СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Весёлые нотки» 1-4 классы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультцрного направления " Веселые нотки" расчитана на 4 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Весёлые нотки» 1-4 классы»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей имени Героя России Веры Волошиной

д.Головково

Наро-Фоминский городской округ

Московская область



Утверждаю

и.о. директора_____________Хударова Т.Ю.

приказ от 31 августа 2021 г. №1






Рабочая программа внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Весёлые нотки»

  1. 4 классы

2021-2022 учебный год






Количество часов в год: 33 (1 класс),34 (3-4 классы).

Количество часов в неделю: 1 час





Составитель: учитель музыки высшей квалификационной

категории, Семенова Людмила Юрьевна








2021 г. Планируемые результаты.

1 год обучения.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- потребность выражения в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

- мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания настроения других людей и сопереживание.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

-осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать смысл инструкции учителя и заданий;

– воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

- участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

Познавательные УУД.

Обучающийся научится:

–осознание роли музыкального искусства в жизни человека.

– ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

– различать условные обозначения;

– сравнивать разные части музыкального текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

– строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

- вести диалог;

- слушать, уважение к мнению других;

– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

– исполнять музыкальные произведения со сверстниками;

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

– следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

– контролировать свои действия в коллективной работе;

– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

– следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая при этом правильное положение корпуса;

- спокойному, без напряжения вдоху;

одновременному вдоху перед началом пения.

равномерному дыханию и умению постепенно его распределять на музыкальную фразу;

- пению песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением;

- прохлопывать, простукивать и вышагивать метрические доли.

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять на слух: характер музыкального произведения, лад, количество фраз, размер, темп, динамические оттенки и т.д.



2 год обучения.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональное отношение к искусству, умение различать жанровые разновидности народных песен (плясовых, хороводных, шуточных);

-личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-проявление интереса к новому учебному материалу, представление о музыкальной культуре родного края;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-уверенности в себе, артистичности, воображения;

-интереса к музицированию, к процессу познания музыкальных тайн.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

-осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать смысл инструкции учителя и заданий;

– воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

Познавательные УУД.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации,– расширять свои представления о музыке (например,

– ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

– различать условные обозначения;

– сравнивать разные части музыкального текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

– строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

– исполнять музыкальные произведения со сверстниками;

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

– следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

– контролировать свои действия в коллективной работе;

– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

– принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

– следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая при этом певческую установку;

- петь естественно, легко, не форсировано, правильно произнося гласные и согласные;

- равномерному дыханию и умению постепенно его распределять на музыкальную фразу;

- слуховому осознанию чистой интонации;

- исполнять песни-упражнения из 3-4-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением, скачками в мелодии;

-прохлопывать, простукивать и вышагивать метрические доли;

- петь песни с похлопыванием или вышагиванием её ритмического рисунка или метрических долей;

- допевание мелодий на нейтральный слог.

Обучающийся получит возможность научится:

-чтению ритмического рисунка с хлопками со сменой заданий по ходу исполнения (прохлопывание то ритмического рисунка, то метрических долей);

- свободному досочиненению ритмической фразы, начатой педагогом ( ритмическая импровизация);

- импровизации мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием.


3 год обучения.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- ценностно-смысловая ориентация, представление о нравственном содержании музыкальных произведений;

-ориентирование в нравственном содержании поступков, эмоциональная отзывчивость на исполняемые музыкальные произведения;

- проявление интереса к новому учебному материалу, совершенствование навыков коллективной игры;

- мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

- планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;

- уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;

-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- преобразовывать познавательную задачу в практическую;

- составлять план и последовательность действий;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД.

Обучающийся научится:

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавшим на уроке;

- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять и выделять необходимую информацию;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;

- ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

- участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

- формулировать свои затруднения.

- проявлять активность в решении познавательных задач.

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- петь естественно, выразительно, соблюдая основные правила пения;

- распевать слог на два и более звука в подвижном темпе, не теряя напевности, с разными динамическими оттенками;

- передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором;

-петь мажорные и минорные гаммы;

-петь разучиваемые песни с похлопыванием ритмического рисунка или метрических долей, при одновременном выполнение этого задания двумя группами учащихся;

- читать и использовать ритмические партитуры: выстукивание правой рукой ритмического рисунка.

Обучающийся получит возможность научится:

- допевать мелодии на нейтральный слог;

- импровизация мелодии на заданный ритм, на заданный текст;

- сочинять мелодические и ритмические варианты фраз.



