СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена рабочая программа внеурочной деятельности с 5-9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир профессий"»
















Мир профессий

5-9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ














Мыски 2019

Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Петрова К.С.





































Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Мир профессий» 5-9 классы составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Мир профессий» 5-9 классы составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» с учетом программ, включенных в ее структуру.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Мир профессий»


К концу обучения учащегося основного уровня определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Личностные результаты включают:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  1. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  2. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Планируемые метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты:

Представления:

1) о профессионально значимых способностях и личностных качествах;

2) о мире профессий;

3) о психологических особенностях основных видов деятельности;

4) о профессиональной деятельности;

5) осознание детей ценности и важности профессии;

Умения:

1) самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей;

2) описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы и профессии по их признакам;

3) выделять существенные признаки предметов;

4) обобщать, делать выводы;

5) классифицировать явления, предметы;

6) определять последовательность выполнения операций;

7) давать определения тем или иным понятиям;

8) осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, способность добывать новую информацию из различных источников.

9) отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;

10) уметь пользоваться правилами выбора профессии.

Содержание курса «Мир профессий»


5-й класс (34 ч.)


Введение (2 ч.)

Обсуждение понятий труд, профессия. Донесение целей и задач курса. Классификация профессий (пирамида Е.А. Климова).

Виды деятельности: участие в игре “Собери пословицу о труде”, составление мини-рассказа о профессиях, краткое конспектирование по рассказу учителя.


Профессии “Человек-человек” (6 ч.)

Профессии особой социальной значимости. Качества, которыми должны обладать люди, выбравшие профессию цикла “Человек - человек”. Поведение, недопустимое для специалистов этой сферы труда. Профессии педагогического профиля (воспитатель, учитель, педагог-организатор, педагог – психолог, педагог – дефектолог, социальный педагог).

Виды деятельности: участие в разыгрывании сценки “На уроке”, участие в конкурсе загадок на тему “Школа”, составление плана урока, участие в мероприятии, посвященном дню учителя “Необыкновенный урок”.


Профессии «Человек -художественный образ» (6 ч.)

Люди искусства – какие они? Залог успеха: талант или трудолюбие? Цели, которые должен ставить перед собой человек, выбирающий профессии данной сферы.

Знакомство с профессией архитектора, скульптора, фотографа, дизайнера.  Беседа о предмете деятельности.

Виды деятельности: участие в создании фотоколлажа, участие в создании журнала модной одежды.


Профессии «Человек - техника» (6 ч.)

Ориентированность профессий типа “Человек - техника”. Сферы деятельности, в которых востребованы люди профессий данного типа.

Обсуждение профессий слесаря, штукатура, водителя, пожарного.

Виды деятельности: рассказы детей об известных им машинах, участие в игре “Запомни и воспроизведи”, участие в беседах с представителями профессий “Человек - техника”, экскурсия в пожарную часть.


Профессии «Человек – знаковая система» (6 ч.)

Особенности и разнообразие профессий типа “Человек – знак”.

Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа, библиотекаря.

Виды деятельности: участие в беседах с представителями профессий “Человек – знаковая система”, экскурсия в школьную библиотеку, чтение карт, составление алгоритма, проведение расчетов.


Профессии «Человек - природа» (6 ч.)

Рассмотреть, на что направлен труд, людей, выбравших профессии типа «Человек - природа». Особенность биологических объектов труда.

Знакомство с профессиями цветовода, ветеринара, егеря, лесничего, лесника.

Виды деятельности: участие в беседах с представителями профессий “Человек – природа”, участие в конкурсе рисунков “Лучший букет”, участие в оформлении стенгазеты, посвященной профессиям егеря, лесника, лесничего.


Итоговые занятия (2 ч.)

Виды деятельности: работа над мини - проектом “Профессии моих родителей”, защита мини-проектов.


6-й класс (34 ч.)


Введение (1 ч.)

Повторение классификации профессий (пирамида Е.А. Климова). Обсуждение блока цели труда.

Виды деятельности: участие в беседе.

Профессии “Человек-человек” (6 ч.)

Профессии особой социальной значимости. Соотнесение профессии типа “Человек-человек” с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности.

