ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОН БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1570» ( ГБОУ Школа № 1570)
«УТВЕРЖДАЮ» Рекомендована к утверждению на
Директор ГБОУ Школа № 1570 заседании педагогического совета
______________ Э.М.Алибекова Протокол №___________________
Дата _________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« ОФП ДЛЯ 1 – 2 КЛАССОВ»
Направленность: ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Возраст обучающихся : 6 -8 лет
По данной Программе работает педагог: Кочетов Владислав Викторович
Разработчик программы: Кочетов В.В.
Москва-2019
Содержание:
Нормативно-правовое обеспечение программы
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы учащимися
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Методическое обеспечение программы
Нормативно- Правовое обеспечение:
Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно - оздоровительному направлению «ОФП» для 1-2 классов составлена на основе нормативно — правовой базы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального Государственного образовательного стандарта в области начального общего образования в, т.ч. его редакции, включающей внесения изменений в части, формируемой участниками образовательных отношений
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Устава и локальных актов, принятых в ГБОУ «Гимназия № 1570»
Пояснительная записка
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Общефизические упражнения (далее ОФП), направленные на развитие основных физических качеств человека в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих физиологических и психических процессов. И способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Занятия спортом с раннего школьного возраста служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно преодолевать возникающие трудности, общительность и коллективизм. При проведении занятий внеурочной деятельности, представленных в программе, базовой основой становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, спортивные занятия не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.
Цели программы:
способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих, здоровъесберегающих способностей
реализовать позитивные идеи отечественной методики в образовании — сделать процесс занятий внеурочной деятельностью радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, к формам активной деятельности неразрывно связанной со спортом.
Задачи программы:
совершенствование у детей психических процессов и личностных качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира и ценностям здорового стиля жизни;
развитие умения контактировать со сверстниками в практикориентированной на физическую культуру и спорт деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
умение осознанно подходить к решению возникших задач; стремиться к самореализации
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. Адресная направленность программы включает в себя мальчиков и девочек, обучающихся в 1 –ых и 2-ых классах общеобразовательной организации. Трудоемкость программы составляет 1 час в неделю. Итого: 1 класс и 2 класс всего 34 учебных часа в год
Режим занятий обусловлен Уставом и локальными документами ОУ, регламентирующими деятельность организации. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные, в т.ч. включающие элементы игровой - соревновательной деятельности и элементы спортивно-оздоровительной направленности из наиболее популярных игровых видов спорта.
Структура занятия включает в себя изучение алгоритма выполнения основных фикультурно- оздоровительных упражнений, использование дидактических методов и моделирование игровых ситуаций в процессе занятий.
Для закрепления знаний обучающихся используются практикориентированные занятия, в т.ч. элементы игровой практики.
Организационно-педагогические условия
Занятия проводятся в соответствии с Учебным планом внеурочной деятельности и Положением о внеурочной деятельности образовательного учреждения. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента, физкульт-пауз в структуру занятий.
Программа для учащихся 1-ых и 2-ых классов предусматривается 34 занятия в учебном году.
На каждом из занятий прорабатывается принцип непрерывности и последовательности, когда изучение материала начинается с простого уровня, а затем идет по восходящей в плане повышения уровня сложности. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении основных физических качеств, основных видов и способов движений в спорте. Учащиеся знакомятся с основными правилами распространенных подвижных игр и учатся играть в них. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу своих знаний, ключевых компетенций и навыков, плавно переходящих в умения, выполняемых на автоматизме.
Ученики 1ых и 2-ых классов по итогам реализации программы научатся:
Понимать значение спортивных двигательных активностей для физического и психоэмоционального здоровья человека
Усвоят ценность физкультурных пауз и минуток и других форм проведения спортивных активностей для организации досуга и развлекательной части отдыха человека
Узнают и смогут выполнить алгоритм утренней зарядки, комплекса ОРУ, направленных на развитие и поддержания в тонусе основных физических качеств здоровой личности.
Научатся правилам наиболее известных подвижных игр и умениям играть в них в группах, проявляя навыки коллективизма и командного взаимодействия
Научатся основным игровым элементам, подводящим к командным играм с мячом, которые будут способствовать освоению основных элементов и правил этих игровых видов спорта
Ученики 1-ых и 2-ых классов по итогам реализации программы могут научиться:
Ориентироваться и понимать правила окружающего их социума
Развивать в себе морально- волевые качества, навыки саморегуляции в познавательной и коммуникативной деятельности
Стремиться к самосовершенствованию, когда, не останавливаясь на достигнутом, благодаря неоднократным повторениям западающих элементов учащейся добивается их выполнения на более высоком уровне
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на активный и здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, стремление к достижению результата, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества и налаживания коммуникаций со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения работать в команде и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоить способами решения проблем творческого характера при помощи системно – деятельностного подхода.
Сформировать умения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Сформировать умения, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Научиться слушать собеседника и вести диалог; быть готовым признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определять общие цели и путей их достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать алгоритм выполнения разминки и проведения утренней зарядки, физкультурных минуток и пауз.
Уметь правильно называть основные общеразвивающие упражнения, знать основную стойку, которую необходимо принять ученику перед тем, как начать их выполнять. И уметь продемонстрировать технику двигательного действия, технику упражнения, выполняемого на качественном уровне.
