СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» для обучающихся 7 а,в классов на 2020 – 2021 учебный год (Общеинтеллектуальное направление)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов:

1.         Личностно-ориентированный: учёт возрастных особенностей развития личности обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2.         Принцип демократизации: предоставление участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.

3.         Принцип разнообразия деятельности: реализуется посредством организации разнообразной деятельности обучающихся.

4.         Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

5.         Принцип личностной обусловленности: личность человека определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно взаимодействует (педагог – ученик). В процессе развития происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» для обучающихся 7 а,в классов на 2020 – 2021 учебный год (Общеинтеллектуальное направление)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа № 13»



РАССМОТРЕНО

_____________________


Согласовано Шадриковой


Н.П. зам.директора по ВР

«___»__________2020 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ г.Астрахани «СОШ


№ 13 _________Л.В.Рахманова


«____ » __________2020 г.









Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «Финансовая грамотность» для обучающихся 7 а,в классов

на 2020 – 2021 учебный год

(Общеинтеллектуальное направление)





Составитель:

Колесникова С.В.,учитель

математики высшей категории


2020



СОДЕРЖАНИЕ стр.


  1. Пояснительная записка. 3


1.1.Нормативная правовая база реализации рабочей программы 3

1.2. Цели и задачи курса, Основные содержательные линии курса 3-4

1.3. Место предмета в учебном плане школы 5

1.4. Отличительные особенности рабочей программы 5

по сравнению с авторской

1.5. Формы, методы, технологии обучения 5-6

    1. Формы, способы и средства контроля, проверки и оценки 5-6

образовательных результатов

  1. Планируемые образовательные результаты 7

2.1 Формы организации внеурочной деятельности: 7-11

  1. Содержание курса 12,13

  2. Календарно-тематическое планирование 14-22

  3. УМК и материально-техническое обеспечение 23,24

  4. Лист внесения изменений и дополнений 25,26

  5. Контрольно-измерительный материал 27-35














  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативная правовая база реализации рабочей программы


  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ 17.12.2010)

  3. Финансовая грамотность. Учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. (5-7 класс)

  4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ г.Астрахани «СОШ №13»


1.2. Цели, задачи и принципы курса внеурочной деятельности

Цели:

  • формирование активной жизненной позиции;

  • развитие экономического образа мышления;

  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;

  • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • выявление и развитие способностей обучающихся;

  • овладение обучающимися обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • освоение обучающимися компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);

  • создание содержательных и организационно-педагогических условий для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • практическое освоение обучающимися конструктивных способов учебной и социальной коммуникаций, при которых достигается толерантное взаимовосприятие партнера, воспитывается гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставление для практического освоения необходимой информации о возможностях и особенностях получения образования, перспективах допрофессиональной подготовки, рефлексии своих склонностей, способностей.

Программа реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированный: учёт возрастных особенностей развития личности обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип демократизации: предоставление участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.

3. Принцип разнообразия деятельности: реализуется посредством организации разнообразной деятельности обучающихся.

4. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

5. Принцип личностной обусловленности: личность человека определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно взаимодействует (педагог – ученик). В процессе развития происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.

При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают тесты, задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, эссе, исследования, мини-исследования

и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.











1.3. Место курса в плане внеурочной деятельности школы

В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на изучение курса «Финансовая грамотность» в 7 классе отводится 34часа (1 час в неделю).


1.4. Отличительные особенности рабочей программы

по сравнению с авторской

(В 7 классе выбраны темы из не пройденного материала в 5-6 классе, т.к. курс начат в 2020-2021 уч.году)


    1. Формы, методы, технологии обучения


При изучении курса предполагается использование традиционных, активных и интерактивных методов обучения с преобладанием последних.

  1. Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами, номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

  1. Один — два — вместе

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее они объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге составляется группа из двух или трёх пар и вырабатывается общий ответ. По этой методике может разрабатываться эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

  1. Технология интеллект-карт

Составление диаграммы связей – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Интеллект-карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

  1. Мозговой штурм и сетка принятия решений

В групповых проектах эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости

от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может играть учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором

этапе идеи выдвигаются, фиксируются, не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору. В процессе выбора из нескольких альтернатив использовать сетку принятия решений. В этом случае необходимо чётко определить критерии, по которым будет оценена каждая альтернатива. Чаще всего не бывает полных совпадений по всем критериям.

