СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поляновская основная общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области


«Рассмотрена»

Протокол №_____

от «____» _________ 20____г.

Руководитель экспертной

комиссии

__________/_Н.В.Захаренкова_

ФИО

«Принята»

педагогическим советом


Протокол №____

«___» ___________20____г.

«Утверждена»

приказом №___

от «___» __________20___г.

Директор __________/_М.М.Сергеева__











Рабочая программа

внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

духовно-нравственного направления

3 класс

2020-2021 учебный год




СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Логунова Е.А.











«Согласована»

Заместитель директора по УВР

__________/_Л.А.Дмитриева_____

«___» ___________20____г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры»» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы А.В. Бородиной «Основы православной культуры»: программы культурологического курса для общеобразовательных школ: начальная школа / А. В. Бородина. — М.: МОФ «ОПК», 2015. — 24 с. (Серия «История религиозной культуры»), в соответствии с Положением ОУ об организации внеурочной деятельности.


На изучение предмета «Основы православной культуры» в 3 классе начальной школы в 2020-2021 учебном году отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.




УМК: 1. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учащихся. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

2. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.Пособие для учителей.

3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.Пособие для учителей.

4. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.





Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

духовно-нравственного направления используется как для очной формы обучения, так и для электронного обучения с применением дистанционных технологий.














































Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами изучения курса «Основы православной культуры» является формирование следующих универсальных учебных действий

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы православной культуры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные УУД

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Коммуникативные УУД

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Ученик научится

  • первичным представлениям о православной культуре, о православной христианской картине мира;

  • базовым понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);

  • давать краткую характеристику главным православным праздникам;

  • выражать свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры; православным семейным ценностям

Получить возможность научиться

  • вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;

  • видеть красоту мира;

  • давать нравственную оценку поступкам людей;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства.

Содержание курса внеурочной деятельности


«О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ ИКОНА И БИБЛИЯ» — 34 часа

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.

Как распространялось Евангелие.

Универсальные учебные действия: Чтение рассказа о добром поступке. Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро и зло. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей.


Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.

Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и значение частей храма. Господь-Вседержитель.

Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.

О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе.

Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.

Понятие об иконографии. Образ и первообраз.

История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость».

Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.

Универсальные учебные действия: Познакомиться с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Узнать о его традициях. Чтение рассказа «Совесть» Что помогает человеку слышать голос совести? Познакомиться с различиями между иконой и картиной.


Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ

ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч.

Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа.

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.

История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий.

Универсальные учебные действия: Что помогает человеку слышать голос совести? Познакомиться с различиями между иконой и картиной. Иметь представление о пути исправления дурного поступка на материале сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ступени спасения. Раскаяние лечит душу.


Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ

ДО СПАСИТЕЛЯ» — 18 ч.

Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах, Деннице, аде.

Второй – пятый дни творения мира.

Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае.

Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох.

Всемирный потоп.

Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.

Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская. Хеврон и дубрава Мамре.

Завет Господа с Авраамом.

Рождение Измаила. Агарь.

Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева «Троица».

Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мёртвое море.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.

Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон.

Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Манна. Гора Синай. Синайское законодательство. Скрижали. Золотой телец. Земля обетованная.

Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии.

Универсальные учебные действия: Знать, что любовь, кротость, послушание и трудолюбие – лучшие украшения человека. Вырабатывать в себе такие качества, как скромность и терпение.

Заключительное занятие – 1 ч.

Универсальные учебные действия: Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.















п/п

Тема

Содержание материала

Кол-во

час

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Раздел 1. Что мы знаем о Евангелии (2ч)


Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.

Как распространялось Евангелие.

I уровень: Интерактивная беседа. Практические задания

II уровень: Работа по алгоритму.

III уровень

Формулировка выводов,

классификации

Беседа, устный рассказ на тему

- учиться работать по предложенному учителем плану

- поиск и отбор необходимой информации

- умение слышать, слушать и понимать партнера

- ценить и принимать ценности.


2.

Раздел 2. Образ вселенной в православной культуре(7ч)


Храм как образ вселенной. Устроение и значение частей храма. Господь-Вседержитель.

Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.

О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе.

Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.

Понятие об иконографии. Образ и первообраз.

История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость».

Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.

I уровень: Интерактивная беседа. Практические задания

II уровень: Работа по алгоритму.

III уровень:

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

- выполнение действий по алгоритму.

- выражение своих мыслей.

- нравственно-эстетическое оценивание

Формулировка выводов,

классификации

3. Раздел 3. По праздничным иконам вспоминаем Евангелие (6ч)


Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа.

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.

История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий.

6 ч.

I уровень:

Беседа. Практические задания

II уровень: Работа по алгоритму

III уровень:

Составление презентаций

Беседа, комментированное чтение, размышление на тему.

- саморегуляция

-поиск и отбор необходимой информации

-выражение своих мыслей

- нравственно-эстетическое оценивание

-участие в диспутах и учатся умению слушать собеседника

-умение излагать свое мнение

-выступление с сообщением

-фотографирование объектов

-участие в экскурсии





Раздел 4.Библия рассказывает о событиях до Спасителя (18 ч)





Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах, Деннице, аде.

Второй – пятый дни творения мира.

Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае.

Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох.

Всемирный потоп.

Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.

Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская. Хеврон и дубрава Мамре.

Завет Господа с Авраамом.

Рождение Измаила. Агарь.

Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева «Троица».

Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мёртвое море.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.

Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон.

Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Манна. Гора Синай. Синайское законодательство. Скрижали. Золотой телец. Земля обетованная.

Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии.

18ч

I уровень:

Беседа. Практические задания

II уровень: Работа по алгоритму

III уровень:

Составление презентаций

Беседа, комментированное чтение, размышление на тему.

- саморегуляция

-поиск и отбор необходимой информации

-выражение своих мыслей

- нравственно-эстетическое оценивание

-участие в диспутах и учатся умению слушать собеседника

-умение излагать свое мнение

-выступление с сообщением

-фотографирование объектов

-участие в экскурсии

Выполнение проектов:

-выбор тем, разработка плана работы над проектом

-определение содержания проектной работы

-презентация творческих

проектов учащихся

по индивидуальным темам.


Раздел 5.Заключительное занятие (1ч)




Промежуточная аттестация.

Выставка рисунков.





Тематическое планирование




№ темы

Название темы

Кол-во

часов

1.

Что мы знаем о Евангелии?

2

2.

Образ вселенной в православной культуре.

7

3.

По праздничным иконам вспоминаем Евангелие.

6

4.

Библия рассказывает о событиях до Спасителя.

18

5.

Заключительное занятие

1

Итого


34





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!