4 год обучения.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- ценностно-смысловой ориентации, представление о нравственном содержании музыкальных произведений;

- ориентирование в нравственном содержании поступков, эмоциональная отзывчивость на исполняемые музыкальные произведения;

- интереса к новому учебному материалу, совершенствование навыков коллективной игры.

мотивы музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

- воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;

- выполнять учебные действия в качестве слушателя;

- подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять план и последовательность действий;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ПознавательныеУУД.

Обучающийся научится:

- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- узнавать названия изученных произведений и их авторов;

- понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

- смысл понятий: песенность, танцевальность, маршевость;

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять и выделять необходимую информацию;

- ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

- ставить вопросы;

- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Обучающийся получит возможность научиться:

- обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;

- аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;

- формулировать свои затруднения;

- проявлять активность в решении познавательных задач.

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- петь естественно, выразительно и художественно закончено, соблюдая основные правила пения. – петь по нотам попевки и небольшие песни;

- петь мажорные и минорные гаммы, трезвучия мажора и минора;

- исполнять ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей и пауз;

- выстукивать ритмический рисунок.

Обучающийся получит возможность научится: - работать над ритмическими партитурами;

- допевать мелодии на нейтральный слог;

- импровизация мелодии на заданный ритм, на заданный текст;

- сочинять мелодические и ритмические варианты фраз.


Содержание курса внеурочной деятельности.

1 год обучения.



п/п

Содержание раздела

Характеристика видов внеурочной деятельности

Форма организации деятельности

Кол-во

часов

1


Введение.

Инструктаж по ТБ на занятиях кружка

« Веселые нотки».

В вокальный кружок поступают дети со склонностью к пению. Для участия ученика в вокальном кружке необходимо проверить уровень его личностных (ментальных) способностей, выяснить его способность к сосредоточению внимания. Условиями принятия ребёнка в студию являются здоровое дыхательное и голосовое устройство, звучный голос, правильное произношение, которое можно выявить, прослушав его речь.


Узнают о правила поведения, техники безопасности в учебном кабинете.

Прослушивание голосов.

Кружковое занятие.

Беседа

1


2.

Знакомство с основными вокально – хоровыми навыками пения.

Выработка правильной осанки при пении. Распевания. Усвоение основных дирижерских жестов. Разучивание скороговорок. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы. Работа в ансамбле. Строй.

Вырабатывают правильную осанку при пении. Исполняют распевания. Учатся понимать основные дирижерские жесты. Разучивают скороговорки. Работают над чистым интонированием мелодий в пределах октавы. Работают в ансамбле.

Репетиционные занятия.

2

3.






Музыкально-теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты:  Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки. Тембр – окраска звука. Динамика – сила звука.

Знакомятся с такими понятиями , как   Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки. Тембр – окраска звука. Динамика – сила звука.


Кружковое занятие




5



4

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона.

Знакомятся с музыкальными штрихами. Учатся правильно формировать вокальный звук.

Музыкальные занятия

2

5

Дыхание.

Взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

Выполняют упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Выполняют упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.

Музыкальные занятия

3

6

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Работа над согласными и гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

Учатся правильно произносить слова при пении. Пропевают песни-скороговорки.

Музыкальное занятие

1

7

Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона(чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

Коллективное, групповое исполнение.

Исполняют упражнения на унисон.

Исполняют одноголосные песни.

Репетиционные занятия

3

8

Музыкально-исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения.Отработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Работа над тембром.

Коллективное исполнение

Репетиционные занятия

2

9

Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

Коллективное исполнение

Репетиционные занятия.


10.






Работа над репертуаром.

Разучивание песни: знакомство с песней; запоминание слов (1 куплет); постепенное разучивание с мелодией.

Разучивание с аккомпанементом и т. д. по аналогичной схеме. Выучив песню, следует работать над выразительностью исполнения.

Разучивают песни с мелодией. Разучивают песни с аккомпанементом. Работают над выразительностью исполнения.


Репетиционные занятия

7

11

Сценодвижение.

Пластическое интонирование. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа.

Формирование культуры исполнительской деятельности.

Вместе с учителем подбирают движения к исполняемому произведению.

Репетиционные занятия.

2

12

Концертная деятельность.

Концертные выступления.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

Участвуют в концертах.



Концерт


3








13

Итоговые занятия, творческие отчеты

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене.

Участвуют в творческих отчетах на итоговых занятиях

Творческий отчет


3

Итого:



33


2 год обучения.

