СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся c умственной отсталостью 2 «В» и 3 «В» классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» реализуется  в рамках внеурочной деятельности («Коррекционно-развивающее направление»), составлен с учётом актуального состояния  здоровья обучающихся и социального заказа родителей с целью своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении  общеобразовательных программ, устранения отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизации личности и межличностных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся c умственной отсталостью 2 «В» и 3 «В» классов»

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Утверждаю

Директор ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


_________________

Согласовано на МС

Протокол №4

От 27 августа 2021 г.



Руководитель МС_______

Рассмотрено на МО

учителей начальных классов

Протокол № 5

от 26 августа 2021 г.


Руководитель МО______

(Ф.И.О.)

Г.В.Алпатова

Приказ №132-ОД

от 30 августа 2021 г.

(Ф.И.О.)

Г.А.Малахова


(Ф.И.О.)

У.В.Серебрякова



Рабочая программа внеурочной деятельности

по коррекционному курсу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающихся c умственной отсталостью

2 «В» и 3 «В» классов


на 2021-2022 уч. год.




Составила: Е.А. Курбатова,

учитель начальных классов.






г. Котовск, 2021 г.




«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 и 3 классах составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), на основе авторской программы коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой.

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» реализуется в рамках внеурочной деятельности («Коррекционно-развивающее направление»), составлен с учётом актуального состояния здоровья обучающихся и социального заказа родителей с целью своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении общеобразовательных программ, устранения отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизации личности и межличностных отношений.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами коррекционного курса.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

У умственно отсталых учащихся выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с умственной отсталостью. На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, ведется максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

Цель программы: формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития умственно отсталого ребёнка и более эффективной социализации в обществе.

Задачи программы:

  • Развивать психические процессы: память, мышление, речь, воображение, восприятие.

  • Корригировать отклонения в сенсорном развитии у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

  • Обогатить чувственный познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.

  • Воспитывать интерес и эмоционально – положительное отношение к окружающей действительности, широкую ориентировку в окружающем предметном мире.

Программа построена на следующих принципах:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

  2. Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития.

  3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

  4. Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.

  6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.

  7. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

В ходе психокоррекционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения работы.

Особенности коррекционной работы во 2 классе: дальнейшее развитие и коррекция моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора, развитие и совершенствование оптического и фонетического восприятия, анализа и синтеза. Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства в двухмерном пространстве. Формирование внутреннего плана действий.

2 класс

Основные цели коррекционных занятий во 2 классе – развивать целостность восприятия, развивать на его основе план представлений; развивать ориентирование в окружающем предметном мире через овладение поисковым способом.

Задачи:

  • развивать основные виды предметной и речевой деятельности; совершенствовать точность совершаемых учебных, игровых и бытовых действий;

  • развивать представления об окружающем мире и умение выделять части предметов (проводить элементарный анализ по вопросам педагога), описывать реальный предмет, соотносить предмет и его изображение;

  • развивать навык обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких;

  • развивать умения манипулировать объёмным и плоскостным конструктивным материалом по показу педагога и по наглядному образцу;

  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа;

  • совершенствовать двигательные навыки общей и мелкой моторики;

  • закреплять за ведущей рукой опыт оперирования разными инструментами, формировать навык координированных движений с одновременным разграничением их функций;

  • развивать умение ориентироваться во внутреннем и внешнем пространстве.


Структура занятия:

  • 1 этап. Вводный(5мин.) На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.

  • 2 этап. Основной (16-25мин.) Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).

  • 3 этап. Заключительный (5 мин.) На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.

Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с педагогами (участие в малом педсовете педагогов, работающих в классах с детьми, консультации педагогов по вопросам организации учебного процесса), родителями (выступление на родительском собрании, консультации родителей, рекомендации).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью предметных и личностных результатов.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

2 класс

При разнообразных видах помощи (организующей, активизирующей и контролирующей)

При организующей и активизирующей помощи


Сформированность следующих умений.

-различать основные цвета;

-различать вкусовые качества;

-конструировать предметы из геометрических фигур;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.


Сформированность следующих умений:

-определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

-различать основные цвета и их оттенки;

-конструировать предметы из геометрических фигур,

-узнавать предмет по части;

-определять на ощупь разные свойства предметов;

-находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

-различать «наложенные» изображения предметов;

-различать вкусовые качества;

-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-различать характер мелодии;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

-соотносить времена года с названиями месяцев.

