Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поляновская основная общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
«Рассмотрена» Протокол №_____ от «____» _________ 20____г. Руководитель экспертной комиссии __________/_Н.В.Захаренкова_ ФИО | «Принята» педагогическим советом Протокол №____ «___» ___________20____г. | «Утверждена» приказом №___ от «___» __________20___г. Директор __________/_М.М.Сергеева__ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
духовно-нравственного направления
4 класс
2021-2022 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Логунова Е.А.
«Согласована»
Заместитель директора по УВР
__________/_Л.А.Дмитриева_____
«___» ___________20____г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры»» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. «Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры», (- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2015 ,соответствии с Положением ОУ об организации внеурочной деятельности.
На изучение предмета «Основы православной культуры» в 4 классе начальной школы в 2021-2022 учебном году отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.
УМК: 1. О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 класс, - М.: ООО «Русское слово», 2014
2.О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Методическое пособие,4 класс. - М.: «Русское слово», 2014
3.О.Л. Янушкявичене, Т.В. Коимарова, Е.Ф. Теплова, Ю.С. Васечко. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». Рабочая тетрадь, 4 класс. - М.: ООО «Русское слово», 2014
4. Наглядное пособие «Иллюстрации»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами изучения курса «Основы православной культуры» является формирование следующих универсальных учебных действий
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы православной культуры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные УУД
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
Ученик научится
первичным представлениям о православной культуре, о православной христианской картине мира;
базовым понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);
давать краткую характеристику главным православным праздникам;
выражать свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры; православным семейным ценностям
Получить возможность научиться
вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;
видеть красоту мира;
давать нравственную оценку поступкам людей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора, обогащения жизненного опыта,восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства.
Содержание курса внеурочной деятельности
Глава 1. Православная культура России.
Россия – наша Родина. Культура. Культурные традиции. Культура и религия
Глава 2. Библия. Евангелие.
Библия. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие. Священное Предание. Создание Богом мира. Ангельский мир.
Глава 3. Человек и Бог в православии.
Сотворение человека. Замысел Бога о человеке. Адам. Ева. Грехопадение первых людей. Обетование Спасителя.
Глава 4. Господь Иисус Христос.
Богородица. Рождество Христово. Проповедь Евангелия. Заповеди блаженства Крестная смерть Господа. Пасха - Вознесение Господне. День Святой Троицы.
Глава 5. Христианские добродетели
Совесть и раскаяние. Милосердие и сострадание.
Глава 6. Православный храм.
Храм – это дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма. Основные части храма и их символический смысл.
Глава 7. История православия на Руси.
Крещение Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Святой равноапостольный князь Владимир.
Глава 8. Богослужение в православии.
Священнослужители и их одежда священников. Литургия. Таинства. Исповедь. Таинство Причастие.
Промежуточная аттестация. Защита проектов.
№ п/п | Тема Содержание материала | Кол-во час | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение(1 ч) |
| Вводный урок. Введение в предмет. | 1ч | | Беседа, устный рассказ на тему - учиться работать по предложенному учителем плану - поиск и отбор необходимой информации - умение слышать, слушать и понимать партнера - ценить и принимать ценности. |
2. | Раздел 1. Православная культура России. (3ч) |
| Россия — наша Родина. Самая главная встреча. Введение в православную традицию. | 3ч | I уровень: Интерактивная беседа. Практические задания II уровень: Работа по алгоритму. III уровень: | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. -учиться работать по предложенному учителем плану. - выполнение действий по алгоритму. - выражение своих мыслей. - нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина |
Формулировка выводов, классификации |
3. Раздел 2. Человек и Бог в православии. (30ч) |
| Есть только одна Книга. Бог — Творец мира. История одного предательства. В ожидании Спасителя. Возлюби Господа Бога твоего. Возлюби ближнего твоего… Девочка, Которая стала Храмом. В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос. Сын Человеческий. Притчи Иисуса Христа. Как стать счастливым. Как стать счастливым. Как стать счастливым. Подвиг христианской жизни. Крестный путь и Воскресение. Церковь — корабль спасения. От рождения до вечности. Каждый день праздник. Дорога к храму. Икона — окно в Божий мир. «Героем тот лишь назовётся...» Пастырь добрый. «Не в силе Бог, а в правде!» Жизнь как горящая свеча. Любовь сильнее смерти. Богатыри. Православная вера в Вязьме. Храмы Вязьмы. Промежуточная аттестация. Защита проектов. | 30 ч. | I уровень: Беседа. Практические задания II уровень: Работа по алгоритму III уровень: Составление презентаций | Беседа, комментированное чтение, размышление на тему. - саморегуляция -поиск и отбор необходимой информации -выражение своих мыслей - нравственно-эстетическое оценивание -участие в диспутах и учатся умению слушать собеседника -умение излагать свое мнение -выступление с сообщением -фотографирование объектов -участие в экскурсии Выполнение проектов: -выбор тем, разработка плана работы над проектом -определение содержания проектной работы -презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. |
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 ч |
2 | Православная культура России. | 3 ч |
3 | Человек и Бог в православии. Промежуточная аттестация. Защита проектов. | 30 ч |
| Итого: | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
34ч (1 час в неделю)
№ урока | Дата | Тема |
по плану | по факту | Тема урока |
1 | | | Введение в предмет. |
2 | | | Россия — наша Родина. |
3 | | | Самая главная встреча. |
4 | | | Введение в православную традицию. |
5 | | | Есть только одна Книга. |
6 | | | Бог — Творец мира. |
7 | | | История одного предательства. |
8 | | | В ожидании Спасителя. |
9 | | | Возлюби Господа Бога твоего. |
10 | | | Возлюби ближнего твоего… |
11 | | | Девочка, Которая стала Храмом. |
12 | | | В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос. |
13 | | | Сын Человеческий. |
14 | | | Притчи Иисуса Христа. |
15 | | | Как стать счастливым. |
16 | | | Как стать счастливым. |
17 | | | Как стать счастливым. |
18 | | | Планирование творческих проектов. |
19 | | | Подвиг христианской жизни. |
20 | | | Крестный путь и Воскресение. |
21 | | | Церковь — корабль спасения. |
22 | | | От рождения до вечности. |
23 | | | Каждый день праздник. |
24 | | | Дорога к храму. |
25 | | | Икона — окно в Божий мир. |
26 | | | «Героем тот лишь назовётся...» |
27 | | | Пастырь добрый. |
28 | | | «Не в силе Бог, а в правде!» |
29 | | | Жизнь как горящая свеча. |
30 | | | Любовь сильнее смерти. |
31 | | | Богатыри. |
32 | | | Православная вера в Смоленском крае. |
33 | | | Храмы Вязьмы. |
34 | | | Промежуточная аттестация. Защита проектов. |