Профессии медицинского профиля (врач, фельдшер, медицинская сестра).

Виды деятельности: участие в пресс – конференции со школьной медсестрой, экскурсия в больницу, участие в выпуске газеты «Необычные специальности врачей».


Профессии «Человек - художественный образ» (6 ч.)

С какими проблемами могут столкнуться люди искусства. Пути преодоления трудностей, которые могут ожидать людей, выбирающих профессии данного типа. Соотнесение профессий типа «Человек - художественный образ» с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности.

Знакомство с профессиями художника, модели, визажиста, стилиста.

Виды деятельности: составление презентации на тему «Выдающиеся художники», участие в создании стилистического образа, экскурсия в картинную галерею.


Профессии «Человек - техника» (6 ч.)

Соотнесение профессий типа «Человек - техника» с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности. Обсуждение профессий электрик, швея, реставратор, летчик.

Виды деятельности: написание сочинения на тему «Если бы я был летчиком», составление презентации по профессии реставратор, подготовка доклада «Легко ли быть швеей».


Профессии «Человек – знаковая система» (6 ч.)

Соотнесение профессий типа «Человек – знаковая система» с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности.

Знакомство с профессиями провизор, переводчик, штурман, радист.

Виды деятельности: составление презентации на тему «Кто такой штурман», работа с документами, участие в мозговом штурме.


Профессии «Человек - природа» (6 ч.)

Соотнесение профессий типа «Человек – природа» с классификацией Е.А. Климова по целям трудовой деятельности.

Знакомство с профессиями зоотехника, океанолога, эколога, геолога.

Виды деятельности: участие в выпуске газеты «Профессии цикла «Человек - природа»», участие в составлении презентации на тему «Профессия океанолог».


Итоговые занятия (3 ч.)

Виды деятельности: работа над мини - проектом “Древо профессий моей семьи”, защита мини-проектов.



7-й класс (34 ч.)


Введение (1 ч.)

Повторение классификации профессий (пирамида Е.А. Климова). Обсуждение блока средства труда.

Виды деятельности: участие в беседе.

Профессии “Человек-человек” (7 ч.)

Профессии особой социальной значимости. Соотнесение профессии типа “Человек-человек” с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

Профессии бытового обслуживания (продавец, оператор почтового отделения, парикмахер, проводник пассажирского вагона).

Виды деятельности: экскурсия в почтовое отделение, участие в ролевой игре «Магазин», составление презентации на тему «Особенности труда проводника пассажирского поезда», участие в мастер – классе «Модная прическа».


Профессии «Человек - художественный образ» (7 ч.)

Соотнесение профессий типа «Человек - художественный образ» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

Знакомство с профессиями музыкант, композитор, актер, режиссер, юморист.

Виды деятельности: составление презентации на тему «Выдающиеся музыканты», участие в создании сценария юмористической сценки, участие в представлении юмористической сценки.


Профессии «Человек - техника» (6 ч.)

Соотнесение профессий типа «Человек - техника» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

Обсуждение профессий автомеханик, маркшейдер, медицинский лабораторный техник, зубной техник,

Виды деятельности: участие в конкурсе по лепке зубных протезов, написание доклада о профессии маркшейдер, составление презентации по профессии медицинский лабораторный техник.


Профессии «Человек – знаковая система» (6 ч.)

Соотнесение профессий типа «Человек – знаковая система» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

Знакомство с профессиями андеррайтер, брокер, геодезист, кассир.

Виды деятельности: участие в конкурсе счетоводов, участие в ролевой игре по профессии брокер, составление презентации по профессии геодезист, участие в беседе «Какими качествами должен обладать человек, работающий андеррайтером?».


Профессии «Человек - природа» (7 ч.)

Соотнесение профессий типа «Человек – природа» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

Знакомство с профессиями кинолог, пчеловод, метеоролог, биолог.

Виды деятельности: участие в выпуске газеты «Профессии цикла «Человек - природа»», участие в сюжетно – ролевых играх.


8-й класс (34 ч.)


Введение (1 ч.)

Цели курса. Входное анкетирование.

Виды деятельности: участие в анкетировании.