  1. Исследование и мини-исследование

Поскольку целью курса является вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность служит, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, и оценку полученных результатов. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например, в виде таблицы, графика или короткого текста. Более полное исследование предполагает наличие разных источников информации (статистических данных, опросов, интервью), оформление

списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией, доклада.

  1. Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.



    1. Формы, способы и средства контроля, проверки и оценки образовательных результатов

Для контроля достигнутых результатов обучающиеся выполняют задания из рабочей тетради «Контрольно-измерительные материалы», входящей в учебно-методический комплект курса «Финансовая грамотность». Для проверки знания содержания разделов предлагаются кроссворды. Изучение первого раздела завершается кроссвордом 1, второго и третьего — кроссвордом 2, четвёртого — кроссвордом 3. По итогам изучения первого и второго разделов проводится ролевая игра «Семейный бюджет», третьего — выполняется проект «Государство — это мы!». Завершает изучение курса итоговая проверочная работа по всей тематике курса.


















Планируемые образовательные результаты


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества

и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.



Формы организации внеурочной деятельности:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсия.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.


Виды и методы контроля знаний

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении; 
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать сумму доходов и расходов семьи, выполнении разных арифметических операций ); 
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. 

Учет освоения программы курса внеурочной деятельности не предусматривает выставление оценки. Система оценивания результатов освоения курса « Финансовой грамотности» основана на критериальном оценивании и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

1. Знание, понимание основных принципов финансовой жизни семьи; понимание и правильное использование финансовых терминов.

2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.



Вид работы

1(балл)

2(балла)

3( балла)

Максимальное количество балов

Тест, кроссворд, анаграмма





Задачи





Графическая работа





Кейс





Доклад, сообщение





Ролевая игра










Компьютерная презентация





Мини-исследование





Проект
































3. Содержание курса «Финансовая грамотность»


РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (10 ч)

Занятие 1-2. Деньги

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Занятия 3-4. Доходы семьи

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят

проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Занятие 5-6. Расходы семьи

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Занятие 7-8. Семейный бюджет

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Занятие 9-10. Итоговый квест


РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ (4 ч)

Занятие 11-12. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Занятия 13-14. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».


РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ (10 ч)

Занятия 15-18. Налоги

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Занятие 19-21. Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Занятие 22-24. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».


РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ (10 ч)

Занятие 25-27. Банковские услуги

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Занятие 28-30. Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Занятие 31-33. Валюта в современном мире

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Занятие 34. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»



















4. Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела

Название темы

Результаты обучения учебного курса

Особенности реализации (сетевая форма реализации, использование ДОТ)

Формы аттестации (контроля)

Дата проведения

Всего




По плану





фактич

Доходы и расходы семьи


10


1,2. Деньги и их функции

Знать:

Виды денег: наличные, безналичные

Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией

Личностные характеристики и установки:

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах

Уметь:

Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу

Различать товарные и символические деньги

Компетенции: Различать виды денег.

Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами

Презентация «Электронные деньги» http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/economica/4_-_Презентация.pdf

http://fingramota.onedu.ru/video/

Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов)


3,4. Доходы семьи

Знать:

Виды источников денежных поступлений в семье, заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия

Личностные характеристики и установки:

Понимание происхождения доходов, понимание того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда.

Понимание того, что могут существовать различные источники доходов; понимание роли трудового заработка в современной российской действительности

Уметь:

Считать общую сумму доходов.

Соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи

Компетенции:

Различать виды денежных поступлений.

Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами

http://fingramota.onedu.ru/video/

Общее обсуждение; групповая практическая работа с представлением результатов и защитой выводов


5,6. Расходы семьи

Знать:

Виды потребностей;

виды расходов семьи.

Статьи расходов городских и деревенских семей

Личностные характеристики и установки:

Понимание безграничности потребностей и ограниченности ресурсов (денег).

Понимание причин роста семейных расходов вследствие инфляции;

понимание полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов

Уметь:

Понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.

Рассчитывать расходы

Компетенции:

Аргументированно обосновать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.

