СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» духовно-нравственного направления 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» духовно-нравственного направления 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поляновская основная общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области






«Рассмотрено»

Руководитель экспертной комиссии

___________ Н.В Захаренкова

Протокол № __

от «_____»_______2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Поляновская ООШ

__________ Дмитриева Л.А.

«_____»_______2016 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Поляновская ООШ


_________ Сергеева М.М.

Приказ № __

от «__» ________2016 г










Рабочая программа

внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

духовно-нравственного направления

2 класс

2019-2020 учебный год




СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Логунова Е.А.















Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры»» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко, (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.), в соответствии с Положением ОУ об организации внеурочной деятельности.


На изучение предмета «Основы православной культуры» во 2 классе начальной школы в 2016-2017 учебном году отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.




УМК: 1. Учебное пособие для учащихся: Шевченко Л.Л. Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

2. Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

3. Наглядное пособие «Иллюстрации»

























































Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом,  сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов православной культуры.

Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции;  в произведениях музыкального искусства – жанров, интонации; религии – через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • привлечение родителей к совместной деятельности.

Предметные результаты:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Научится

  • первичным представлениям о православной культуре, о православной христианской картине мира;

  • базовым понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);

  • давать краткую характеристику главным православным праздникам;

  • выражать свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры; православным семейным ценностям



Получить возможность научиться

  • вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;

  • видеть красоту мира;

  • давать нравственную оценку поступкам людей;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства.


Содержание курса внеурочной деятельности



ВВЕДЕНИЕ-1 ч.

Вводное занятие «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. — 1 ч.

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 30 ч.

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.

Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря.



Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.

Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

Промежуточная аттестация. Выставка рисунков.





п/п

Тема

Содержание материала

Кол-во

час

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение(1 ч)


Вводный урок. О чём рассказывает история религиозной культуры?


Беседа, устный рассказ на тему

- учиться работать по предложенному учителем плану

- поиск и отбор необходимой информации

- умение слышать, слушать и понимать партнера

- ценить и принимать ценности.


2.

Раздел 1. Духовное в реальном мире (3ч)


Мир внешний и мир внутренний

Человек- венец творения

Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы

I уровень: Интерактивная беседа. Практические задания

II уровень: Работа по алгоритму.

III уровень:

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

- выполнение действий по алгоритму.

- выражение своих мыслей.

- нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина


Формулировка выводов,

классификации

3. Раздел 2. Жизнь Иисуса Христа и православные праздники (30ч)


Евангелие - книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Рождество Христово.

Поклонение волхвов Младенцу Христу.

Бегство Иосифа с Марией и Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет.

Сретение Господне.

Рождество Иоанна Предтечи.

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Христа. Заповеди блаженств.

Традиции празднования Рождества Христова в России.

Посещение православного храма.

Первое чудо Иисуса Христа в Кане

Галилейской

Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы.

Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Преображение Господне.

Воскрешение Лазаря.

Торжественный вход Господень в Иерусалим.

Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды.

Суд и распятие Христа.

Снятие с Креста, погребение и Воскресение Спасителя.

Пасха Господня.

Вознесение Господне и сошествие Святого Духа.

События Евангелия и православные праздники.

Промежуточная аттестация. Выставка рисунков.

30 ч.

I уровень:

Беседа. Практические задания

II уровень: Работа по алгоритму

III уровень:

Составление презентаций

Беседа, комментированное чтение, размышление на тему.

- саморегуляция

-поиск и отбор необходимой информации

-выражение своих мыслей

- нравственно-эстетическое оценивание

-участие в диспутах и учатся умению слушать собеседника

-умение излагать свое мнение

-выступление с сообщением

-фотографирование объектов

-участие в экскурсии

Выполнение проектов:

-выбор тем, разработка плана работы над проектом

-определение содержания проектной работы

-презентация творческих

проектов учащихся

по индивидуальным темам.



























Тематическое планирование




темы

Название темы

Кол-во

часов

1

Введение

1 ч

2

Духовное в реальном мире

3 ч

3

Жизнь Иисуса Христа и православные праздники

Промежуточная аттестация. Выставка рисунков.

30 ч


Итого:

34 ч




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!