана.
Курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается практическая и исследовательская работа с различными творческими направлениями; разбор конкретных ситуаций.
Основные формы и методы проведения занятий:
Занятия проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, обучающиеся учатся размышлять, решать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, практикум, конференция, подиум, ролевая игра, тестирование, анкетирование, просмотр практических результатов, музыкальных фрагментов. Интерес к деятельности резко возрастает, если обучающиеся включены в деловой проект, где подросток действует не по принуждению, а по внутреннему желанию. Цель проекта - сделать серьезный напряженный труд интересным для обучающихся.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно повысить самооценку.
Место учебного курса в учебном плане. Изучение курса спланировано на 136 часов.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами в реализации курса являются:
формирование умений, навыков и привычек технологического мышления
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
осознание своей идентичности как творящего человека;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметными результатами являются:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметными результатами освоения курса являются:
• знать основные технологические этапы создания объекта труда, структуру декоративно-прикладного творчества, основы дизайна, конструирования, моделирования, оформления технической документации, основные технологические термины, основы экономики, истории народного костюма, декоративных промыслов, антропологии человека, традиции России.
• знание основных технологических понятий, норм и правил создания творческого исследовательского проекта, умение применять их в реальных социальных ситуациях.
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Выбор объекта труда (14ч)
Вводное занятие. Обзор ТБ при работе.
Виды декоративно-прикладного творчества.
Инструменты материалы, применяемые в шитье.
Традиционные виды обработки материалов.
Выбор объекта труда и целесообразности материалов.
Технический проект (13ч)
Эскизный проект. Выполнение основы конструкции.
Внесение основных особенностей.
Спецификация деталей изделия и материалов.
Технологический проект (17ч)
Раскрой изделия.
Соединение деталей. Коррекция кроя.
Декоративная отделка деталей и узлов.
Композиционные изменения.
Окончательная отделка готового изделия. ВТО.
Выполнение элементов декора и аксессуаров.
Подиум (19ч)
Музыкальные составляющие.
Изучение технологий преобразования отходов.
Антропология. Подготовка моделей.
Временной расчет и синхронизация с музыкой.
Парад моделей.
Презентация готовой коллекции
Исследовательский проект (8ч)
Уход за волосами и выбор прически
Уход за кожей и выбор макияжа.
Изучение народных традиций, гуляний, обычаев.
Праздничные украшения в русском народном костюме.
Защита проекта (19ч)
Окончательная подготовка проекта.
Подготовка праздничного показа.
Защита проекта
Подведение итогов.
Праздничное чаепитие и закрытие.
Экскурсия в городской музей.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы раздела | Количество часов |
Теория | Практика | Общее количество часов |
1. | Выбор объекта труда | 14 | Вводное занятие. Обзор ТБ при работе | 2 | | 2 |
Виды декоративно-прикладного творчества | 2 | | 2 |
Инструменты материалы, применяемые в шитье. | 1 | 1 | 2 |
Традиционные виды обработки материалов | 1 | 2 | 3 |
Выбор объекта труда и целесообразности материалов. | | 2 | 2 |
2. | Технический проект | 13 | Эскизный проект | | 2 | 2 |
Выполнение основы конструкции | 2 | 2 | 4 |
Внесение основных особенностей | | 3 | 3 |
Спецификация деталей изделия и материалов. | 1 | 3 | 4 |
3. | Технологический проект | 17 | Раскрой изделия. | 1 | 1 | 2 |
Соединение деталей. Коррекция кроя. | | 3 | 3 |
Декоративная отделка деталей и узлов. | | 3 | 3 |
Композиционные изменения. | | 3 | 3 |
Окончательная отделка готового изделия. ВТО. | | 3 | 3 |
Выполнение элементов декора и аксессуаров. | | 3 | 3 |
4. | Подготовительный проект | 16 | Презентация объекта труда. | 1 | 1 | 2 |
Подготовка технической документации. | 1 | 1 | 2 |
Подготовка окончательных эскизов. | 1 | 2 | 3 |
Литературные комментарии. | 1 | 2 | 3 |
Историческая справка. | 1 | 2 | 3 |
Расчет себестоимости и экономичности производства. | 1 | 2 | 3 |
5. | Подиум | 19 | Музыкальные составляющие. | 1 | 1 | 2 |
Изучение технологий преобразования отходов. | 1 | 1 | 2 |
Антропология. Подготовка моделей. | 4 | 2 | 6 |
Временной расчет и синхронизация с музыкой. | 1 | 2 | 3 |
Парад моделей. | | 2 | 2 |
Презентация готовой коллекции | 2 | 2 | 4 |
6. | Исследовательский проект | 8 | Уход за волосами и выбор прически | 1 | 1 | 2 |
Уход за кожей и выбор макияжа. | 1 | 1 | 2 |
Изучение народных традиций, гуляний, обычаев. | 2 | | 2 |
Праздничные украшения в русском народном костюме. | 1 | 1 | 2 |
7. | Защита проекта | 19 | Окончательная подготовка проекта. | 2 | 1 | 3 |
Подготовка праздничного показа. | 4 | 2 | 6 |
Защита проекта | 1 | 1 | 2 |
Подведение итогов. | 2 | | 2 |
Праздничное чаепитие и закрытие. | | 1 | 1 |
Экскурсия в городской музей. | | 1 | 1 |
| Итого: | 102 | | 40 | 62 | 102 |