3 класс


-различать, соотносить основные цвета, называть основные цвета,

-узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб,

-называть при контролирующей помощи круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,

-сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам (наложением, приложением «на глаз»). Давать ответы на вопросы «Где самый короткий?»

-сравнивать предметы по одному из признаков,

-ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи,

-иметь представления о сутках, днях недели,

-уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции (простые упражнения и движения).

-называть основные цвета. Уметь классифицировать и группировать предметы по этому признаку,

-уметь сравнивать предметы по ряду признаков.

-уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три предмета (наложением, приложением « на глаз»),

-ориентироваться в тетрадях,

-называть месяцы. Знать времена года,

-выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого,

-пользоваться письменными принадлежностями.

Личностные результаты (2 класс):

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

  • В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 3 классе является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

 Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

 В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

 Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

 Выражать своё эмоциональное состояние, настроение.

Основные предметные результаты:

— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

— Различать и называть основные цвета.

— Классифицировать геометрические фигуры.

— Составлять предмет из 2—3 частей.

— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Различать речевые и неречевые звуки.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

Выделять части суток и определять порядок дней недели.

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

- регулятивных учебных действий:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- коммуникативных учебных действий:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Уметь обратиться к взрослому за помощью.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предполагаемые предметные результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

Формы, и средства проверки и оценки результатов обучения

В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Программа включает в себя обязательный диагностический блок, нацеленный на выявление актуального уровня развития психомоторного и перцептивного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Первичное и итоговое обследование проводятся с использованием диагностики и метода наблюдения и обеспечивают коррекционный процесс информацией о динамике развития учащихся, позволяя вносить в него необходимые коррективы.

Содержание программы

п.п.

Тема раздела

Форма

Ожидаемый результат


2 класс

34 ч в год


1

Развитие крупной и мелкой моторики, ловкости.

Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание кинезиологических упражнений; правил пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем.

2 уровеньумения владеть карандашом, ручкой, кистью; раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление; конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;прекращать движение в нужной точке;рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;выполнять творческие работы из пластилина по образцу;конструировать несложные предметы без опоры на образец;точно выполнять движения по трехзвенной инструкции; выполнять выразительные движения;выполнять упражнения на дыхание и расслабление; знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде;выполнять пальчиковые упражнения;выполнять графические работы под диктовку;принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

2.

Тактильно-двигательное восприятие


Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание специальных обследующий движений (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначения отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.

2 уровень умения - определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их; делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при помощи ощупывания;определять материал, из которого сделан предмет;путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.


3

Восприятие особых свойств предметов


Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание особых свойств предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести); продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.); основных вкусов: горький - сладкий, сырое – вареное.

2 уровень – умения различать простые запахи (приятные - неприятные);- сравнивать и различать разные вкусы;определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый).

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Сравнение и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;

4

Восприятие формы, величины, цвета


Групповые коррекционные занятия

1уровень – знания наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый); оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый; основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал; разных параметров величины (длина, ширина, высота, толщина).

2 уровень –умения чертить основные геометрические фигуры; выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины;определять на ощупь величину предметов;анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);использовать цвет по назначению;сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине. определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.различать классифицировать фигуры по нескольким признакам.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Обогащение чувственного опыта учащихся.

5

Восприятие временных отношений


Групповые коррекционные занятия

1уровень – знания мер времени и их соотношение: порядок месяцев в году, времена года и их закономерности, части суток, дни недели, единицы измерения времени (сут., нед., мес.).часы, их составляющие (циферблат, стрелки).соотносить времена года с названиями месяцев

2 уровень –умения определять времени по часам (с точностью до 1 часа).

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Определение времени по часам.

6

Развитие зрительного восприятия


Групповые коррекционные занятия

1уровень – знания правила целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений.

2 уровень – умения выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;- распознавать основные эмоции;узнавать предмет по части;выделять предмет из группы;определять картинку к заданному эталону;находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках; делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

7

Развитие слухового восприятия


Групповые коррекционные занятия

1уровень – знания шумов: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.

2 уровень –умения различать речевые и неречевые звуки;выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания, различать характер мелодии (веселая – грустная).