Готовность участвовать в обсуждении очередности и размеров семейных расходов, анализировать структуру личных затрат

http://fingramota.onedu.ru/video/

Общее обсуждение; игровая деятельность


7,8. Семейный бюджет

Знать:

Структура семейного бюджета.

Источники сбережения семейного бюджета.

Личностные характеристики и установки:

Понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи.

Уметь:

Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета.

Компетенции:

Решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений.

Составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей

http://fingramota.onedu.ru/video/

Кроссворд 1. «Доходы и расходы семьи» (15 мин.)




9,10.Итоговый квест






Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься


4


11,12. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Знать:

Формирование представления способов смягчения сложных жизненных ситуаций с помощью сбережений и страхования

Личностные характеристики и установки:

Осознание возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния

Уметь:

Находить актуальную информацию в сети интернет

Компетенции:

Искать пути выхода из сложных жизненных ситуаций

http://fingramota.onedu.ru/video/

Общее обсуждение


13,14. Ролевая игра «Семейный бюджет»

Знать:

Семейный бюджет

Личностные характеристики и установки:

Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи.

Уметь:

Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета.

Компетенции:

Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи


Ролевая игра


Семья и государство: как они взаимодействуют


10


15-18. Налоги

Знать:

Знание основных налогов в РФ:

подоходный налог, налог на прибыль,

косвенные налоги

Личностные характеристики и установки:

Понимание сути налога и его роли в жизни общества; понимание необходимости уплаты налогов и возможности государственного воздействия за неуплату налогов

Уметь:

Различать прямые и косвенные налоги;

считать сумму налога (например подоходного); проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи

Компетенции:

Устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом

http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/economica/8_-_Презентация.pdf

Общее обсуждение; групповая практическая работа


19-21. Социальные пособия

Знать:

Знание условий получения различных видов социальных пособий в РФ

Личностные характеристики и установки:

Понимание, что социальные
пособия – это помощь государства граждан в определенных сложных жизненных ситуациях

Уметь:

Находить нужную информацию на социальных порталах

Компетенции:

Определять способы использования социальных пособий для решения финансовых проблем семьи

http://fingramota.onedu.ru/video/

Кроссворд 2. «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» и «Семья и государство: как они взаимодействуют» (10 мин.)


22-24. Проект «Государство — это мы!»

Знать:

Взаимоотношения государства и личности в сфере финансов

Личностные характеристики и установки:

Понимать свое место в финансовой структуре государства

Уметь:

Находить нужную информацию на социальных порталах

Компетенции:

Анализировать информацию в системе государство и личность


Проект



Финансовый бизнес: чем он может помочь семье


10


25-27. Банковские услуги

Знать:

Появление банков и виды банков;

появление и назначение инвестиционных фондов

Личностные характеристики и установки:

Понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск

Уметь:

Отличать инвестирование от сбережения и кредитования; сравнивать различные финансовые предложения

Компетенции:

Соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; знать свои права и обязанности как потребителя


http://temocenter.ru/finansy/programma-povysheniya-finansovoj-gramotnosti/obrazovatelnyj-kurs-osnovy-potrebitelskikh-znanij-v-finansovoj-sfere-dlya-obuchayushchikhsya-starshikh-klassov.html

Общее обсуждение;

игровая деятельность; экскурсии



28-30.Собственный бизнес

Знать:

Признаки деятельности в сфере бизнеса; общие правила создания собственного бизнеса

Личностные характеристики и установки:

Понимание рискованности занятия бизнесом

Уметь:

Планировать (4–5 шагов) свою самостоятельную деятельность

Компетенции:

Брать на себя ответственность

http://temocenter.ru/finansy/programma-povysheniya-finansovoj-gramotnosti/obuchenie-po-programme-sozdanie-sobstvennogo-dela.html

Кроссворд 3. «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (10 мин.)

