СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке "Беспокойные сердца"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке "Беспокойные сердца"»





Краснодарский край, муниципальное образование Кореновский район,

г. Кореновск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное общеобразовательное автономное некоммерческое учреждение средняя общеобразовательная школа № 17

имени К.В. Навальневой

муниципального образования Кореновский район

(название образовательного учреждения)



РАССМОТРЕНО

Протокол №1 заседания методического объединения учителей ИЗО и музыки

МОАНУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой

МО Кореновский район _____________ Н.Г.Калякина


от 25.08.2023 года


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР

МОАНУ СОШ №17 им. К.В. Навальневой

МО Кореновский район


_____________ С.Б. Ковалевой


от 28.08.2023 года

УТВЕРЖДЕНО:

решением педагогического

совета 28 августа 2023 года

протокол № 1

Председатель

_____________Н.В. Мищенко




      1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по внеурочной деятельности: «Беспокойные сердца»


на 2023-2024 учебный год



Уровень общего образования (класс) - 6-7 классы


Количество часов: 34

Учитель: Милькова Елена Николаевна



Программа разработана на основе авторской программы «Музыка 5-7 классы» Г.П.сергеева, Е.Д.Критская Просвещение 2021 год.



В соответствии с требованиями ФГОС СОО












































Кореновск 2023 год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с ориентацией на образовательные и воспитательные задачи школы. Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых навыков.

Важнейшей частью музыкально – эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки. Школа призвана воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Музыкальное воспитание предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей учащихся, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, способности понимать содержание музыкального искусства. Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом исполнительства. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально – творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Творческая деятельность хорового коллектива должна быть направленна на музыкально – эстетическое воспитание учащихся, развитие их музыкального вкуса, приобщение их к высоким патриотическим, нравственным идеалам, через наиболее доступный вид искусства – хоровое пение.

В процессе музыкального развития учащихся 12-13 лет необходимо учитывать особенности возраста, в первую очередь связанные с формированием голосового аппарата. У большинства мальчиков наступает период мутации.

Поэтому нужно следить за тем, чтобы они бережно относились к своему голосу, не использовали форсированный, излишне громкий и напряженный звук. Если мутация у мальчиков происходит в резкой форме, то на определенный период времени им нужно воздержаться от хорового пения, остальным же нужно внушать мысль о том, что не нужно стесняться своего нового «взрослого» голоса, а следует петь со всеми (только на октаву ниже), что изменившийся тембр их голосов только украсит исполнение хорового репертуара. У девочек в период мутации могут наблюдаться такие симптомы как утомляемость голоса при пении, сиплый тембр, отсутствие звонкости и полетности звука, трудности в воспроизведении высоких звуков певческого диапазона. В связи с этим для вокально-хоровой работы с данной возрастной категорией учащихся рекомендуется подбирать репертуар с ограниченной тесситурой. Необходимо проводить тщательную подготовку к разучиванию нового хорового репертуара (распевание, «разогрев» певческого аппарата на фрагментах известных песен), чаще прибегать к вокализации доступных с вокальной точки зрения основных тем инструментальных сочинений, чередовать хоровое пение с другими видами исполнительства – дирижированием, пластическим интонированием, ритмическим аккомпанементом. Данная программа хорового пения основана на разнообразном музыкальном материале. Большое внимание уделяется разучивание произведений композиторов - классиков. Все произведения программы выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей. Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, хормейстера, учащегося пронизывает каждое занятие. Это дает возможность влиять на чувственную среду учащихся, на их суждения, взгляды, развития вкуса, вызывают большой интерес к исполняемой музыке и к самому процессу хорового пения. Перед педагогом-хормейстером стоят важная задачи, привить любовь учащихся к хоровому пению, дать возможность овладеть певческими навыками. Решение этих задач возможно только при условии достижения учащимися художественного, выразительного, прочувствованного исполнения музыкального материала. Выразительное исполнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Педагог должен уметь грамотно, выразительно познакомить учащихся с произведением, которое им предстоит исполнить. Педагог должен помнить, что качество исполненного им произведения играет большую роль в процессе ознакомления учащихся с этим произведением, воспитывает эстетический вкус. Учащиеся только тогда почувствуют и поймут красоту и характер музыкального произведения, когда у них будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда они осознают, что их голоса сливаются с голосами других учащихся.

Цели программы:

– содействовать развитию художественного вкуса учащихся, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся, заложенный в них творческий потенциал.

- Через активную музыкально – творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к хоровому пению, формировать исполнительские вокальные навыки.

- Приобщить учащихся к сокровищнице вокально – песенного искусства.


Задачи программы:

- освоение и совершенствование навыков хорового пения;

- воспитание эстетического вкуса и исполнительской культуры учащихся;

- развитие творческой активности учащихся;

- формирование сценической культуры;

- развитие музыкальных способностей учащихся;

- способствовать расширению музыкального кругозора.