Я выбираю профессию (16 ч.)

Многообразие мира профессий. Понятие профессии, специальности, должности. Особенности выбора профессии в актуальных социально-экономических условиях. Атлас новых профессий.

Стратегия профессионального выбора. Правило хорошего выбора профессии («Хочу» – «Могу» – «Надо»).

Индивидуальная ситуация выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Ролевая игра «Выбор профессии».

Классификации профессий. Обзор классификации профессий по Е.А. Климову. Типология профессий. Типологические требования к профессии. Понятия профессиограммы и психограммы.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («Хочу»). Диагностическая процедура: «Карта интересов».

Виды деятельности: участие в «мозговом штурме», участие в диагностической процедуре «Карта интересов», составление презентации на тему «Типология профессий», составление и защита доклада по теме «Новые профессии», участие в ролевой игре «Выбор профессии».


Проект «Мой выбор» (17 ч.)

Определение целей и задач.

Подбор и изучение материалов по теме.

Работа с литературой, анализ других источников.

Разработка плана проекта и его реализация.

Написание проекта.

Оформление проекта.

Защита проекта (презентация, доклад).

Защита личного профессионального плана.

Виды деятельности: работа по написанию, оформлению, защите проекта.


9-й класс (34 ч.)

Введение (1 ч.)

Знакомство с понятием «Профильное обучение». Многообразием видов профилей. Особенности выбора профиля дальнейшего бучения.

Виды деятельности: участие в беседе.


Информационно - технологический, математический профиль (3 ч.)

Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.

Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.


Физико-технический профиль (3 ч.)

Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.

Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.


Финансово - экономический профиль (3 ч.)

Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.

Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.


Естественно — научный профиль (3 ч.)

Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.

Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.


Производственно — технологический профиль (3 ч.)

Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.

Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.


Социально — гуманитарный профиль (3 ч.)

Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.

Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.


Творческий профиль (3 ч.)

Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним. Прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий

Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.


Военно - спортивный профиль (3 ч.)

Изучение содержания профиля обучения, оценка своих интересов и совпадения своих способностей с требованиями, предъявляемыми к ним.

Виды деятельности: прохождение профориентационных тестов, упражнений, заданий.


Определение профиля дальнейшего обучения (1 ч.)

Составление «формулы профессии». Анализ картины восприятия профилей обучения и оценка наиболее подходящего.

Виды деятельности: составление «формулы профессии».

Мои варианты профессионального обучения (8 ч.)

Постановка профессиональных целей, поиск путей их достижения, определение внешних и внутренних ресурсов, способствующих решению задач.

Знакомство с профессиональными учебными заведениями города, региона. Знакомство с направлениями и специальностями подготовки.

Виды деятельности: работа с литературой, документами; участие в анкетировании.




Учебно-тематический план


п/п


Тема раздела



5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

Всего

1.

Введение

2

1

1

1

1

6

2.

Профессии “Человек-человек”

6

6

7

-

-

19

3.

Профессии «Человек -художественный образ

6

6

7

-

-

19

4.

Профессии «Человек – техника

6

6

6

-

-

18

5.

Профессии «Человек – знаковая система»

6

6

6

-

-

18

6.

Профессии «Человек - природа»

6

6

7

-

-

19

7.

Я выбираю профессию

-

-

-

16

-

-

8.

Проект «Мой выбор»

-

-

-

17

-

17

9.

Информационно – технологический, математический профиль

-

-

-

-

3

3

10.

Физико – технический профиль

-

-

-

-

3

3

11.

Финансово – экономический профиль

-

-

-

-

3

3

12.

Естественно – научный профиль

-

-

-

-

3

3

13.

Производственно – технологический профиль

-

-

-

-

3

3

14.

Социально – гуманитарный профиль

-

-

-

-

3

3

15.

Творческий профиль

-

-

-

-

3

3

16.

Военно – спортивный профиль

-

-

-

-

3

3

17.

Определение профиля дальнейшего обучения

-

-

-

-

1

1

18.

Мои варианты профессионального обучения

-

-

-

-

8

8

19.

Итоговые занятия

2

3

-

-

-

5


Итого количество часов:

34

34

34

34

34

170




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!