СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника" для 5-6 классов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института), производителя конструктора «Базовый набор LEGO® Education SPIKE™ Prime набор 45678» компании LEGO System A/S, в соответствии с современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника" для 5-6 классов.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС МОАУГ № 8

Протокол № 1 от 26 августа 2022 г.

Руководитель НМС

_____________ Быкова Л.И.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУГ № 8

_____________ Гребелюк Н.Н.

29 августа 2022 г.


Утверждено на педагогическом совете № 1 от 29 августа 2022 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «РОБОТОТЕХНИКА»

общеинтеллектуальное направление


для учащихся 5 – 6 классов


педагога

Косенко Регины Владимировны,

высшей квалификационной категории















РАССМОТРЕНО

на заседании МО

классных руководителей.

Протокол № 1 от ___ августа 2022 г.

Руководитель МО

________________

Рабочая программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института), производителя конструктора «Базовый набор LEGO® Education SPIKE™ Prime набор 45678» компании LEGO System A/S, в соответствии с современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования.

Данная программа реализуется с использованием оборудования центра «Точка роста» с учётом Методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)  — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.

Актуальность Программы Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан возможно только в современной образовательной среде. Программа представляет учащимся технологии 21 века. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования. Таким требованиям отвечает робототехника.

Одним из динамично развивающихся направлений программирования является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями.

Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика.

Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного 3 ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию.

Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.

Нормативно правовое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы на 2022/2023 учебный год.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «29» декабря 2014 г. № 1644 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «31» декабря 2015 г. № 1577 (с изменениями и дополнениями).

  2. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.

  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).

  4. План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)

  5. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)  — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).

  6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного автономного учреждения гимназии № 8 городского округа города Райчихинска Амурской области.

  7. Положение МОАУГ № 8 о рабочей программе учебного предмета, курса педагога МОАУГ №8 городского округа города Райчихинска Амурской области (утверждено директором МОУАГ № 8 от 24.05.2016 г.).

  8. Учебный план МОАУГ №8 на 2022/23 учебный год.

  9. Годовой календарный график МОАУГ №8 на 2022/2023 учебный год.

Цель Программы: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей

Задачи Программы:

Личностные

воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности;

  • формирование уважительного отношения к труду;

  • развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

метапредметные

  • умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности;

  • умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, интернет-источники);

  • умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою

  • точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора.

предметные

  • познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime;

  • научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные

  • знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

  • научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу,

  • научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов;

  • уметь демонстрировать технические возможности роботов.

Отличительные особенности Программы

Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.

Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.

Учебный план Программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.

Адресат программы

Учащиеся 5 – 6 классов. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению.

Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой.

Занятия посещают учащиеся 5 – 6 класса, проявившие интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется.

Срок реализации программы 2 года

На обучение отводится 34 часа (17 часов в 5 классе и 17 часов в 6 классе).

В первый год учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора, основами теории автоматического управления. Изучают интеллектуальные и командные игры роботов.

Формы обучения

Форма обучения очная.

Форма проведения занятий планируется как для всей группы (групповая) - для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и мелкогрупповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучения и его индивидуализацию.

Методические материалы.

Содержание Программы может быть скорректировано в зависимости от уровня подготовки учащихся. Некоторые темы взаимосвязаны с курсом «Программирование», изучаемым в школе и могут с одной стороны служить пропедевтикой, с другой стороны опираться на него. Например, передаточные отношения связаны с обыкновенными дробями, которые изучаются во второй половине 5 класса. В процессе обучения используются разнообразные методы обучения.

Традиционные:

  • объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);

  • репродуктивный метод;

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый (или эвристический) метод;

  • исследовательский метод.

Современные:

  • метод проектов:

  • метод обучения в сотрудничестве;

  • метод портфолио;

  • метод взаимообучения.

В Программу включены содержательные линии:

  • аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;

  • чтение - осознанное самостоятельное чтение языка программирования;

  • говорение - умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;

  • пропедевтика - круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;

  • творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.

Планируемые результаты.

В процессе реализации образовательной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности.

  • личностные результаты:

  • проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности;

  • проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности;

  • проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

  • метапредметные результаты:

  • умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации;

  • умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения;

  • проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать;

  • умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность;

  • умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

  • предметные результаты:

  • знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, потенциометры, резисторы, конденсаторы, соленоиды, пьезодинамики)

  • знает виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы работы простейших механизмов, видов механических передач;

  • умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом;

  • владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Education SPIKE Prime;

  • понимает принципы устройства робота как кибернетической системы;

  • умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания;

  • умеет демонстрировать технические возможности роботов.