Игровая деятельность; общее обсуждение



31-33. Валюта в современном мире

Знать:

Знание мировых валют,

где именно можно обменивать валюту; территории использования тех или иных валют (основных)

Личностные характеристики и установки:

Понимание причин существования различных валют

Уметь:

Различать российские деньги и иностранную валюту; перевести одну валюту в другую

Компетенции:

Анализировать информацию о валютах разных стран

http://fingramota.onedu.ru/video/

Групповое обсуждение; общее обсуждение; индивидуальная практическая работа; защита проектов


Итоговое занятие

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

1



Итоговая работа по курсу; итоговая диагностика



Итого:

34




















5. Учебно-методический комплект:

1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Интернет-ресурсы:

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/;

6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)

1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/

2. http://www.banki.ru/products/deposits/

3. http://www.sravni.ru/vklady/

4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html

5. http://www.ndscalc.ru/


5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. ПК

2. Мультимедиапроектор

3. Другие технические средства:

  • мобильный класс

  • оборудование компьютерной сети;

  • цифровой фотоаппарат


Программные инструменты

В наличии:

  • операционные системы семейства Windows;

  • текстовые процессоры Word, OpenOffice для работы с русскими и иноязычными текстами;

  • редактор подготовки презентаций Microsoft PowerPoint;

  • редактор генеалогических деревьев;

  • редактор для совместного удалённого редактирования сообщений ONLYOFFICE

  • среда для интернет-публикаций

6. Лист внесения изменений


п/п

Дата

Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения













































































































































































































































Тест. Управление денежными средствами семьи

 Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Банкнота - это:

Варианты ответов
  • Ценная бумага, сведетельствующая о доле собственности  предприятия

  • Слиток драгоценного металла

  • Бумажный заменитель денег

Вопрос 2

2. Средства платежа, чья стоимость или покупательская способность в качестве денег превосходит издержки его изготовления или ценность при использовании на иные цели, - это:

Варианты ответов
  • Товарные деньги

  • Символические деньги

  • Только электронные деньги

  • Золотые деньги

Вопрос 3

3. Рост цен на все товары и услуги внутреннего рынка, обесценивание денег - это:

Варианты ответов
  • Дефляция

  • Инфляция

  • Модернизация

Вопрос 4

4. Что такое МРОТ?

Варианты ответов
  • Минимальный размер оплаты труда

  • Максимальный размер оплаты труда

  • Максимальная разовая оплата труда

  • Международный размер оплаты труда

Вопрос 5

5. Человеческим капиталом называют:

Варианты ответов
  • Все те дарования, умения и навыки, которые могут с пользой применены работодателем и за которые человек в праве требовать оплаты

  • Вложение человека в недвижимость

  • Здания, оборудование, сооружения, которые человек использует в своей преобразовательной деятельности



Тест. Доходы и расходы семьи

Тема теста "Доходы и расходы семьи" Из предложенных вариантов выбрать верный ответ.

Список вопросов теста Вопрос 1

Что такое «доходы семьи»

Варианты ответов
  • Затраты средств на товары и услуги

  • Поступления средств в семью из разных источников

  • Зарплата родителей

Вопрос 2

Выберите, что относится к доходам 

Варианты ответов
  • Заработная плата

  • Покупка автомобиля

  • Социальные выплаты

  • Пенсия

  • Оплата ЖКХ

Вопрос 3

Перечислите возможные доходы семьи Ивановых, если она состоит из: папы Андрея, который работает на заводе, мамы Ларисы, которая работает врачом,  бабушки Вали, студентки Вики и школьника Славы.

Варианты ответов
  • Зарплата

  • Пособие на ребенка до 1,5 лет

  • Пенсия

  • Стипендия

  • Гонорар

Вопрос 4

Деньги используются для:

Варианты ответов
  • Упрощения обмена

  • Измерения ценности разных товаров

  • Получения доходов в виде банковского процента

  • Все ответы верны.

Вопрос 5

Какое из предлагаемых определений является лучшим для понятия «премия»?

Варианты ответов
  • Часть заработной платы

  • Денежное вознаграждение

  • Поощрение за отлично выполненную работу

  • Награда

Вопрос 6

Доход, который получает акционер, называется: 

Варианты ответов
  • Акцией

  • Презентом

  • Дивидендом

  • Бонусом

Вопрос 7

Человек, который за свой счёт и на свой страх и риск открывает собственное дело, называется: 

Варианты ответов
  • Предприниматель

  • Первооткрыватель

  • Авантюрист

  • Последователь

Вопрос 8

Что такое «расходы семьи»

Варианты ответов
  • Своеобразный план семьи

  • Затраты средств на товары и услуги

  • Поступления средств в семью из разных источников)

Вопрос 9

Какие траты семьи не являются обязательными:

