Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лесоперевалочной СОШ – №2
Рекомендовано: | Утверждено: |
Методическим объединением учителей истории и обществознания | приказом № 89-1 МБОУ Лесоперевалочная СОШ – №2 |
Протокол № 6 от «30 » августа 2021 г. | «01» сентября 2021г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»
Направление: духовно-нравственное
для 9 «А»,
9 «Б» класса
Составитель: Псарева Т.Н.,
учитель истории и обществознания.
Первая квалификационная категория.
С.Бельтирское, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.01.2012 г №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Приказом МОиНРФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лесоперевалочная СОШ - №
Образовательной программой основного и среднего общего образования школы .
Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761 Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение, 2010г.,
-программой комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова ;Н. Скворцова.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе. При изучении «Основ духовно-нравственной культуры народов России» учитываются региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Основные цели и задачи курса «Духовно-нравственная культура народов России»:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и развиваться, если стремятся к нравственному самосовершенствованию, проявляют готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.
Планируемые предметные результаты:
«воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».1
Личностные результаты учащихся:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
В процессе изучения курса у учащихся продолжают формироваться представления о том, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого российского народа и различных религиозных культур; духовность человека есть преобладание нравственных, интеллектуальных, художественных интересов над эгоистическими материальными желаниями, независимо от того, из какой социальной сферы (наука, традиции, обычаи, вера) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежали.
Метапредметные результаты:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
умение самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планироватьпути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Содержание курса
№ | Тема раздела. | Количество часов |
1 | В мире культуры | 4 |
2. | Нравственные ценности российского народа | 14 |
3 | Религия и культура | 10 |
4. | Как сохранить духовные ценности | 4 |
5. | Твой духовный мир | 2 |
| Всего | 34 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Дата провед план | Дата провед факт | Дата провед план | Дата провед факт |
1 | Что изучает предмет ОДНКНР | | | 9 «А» | 9 «Б» |
2,3 | Величие многонациональной российской культуры | | Культура России получила признание и высокую оценку во всем мире. Культура России — сплав культур народов, ее населяющих. Фольклор, декоративно-прикладное искусство народов России. Архитектурные шедевры (гражданское и культовое строительство). Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедства народов. | | | | |
4,5 | Человек- творец и носитель культуры | | Индивидуальная культура человека. Может ли человек сам развивать свою культуру. Ученые, деятели культуры России — их вклад в российскую и мировую культуру. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей. | | | | |
6,7 | «Береги землю родимую, как мать любимую | | Почему люди воюют. Освободительные, отечественные войны. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов. Русские былинные герои. Примеры патриотизма в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Деятели разных конфессий — патриоты (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны. | | | | |
8,9 | Жизнь ратными подвигами полна. | | | | | |
10,11 | В труде- красота человека | | В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Традиционные религии о труде и трудолюбии. Трудолюбие — важнейшее нравственное качество. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.). | | | | |
12,13 | «Плод добрых трудов славен» | | | | | |
14,15 | Люди труда | | | | | |
16,17 | Бережное отношение к природе | | Бережное отношение к природе — нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России. | | | | |
18,19 | Семья- хранитель духовных ценностей | | Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. | | | | |
20,21 | Роль религии в развитии культуры | | Традиционные религии России и их влияние на становление и развитие российской культуры. Объекты материальной культуры традиционных религий. | | | | |
22,23 | Культурное наследие христианской Руси | | Откуда на Русь пришло христианство. Древняя Русь после принятия христианства. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона — художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники. | | | | |
24,25 | Культура ислама. | | Возникновение ислама. Ислам в России. Успехи мусульманской науки и образования. Мечеть — архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия. Исламский календарь. Мусульманские праздники. | | | | |
26,27 | Иудаизм и культура | | Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора — Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме. | | | | |
28,29 | Культурные традиции буддизма | | Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры. Буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники. | | | | |
30,31 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | | Конституционные права граждан нашей страны на свободу исповедания. Трудные периоды в истории религий. О возрождении духовных ценностей. Расцвет в современной жизни традиционных религий России. | | | | |
32,33 | Хранить память Предков | | | | | |
34 | Что составляет твой духовный мир | | Духовный мир человека (характеристика понятия). Взгляды человека на мир, его интересы, склонности, убеждения. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, знакомиться с произведениями искусства. | | | | |