Учащийся должен знать / понимать:

  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • основные источники информации;

  • виды информации и способы её представления;

  • основные информационные объекты и действия над ними;

  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • создавать и запускать программы для забавных механизмов, в рамках электронного конструктора LEGO Education SPIKE Prime;

  • применять основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.

Формы контроля и аттестации:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащихся практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по робототехнике, представлении итоговой работы.

Способы проверки знаний учащихся: педагогическое наблюдение, опрос, зачет, практические занятия, викторины, беседы, анализ творческих работ, участие во внутри школьных турнирах/соревнованиях и других мероприятиях.

Способы определения результативности заключаются в следующем:

  • работы учащихся будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике.

  • фото и видео материалы по результатам работ учащихся будут размещаться на официальном сайте школы.

  • фото и видео материалы по результатам работ учащихся будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня

Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки учащихся, массовость и активность участия учащихся в мероприятиях данной направленности.

Оценочные материалы

Контрольно-оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в процессе или по окончании ее изучения. Контроль – в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности обучающихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый педагогом) и внутренней обратной связи (самоконтроль обучающегося). Оценивание – процесс интерпретации полученных результатов.

Контрольно-оценочные материалы – это методические материалы, которые нормируют процедуры оценивания результатов обучения с целью установления их соответствия требованиям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Задачи, которые выполняют контрольно-оценочные материалы:

 установление фактического уровня предметных знаний (теоретического, терминологического, практического) и личностного развития обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе для дальнейшего проектирования индивидуального обучения и развития;

 повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, самопознанию, самоанализу, умению планировать свою дальнейшую деятельность;

 принятие педагогических решений по коррекции учебно-воспитательного процесса.

Материально-техническое оснащение Программы

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в МОАУГ № 8 создан центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».

Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной рабочей программы позволяет создать условия:

• для расширения содержания школьного образования по информатике;

• для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;

• для развития личности ребёнка в процессе обучения информатики, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.

Наименование оборудования

Краткие примерные технические характеристики

Единица измерения

Количество

Оборудование по проекту «Современная школа», центр «Точка роста» (2022 год)

Ноутбуки Aquarius


Производительный ноутбук в ударопрочном корпусе.

Процессор: Intel® 8-го поколения, ОС «Орёл», поддерживаемые операционные системы: Windows®, Linux. Вес, кг: 2.9. Уровень защиты IP: IP65. Размер диагонали экрана: 14”

шт.

2

Набор элементов для конструирования роботов SPIKE Prime (Lego Education)

Базовый набор LEGO Education SPIKE Prime — это образовательное решение, специально разработанное для ведения учебной STEAM- деятельности в 5-7 классах основной школы. Базовый набор SPIKE Prime представляет собой идеальное сочетание ярких элементов LEGO, простых в использовании электронных компонентов и интуитивно понятного языка программирования, созданного на базе Scratch.
С помощью этого решения ваши ученики в рамках увлекательного игрового обучения смогут развивать навыки критического мышления и решения задач одинаково успешно, невзирая на уровень подготовки и возраст. Вам доступны простые в реализации стартовые проекты и безграничные возможности для творческого проектирования.

Базовый набор SPIKE Prime поможет приобрести ключевые STEAM-компетенции, чтобы они стали настоящими инженерами будущего.

Сердцем Базового набора SPIKE Prime является специальный Программируемый Хаб. Это современное, но простое в использовании устройство в форме кубика, оснащённое шестью портами ввода-вывода, световой матрицей 5×5, модулем Bluetooth, динамиком, 6-осевым гироскопом и аккумуляторной батареей. Программное обеспечение создано на базе Scratch 3.0, поддерживаемые операционные системы Windows 10, Mac, Android, iOS, Chrome.

Базовый набор SPIKE Prime также включает в себя высокоточные моторы и датчики, которые, в сочетании с большим количеством разнообразных элементов, дают ученикам возможность придумывать и собирать удивительных роботов, автономные роботизированные устройства и другие интерактивные модели. Благодаря наличию у Хаба большого числа точек крепления элементов LEGO, моторов и датчиков, а также возможности использовать новые крупные элементы для сборки обучающиеся смогут тратить меньше времени на сборку и больше — на обучение. Все элементы набора поставляются в удобном для хранения пластиковом коробе. В состав набора также входят два сортировочных лотка. Их использование позволяет сократить время на подготовку к занятиям и сэкономить рабочее пространство.

шт.

3


Программа реализуется также с использованием оборудования, поступившего в рамках проекта «Цифровая среда»:

Наименование оборудования

Краткие примерные технические характеристики

Единица измерения

Количество

Оборудование по проекту «Цифровая образовательная среда» (2019 год)

Ноутбук мобильного класса Pipo W11


трансформер, отсоединяемая клавиатура, переход в режим планшета, размер экрана 11 дюймов, операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 4 Гб, объём накопителя 128 Гб. ПО: Windows 10 Домашняя, Microsoft Office 2019.