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

8

Восприятие пространства


Групповые коррекционные занятия

1уровень – знания понятия «близко», «далеко», «дальше», право-лево.

2 уровень –умения ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;обозначать словом направления движения;располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;быстро и точно передвигаться в пространстве.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Описание явлений окружающей действительности.

Основное содержание тем курса (разделы, структура)

2 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (6 часов)

  • Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев.

  • Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

  • Развитие быстроты, ловкости и точности движений.

  • Развитие умения контролировать сменяемость действий.

  • Развитие моторики руки, формирование графических навыков.

  • Обводка и рисование по трафарету.

  • Штриховка в разных направлениях.

  • Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).

  • Работа с ножницами.

  • Аппликация.

  • Графический диктант по показу.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)

  • Определение на ощупь объёмных предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, гладкие, шершавые).

  • Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.

  • Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние).

  • Игры со средней мозаикой.

  • Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Словесное обозначение барических ощущений.

  • Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Раздел 3. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (2 часа)

  • Измерение температуры воздуха с помощью градусника.

  • Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений.

  • Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений.

  • Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый — средний — лёгкий).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов)

  • Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);

  • обобщение словом.

  • Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.

  • Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).

  • Составление сериационных рядов из трёх-четырёх предметов по заданному признаку.

  • Различение цветов и оттенков.

  • Подбор оттенков цвета к основным цветам.

  • Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).

  • Различение основных частей хорошо знакомых предметов.

  • Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Раздел 5. Восприятие пространства (2 часа)

  • Ориентировка в помещении: понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

  • Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).

  • Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.

  • Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.

  • Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 6. Развитие зрительного восприятия (2 часа)

  • Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.

  • Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.

  • Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения).

  • Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.

  • Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (2 часа)

  • Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).

  • Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

  • Подражание звукам окружающей среды.

  • Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 8. Восприятие времени (2 часа)

  • Порядок месяцев в году.

  • Времена года.

  • Работа с графической моделью «Времена года».

  • Измерение времени (сутки, неделя, месяц).

  • Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).

  • Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Итоговое обследование психомоторики и сенсорных процессов (1 час)


Содержание коррекционного курса 3 класс (34 часа)

На занятиях идёт воздействие на сенсомоторный уровень, активизацию и развитие всех ВПФ.

В содержание курса 3 класса входит:

Диагностическое обследование моторного и сенсорного развития обучающихся в динамике.

Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие точности (броски в цель, "Кольцеброс", Дартс, "Тир"). Развитие и согласованность движений на разные группы мышц. Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности мелких движений Графические диктанты. Вырезание. Аппликация.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь фигур и предметов с разными свойствами. Работа с пластилином, тестом (лепка по заданным темам). Игры с мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений. Вербализация ощущений. Выразительность движений (имитация повадок зверей, инсценировка).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Составление сериационных рядов. Сравнение, группировка, различие предметов. Составление целого из частей. Цветовой спектр. Дидактические игры. Составление предмета из частей (пазлы,"Лего").

Развитие зрительного восприятия

Совершенствование навыков зрительно-двигательной координации рук и глаз. Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развитие осязания. Определение контрастных температур предметов. Различение пищевых вкусов. Словесное определение свойств веществ.

Развитие слухового восприятия

Определение направления звука в пространстве. Различие мелодий и звуков по высоте тона, темпу. Прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Восприятие пространства

Ориентировка в помещении. Вербализация. Развитие пространственного праксиса Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Дидактические игры.

Восприятие времени

Определение времени по часам, минутам. Дидактические игры. Меры времени. Объёмность времени.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Рабочая программа.1-4 классы: АООП образования для детей с УО (вариант 1) (сайт www.prosv.ru).

Литература:

1.Антонова С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. Текст /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

2.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

3.Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.

4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – М.: «Ось-89», 2006.

5. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Электронный ресурс/ Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html

6. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера», 2009

7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 2011

Дополнительная литература для учителя:

  1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  2. Венгер А. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.

  4. Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2 – 4 года жизни: Методические рекомендации/ О. П. Рожков, И. В. Дворова. – М.: Издательство Московского психосоциального института; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЕК»,2004.

  5. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М.: Школьная Пресса, 2004.

  6. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.


Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Мин. обр. и науки РФ

Информационное обеспечение образовательного процесса

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites

  • Учительский портал http://www.uchportal.ru

  • Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september

  • Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru



Технические средства обучения

Акустические колонки.