п/п

Содержание раздела

Характеристика видов внеурочной деятельности

Форма организации деятельности

Кол-во

часов

1


Введение.

Инструктаж по ТБ на занятиях кружка

« Веселые нотки».

Прослушивание голосов.


Повторяют правила поведения, техники безопасности в учебном кабинете.

Кружковое занятие.

Беседа

1


2

Охрана голоса.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

Коллективное и групповое исполнение


Музыкальное занятие.

1

3




Певческая установка.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

Коллективное исполнение


Музыкальное занятие

2

4.

Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Коллективное исполнение

Сольное исполнение

Музыкальное занятие

2

5

Дыхание.

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

Коллективное исполнение.

Работают над певческим дыханием.

Музыкальное занятие

2

6

Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Работа над согласными и гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

Коллективное исполнение.

Работают над дикцией и артикуляцией.

Музыкальное занятие

2

7

Ансамбль. Элементы двухголосья.

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

Коллективное исполнение.

Репетиционное занятие

2

8

Музыкально - исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах, динамических оттенках («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. Распевание. Работа над тембром.

Коллективное исполнение

Репетиционное занятие

2

9

Ритм.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

Коллективное исполнение

Репетиционное занятие

2

10

Работа над репертуаром.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Отработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. Распевание. Работа над тембром.

Разучивают и исполняют песни.

Коллективное исполнение.

Сольное исполнение.

Репетиционное занятие

10

11

Сценодвижение.

Формирование культуры исполнения произведений. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбирают с помощью учителя движения к разучиваемому произведению.


Репетиционные занятия.

2

12

Концертная деятельность

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

Выступают на концертах.

Концерт

3



Итоговые занятия, творческие отчеты

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене.

Участвуют в творческих отчетах на итоговых занятиях

Творческий отчет

3

Итого:



34





3 год обучения.



п/п

Содержание раздела

Характеристика видов внеурочной деятельности

Форма организации деятельности

Кол-во

часов

1





Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях кружка « Веселые нотки».

Прослушивание голосов.

Повторяют правила поведения, техники безопасности в учебном кабинете.

Кружковое занятияе.


1

2

Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса. Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.

Коллективное исполнение

Репетиционные занятия.


1


3

Певческая установка.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него. Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

4

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

5

Дыхание.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

6

Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки. Работа над согласными и гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

1

7

Ансамбль. Элементы двухголосья.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

8

Музыкально - исполнительская деятельность.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо». Распевание. Работа над тембром.



Коллективное исполнение

Репетиционное занятие

2

9

Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

3

10

Работа над репертуаром.

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков. Распевание. Работа над подвижностью голосов. Работа над выразительностью слов в пении.

Коллективное исполнение

Репетиционное занятие


11

Концертная деятельность.

Формирование культуры исполнения произведений. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Концертные выступления. Анализ выступлений.


Коллективное исполнение.


Концерт

3

12

Итоговые занятия, творческие отчеты.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Выступления на итоговых занятиях в. Анализ выступлений.


Коллективное исполнение.


Творческий отчет

3

Итого:

34







4 год обучения.



п/п

Содержание раздела

Характеристика видов внеурочной деятельности

Форма организации деятельности

Кол-во

часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях кружка « Веселые нотки». Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

Повторяют правила поведения, техники безопасности в учебном кабинете. Прослушивание голосов.

Музыкальное занятие.

1

2

Охрана голоса.

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

3

Певческая установка

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.


Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

4

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

Теоретические основы. Продолжаем знакомство с певческим аппаратом. Владение голосовым аппаратом. Ипользование певческих навыков. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.

Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. «разогревают» голосовой аппарат. Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.

Кантилена и способы звуковедения.

Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

5

Дыхание.

Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука. Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной (диафрагматический), смешанный (грудобрюшное).

Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

6

Дикция и артикуляция.

Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

7

Ансамбль. Элементы двухголосья. Дикция. Работа над согласными.

и гласными.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

8

Музыкально-исполнительская работа Распевание. Работа над подвижностью голосов. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах и оттенках.

Коллективное исполнение

Репетиционные занятия.

2

9

Ритм.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

2

10

Работа над репертуаром.

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

8

11

Сценодвижение.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.


Коллективное исполнение

Музыкальное занятие

3

12

Концертная деятельность.

Формирование культуры исполнения произведений. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Концертные выступления. Анализ выступлений.

Коллективное исполнение.

Сольное исполнение.

