Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Программирование» для 8 класса разработана на основе следующих документов:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 №1/15).
5. Общеобразовательная программа МКОУ Солнцевская «СОШ» Солнцевского района Курской области.
6. Учебный план МБОУ СОШ №59 п. Белозёрный на 2018-2019 учебный год.
7. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
9. Информатика математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 7-9 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г
Цели курса
Рабочая программа является приложением к образовательной программе основного общего образования и обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Предлагаемая программа «Программирование» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Цель курса - приобретение учащимися базового набора знаний, умений и навыков по программированию. Особое внимание уделяется развитию алгоритмического стиля мышления учащихся. Курс развивает творческие способности учащихся, а также позволяет успешно готовиться к участию в олимпиадах по математике и информатике.
Курс соответствует всем без исключения целям изучения информатики в основной школе, обозначенным во ФГОС:
• формирование информационной и алгоритмической культуры;
• развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об алгоритмах, моделях и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
• развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
• формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
• знакомство с языками программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
.
Задачи курса:
Учащиеся должны знать:
алгоритмические конструкции, исполнители;
основы программирования на одном из языков программирования;
общую структуру языка программирования, его синтаксис;
правила определения типа переменной и ее описания;
правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;
Учащиеся должны уметь:
правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;
описывать тип и размерность массивов;
составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;
понимать листинг, корректировать программу;
выводить результаты на дисплей или записывать в файл.
Курс изучается в 8 классе 2 часа в неделю. Всего 70 ч.
Содержание учебного курса.
Содержание учебного курса представлено в виде поурочного планирования учебного курса, рассчитанного на 35 часов.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Первая программа на компьютере. Оператор Write (4 ч)
Составные части программы, основные этапы создания программы. Операторы Write, Writeln. Открытие приложения, создание, сохранение и запуск программы.
Включение в работу числовых данных (6 ч)
Описания переменных (VAR). Что делает оператор присваивания с памятью. Имена переменных. Математика. Запись арифметических выражений. Вещественные числа в Паскале. Переменные целые типа. Вещественные числа. Запись математических выражений.
Ввод и вывод данных. Константы (4ч)
Преобразование типов. Операторы ввода данных Read и Readln. Задание значений переменных датчиком случайных чисел.
Разветвляющиеся программы (8 ч)
Условный оператор IF. Составной оператор. Ступенчатая запись программы. Вложенные операторы if. Сложное условие в операторе if. Логические операции. Символьный тип данных Char. Оператор варианта case.
Циклические программы (6 ч)
Оператор перехода GOTO. Цикл. Метки. Выход из цикла с помощью if. Оператор цикла repeat. Оператор цикла while. Отличия операторов repeat и while. Оператор цикла for.
Типичные маленькие программы (8ч)
Вычислительная циклическая программа. Роль ошибок. Счетчики. Сумматоры. Вложение циклов в разветвления и наоборот. Вложенные циклы. Поиск максимального из чисел.
Графика (8 ч)
Стандартные модули. Стандартный модуль Graph, текстовый и графический режимы. Рисуем простейшие фигуры. Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки. Используем в рисовании переменные величины. Использование случайных величин при рисовании. Движение картинок по экрану.
Джордж Буль и его логика (6ч)
Логический тип данных. Ввод – вывод булевских переменных. Логические операции (сложение, умножение, исключение).
Многократно повторяющиеся действия (4 ч)
Оператор цикла FOR. Применение циклов со счетчиком. Вычисление суммы ряда.
Массивы – структурированный тип данных (8ч)
Описание массива в программе Паскаль. Хранение однотипных данных в таблице (массиве). Заполнение массива случайными числами. Поиск максимального элемента массива. Вычисление суммы элементов массива. Поиск в массиве. Двумерные массивы.
Как работать с символьными строками (8ч)
Работа с цепочками символов. Оператор STRING. Описание строковой переменной. Работа со строковым типом данных. Некоторые процедуры и функции в Паскале для работы со строковым типом данных.
Тематическое планирование курса «Программирование»,
№ уро-ка | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Первая программа на компьютере. Оператор Write | 4 |
1-2 | Составные части программы, основные этапы создания программы. Открытие приложения, создание, сохранение и запуск программы | 2 |
3-4 | Операторы Write, Writeln. | 2 |
| Включение в работу числовых данных | 6 |
5-6 | Описания переменных (VAR). Что делает оператор присваивания с памятью. Имена переменных. | 2 |
7-8 | Математика. Запись арифметических выражений. Вещественные числа в Паскале. | 2 |
9-10 | Переменные целого типа. Вещественные числа. Запись математических выражений. | 2 |
| Ввод и вывод данных. Константы | 4 |
11-12 | Преобразование типов. Операторы ввода данных Read и Readln. | 2 |
13-14 | Задание значений переменных датчиком случайных чисел. | 2 |
| Разветвляющиеся программы | 8 |
15-16 | Условный оператор IF. Составной оператор. Ступенчатая запись программы. | 2 |
17-18 | Вложенные операторы if. | 2 |
19-20 | Сложное условие в операторе if. Логические операции. | 2 |
21-22 | Символьный тип данных Char. Оператор варианта case. | 2 |
| Циклические программы | 6 |
23-24 | Оператор перехода GOTO. Цикл. Метки. Выход из цикла с помощью if. Оператор цикла repeat. | 2 |
25-26 | Оператор цикла while. Отличия операторов repeat и while. | 2 |
27-28 | Оператор цикла for. | 2 |
| Типичные маленькие программы | 8 |
29-30 | Вычислительная циклическая программа. Роль ошибок. Счетчики. | 2 |
31-32 | Сумматоры. | 2 |
33-34 | Вложение циклов в разветвления и наоборот. Вложенные циклы. | 2 |
35-36 | Поиск максимального из чисел. | 2 |
| Графика | 8 |
37-38 | Стандартные модули. Стандартный модуль Graph, текстовый и графический режимы. | 2 |
39-40 | Рисуем простейшие фигуры. Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки. | 2 |
41-42 | Используем в рисовании переменные величины. | 2 |
43-44 | Использование случайных величин при рисовании. Движение картинок по экрану | 2 |
| Джордж Буль и его логика | 6 |
45-46 | Логический тип данных. | 2 |
47-48 | Ввод – вывод булевских переменных. | 2 |
49-50 | Логические операции (сложение, умножение, исключение). | 2 |
| Многократно повторяющиеся действия | 4 |
51-52 | Оператор цикла FOR. Применение циклов со счетчиком. | 2 |
53-54 | Вычисление суммы ряда. | 2 |
| Массивы – структурированный тип данных | 8 |
55-56 | Описание массива в программе Паскаль. Хранение однотипных данных в таблице (массиве). Заполнение массива случайными числами. | 2 |
57-58 | Поиск максимального элемента массива. | 2 |
59-60 | Вычисление суммы элементов массива. Поиск в массиве. | 2 |
61-62 | Двумерные массивы. | 2 |
| Как работать с символьными строками | 8 |
63-64 | Работа с цепочками символов. Оператор STRING. | 2 |
65-66 | Описание строковой переменной. | 2 |
67-68 | Работа со строковым типом данных. | 2 |
69-70 | Некоторые процедуры и функции в Паскале для работы со строковым типом данных. | 2 |
4