СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы финансовой грамотности" в 8 классе.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является развитие экономического образа мышления,воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы финансовой грамотности" в 8 классе.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Степано- Савченская основная общеобразовательная школа

Милютинского района Ростовской области



Рассмотрено

На заседании

Методического совета

Протокол от 27.08.2018г.№1

Председатель МС

_____/______________/


Принято

На заседании

Педагогического совета

Протокол от 29.08.2018г.№1


Утверждаю

директор

МБОУСтепано – Савченской

ООШ

/Буряченко Т.Н./

Приказ от 29.082018г.№____





Рабочая программа


внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

для 8 класса

на 2018 -2019учебный год








Разработала:

Лесняк Вера Борисовна

учитель истории и обществознания

высшей категории





х.Степано – Савченский



2018г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон №273-ФЗ от 20.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Степано – Савченская ООШ на 2018 – 2019 учебный год;

- Учебный план МБОУ Степано – Савченская ООШ на 2018—2019 учебный год;

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Программа разработана РАО, редактор программы – член-корр. РАО И. А. Сасова./ Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин,Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008 и Финансовой грамотности: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c.

В 8–9 классах дети с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся данного возраста способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Программа рассчитана на 1 час, составлена на 35 часов, направлена на учащихся 8 классов.

Цель и задачи программы:

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная

способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,

бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в

сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.




  1. Содержание курса внеурочной деятельности:

Курс финансовой грамотности в 8 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег;

из чего состоит денежная масса;

способов влияния государства на инфляцию;

структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;

факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;

зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно

на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.


Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;

страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства;

иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

  1. Календарно - тематическое планирование.

В тематическом плане указаны темы каждого занятия, включая занятие контроля по каждому разделу, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся.

Тематическое планирование.

Раздел

Кол-во часов

Из них

Контрольные работы

Лабораторные работы

Практические работы

1

Управление денежными средствами семьи.

8




2

Способы повышения семейного благосостояния

7




3

Риски в мире денег

7




4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8




5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5




Итого:

35















Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Тема 1. Происхождение денег

2


1.1

Деньги: что это такое?

1

07.09

1.2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи


1

14.09

Тема 2. Источники денежных средств семьи

2


1.3

Какие бывают источники доходов

1

21.09

1.4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

28.09


Тема 3. Контроль семейных расходов



1.5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1

5.10

Тема 4. Построение семейного бюджета

3


1.6

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

12.10

1.7


Как оптимизировать семейный бюджет

1

19.10

1.8

Проектная работа «Бюджет моей семьи»

1

26.10

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

3


2.9

Для чего нужны финансовые организации

1

9.11

2.10

2.11

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

2

16.11

23.11

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

3


2.12

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

30.11

2.13

2.14

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

2

07.12

14.12

2.15

Онлайн урок

1

21.12

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

4


3.16

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

28.12

3.17

3.18

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

2

11.01

18.01

3.19

Чем поможет страхование

1

25.01

Тема 8. Риски в мире денег

3


3.20

3.21

Какие бывают финансовые риски

2

01.02

08.02

3.22

Что такое финансовые пирамиды

1

15.02

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2


4.23

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

22.02

4.24

Польза и риски банковских карт

1

01.03

Тема 10. Собственный бизнес

3


4.25

Что такое бизнес

1

15.03

4.26

4.27

Как создать свое дело

2

22.03

5.04

Тема 11. Валюта в современном мире

3


4.28

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

12.04

4.29

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

19.04

4.30

Проект «Валюта: доходы или расходы»

1

26.04

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

3


5.31


Что такое налоги и зачем их платить

2


17.05


Какие налоги мы платим

1


Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2


5.32

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

24.05

5.33

Онлайн урок Повторение

1

31.05



Формы и методы организации учебной деятельности учащихся:

  1. Лекция-беседа

  2. Практикум;

  3. Игра;

  4. Проектно-исследовательская деятельность

  5. Онлайн-уроки.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!