Понимать и уметь применять в игровых ситуациях основные правила подвижных игр. Уметь организовывать и проводить подвижные игры по правилам среди сверстников при помощи со стороны взрослых и самостоятельно.
Тематическое планирование:
1 - 2 класс (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1.ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ: АЛГОРИТМ ИХ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ НА РАЗМИНКЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ И ПОЛЬЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ НА РЕГУЛЯРНОМ УРОВНЕ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Ключевые КЭС: Комплекс упражнений, развитие общефизических качеств, последовательность выполнения разминочных упражнений, утренняя зарядка, безопасность и профилактика травматизма перед началом занятий физической культурой и спортом.
Раздел № 2. ЭСТАФЕТЫ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Ключевые КЭС: История возникновения основных подвижных игр, основные правила проведения подвижных игр. Основные умения и навыки, необходимые для участия в подвижных играх. Эстафеты: способы их организации и правила проведения. Эстафеты с предметами спортивного инвентаря.
Календарно - Тематическое планирование:
№№ занятия | Тема занятия |
1 | Комплекс ОРУ. Подвижная игра «Салки с водящим» |
2 | Повторение правильного порядка выполнения комплекса ОРУ. Совершенствование навыков игры «Салки с водящим» |
3 | Упражнения утренней зарядки. Эстафеты с заданием и мячами. |
4 | Упражнения для развития прыгучести. Подвижная игра «Воробьи-вороны» |
5 | Развитие основных физических качеств посредством выполнения комплекса ОРУ. Польза утренней зарядки. Эстафеты с мячами и скакалкой. |
6 | Комплекс разминочных специально-беговых упражнений. Техника челночного бега. Эстафеты со с мячами и скакалкой. |
7 | Правильная техника работы рук и ног при выполнении прыжков в длину с места. Подвижная игра со скакалкой «Рыбак» |
8 | Техника медленного бега в чередовании с ходьбой, направленного на развитие выносливости. Понятия «пульсометрия» и самоконтроль. Подвижная игра « Третьий – лишний» |
9 | Комплекс упражнений ОФП. Повторение основных правил подвижной игры «Третьий-лишний» |
10 | Совершенствование навыков прыжков в длину с места. Эстафеты с использованием скакалок. |
11 | Основные подвижные игры: условия их организации и правила проведения. Соблюдение техники безопасности при проведении игр. Подвижная игра «День и ночь». |
12 | Упражнения для развития скоростных качеств. Эстафеты с заданием и мячами. |
13 | Техника прыжков со скакалкой на 1-2 ногах, выполняемые на месте и в движении. Эстафеты со скакалкой и беговыми заданиями |
14 | Бег в медленном темпе на развитие выносливости. Самоконтроль своего самочувствия, выполняемый учащимися после бега. Игра « Съедобное – несъедобное» |
15 | Прыжки со скакалкой. Эстафеты с использованием спортивного инвентаря: мячей и скакалок. |
16 | Комплекс ОРУ. Эстафеты с заданием, выполняемые под руководством учителя. |
17 | Разминочные специально – беговые упражнения. Подвижная игра «Салки с водящим» |
18 | Комплекс ОРУ. Подвижная игра « Третьий – лишний». |
19 | Развитие прыгучести в прыжках в длину с места. Подвижная игра «Воробьи-вороны» |
20 | Развитие основных физических качеств в комплексе общеразвивающих упражнений. Эстафеты с заданием и мячами. |
21 | Комплекс специально-беговых упражнений. Эстафеты с заданием и предметами спортивного оборудования. |
22 | Правильная техника работы рук и ног при выполнении прыжков в длину с места. Совершенствование правил и умений подвижной игры «Рыбак» |
23 | Техника медленного бега в чередовании с ходьбой, направленного на развитие выносливости. Совершенствование навыков игры «День и ночь». |
24 | Комплекс утренней зарядки. Подвижная игра «Третьий-лишний» |
25 | Совершенствование навыков прыжков в длину с места. Эстафеты со скакалками. |
26 | Развитие Олимпийского движения в истории и на этапе современности. Атрибуты олимпийского движения. Подвижная игра «День и ночь» |
27 | Упражнения ОФП. Упражнения с мячами. Эстафеты с мячами и беговыми заданиями. |
28 | Техника прыжков со скакалкой на 1-2 ногах, выполняемые на месте и в движении. Эстафеты со скакалкой и беговыми заданиями |
29 | Упражнения, направленные на развитие двигательных качеств. Подвижная игра с мячом « Выжигалы». |
30 | Эстафеты и подвижные игры с мячом, скакалкой. |
31 | Упражнения комплекса ОФП. Эстафеты с заданием от учителя. |
32 | Подвижные игры: «День и ночь», «Воробьи – вороны». |
33 | Подвижные игры: « Третьий – лишний», « Рыбак» |
34 | Подвижные игры: « Выжигалы», «Кто за мной». |
Методическое обеспечение программы:
В. П. Матвеев « Учебное пособие по организации и проведению внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности для учащихся 1 – 4 –ых классов с учетом требований ФГОС», М, «Просвещение», 2018 г
Учебное пособие для учителей «Внеурочка на отлично», В, «Учитель», 2017 г.
9