СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии"Химия в нашей жизни"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по химии"Химия в нашей жизни"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Веселовская средняя общеобразовательная школа №1

347781 п.Веселый, пер.Комсомольский,57






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Веселовская СОШ №1

_________________ Г.Ф Евдокимова


«___» ___________ 20___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2023-2024 учебный год


по внеурочной деятельности

«Химия в нашей жизни»






Направление: общеинтеллектуальное, для 9 класса


Учитель: Аксененко Наталья Валерьевна

Программа разработана на основе авторской программы элективного курса «Химия в нашей жизни» автора А.С. Звягина.









п. Весёлый

2023 год

Пояснительная записка

Назначение программы.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы в организации занятий.

Она предусматривает:

 использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

 использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

  • применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по биологии и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ОГЭ.

  • дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом уровне.

Объем часов, на которые рассчитана рабочая программа:

Предлагаемый курс включает 34 часа учебного времени, по 1 часу в неделю в течении учебного года. Занятия рассчитаны для проведения раз в неделю по 40 мин, всего 34 занятия за учебный год.

Цели курса:

    • повышение качества химического на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ;

    • воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего химического образования;

  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;

  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

  • научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Формы и методы работы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).


Планируемые результаты

Личностными результатами изучения внеурочных занятий «Химия в нашей жизни» являются следующие умения:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия в нашей жизни » является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «Химия в нашей жизни» являются следующие умения:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания химических проблем; давать научное объяснение химическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни человека; описывать химические процессы и явления; ставить несложные химические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой химических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления химии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: обращения с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.













































Содержание программы курса «Химия в нашей жизни»

КАК В ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЕ(без таблицы)

1.Введение(2 часа)-информация по технике безопасности в кабинете химии. И ТАК ДАЛЕЕ

ТАБЛИЦУ убрать!!!!!

Раздел, тема


Количество

часов

Теория

Практика

Сроки изучения


Введение

2



1

Лаборатория «Юный химик»

6

3

3


2

Вещества, свойства веществ

1

4


3

Вещества на кухне

2

7


4

Химия и пища

9 ч

3

6


5

Занятия Мойдодыра

1

1



Итоговое занятие «Посвящение в химики»



1



ИТОГО

34

13

22





Календарно-тематическое планирование курса « Химия в нашей жизни» 9 класс

урока

Дата проведения

Тема занятия

Планируемые результаты

Виды деятельности

Формы занятий

Формы аттестации/ контроля


Введение 2ч


1.1


Химия – это наука о чем? История открытия науки химии (видео - фильм)

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

теория

Индивидуальная работа с первоисточниками. Просмотр видеороликов.




2.2

Основные направления развития современной химии Современные химические открытия



Лаборатория «Юный химик» 6ч



3.1

Кабинет химии. Правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

теория

Индивидуальный тест «Что мы знаем, что мы имеем?»




4.2


Приборы в кабинете химии

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

теория

Беседа, индивидуальные наблюдения.




5.3


Наблюдение и эксперимент, как методы изучения естествознания и химии

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

практика

Демонстрация старшеклассниками занимательных опытов.




6.4


Учебное исследование. Методы исследования : предмет, объект исследования, оформление работы

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

теория

Минилекция учителя. Проба составлять маленький конспект.




7.5


Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

практика

Парная практическая работа «Индикаторы».




8.6


Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы (ягоды малины, вишни, свекла, морковь, цветы фиалки)

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


Экскурсия на природу. Приготовление природных индикаторов.

Творческая работа



Вещества, свойства веществ 5ч



9.1


Тела и вещества. Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы. Распространение запаха духов, одеколона или дезодоранта как процесс диффузии

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

ЛО №1. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом ЛО №2. Диффузия перманганата калия в желатине.

Презентация «Тела и вещества. Свойства веществ как основа их применения». Демонстрация коллекций разных в-в Беседа об основных положениях атомно-молекулярного учения. Демонстрация кристаллического состояния вещества, кристалличе­ских решеток твердых веществ. Рассматривают распространение запаха одеколона, духов, диффузию сахара в воде, перманганата калия в желатине.

Результат лабораторной работы



10.2


Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание. Растворы, приготовление растворов

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Заборы воды в разных водоёмах и попытки её очистки.

Выход на природу.





11.3


Растворение перманганата калия и поваренной соли, мела в горячей и холодной воде

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Демонстрационные групповые исследования.





12.4

Физические и химические явления

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

практика

Л.Р.№3Физические и химические явления

Подготовка презентаций. (парная работа

Результат лабораторной работы



13.5

Факторы, влияющие на скорость химической реакции

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

практика

ЛР№4 Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Поиск информации в интернете.

Индивидуальное собеседование по теме.



Вещества на кухне 9 ч



14.1

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;









15.2

Выращивание кристаллов из соли.

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

практика

Практическая работа №1. Выращивание кристаллов из соли(домашняя работа).

Минивыставка

«Чей кристалл лучше»

Результат практической работы



16.3

17.4

18.5





Давай знакомиться .

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

практика





19.6


Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож?

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

практика

Лабораторная работа №3 Ржавчина и её удаление.

Экскурсия в столовую.

Результат лабораторной работы



20.7

21.8



Программа Microsoft Power Point

Практика: работа в программе Презентация

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

практика

Презентации создаются группами. Подготовка к защите презентаций




22.9


Защита своих презентаций.


практика

Выступают с защитами презентаций, мини-проектов. Вступают в дискуссии, обсуждают различные позиции, анализируют информацию, делают выводы.

Тестирование «Вещества на кухне»



Химия и пища 9 ч






23.1


Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу.

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


Экскурсия в магазин» Магнит»

Творческая работа



24.2


Пищевые добавки. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


теория

Поиск информации в интенете.

Коллективное обсуждение проблемы.





25.3


Практическая работа №2. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

практика

Практическая работа №2. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение

и действие на организм.

Знакомство с прибором для определения нитратов. Определение нитратов в домашних продуктах.

Результат практической работы



26.4


Содержание нитратов в растительной пище и советы уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;




27.5


Практическая работа №3.

Определение нитратов в плодах и овощах.

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями


практика

Практикум-исследование «Чипсы».




28.6


«Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека».



29.7


Защита проекта «О пользе и вреде мороженого».

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

практика

Практикум-исследование Практикум-исследование «Шоколад»,

«Мороженое»

Результат практической

работы



30.8


Практикум-исследование «Шоколад». Защита проекта «О пользе и вреде шоколада».



31.9


Практикум-исследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».




Занятия Мойдодыра 2 часа



32.1


Практикум-исследование «Моющие средства для посуды». Занятие-игра «Мыльные пузыри».

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

практика

Практикум-исследование «Моющие средства для посуды».

Работа с этикеткой.

Опыт 1. Определение кислотности.

Опыт 2. Определение мылкости.

Опыт 3. Смываемость со стакана.

Занятие-игра «Мыльные пузыри».

Конкурсы:

Кто надует самый большой пузырь.

Кто надует много маленьких пузырей.

Чей пузырь долго не лопнет.

Результат практической работы



33.2

Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями








34.3

Посвящение в химики

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

.

Выступают с сообщениями , вступают в дискуссии, обсуждают различные позиции, анализируют информацию, делают выводы.

Праздник Посвящение в химики





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ____________Т.В Никонова

МБОУ Веселовская СОШ №1 «____»_______________2023 год

от ________________





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!