СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький эрудит"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький эрудит"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»




РАССМОТРЕНО

на заседании

Педагогического совета

Протокол

от «__» ________20__ г. № _____


УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МБОУ «СОШ № 20»

Наседкина Н.Ю.

_______________

01.09. 20__ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По внеурочной деятельности «Маленький эрудит»


Уровень обучения: II (3 класс)


Количество часов: 34

Срок реализации программы: 1 год

Составитель:




















Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленький эрудит» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) на основе собственного опыта. При разработке программы учтены возможности образовательной организации по реализации ФГОС, а также интересы учащихся и их родителей.

Внеурочная деятельность введена в часть учебного плана, формируемого образовательной организацией в рамках общеинтеллектуального направления.


Цель программы:  способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир.

Задачи:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;

  • выявление и поддержка одаренных учащихся;

  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

  • закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;

  • развитие устной и письменной связной речи учащихся;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;

  • обучение приемам поисковой и творческой деятельности.

        Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому предмету.       Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах. Учительская задача состоит в том, чтобы вооружить учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умением отзывчато и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё  то лучшее, что делает человека человеком.

К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Содержательно-логические задания на базе изучаемых предметов в начальной школе, материал, повышающий интерес к предметам, дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки. Это создаёт условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов. Загадки активизируют мышление ребёнка и помогают успешнее решать задачу его всестороннего развития. Ведь загадки - это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдения за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность.  Кроссворды, составленные по одному литературному произведению, не вызывают больших сложностей при разгадывании. Нивелировать кажущуюся сложность литературных кроссвордов призваны так называемые «Кроссворд-тесты». При ответе на вопросы из трёх возможных вариантов нужно выбрать правильный. К тому же в данном случае ребёнок может найти нужное слово методом подбора, и в этом нет ничего плохого. Успешность учёбы в школе зависит от уровня развития интеллекта учащегося. Интеллект по-разному развивается в процессе учёбы. Его можно оценить в процессе тестирования, во время интеллектуальной игры. Интеллектуальная игра - такая игра, где успех достигается прежде всего за счёт мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения таких игр разнообразны: проверить уровень полученных знаний; стимулировать самостоятельное изучение материала (чтение литературы, посещение музея, консультации специалистов и т. д. ).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ «СОШ № 20» рабочая программа рассчитана на 34 часа преподавания внеурочной деятельности в 3 классах в объеме час в неделю (34 недели)



Общая характеристика внеурочной деятельности «Маленький эрудит»


      Программа реализует общеинтеллектуальное направление во        внеурочной     деятельности в 3 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую  направленность. Принципы построения программы.

1)  принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

2) увеличение объёма материала;

3) наращивание темпа выполнения заданий;

4) смена разных видов деятельности.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные

          Главной задачей обучения детей по программе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

         Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

         Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

        Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

         Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Маленький эрудит» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как курс является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

       Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

      Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

Практическая значимость  программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.

        Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

       В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

 Вид программы.

Модифицированная.

      Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

      Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, интеллектуальная и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

       На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

       Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

      На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а  в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

        Формы проведения занятий:  интеллектуальные игры, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства



Описание места внеурочной деятельности «Маленький эрудит»

Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в общем объеме 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 45 минут.




Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

«Маленький эрудит».

Основной  результат  обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

     Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-  и графическим сопровождением.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты 

  • Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных  и пространственных отношений.

  • Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).






















































Содержание тем внеурочной деятельности «Маленький эрудит»

      Основные разделы программы:

Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.)

Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

Филология.Озаглавливание текстов. Влияние человека на природные сообщества.

Волшебное слово (исправлять и находить ошибки в тексте) Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. В здоровом теле-здоровый дух. Путешествия .Зачем они нужны?

