СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории. 5 класс "Я-исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Я - исследователь»  имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся  5 класса в рамках реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по истории. 5 класс "Я-исследователь"»

Аннотация к рабочей программе

Программа «Я - исследователь» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 5 класса в рамках реализации ФГОС.

Программа внеурочной деятельности по истории разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2010 год);

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по истории;

  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;

  • идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.



Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.



Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты:

  • выделять существенные признаки предметов; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; давать определения тем или иным понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии; фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ



Возможные результаты проектной деятельности учащихся: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация.



Содержание программы внеурочной деятельности /34ч/



Введение. Что такое проект. (2ч.)

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Первобытное общество (2 часа)

Изобретения и открытия первобытных людей. Занятия людей и образ жизни. Орудия для земледелия. Изобретение плуга. Охота – важнейшее занятие. Развитие ремесел. Лук и стрелы. Счет лет в истории. Лента времени.

Древний Восток. Древняя Греция и Рим (30 часов)

Загадочные письмена. Иероглифы. Египетские папирусы. Письмена на глиняных табличках. Древнейший алфавит:финикийский и греческий. Животные и боги Индии. Великие изобретения китайцев: бумага, компас, шёлк и др. Первые государства и древние города на карте мира. Великий шёлковый путь. Религии мира. Возникновение искусства и религиозных верований. Загадки древних рисунков. Религия древних египтян. Библейские сказания. Религия Древней Индии. Боги Греции. Первые христиане и их учение. Чему учили библейские мудрецы. Мудрец Будда. Учение Конфуция. Афинский философ Сократ. Поучение Иисуса в Нагорной проповеди. Особенности управления государством в Древнем Египте, в Персидская держава при Дарии Первом. Управление в Древнем Китае, в Афинах при Перикле, в Римской республике. Греко-персидские войны. Марафонская битва. Битва при Фермопилах. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Театр в Древней Греции. Римский амфитеатр. Знаменитые сооружения и постройки Древнего мира. Семь чудес света. Великая Китайская стена. Акрополь. Римский Пантеон. Колизей. Персонажи истории Древнего мира.

Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности по истории 5 класс «Я - исследователь»

п/п

Разделы темы курсов внеурочной деятельности

Количество часов

занятия

Дата прохождения темы занятия

Примечание

теоретической части

практической части

теоретической части

практической части

теоретической части

практической части

теоретической части

практической части


Введение. Что такое проект. (2 часов)

1.

Введение.

1

1

1

2




1

1

Первобытное общество (2 часа)

2

Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей

1

1

3

4


Написание рассказа на тему «Открытия и изобретения в жизни людей». Мой тренажёр. Решение познавательных задач «Счет лет в истории»,

«Подведи подсчеты». Заполнение таблицы «Открытия и изобретения в жизни людей»


1

1

Древний Восток. Древняя Греция и Рим (30 часов)


3

Древнейшие виды письменности

1

1

5

6


Разработка собственной письменности. Составление плана «Изменения в жизни людей с появлением письменности».

«Для любознательных» -расшифровка шифрограммы.


1

1

4

Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных

1

1

7

8



Сочинение «Животные - герои древней индийской литературы». Шифрограмма «Индия – страна сказочных богатств»


1

1

5

Древняя культура Китая.

1

1

9

10



Презентация «Китай – родина великих изобретений» , сочинение «Китай – родина великих изобретений». Составление плана презентации «Китай – родина великих изобретений»

1

1

6

«Первые государства и древние города на карте мира»

1

1

11

12



Работа с контурной картой

1

1


7






Религии мира

1

1

13

14



Составление таблицы « Религии Древнего мира».

Религии и боги – разгадка рисунков

Шифрограмма «Изречение Платона»

1

1

8

Мудрецы древности о правилах поведения

1

1

15

16


Подготовка рассказа о правилах поведения мудрецов древности. Заполнение таблицы «Чему учат мудрецы».

Разгадка шифрограммы


1

1

9

Устройство древних городов

1

1

17

18



Составление схемы «Управление государством в Древнем Египте, Древней Персии, Древнем Китае, в Афинах, в Римской республике»

1

1

10

«Древняя Греция и крупнейшие острова Эгейского моря на карте мира»

1

1

19

20



Заполнение контурной карты

1

1

11

Патриотизм греков в войнах с персами

1

1

21

22



Составление рассказа от имени эллина, участника войны с Персией.

Поиск данных о Марофонской битве, битве при Фермопилах, Саламинском сражении, битве при Платеях.

1

1

12

«Греческие города-колонии в Крыму и на побережье Кавказа на карте мира»

1

1

23

24



Работа с контурной картой

1

1

13

«Зрелища, возникшие в древности»








1

1

25

26



Презентация «Возрождение Олимпийских игр в начале XX века и участие в них спортсменов из нашей страны».

Рубрика вопрос-ответ

1

1

14

«Древнегреческая драматургия»

1

1

27

28



Просмотр фильма. Сочинение «Мои впечатления от пьесы древнегреческого драматурга»

1

1

15

Вклад народов древности в мировую культуру.

2

1

29-30

31



Презентация «Знаменитые сооружения и постройки древности и постройки последующих эпох: связь времен»

2

1

16

«Лавровый венок»

2

1

32-33

34



Историческая викторина «Знатоки истории».

Подведение итогов.















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер учителя

  • Лицензионное программное обеспечение

  • Телевизор

  • DVD-VHS-плеер

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска

Печатные средства обучения

  • Портреты историков

  • Лента времени

  • Демонстрационные карты

  • Картины, таблицы, схемы

  • Стандарт основного общего образования

  • Раздаточный материал по истории

  • Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь)

  • Научная, научно-популярная литература по курсу Истории Древнего мира

Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия

  • Учебные CD-ROM по истории

  • Фильмы на DVD/CD

  • МФУ (лазерный принтер-сканер-копир)

  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории

Другое

  • Выход в интернет

  • Картотека методической литературы


Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся

  1. Андрющенко Н.Н. ФГОС II – Основа модернизации российского образования. Краснодарский НМЦ.

  2. Кондаков А.М. Стандарт второго поколения и задачи системы дополнительного профессионального педагогического образования.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. – М.,2011.

  4. Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград, 2013г.

  5. Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград, 2010г.

  6. Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.

  7. Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2001г.

  8. Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.

  9. Ворнкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Л.Ф. Воронкова. – М., 2006.

  10. Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007.

  11. Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960.

  12. Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002.

  13. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев / Рони-Старший Ж. – М., 2007.

  14. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991.

  15. Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. / Гаспаров М.Л. – М., 2008.

Интернет-ресурсы

1. Всемирная история в Интернете htt://www.hrono.ru

2.Древний мир htt://www.ancient.ru/

3.Древняя Греция http://ellada/spb.ru/

4.Древний Рим http://ancientrome.ru/

5.История стран и цивилизаций htt://www.istorya.ru

6.Библиотека античной литературы http://cyrill.newmail.ru

7.Первобытное искусство http://vm/kemsu.ru









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!