шт.

15

Интерактивный комплекс SMART INTERACTIVE BOARD 86Е89К-Т.

размер экрана 1880 мм, операционная система Android версии 8.0, объём оперативной памяти 3 Гб, объём накопителя 32 Гб);

вычислительный блок интерактивного комплекса (операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 8 Гб, объём накопителя 128 Гб;

мобильное крепление для интерактивного комплекса.

шт.

1

Ноутбук учителя Lenovo Yoga 530-14ARR.

трансформер, сенсорный экран с углом поворота 3600 размер экрана 14 дюймов, операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 8 Гб, объём накопителя 256 Гб

шт.

1


Информационное обеспечение:

  • -Аудио-, видео, фотоматериалы, интернет источники.

  • Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация: образовательная программа, дидактические материалы).

  • Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

5 КЛАСС

1.

Вводное занятие

1

1

0

Опрос

2.

Основы конструирования

2

1

1

Опрос

3.

Введение в робототехнику.

Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime

5

1

4

Зачет

4.

Основы управления роботом

5

1

4

Практическое задание, состязания роботов

5.

Состязания роботов. Игры роботов.

4

2

2

Практическое задание, турнир

6 КЛАСС

5.

Состязания роботов. Игры роботов.

7

1

6

Практическое задание, турнир

6.

Творческие проекты

6

1

5

Практическое задание, состязания роботов

7.

Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ. Внутри школьный турнир/соревнование.

3

1

2

Викторина на

знание ПДД Беседы, зачет

8.

Итоговое занятие

1


1

Итоговая аттестация


Итого

34

9

25




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Вводное занятие:

Информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ.

  1. Основы конструирования

Теория: Простейшие механизмы. Хватательный механизм. Принципы крепления деталей. Рычаг. Виды механической передачи: зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Колесо, ось. Центр тяжести.

Практика: Решение практических задач. Строительство высокой башни. Измерения.

  1. Введение в робототехнику

Теория: Знакомство с контроллером Smart hub. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования Scratch. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта.

Практика: Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.

Кегельринг

  1. Основы управления роботом

Теория: Релейный и пропорциональный регуляторы. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, защита от застреваний, траектория с перекрестками, события, пересеченная местность. Обход лабиринта по правилу правой руки. Синхронное управление двигателями.

Практика: параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков. Робот-барабанщик

  1. Состязания роботов. Игры роботов.

Теория: Футбол с инфракрасным мячом (основы).

Практика: Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робото-спорта. «Царь горы». Управляемый футбол роботов. Теннис роботов

Теория: Использование микроконтроллера Smart hub.

Практика: Подготовка команд для участия в состязаниях (Сумо. Перетягивание каната. Кегельринг. Следование по линии. Слалом. Лабиринт) Регулярные поездки.

  1. Творческие проекты

Теория: Одиночные и групповые проекты.

Практика: Разработка творческих проектов на свободную тему. Роботы помощники человека. Роботы-артисты

  1. Безопасное поведение на дорогах.

Теория: Беседа о ситуации на дорогах, виде транспортных средств.

Практика: Викторины, настольные игры по безопасному поведению на дорогах («Мы спешим в школу», «Веселый пешеход»).

ОБЖ. Темы бесед.

  1. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

  2. Профилактика ДДТП

  3. Поведение во время пожара.

  4. О терроризме

  5. Поведение на водоеме.

Инструктаж по ТБ.

Теория: Цикл бесед о правилах поведения на занятии и работы на компьютере.

Практика: Зачёт по прослушанному материалу.

Итоговое занятие Обсуждение работы объединения за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.

Итоговая аттестация: Обсуждение работ за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.

Календарный учебный график

№ п/п

Дата

Время

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма контроля\

аттестации

5 КЛАСС

Вводное занятие. 1 час

1



Беседа, видеоролики, демонстрация конструктора

1

Что такое "Робот". Виды, значение в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы.

Каб.19

Ответы на вопросы во время беседы. Зачет по ТБ


Основы конструирования. 2 часа

2



Беседа, видеоролики, демонстрация проекта

1

Проект. Этапы создания проекта. Оформление проекта.

Каб.19

Индивидуальный, фронтальный опрос

3



Беседа, демонстрация

СП

1

Ознакомление с визуальной средой программирования Scratch. Интерфейс. Основные блоки.

Каб.19

Индивидуальный, фронтальный опрос

Введение в робототехнику. Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime. 5 часов

4



Беседа, демонстрация модуля EV3

1

Обзор модуля Smart hub. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты.

