Краснодарский край, муниципальное образование Кореновский район,
г. Кореновск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное общеобразовательное автономное некоммерческое учреждение средняя общеобразовательная школа № 17
имени К.В. Навальневой
муниципального образования Кореновский район
(название образовательного учреждения)
РАССМОТРЕНО Протокол №1 заседания методического объединения учителей ИЗО и музыки МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой МО Кореновский район _____________ Н.Г.Калякина от 25.08.2023 года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МОАНУ СОШ №17 им. К.В. Навальневой МО Кореновский район _____________ С.Б. Ковалевой от 28.08.2023 года | УТВЕРЖДЕНО: решением педагогического совета 28 августа 2023 года протокол № 1 Председатель _____________Н.В. Мищенко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности: «Беспокойные сердца»
на 2023-2024 учебный год
Уровень общего образования (класс) - 6-7 классы
Количество часов: 34
Учитель: Милькова Елена Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка 5-7 классы» Г.П.сергеева, Е.Д.Критская Просвещение 2021 год.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО
Кореновск 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с ориентацией на образовательные и воспитательные задачи школы. Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых навыков.
Важнейшей частью музыкально – эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки. Школа призвана воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Музыкальное воспитание предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей учащихся, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, способности понимать содержание музыкального искусства. Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом исполнительства. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально – творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Творческая деятельность хорового коллектива должна быть направленна на музыкально – эстетическое воспитание учащихся, развитие их музыкального вкуса, приобщение их к высоким патриотическим, нравственным идеалам, через наиболее доступный вид искусства – хоровое пение.
В процессе музыкального развития учащихся 12-13 лет необходимо учитывать особенности возраста, в первую очередь связанные с формированием голосового аппарата. У большинства мальчиков наступает период мутации.
Поэтому нужно следить за тем, чтобы они бережно относились к своему голосу, не использовали форсированный, излишне громкий и напряженный звук. Если мутация у мальчиков происходит в резкой форме, то на определенный период времени им нужно воздержаться от хорового пения, остальным же нужно внушать мысль о том, что не нужно стесняться своего нового «взрослого» голоса, а следует петь со всеми (только на октаву ниже), что изменившийся тембр их голосов только украсит исполнение хорового репертуара. У девочек в период мутации могут наблюдаться такие симптомы как утомляемость голоса при пении, сиплый тембр, отсутствие звонкости и полетности звука, трудности в воспроизведении высоких звуков певческого диапазона. В связи с этим для вокально-хоровой работы с данной возрастной категорией учащихся рекомендуется подбирать репертуар с ограниченной тесситурой. Необходимо проводить тщательную подготовку к разучиванию нового хорового репертуара (распевание, «разогрев» певческого аппарата на фрагментах известных песен), чаще прибегать к вокализации доступных с вокальной точки зрения основных тем инструментальных сочинений, чередовать хоровое пение с другими видами исполнительства – дирижированием, пластическим интонированием, ритмическим аккомпанементом. Данная программа хорового пения основана на разнообразном музыкальном материале. Большое внимание уделяется разучивание произведений композиторов - классиков. Все произведения программы выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей. Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, хормейстера, учащегося пронизывает каждое занятие. Это дает возможность влиять на чувственную среду учащихся, на их суждения, взгляды, развития вкуса, вызывают большой интерес к исполняемой музыке и к самому процессу хорового пения. Перед педагогом-хормейстером стоят важная задачи, привить любовь учащихся к хоровому пению, дать возможность овладеть певческими навыками. Решение этих задач возможно только при условии достижения учащимися художественного, выразительного, прочувствованного исполнения музыкального материала. Выразительное исполнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Педагог должен уметь грамотно, выразительно познакомить учащихся с произведением, которое им предстоит исполнить. Педагог должен помнить, что качество исполненного им произведения играет большую роль в процессе ознакомления учащихся с этим произведением, воспитывает эстетический вкус. Учащиеся только тогда почувствуют и поймут красоту и характер музыкального произведения, когда у них будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда они осознают, что их голоса сливаются с голосами других учащихся.
Цели программы:
– содействовать развитию художественного вкуса учащихся, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся, заложенный в них творческий потенциал.
- Через активную музыкально – творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к хоровому пению, формировать исполнительские вокальные навыки.
- Приобщить учащихся к сокровищнице вокально – песенного искусства.
Задачи программы:
- освоение и совершенствование навыков хорового пения;
- воспитание эстетического вкуса и исполнительской культуры учащихся;
- развитие творческой активности учащихся;
- формирование сценической культуры;
- развитие музыкальных способностей учащихся;
- способствовать расширению музыкального кругозора.