Концерт

3

13

Итоговые занятия, творческие отчеты.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Выступления на итоговых занятиях в. Анализ выступлений.


Коллективное исполнение.

Сольное исполнение.

Творческий отчет

3

Итого:


34




Календарно-тематическое планирование 1 года обучения.


1а класс


п/п

темы

Кол-во часов


Сроки проведения

план

факт

1

Инструктаж по ТБ на занятиях кружка

« Веселые нотки». Вводное занятие.

1

1-03.09


2

Выработка правильной осанки при пении.

1

6-10.09


3

Работа над чистым интонированием.

1

13-17.09


4

Лад. Мажор. Минор.

1

20-24.09


5

Ритм-основа жизни и музыки.

1

11-15.10


6

Темп - скорость музыки.

1

18-22.10


7

Тембр-окраска звука.

1

25-29.10


8

Динамика – сила звука.

1

1-05.11


9-10

Звукообразование. Музыкальные

штрихи.

2

22-26.11

29.11-03.12


11

Дыхание. Типы певческого дыхания.

1

06-10.12


12

Цепное дыхание.

1

13-17.12


13

Дикция и артикуляция.

1

20-24.12


14-16

Ансамбль. Унисон.

3

10-14.01

17-21.01

24-28.01


17-18

Музыкально-исполнительская работа.

2

31.01-04.02

07-11.02


19

Ритм. Игра « Эхо».

1

28.02-04.03


20-25

Работа над репертуаром.

6

14.03-06.05


26-27

Сценодвижение.

2

09-13.05

16-20.05


28-30

Концертная деятельность.

3

27.09-01.10

27-30.12

7-11.03


31-33

Итоговые занятия, творческие отчеты

3

8-12.11

14-18.02

23-27.05




1б класс


п/п

темы

Кол-во часов


Сроки проведения

план

факт

1

Инструктаж по ТБ на занятиях кружка

« Веселые нотки». Вводное занятие.

1

1-03.09


2

Выработка правильной осанки при пении.

1

6-10.09


3

Работа над чистым интонированием.

1

13-17.09


4

Лад. Мажор. Минор.

1

20-24.09


5

Ритм-основа жизни и музыки.

1

11-15.10


6

Темп - скорость музыки.

1

18-22.10


7

Тембр-окраска звука.

1

25-29.10


8

Динамика – сила звука.

1

1-05.11


9-10

Звукообразование. Музыкальные

штрихи.

2

22-26.11

29.11-03.12


11

Дыхание. Типы певческого дыхания.

1

06-10.12


12

Цепное дыхание.

1

13-17.12


13

Дикция и артикуляция.

1

20-24.12


14-16

Ансамбль. Унисон.

3

10-14.01

17-21.01

24-28.01


17-18

Музыкально-исполнительская работа.

2

31.01-04.02

07-11.02


19

Ритм. Игра « Эхо».

1

28.02-04.03


20-25

Работа над репертуаром.

6

14.03-06.05


26-27

Сценодвижение.

2

09-13.05

16-20.05


28-30

Концертная деятельность.

3

27.09-01.10

27-30.12

7-11.03


31-33

Итоговые занятия, творческие отчеты

3

8-12.11

14-18.02

23-27.05








Календарно-тематическое планирование 2 года обучения.

п/п

Разделы, темы


Кол-во часов


Сроки проведения

план

факт



1

Инструктаж по ТБ на занятиях кружка

« Веселые нотки». Вводное занятие.


1

1-03.09


2

Охрана голоса.


1

6-10.09


3

Певческая установка. Посадка певца.


1

13-17.09


4

Певческая установка. Пение сидя и стоя.

1

20-24.09


5-6

Звукообразование.

2

11-15.10

18-22.10


7

Дыхание. Типы певческого дыхания.


1

25-29.10


8

Цепное дыхание.

1

1-05.11


9

Дикция и артикуляция

1

22-26.11



10

Речевые и музыкальные скороговорки.

1

29.11-03.12


11

Ансамбль. Унисон.

1

06-10.12


12

Элементы двухголосья. Канон.

1

13-17.12


13

Музыкально-исполнительская работа. Музыкальные штрихи.

1


20-24.12


14

Динамические оттенки.

1

10-14.01



15

Ритм.

1

17-21.01



16

Игра « Музыкальные прятки».

1

24-28.01


17-26

Работа над репертуаром.

10

31.01-06.05


27-28

Сценодвижение.

2

09-13.05

16-20.05


29-31

Концертная деятельность.