Варианты ответов
  • Продукты питания

  • Поездка в экзотическую страну

  • Коммунальные платежи

Вопрос 10

Величина расходов зависит от

Варианты ответов
  • Времени года

  • Места проживания

  • От стажа работы

  • Величины доходов

  • От образования

Вопрос 11

Расходы, которые обеспечивают то, в чем семья нуждаемся в первую очередь, без чего она не может обойтись

Варианты ответов
  • Обязательные

  • Желательные

  • Непредвиденные

Вопрос 12

Бабушка предложила внукам вместе пойти на рынок и записать цены на помидоры и огурцы. На рынке килограмм помидоров стоил 80 рублей, килограмм огурцов – 60 рублей.

«В этом году у нас неплохой урожай: мы собрали 10 килограммов помидоров и 20 килограммов огурцов», – сказала бабушка. «Чтобы вырастить наш урожай, мы потратили деньги на покупку семян и на удобрения: 3 пакета семян огурцов, 3 пакета семян помидоров и одну баночку удобрения». Каждый пакет семян стоил 25 рублей, баночка удобрения – 100 рублей. Ответь на следующие вопросы.

1) Сколько денег потратила бы семья Воронцовых, если бы купила столько же огурцов и помидоров на рынке?

2) Сколько денег потратила семья Воронцовых на выращивание урожая?

3) Какова экономия семьи?







Тест. "Финансовая грамотность"



«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов. Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: • Деньги, их история, виды, функции; • Семейный бюджет; • Экономические отношения семьи и государства; • Семья и финансовый бизнес; • Собственный бизнес. введение 5 Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают тесты, задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, эссе, исследования, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Система оценки: 5 балльная



Список вопросов теста Вопрос 1

 Какая монета появилась во время правления князя Владимира Красное Солнышко? 

Варианты ответов
  • алтын

  • копейка

  • гривна

  • сребреник

Вопрос 2

Безналичные деньги:

Варианты ответов
  • появились раньше обычных

  • включают монеты, купюры и чеки

  • состоят из чековых книжек и векселей

  • представляют собой информацию

Вопрос 3

Деньги используются для: 

Варианты ответов
  • упрощения обмена

  • измерения ценности разных товаров

  • получения доходов в виде банковского процента

  • все ответы верны.

Вопрос 4

 Какое из предлагаемых определений является лучшим для понятия «премия»?

Варианты ответов
  • часть заработной платы

  • денежное вознаграждение

  • поощрение за отлично выполненную работу

  • награда

Вопрос 5

Банк:

Варианты ответов
  • платит проценты вкладчикам

  • платит проценты тем, кто берёт кредиты

  • платит проценты и тем и другим

  • платит проценты государству

Вопрос 6

Плата за квартиру, воду, отопление, электричество называется: 

Варианты ответов
  • налогами

  • коммунальными платежами

  • пособиями

  • субсидиями

Вопрос 7

Человек, который за свой счёт и на свой страх и риск открывает собственное дело, называется: 

Варианты ответов
  • первооткрывателем

  • предпринимателем

  • последователем

  • авантюристом

Вопрос 8

Должник отдал 5 тыс. р., что составило пятую часть долга. Ему осталось выплатить: 

Варианты ответов
  • 20 000 руб

  • 16 000 руб

  • 12 000 руб

  • 18 000 руб

Вопрос 9

 Доход, который получает акционер, называется: 

Варианты ответов
  • акцией

  • презентом

  • дивидендом

  • бонусом

Вопрос 10

Если вклад составляет 8 тыс. р. и процент по нему равен 7% годовых, то через год на счёте окажется: 

Варианты ответов
  • 8700 руб

  • 8870 руб

  • 8560 руб

  • 8070 руб

Вопрос 11

Цены в интернет-магазине обычно ниже, потому что интернет-магазин: 

Варианты ответов
  • менее заинтересован в получении прибыли

  • экономит на лицензии

  • не тратит деньги на аренду торговых помещений

  • нет верного ответа

Вопрос 12

Если обменный курс национальной валюты снижается, то: 

Варианты ответов
  • цены на отечественные товары в стране снизятся

  • цены на импортные товары в стране снизятся

  • цены на импортные товары в стране повысятся

  • ничего из вышеперечисленного не произойдет















47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!