- освоение знаний о музыке, ее интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;

- закрепление знаний о воздействии музыки на человека;

Искусство, как и культура в целом, предстает перед учащимися как история развития человеческой памяти, величайшее значение которой, по словам Д.С. Лихачева, « в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего человечества в целом и каждого человека в отдельности

Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:

- воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей;

- формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии;

- формирование интонационно – слухового опыта учащихся, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;

- развитие гибкого интонационно – образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений;

- разнообразие видов исполнительской деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус;

- ориентация музыкально – исполнительской деятельности учащихся на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его формы и содержания;

- воспитание потребности учащихся в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений;

- формирование у учащихся умения решать музыкально – творческие задачи во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы;

- обращение к национальным культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Программа «Хоровое пение» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение хорового пения приобретает деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений.


I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностными результатами изучения курса «Мир хорового пения» являются следующие умения:

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

уважительное отношение к культуре других народов;

сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты.

Метапредметными результатами изучения курса «Мир хорового пения» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного;

умение действовать по заданному алгоритму;

осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные УУД

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

формирование стремления передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,

усовершенствовать свой голос;

формирование умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Коммуникативные УУД

формирование умения слушать и слышать музыкальный текст;

формирование умения выражать свои мысли, чувства через песню;

умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

умение договариваться, находить общее решение ;

умение «слышать другого»;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

построение совместной деятельности и поиск нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Предметными результатами изучения курса «Мир хорового пения» является сформированность следующих умений:

формирование представления о роли музыки в жизни человека;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений, формирование музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей, умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых

произведений, в импровизациях.

Учащийся научится:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему ;

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров

Учащийся получит возможность научиться:

проявлять навыки вокально-хоровой деятельности ( исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а сареIIа в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания, навыкам голосоведения (легато, нон легато, стаккато) , структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия окружающей действительности изученный материал.







Требования к уровню подготовки учащихся

Класс

Должны знать

Должны уметь







6-7 класс










- особенности музыкального языка. уметь применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности

- создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения



- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья, акапельное пение, сольное пение;

- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);

- умение чисто интонировать;

- умение воспроизвести ритмический рисунок;

- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене








6-7 класс



Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

Раздел 1.

Вводное занятие. Знакомство.










Раздел 2.

Пение как вид музыкальной деятельности.


Охрана голоса. Певческая установка. Дыхание. Ансамбль. Элементы двухголосия.


Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого





Раздел 3.

Формирование детского голоса.


Звукообразование. Музыкальные штрихи. Певческое дыхание. Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения.

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo














Беседа, рассказ













Беседа, рассказ, упражнение, исполнение





















Беседа, рассказ, упражнение, исполнение


Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете.








Выполнение дыхательной гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.Исполнение вокальных упражнений.Пение каноном.









Пение 1еgаtо и non 1еgаtо,staccato. Исполнение музыкально – ритмических скороговорок. Пение с атакой звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Пение упражнений на разные типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Пение staccato. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами;

Исполнение упражнений с выразительностью, имикой, жестами.




Раздел 4.


Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


Работа с народной песней. Произведениями русских композиторов-классиков. Произведения современных отечественных композиторов, башкирских композиторов. Сольное пение. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях.









Раздел 5.


Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

































Слушание, анализ, разучивание
















Слушание, анализ





































































Пение народных песен без сопровождения. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры







Прослушивание аудио- и видеозаписей, анализ качества пения. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.





























Раздел 6.



Концертная деятельность.


Творческий отчет.


Выступление, анализ




Работа по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

Итоговое занятие, творческий отчет.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела


6 – 7 классы.

Нотная грамота

3 ч.

1.

Хоровое сольфеджио

3 ч.

2.

Исполнение а капелла и с сопровождением.

5 ч.

3.

Работа с фонограммой.

5 ч.

4.

Работа с текстосм.

3 ч.

5.

Сценическое движение и культура.

5 ч.

6.

Работа над репертуаром.

10 ч.

7.

Итого:

34 ч.






Предполагаемый репертуар:


1. Программа «Песни народов мира» - песни любой тематики разных народов мира (возможно исполнение на языке оригинала).

2. Программа «Эх, дороги…» - песни военных и послевоенных лет.

3. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой любви и дружбе.

4. Программа «О, спорт, ты – мир!» - песни о физкультуре, спорте, спортсменах и спортивных командах.

5. Программа «Изгиб гитары звонкой» - песни авторов-исполнителей.

6. Программа «Рождество в Европе» - рождественские песнопения России, Англии, Франции, Германии, Испании (на языке оригинала).

7. Программа «Волшебство мюзикла» - фрагменты российских, европейских и американских мюзиклов, песни к кинофильмам и театральным постановкам.

8. Венок русских народных песен.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!