3

27.09-01.10

27-30.12

7-11.03


32-34

Итоговые занятия, творческие отчеты.

3

8-12.11

14-18.02

23-27.05








Календарно-тематическое планирование 3 года обучения.




п/п

Разделы, темы

Кол-во часов


Сроки проведения

план

факт

1

Инструктаж по ТБ на занятиях кружка

« Веселые нотки». Вводное занятие.

Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

1

1-03.09


2

Охрана голоса.

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса.

1

6-10.09


3

Певческая установка. Теоретические основы.

1

13-17.09


4

Психологическая готовность к выступлению.

1

20-24.09


5

Звукообразование.

1

11-15.10


6

Музыкальные штрихи.

1

18-22.10


7

Дыхание. Типы певческого дыхания.

1

25-29.10


8

Цепное дыхание.

1

1-05.11


9

Дикция и артикуляция.

1

22-26.11


10

Ансамбль. Унисон.

1

29.11-03.12


11

Ансамбль. Элементы двухголосья.

1

06-10.12


12

Музыкально-исполнительская работа. Тембр.

1

13-17.12


13

Музыкально - исполнительская работа. Темп.

1

20-24.12


14

Ритм и ритмический рисунок.



3

10-14.01

17-21.01

24-28.01


15

Работа над репертуаром. Распевание. Работа над подвижностью голосов.



9

31.01-29.04


26-28

Сценодвижение.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.


3

02-06.05

09-13.05

16-20.05


29-31

Концертная деятельность



3

27.09-01.10

27-30.12

7-11.03


32-34

Итоговые занятия, творческие отчеты




3

8-12.11

14-18.02

23-27.05




Календарно-тематическое планирование 4 года обучения.



п/п

Разделы, темы

Кол-во часов


Сроки проведения


план

факт

1

Инструктаж по ТБ на занятиях кружка

«Веселые нотки». Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

1

1-03.09


2

Охрана голоса. Теоретические основы.

1

6-10.09


3

Гигиена певческого голоса.

1

13-17.09


4

Певческая установка. Теоретические основы.

1

20-24.09


5

Психологическая готовность к выступлению.

1

11-15.10


6

Звукообразование.

1

18-22.10


7

Музыкальные штрихи теоретические основы.

1

25-29.10


8

Нотная грамота.

1

1-05.11


9

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием.

1

22-26.11


10

Цепное дыхание.

1

29.11-03.12


11

Дикция и артикуляция. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

1

06-10.12


12

Работа над тембром.

1

13-17.12


13

Ансамбль. Элементы двухголосья.

1

20-24.12


14

Дикция. Работа над согласными.

и гласными.

1

10-14.01



15-16

Музыкально-исполнительская работа. Работа над подвижностью голосов.

2

17-21.01

24-28.01


17

Ритм.

1

31.01-04.02


18

Пунктирный ритм.

1

07-11.02


19-26

Работа над репертуаром. Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

8

28.02-06.05


27-28

Сценодвижение. Работа над сценическим образом. Постановка танцевальных движений.

2

9-13.05

16-20.05


29-31

Концертная деятельность

3

27.09-01.10

27-30.12

7-11.03


32-34

Итоговые занятия, творческие отчеты

3

8-12.11

14-18.02

23-27.05




Согласовано

ШМО начального общего образования

протокол от «27» августа 2021 г.№ 1

Руководитель ШМО

_______ /М.В.Мищенко/


Согласовано

Зам. директора по УВР

_______ /И.Н. Гукк/

«_____»_____________ 2021 г.




Рецензия на программу внеурочной деятельности общекультурногоного направления

« Весёлые нотки.1-4 классы», составленную учителем музыки МАОУ лицея имени Героя России Веры Волошиной Семеновой Л.Ю.



Предлагаемая для рецензии программа кружка в рамках внеурочной деятельности отвечает поставленным целям, актуальна на современном этапе обучения в лицее и направлена на реализацию требований ФГОС НОО. Структура курса составлена правильно и соответствует требованиям.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. Занятия на вокальном кружке пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальном кружке.

Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то впоследствии,  дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных   произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества.

Данная программа соответствует к требованиям к составлению программ внеурочной деятельности, имеет практическую направленность.

Автор данной программы внеурочной деятельности творчески подошла к своей работе. Структура курса составлена правильно и соответствует требованиям.

Учитывая выше изложенное, программа кружка «Веселые нотки» рекомендуется к применению.



Рецензент:


Руководитель ШМО учителей

начального общего образования

_______ /М.В.Мищенко/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!