Каб.19

Практическая работа

5



Беседа, демонстрация сервомоторов EV3

1

Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы.

Каб.19

Индивидуальный, фронтальный опрос

6



Беседа, Демонстрация конструктора

1

Сборка модели робота по инструкции.

Каб.19

Практическая работа

7



Беседа, Демонстрация датчика

1

Обзор датчика касания. Устройство, режимы работы.

Каб.19

Практическая работа

8



Беседа,

Демонстрация датчика

1

Обзор различных датчиков

Каб.19

Практическая работа


Основы управления роботом. 5 часов

9



Беседа,

Демонстрация датчика

1

Обзор гироскопического датчика. Устройство, режимы работы.

Каб.19

Практическая работа

10



Беседа, Демонстрация датчика

1

Обзор датчика света. Устройство, режимы работы

Каб.19

Практическая работа

11



Беседа,

Демонстрация датчика

1

Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы. Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов"

Каб.19

Проверочная работа

12



Беседа, демонстрация

робота

1

Движения по прямой траектории.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

13



Беседа, демонстрация робота

1

Точные повороты.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

Состязания роботов. Игры роботов. 11 часов

14



Беседа, демонстрация робота

1

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

15



Беседа, демонстрация робота

1

Игра "Весёлые старты". Зачет времени и количества ошибок

Каб.19

Соревнование роботов

16



Беседа, демонстрация робота

1

Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

17



Беседа, демонстрация робота

1

Решение задач на движение с использованием датчика касания.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

6 КЛАСС

1



Беседа, демонстрация робота

1

Решение задач на движение с использованием датчика света. Изучение влияния цвета на освещенность

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

2



Беседа, демонстрация робота

1

Решение задач на движение с использованием гироскопического датчика.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

3



Беседа, демонстрация робота

1

Решение задач на движение с использованием ультразвукового датчика расстояния.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

4



Беседа, демонстрация робота

1

Программирование с помощью интерфейса модуля. Контрольный проект на тему: "Разработка сценария движения с использованием нескольких датчиков".

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

5



Беседа, демонстрация

1

Битва роботов

Каб.19

Соревнования роботов

6



Беседа, демонстрация СП, робота

1

Многозадачность. Понятие параллельного программирования.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

7



Беседа, демонстрация СП, робота

1

Оператор цикла. Условия выхода их цикла. Прерывание цикла.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия


Творческие проекты. 6 часов

8



Беседа, демонстрация СП, робота

1

Оператор выбора (переключатель). Условия выбора.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

9



Беседа, демонстрация СП, робота

1

Многопозиционный переключатель. Условия выбора.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

10



Беседа, демонстрация СП, робота

1

Динамическое управление

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

11



Беседа

1

Битва роботов

Каб.19

Соревнование роботов

12



Беседа, видеоролики

1

Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

13



Беседа, видеоролики

1

Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ. Творческие задания. 3 часа

14



Беседа, видеоролики

1

Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

15



Беседа, видеоролики

1

Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер.

Каб.19

Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

16



Беседа

1

Планирование творческих проектов учащихся. Разбор различных готовых проектов. Программирование и испытание собственной модели робота.

Каб.19

Практическая работа

Итоговое занятие. 1 час

17



Конференция

1

Защита проекта «Мой собственный уникальный робот»

Каб.19

Выступление с защитой собственного проекта


Список использованной литературы.

  1. Литература для педагога.

  1. Немов Р.С. Психология. Т. 2, М: Владос, 2018.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2017г.

  3. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -М.: Просвещение, 2016.

  4. Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института). 2019г.

  5. Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018г.

  1. Специальная литература.

  1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.

  2. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М.: Издательство «Перо», 2016. -300с.

  3. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс].

  4. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks

  5. Программы для робота [Электронный ресурс] http://service.lego.com/ enus/helptopics/?questionid=2

Интернет-ресурс:

  1. http://www.mindstorms.su

  2. https://education.lego.com/ru-ru

  3. http://robototechnika.ucoz.ru

  4. http://www.nxtprograms.com/projects1.html

  5. http://www.prorobot.ru/lego.php

  6. https://education.lego.com/ru-ru/lessons?pagesize=24

  7. https://robot-help.ru/lessons/lesson-1.html

  8. http://www.prorobot.ru

Литература для родителей, детей

1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017.

2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018

3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Изд-во МАИ, 2017.


Ресурсы сети Internet по профилю

1. Russian software developer network // Русское сообщество разработчиков программного обеспечения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nnxt.blogspot.ru/

2. Каталог программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legoengineering.com/category/support/building-instructions/http://nnxt.blogspot.ru/search/label/

3. RoboLab developer network // Сообщество разработчиков RoboLab [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legoengineering.com/

4. Сообщество разработчиков ТРИК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.trikset.com/

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!