Документ-камера.

Интерактивная доска.

Классная доска.

Компьютер (ноутбук).

Многофункциональный центр (принтер, сканер, ксерокс).

Мультимедийный проектор.


Размер не менее 150×50 см

С диагональю не менее 72 см

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Слайды, соответствующие содержанию обучения.

Музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи).



Учебно - практическое и лабораторное оборудование

Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:

 функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

 игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застёжек и др.;

 разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-«маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);

 иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребёнка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

 наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчленённые контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщённым связям между предметами и явлениями окружающего мира;

 нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребёнком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;

 материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);

тетради, карандаши, ручки.

 независимые, мобильные источники света (возможность регулирования освещения от незначительного до интенсивного).

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, лото, викторины, дидактические игры, наборы сюжетных картинок.



Оборудование класса

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Эргономическая мебель: ученические двухместные столы со стульями.


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


Приложение к программе.

Календарно-тематическое планирование, 2 «В» класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, будет пройдена в полном объёме за 33 часа, т.к. 10.09.21-День здоровья.

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


план факт

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

1 четверть (8 ч.)

11

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

11

03.09

Тест

Выявление уровня психофизического развития.

Диагностические методики

Раздел1. Развитие моторики, графомоторных навыков (5 часов)

32

Слушай и повторяй.

11

17.09

Инструкция

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев.

Развивать акустическое восприятие, учить дифференцировать вербальные и невербальные звуки.

5

Координация движений (игры с мячом и обручем).

1

Обруч

Игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела.

73

Развитие быстроты, ловкости и точности движений.


11

24.09

Ловкость

Точность

Игры на развитие координации, скорости и ловкости: «Мяч в корзинке», «Кошки - мышки»», «Местами надо нам меняться», «Острова», «Мостик», «Маленькие силачи».

Корригировать недостатки моторного развития через развитие координации движений, самостоятельно менять движения в соответствии с инструкцией педагога и быстро реагировать на изменение ситуации.

94

Заколдованное письмо. Формирование графических навыков.


11

01.10

Точность

Плавность

Упражнения на мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность,

точность, скоординированность движений рук. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

Корригировать недостатки мелкой моторики через развитие умения рисовать по точкам, по шаблону, рисовать простые предметы

15

Обводка и рисование по трафарету.

11

08.10.

Трафарет


Упражнения по штриховке по контуру, обводка; графические задания


Корригировать недостатки моторного развития, развивать целостность восприятия, произвольное внимание.

16

Аппликация.

11

15.10

Аппликация


Упражнения пальчиковой гимнастики, работа с бумагой, музыкально-ритмические упражнения.

Развивать целостность восприятия, корригировать умение действовать по подражанию.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)

17

Определение на ощупь объёмных и плоскостных предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, гладкие, шершавые).


11

22.10

Объёмная фигура

Плоскость

Мягкость

Жёсткость

Гладкость


Ощупывание предметов с различной и контрастной поверхностью с открытыми глазами, потом - с закрытыми;- обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, сжимание и др.); обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов и признаков предмета.

Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по заданному признаку).

8

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов.

11

29.10

Температура


Игры с водой разной температуры; ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами, игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения.

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук соразмерности движений; развитие тактильных ощущений, коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция), пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

2 четверть (7 ч.)

19

Тяжёлый - лёгкий. Восприятие чувства тяжести от разных предметов.

11

12.11

Тяжёлый-

лёгкий,

Тяжелее - легче.

Игры на определение тяжести предметов «Найди самый лёгкий и самый тяжёлый мешочек».

Обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении практических бытовых или учебных действий.

210

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела.


11

19.11

Статика

Динамика


Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Формировать навыки выполнения сложных подражательных действий по показу педагога,

Раздел Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (2 часа)


211

Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений.

11

26.11

Сладость

Горечь

Кислота

Сырой

Варёный

Игры на определение вкусовых ощущений («Попробуй, отгадай, узнай и сравни», «Найди пару»), игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения.

Расширять кругозор детей через знакомство с новыми вкусами. Развивать практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире.

212

Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий —-испорченный).

11

03.12

Свежий

Испорченный

Резкий

Мягкий

Игры на развитие обоняния (Душистые мешочки, ароматная радость), игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения.

Обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Раздел Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов)


213

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, куб, шар).

11

10.12

Круг

Куб

шар

Игры на определение геометрических фигур (тактильный мешочек, отгадай что это). Упражнения пальчиковой гимнастики. Музыкально-ритмические упражнения.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы.

214

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (квадрат, прямоугольник, треугольник).

11

17.12

Квадрат

Прямоуголь-

ник

треугольник

Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши, «Обводим всё (силуэты», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке». Игры пальчиковой гимнастики.

Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство.

315

Сравнение двух-трёх предметов по основным параметрам величины (размер, высота), обозначение словом.

11

24.12

Размер

Высота

«Большой - маленький», «Сравни и назови», «подбери фигуру», «найди отличия» игры пальчиковой гимнастики.

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы

3 четверть (10 ч.)

316

Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (длина, толщина), обозначение словом.

11

14.01

Длина

Толщина

Дидактические игры на определение длины и толщины предметов «Сравни и назови», «подбери фигуру», «найди отличия», игры пальчиковой гимнастики

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы

317

Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).


11

21.01

Форма

Величина

Группировка


«Классификация», «Где, чей домик», «Слово на ладошке», «Сортировка». Игры пальчиковой гимнастики и музыкально-ритмические.

Корригировать недостатки мышления через развитие умения различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.

118

Цвета и оттенки.

11

28.01

Цвет

Оттенок


Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «Палитра художника», «Растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой гимнастики.

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета.

319

Сигнальная роль цвета (пожарная машина, светофор).

11

04.02

Сигнал

Светофор


Игры пальчиковой гимнастики, работа с дидактическими карточками «Пожарная машина», «Светофор», «Стоп, сигнал».

Расширять кругозор детей через знакомство с новыми вкусами. Развивать практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире. Развивать восприятие цвета.

420

Цветная линейка. Подбор оттенков цвета к основным цветам.


11

11.02

Оттенок

Линейка



«Цветная поляна», «Радуга», «Цветная линейка», «Собери корзинку», игры пальчиковой гимнастики, работа с дидактическими карточками.

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета.

421

Составление сериационных рядов из трёх-четырёх предметов по заданным признакам.

11

18.02

Серия

Признак


«Назови одним словом», «Составь ряд», «Обобщение-исключение», «Найди предметы», игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения.

Развивать умения действовать с большим количеством предметов, выделять предметы по одному признаку (цвет, форма, размер, фактура и др.) в группе разнородных предметов;

422

Конструирование предметов из геометрических фигур (три три-четыре детали — машина, дом и т.д).

11

25.02

Конструктор


Игры с геометрическими фигурами, геометрическим конструктором », игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

Формировать умение видеть контурный рисунок с наложением. Развитие геометрического воображения и творческих способностей. Развитие умения видеть целое раньше частей.

223

Целое и его части.

11

04.03

Часть

Целое

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Развитие целостного восприятия, развитие мышления. Развитие умения видеть целое раньше частей.

424

Оригами.

11

11.03

Оригами

Обучение различным приёмам работы с бумагой. Упражнения пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения.

Совершенствование мелкой моторики, точных движений пальцев; развитие глазомера; формирование усидчивости, ответственности, аккуратности, бережного отношения к предметам и материалу.

Раздел Восприятие пространства (2 часа)

525

Ориентировка в помещении: понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

1

18.03

Близко,

Ближе

Далеко, Дальше.

Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.(“Где шарик”, “Где звенит колокольчик”, “Дойди до флажка”, “Найди флажок”, “Куда пойдешь” ) Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.( “В жмурки” с многочисленными ее вариантами: “Накорми лошадку”, “Стук - стук в барабан”, “Найди свой значок”)

Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях.

4 четверть (8 ч.)

526

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов) и на поверхности парты.


11

01.04

Ориентировка


«Парные картинки», «Словесная ориентировка», «Нарисуй на листе бумаги: в центре – круг; слева – квадрат; выше круга – треугольник; ниже – прямоугольник; над треугольником – 2 маленьких круга; под прямоугольником – маленький круг», графический диктант

Развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений;

формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов; развитие мелкой моторики.


Раздел Развитие зрительного восприятия (2 часа)

227

Что изменилось? Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.