Понятие о хищных животных. Просмотр фильма «Хочу все знать о хищниках» Зачем нам нужно спать? Откуда берутся сны? Моря и корабли.Как моряки находят дорогу? Удивительный мир леса. Публицистические тексты в газете.Кто и зачем их создает и читает? О том, что бывало. О каких исторических событиях могут рассказать твои родные«В старину учились дети». Что увидел бы Филиппок в современной школе Невыдуманные истории на темы: «Памятные места нашей малой родины», «Семейные реликвии» Как ты общаешься со своими одноклассниками?Просмотр Ералаша Пересказ знакомых сказок о добре. Об одном и том же по – разному Тренажёр «Табличное умножение» Игры с таблицей умножения

Решение нестандартных задач Головоломки Почему нужно охранять водоемы? Современная Россия Почему ударение меняет смысл слов? Что такое выразительная речь? Творческие игры. Коллективное рисование. Задания с палочками Тренажёр «Табличное умножение» Интеллектуальные игры. Игры со словами. Загадки.Рисование загадок Кроссворды из слов,начинающихся с одной буквы. Игра «Кто больше?» Итоговое занятие. Игра «Веселая академия»





































Тематическое планирование

внеурочной деятельности «Маленький эрудит»


№ п/п

Название разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Формы проведения занятий

Теоре

тических

Практи

ческих

1

Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.)


1




2

Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

1




3

Филология.Озаглавливание текстов.

1




4

Влияние человека на природные сообщества.

1




5


Волшебное слово (исправлять и находить ошибки в тексте)

1




6

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.


1




7

В здоровом теле-здоровый дух.


1




8

Путешествия .Зачем они нужны?


1




9

Понятие о хищных животных. Просмотр фильма «Хочу все знать о хищниках» 

1




10

Зачем нам нужно спать? Откуда берутся сны?

1




11

Моря и корабли.Как моряки находят дорогу?


1




12

Удивительный мир леса.

1




13

Публицистические тексты в газете.Кто и зачем их создает и читает?


1




14

О том, что бывало. О каких исторических событиях могут рассказать твои родные


1




15

«В старину учились дети». Что увидел бы Филиппок в современной школе

1




16

Невыдуманные истории на темы: «Памятные места нашей малой родины», «Семейные реликвии»

1




17

Как ты общаешься со своими одноклассниками?Просмотр Ералаша

1




18

Пересказ знакомых сказок о добре


1




19

Об одном и том же по – разному

1




20

Тренажёр «Табличное умножение»

1




21

Игры с таблицей умножения

1




22

Решение нестандартных задач

1




23

Головоломки

1




24

Почему нужно охранять водоемы?

1




25

Современная Россия

1




26

Почему ударение меняет смысл слов? Что такое выразительная речь?

1




27

Творческие игры. Коллективное рисование.

1




28

Задания с палочками.

1




29

Тренажёр «Табличное умножение»

1




30

Интеллектуальные игры. Игры со словами.

1




31

Загадки.Рисование загадок.

1




32

Кроссворды из слов,начинающихся с одной буквы.

1




33

Игра «Кто больше?»

1




34

Итоговое занятие. Игра «Веселая академия»

1






Всего 34ч






Планируемые результаты внеурочной деятельности «Грамотеи»


Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.





Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения внеурочной деятельности «Маленький эрудит»

1.Программно-нормативное обеспечение

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2.Методические пособия для учителя


  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

  4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

  5. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

  6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.

  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2010 г.

8.  Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

     М., Просвещение, 2010 г.

3.Литература для учащихся

Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.

4.Техническое обеспечение

-компьютер

-проектор

- интерактивная доска






















Приложение № 1

  • Диагностика познавательных процессов младших школьников

  • Внимание

  • 1. Методика "Изучение переключения внимания"

  • Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

  • Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

  • Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

  • Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

  • 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

  • Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

  • Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

  • Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

  • Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных  за  десять   минут  букв  и  точность,   вычисленная   по  формуле

  • К = m/nх100%, где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

  • 3. Исследование особенностей распределения внимания

  • (методика Т.Е. Рыбакова)

  • Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

  • Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

  • Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

  • Память

  • 1. Методика «Определение типа памяти»

  • Цель: определение преобладающего типа памяти.

  • Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

  • Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

  • Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

  • Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

  • Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

  • Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

  • Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

  • Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

  • Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

  • Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

  • Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). С =a/10,  где а - количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

  • 2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

  • Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

  • Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

    кукла – играть

    курица – яйцо

    ножницы – резать

    лошадь – сани

    книга – учитель

    бабочка - муха

    щетка - зубы

    снег - зима

    корова - молоко

    лампа - вечер

    жук - кресло

    компас - клей

    колокольчик - стрела

    синица - сестра

    лейка - трамвай

    ботинки - самовар

    спичка - графин

    шляпа - пчела

    рыба - пожар

    пила - яичница

    1.      Бежать

             стоять

    2.     Паровоз

            вагоны

    3.     Нога

           сапог

    4.     Коровы  

             стадо

    5.     Малина

            ягода

    6.     Рожь

            поле

    7.     Театр

           зритель

    8.     Пароход

           пристань

    9.      Смородина

              ягода

    10.    Болезнь

             лечить

    11.    Дом

            этажи

    Кричать________________________________

    а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать,

    д) конюшня

    Конь__________________________________

    а) конюх,  б) лошадь,   в)  овес,  г) телега,

    д) конюшня

    Глаза__________________________________  

    а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

    Деревья________________________________

    а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

    Математика____________________________

    а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

    Яблоня________________________________

    а)  садовник,  б) забор,  в)  яблоки,  г) сад,

    д) листья

    Библиотека_____________________________

    а) полки, б) книги, в) читатель, г) библио-

    текарь,  д) сторож

    Поезд_________________________________

    а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир,

    д) шпалы

    Кастрюля______________________________

    а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

    Телевизор______________________________

    а) включить, б) ставить, в) ремонтировать,

    г) квартира, д) мастер

    Лестница_______________________________

    а)   жители,   б)   ступеньки,   в)   каменный,

    г) большой, д) подъем

  • Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить.

  • Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

  • Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

  • Мышление1. Методика "Простые аналогии" Цель: исследование логичности и

  • гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.



  • Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

  • Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем - 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.

  • 2. Методика «Исключение лишнего»

  • Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

  • 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

  • 2.  Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

  • 3. Собака, лошадь, корова, лось.

  • 4.  Стол, стул, пол, кровать.

  • 5.  Сладкий, горький, кислый, горячий.

  • 6.  Очки, глаза, нос, уши.

  • 7. Трактор, комбайн, машина, сани.

  • 8.  Москва, Киев, Волга, Минск.

  • 9. Шум, свист, гром, град.

  • 10.  Суп, кисель, кастрюля, картошка.

  • 11. Береза, сосна, дуб, роза.

  • 12.  Абрикос, персик, помидор, апельсин.

  • Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов.

  • 1.  Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

  • 2.  Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» - это посуда, а остальное - еда).

  • 3.  Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

  • 4.  Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

  • Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний -7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

  • 3. Методика «Изучение скорости мышления»

  • Цель: определение скорости мышления.

  • Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

  • Слова:

  • Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

  • Обработка и анализ результатов:

  • 25-30 слов - высокая скорость мышления;

  • 20-24 слова - хорошая скорость мышления;

  • 15-19 слов - средняя скорость мышления;

  • 10-14 слов - ниже средней;

  • до 10 слов - инертное мышление.

  • Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:

  • 19-16 слов - высокий уровень мышления;

  • 10-15 слов - хороший;

  • 5-9 слов - средний;

  • до 5 слов - низкий.

  • 4. Методика «Изучение саморегуляции»

  • Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

  • Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (I-II-II1-1) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

  • Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течение 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.

  • Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

  • 1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

  • 2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

  • 3  уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

  • 4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения знания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

  • 5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

  • Воображение

  • Методика «Дорисовывание фигур»

  • Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

  • Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

  • Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

  • Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

  • Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

  • 1  тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

  • 2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

  • 3  тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

  • 4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

  • 5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!