- освоение знаний о музыке, ее интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
- закрепление знаний о воздействии музыки на человека;
Искусство, как и культура в целом, предстает перед учащимися как история развития человеческой памяти, величайшее значение которой, по словам Д.С. Лихачева, « в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего человечества в целом и каждого человека в отдельности
Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей;
- формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии;
- формирование интонационно – слухового опыта учащихся, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
- развитие гибкого интонационно – образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений;
- разнообразие видов исполнительской деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус;
- ориентация музыкально – исполнительской деятельности учащихся на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его формы и содержания;
- воспитание потребности учащихся в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений;
- формирование у учащихся умения решать музыкально – творческие задачи во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы;
- обращение к национальным культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Программа «Хоровое пение» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение хорового пения приобретает деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений.
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Мир хорового пения» являются следующие умения:
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Мир хорового пения» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке;
формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного;
умение действовать по заданному алгоритму;
осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
формирование стремления передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос;
формирование умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Коммуникативные УУД
формирование умения слушать и слышать музыкальный текст;
формирование умения выражать свои мысли, чувства через песню;
умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
умение договариваться, находить общее решение ;
умение «слышать другого»;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
построение совместной деятельности и поиск нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Предметными результатами изучения курса «Мир хорового пения» является сформированность следующих умений:
формирование представления о роли музыки в жизни человека;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений, формирование музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей, умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизациях.
Учащийся научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему ;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности ( исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а сареIIа в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания, навыкам голосоведения (легато, нон легато, стаккато) , структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия окружающей действительности изученный материал.
Требования к уровню подготовки учащихся
Класс | Должны знать | Должны уметь |
| | |
6-7 класс | - особенности музыкального языка. уметь применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности - создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения | - пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья, акапельное пение, сольное пение; - владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция); - умение чисто интонировать; - умение воспроизвести ритмический рисунок; - умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене |
6-7 класс
Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство. Раздел 2. Пение как вид музыкальной деятельности. Охрана голоса. Певческая установка. Дыхание. Ансамбль. Элементы двухголосия. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого Раздел 3. Формирование детского голоса. Звукообразование. Музыкальные штрихи. Певческое дыхание. Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo | Беседа, рассказ Беседа, рассказ, упражнение, исполнение Беседа, рассказ, упражнение, исполнение | Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете. Выполнение дыхательной гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.Исполнение вокальных упражнений.Пение каноном. Пение 1еgаtо и non 1еgаtо,staccato. Исполнение музыкально – ритмических скороговорок. Пение с атакой звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Пение упражнений на разные типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Пение staccato. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; Исполнение упражнений с выразительностью, имикой, жестами. |
Раздел 4. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Работа с народной песней. Произведениями русских композиторов-классиков. Произведения современных отечественных композиторов, башкирских композиторов. Сольное пение. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях. Раздел 5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | Слушание, анализ, разучивание Слушание, анализ | Пение народных песен без сопровождения. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры Прослушивание аудио- и видеозаписей, анализ качества пения. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. |
Раздел 6. Концертная деятельность. Творческий отчет. | Выступление, анализ | Работа по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Итоговое занятие, творческий отчет. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела
6 – 7 классы.
№ | Нотная грамота | 3 ч. |
1. | Хоровое сольфеджио | 3 ч. |
2. | Исполнение а капелла и с сопровождением. | 5 ч. |
3. | Работа с фонограммой. | 5 ч. |
4. | Работа с текстосм. | 3 ч. |
5. | Сценическое движение и культура. | 5 ч. |
6. | Работа над репертуаром. | 10 ч. |
7. | Итого: | 34 ч. |
| | |
Предполагаемый репертуар:
1. Программа «Песни народов мира» - песни любой тематики разных народов мира (возможно исполнение на языке оригинала).
2. Программа «Эх, дороги…» - песни военных и послевоенных лет.
3. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой любви и дружбе.
4. Программа «О, спорт, ты – мир!» - песни о физкультуре, спорте, спортсменах и спортивных командах.
5. Программа «Изгиб гитары звонкой» - песни авторов-исполнителей.
6. Программа «Рождество в Европе» - рождественские песнопения России, Англии, Франции, Германии, Испании (на языке оригинала).
7. Программа «Волшебство мюзикла» - фрагменты российских, европейских и американских мюзиклов, песни к кинофильмам и театральным постановкам.
8. Венок русских народных песен.