Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « » августа 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ФИО Введено в действие Приказ от «28» августа 2023 г. № /01-1 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по социальному направлению
«История казачества»
4 класс
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Специфика курса «История казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни казаков.
Цель - формирование начального представления о казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;
- привитие нравственных и духовных устоев казаков;
- знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
- приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков;
- знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества;
- формирование представлений о казачьем войске;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является выделение авторами основных тематических разделов : «Традиции и обычаи казаков», «Труд и быт казаков », «Православие в жизни казачества», «Казачье войско: история и современность», «Традиционная культура казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и, вдальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета.
Содержание обучения в 4 классе направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре казаков в своем населенном пункте, районев различные исторические периоды, значимости деятельности казаков.
Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. С этой же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию.
Основные формы работы:
занятие-встреча;
занятие-экскурсия;
занятие-праздник;
творческий проект, мини-проект;
беседа;
викторина;
практическое занятие.
Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).
Отчёт о работе проходит в форме мини-проектов, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций казачества и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.
Православная культура как основа духовных ценностей казака.
Место курса в учебном плане или плане внеурочной деятельности
На изучение курса «История казачества» в начальной школе выделяется 34 часа. В 4 классе отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Особенностью построения данной программыявляется выделение 6 основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «История и культура казаков», «Традиции и обычаи казаков», «Труд и быт », «Православие в жизни казачества», «Казачье войско: история и современность», «Традиционная культура казачества».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Казаки.
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.
Традиции и обычаи казаков.
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Труд и быт.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
Православие в жизни казачества.
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы России. Традиции и обычаи казаков по Православному календарю.
Казачье войско: история и современность.
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков казачьего войска. Казачье войско в наши дни. Управление казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.
Традиционная культура казачества.
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор казаков.
Учебный план программы.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов на тему |
4 класс |
1. | Казаки. | 4 |
2. | Традиции и обычаи казаков. | 6 |
3. | Труд и быт. | 4 |
4. | Православие в жизни казачества. | 4 |
5. | Казачье войско: история и современность. | 10 |
6. | Традиционная культура казачества. | 6 |
| Итого: | 34 |
| ВСЕГО: | 34 часа |
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
теория | практика |
1. | Казаки. | 4 | | | |
1 | Территория проживания, язык, культура казаков. | | 1 | | Познакомиться с народами, населяющими край. |
2 | Казачьи войска России. | | 1 | | Познакомиться с казачьими войсками России |
3 | Казачьи заповеди. | | 1 | | Познакомиться с казачьими заповедями |
4 | Экскурсия в музей. | | | 1 | |
2. | Традиции и обычаи казаков. | 6 | | | |
5 | Родители и дети. | | 1 | | Подготовить сообщение |
6 | Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. | | 1 | | Подготовить сообщение |
7 | Воспитание девочек – казачек. Подготовка к взрослой жизни. | | 1 | | Подготовить сообщение |
8 | Казачий курень. | | | 1 | Познакомиться с казачьим куренём |
9 | Казачий круг. | | 1 | | Познакомиться с функциями казачьего круга |
10 | Календарные праздники и обряды казачества. | | | 1 | Познакомиться с календарными праздниками и обрядами казачества |
3. | Труд и быт. | 4 | | | |
11 | Традиционные ремёсла и промыслы казаков. | | 1 | | Получить представление о традиционных ремёслах и промыслах казаков |
12 | Декоративно – прикладное творчество казаков. | | 1 | | Организовать мастер-класс |
13 | Казачий военный костюм. Оружие казака. | | | 1 | Выполнить иллюстрацию |
14 | Награды. | | | 1 | Экскурсия в музей. |
4. | Православие в жизни казачества. | 4 | | | |
15 | Казак без веры – не казак. | | 1 | | Расширить представления о вероисповедании казаков |
16 | Заповеди божьи. | | 1 | | Составление памятки |
17 | Православные храмы России. | | | 1 | Виртуальная экскурсия по храмам России |
18 | Традиции и обычаи казаков по православному календарю. | | | 1 | Подготовить сообщение |
5. | Казачье войско: история и современность. | 10 | | | |
19 | Лента времени. Основные памятные даты. | | 1 | | Составить ленту времени |
20 | Поминовения казаков казачьего войска. | | 1 | | Подготовить сообщение |
21 | Казачье войско в наши дни. | | 1 | | Виртуальная экскурсия |
22 | Управление казачьим войском. | | 1 | | Встреча с казаками-наставниками |
23 | Несение казаками службы в наше время. | | 1 | | Встреча с казаками-наставниками |
24 | Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. | | | 1 | Встреча с казаками-наставниками |
25 | Помощь в охране природы. | | 1 | | Подготовить подборку газетных статей |
26 | Выдающиеся казаки. | | 1 | | Подготовить подборку газетных статей |
27 | Сохранение истории казачества. Памятники и музеи. | | | 1 | Подготовить презентацию |
28 | Регалии и реликвии казачьего войска. | | | 1 | Виртуальная экскурсия по памятным местам и музеям Составление и защита проекта |
6. | Традиционная культура кубанского казачества. | 6 | | | |
29 | Казачья семья в современной жизни. | | 1 | | Составление и защита проекта |
30 | Отношение к семье. | | 1 | | Подготовить сообщение |
31 | История семьи в истории родного края. | | 1 | | Продумать пути решения для сохранения и преумножения семейных традиций |
32 | Сохранение и приумножение семейных традиций. | | 1 | |
33 | Обрядовый фольклор казаков. | | | 1 | Подготовить презентацию |
34 | Казачий хор. | | | 1 | Познакомиться с творчеством казачьего хора |
| Всего | 34 | 22 | 12 | |
Планируемые результаты изучения курса
«История казачества»
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения курса «История казачества» должны отражать сформированность: осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину;
уважительного отношения к Отечеству, истории, культуре, своей семье;
социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры казачества;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения курса «История казачества» являются:
способность осознавать цель и задачи изучения предмета;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
освоение доступных способов изучения истории и культуры казачества(наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
умение составлять тексты в устной и письменной формах,выступать; соблюдать нормы информационной этики;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.