11

08.04


Ряд


«Что изменилось? Цифровая таблица», «Чаепитие у медвежонка», «Найди отличия». Упражнения пальчиковой гимнастики.

Коррекция недостатков когнитивной сферы, коррекция зрительной памяти через развитие умения фиксировать и вспоминать ощущения, связанные со зрительным образом.

228

Наложенные изображения.

11

15.04

Наложенные изображения

Игры на развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины, игры на развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов через зашумленные изображения.

Корригировать недостатки развития когнитивной сферы через развитие фантазии и воображения.

Раздел Развитие слухового восприятия (2 часа)

529

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).

11

22.04

Погремушка Барабан Колокольчик

Бубен

Гармошка

«Условное слово», «Важные мелочи»,

«Помехи». Игры на дифференцировку звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).


Корригировать недостатки развития слухового восприятия и памяти через умение вслушиваться и дифференцировать звуки.

630

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

11

29.04

Характер

Тихо

Громко

Шум

Мелодия

Прослушивание музыкальных мелодий. Игры на металлофоне, игры на узнавание голоса.

Корригировать недостатки развития слухового восприятия через активизацию произвольного внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

Раздел Восприятие времени (2 часа)

631

Порядок месяцев в году.

Времена года.


11

06.05

Времена года

Год

Месяц

«Какое время года», «Когда это бывает?», «Определение времени года по картинкам», «12 месяцев», игры пальчиковой гимнастики, танцевально-ритмические упражнения.

Развитие зрительного внимания, общей, тонкой моторики, тактильных ощущений, расширение словарного запаса.

632

Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени.


11

13.05

Час

Минута

Стрелки

Циферблат

Игры на определение времени, игры с паззлами, «Часы», «Который час», «Режим дня», «Где какой», игры пальчиковой гимнастики, танцевально-ритмические упражнения.

Формирование умения ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля. Развитие логического мышления, памяти, внимания, познавательных и математических способностей, речи.

33

Итоговое исследование психомоторики и сенсорных процессов.

11

20.05

Тест

Выявление динамики в психофизическом развитии.

Диагностические методики.

Календарно - тематическое планирование курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 3 «В» класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, будет пройдена в полном объёме за 33 часа, т.к. 10.09.21 – День здоровья

п/п

Название раздела, тематика занятий

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных навыков.

1

03.09



Развитие моторики, графомоторных навыков

7



2

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», «Дартс», «Тир») . Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

17.09


3

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции.

1

24.09


4

Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности мелких движений рук.

1

01.10


5

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу.

1

08.10


6

Графический диктант (зрительный). Графический диктант (на слух).

1

15.10


7

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

1

22.10


8

Работа в технике объёмной и рваной аппликации.

1

29.10



Тактильно-двигательное восприятие

3



9

Определение предметов на ощупь.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)?»

1



12.11


10

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

1

19.11


11

Игры с мозаикой.

1

26.11



Кинестетическое и кинетическое развитие

2



12



Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы). Вербализация собственных ощущений.

1

03.12


13



Выразительность движений (имитация повадок животных). Выразительность движений (инсценирование школьных событий).

1

10.12



Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

7



14

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) .

1

17.12


15

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

1

24.12


16

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.). Дидактическая игра «Часть и целое» .

1

14.01


17


Составление сериационных рядов по величине из 4-5, 6-7 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1


21.01


18

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

1

28.01


19

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

1

04.02


20



Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы).

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (настольный «Лего»).

1



11.02



Развитие зрительного восприятия

3



21

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу.

1

18.02


22

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

1

25.02


23

Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры «Что изменилось?», «Повтори узор». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

04.03



Восприятие особых свойств предметов

2



24

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

1

11.03


25





Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

1



18.03



Развитие слухового восприятия

2



26

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук?»

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня».

1

01.04


27

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков.

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики».

1

08.04



Восприятие пространства

3



28

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Развитие пространственного праксиса, словесный отчёт о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдёшь».

1

15.04


29

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части.

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

22.04


30

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённом к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

1

29.04



Восприятие времени

2



31


Определение времени по часам (часовая стрелка, минутная стрелка).

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч).

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).

1


06.05


32

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

13.05


33

Итоговое исследование психомоторики и сенсорных процессов. Тест.

1

20.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!