СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Программируем в Лого»  6 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 6 класс»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»



Рассмотрено на ШМО

____________________

____________________

Протокол № ________

от «__28_»_августа_____ 2017г.

Руководитель ШМО:

_______/________________ /                                  





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/_Е.В. Макарова/

«_28___»_августа__2017г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятия по выбору

 «Программируем в Лого» 

6 класс






Составитель: Кузьменко Наталья Александровна

учитель информатики и ИКТ

высшей квалификационной категории











Троицк

2017г


Пояснительная записка



  • настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передаче и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.


Лого – это среда программирования и средство для моделирования различных задач и исследований. Объектами исследований преподавателей и учеников, в этом направлении могут быть их собственные исследования о животных и растениях, о мире психологии, мире физиологии человека, мире биологии клетки, а также химии, физики, математике, изобразительного искусства и других сфер деятельности.


Объем минимального содержания базового курса информатики включает в себя блок «Алгоритмы и исполнители». Алгоритмизация - одно из мощных средств развития мышления учащихся.


Изучать основные базовые конструкции можно по - разному: с помощью исполнителей, специально разработанных учебных алгоритмических языков, реальных языков программирования.


Одно из перекрестных средств знакомства учащихся с основными алгоритмическими конструкциями является язык Лого.


  • последнее время язык программирования Лого завоевывает все большую популярность и не только в начальной или средней школе, но и в колледжах, университетах, да и просто в среде любителей интеллектуального досуга.


Лого – один из самых доступных языков программирования для персональных компьютеров. Это диалект ЛИСП, языка, применяемого в сложнейших исследовательских проектах в области вычислительной техники и искусственного интеллекта. Не случайно Лого оказался более гибким языком, чем Паскаль или С++.


Язык Лого – это язык программирования и вместе с тем особая обучающая сфера. Язык этот по синтаксису предельно прост и близок к естественному. В то же время он обладает мощными современными средствами, формирующими культуру мышления и позволяющими создавать программы очень лаконичные, прозрачные по структуре и эффективности.


Поэтому целесообразно использовать этот язык при изучении базового курса информатики. В связи с этим становится очевидным актуальность предлагаемой работы.

Цели данного курса:


  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;


  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;


формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.


Задачи курса:


  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;


  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера;


  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;


 сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;


  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;


  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.


2. Общая характеристика курса


Современный период развития информационного общества массовой глобальной

коммуникации

характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире,

влекущими за

собой пересмотр социальных требований к образованию,


предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов младших школьников обладает пропедевтическая подготовка в области информатики и ИКТ, причем не только ее технологический аспект, связанный с овладением практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ, но и теоретический аспект, способствующий формированию мировоззренческих, творческих и познавательных способностей учащихся.


Курс «Программируем в Лого» предназначен для учащихся 6 классов и нацелен на:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;


  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;


формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.


6 класс является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операционных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курс)


Личностные результаты это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.


  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и эстетических аспектов ее распространения; развития чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;


  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как


  • рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.


    • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;


    • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);


    • владение основными универсальными умениями информационного характера; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


    • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

    • широкийспектруменийинавыковиспользованиясредств


информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;


  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


5. Содержание учебного курса


Программа данного курса состоит из 6 тем

  1. Компьютер


  1. Знакомство со средой ЛОГО


  1. Создание микромира

  2. Организация движения черепашки

  3. Составление программ

  4. Роль датчиков


Тема 1. Компьютер


Компьютер в жизни общества. Структура компьютера: процессор, шина, запоминающие устройства, устройства ввода/вывод информации (клавиатура, мышь, монитор, принтер и др.). Правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе с ПК.


Понятие графического интерфейса. Запуск программ. Примеры программных систем: клавиатурный тренажер, развивающие, игровые и другие программы.


Тема 2. Знакомство со средой Лого и технологией работы в ней


Интерфейс программы Лого и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.


Понятие команды в среде Лого. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.


Тема 3.Создание микромира и его обитателей


Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.


Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.

Тема 4. Организация движения Черепашки


Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение.


Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.


Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.


Тема 5. Составление программ


Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.


Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.


Этапы создания мультипликационного сюжета.


Тема 6. Роль датчиков в Лого


Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и

т.д.


Датчики для изменения состояния Черепашки.


Инструмент управления состоянием Черепашки — бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.


Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных

чисел.



Учебно- тематический план


Тема

Количество

Из них


п/п


часов




1.



Практические


Теория

2.

Компьютер

5

2,5


2,5







3.

Знакомство со средой ЛОГО

3

1,5


1,5

4.

Создание микромира

7

3,5


3,5






5.

Организация движения

6

3

3


черепашки









6.

Составление программ

3

1,5

1,5






7.

Роль датчиков

9

4,5

4,5






8.

Всего:

34

17

17


Список литературы




    1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2014г.


    1. Информатика. 5 – 6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой.


– СПб.: Питер, 2014


    1. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. – СПб.: Питер, 2005



    1. ЛогоМиры версия 2.0 Руководство пользователя: Учебное пособие/Пер. с анг. С.Ф.Сопрунова – М. Институт новых технологий образования

– 234 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!