РАССМОТРЕНО: На заседании МО _________/Стебунова О.А./ № 1 от 31.08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО: __________/Т.В.Ахматова Протокол педагогического совета № 1 от 31.08.2022 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________/Т.С.Алехина № 70.16 от 31.08.2022 г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ростошинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Линия Жизни»
(реализуемая по естественнонаучной направленности
с использованием оборудования «Точка Роста»)
9 класс
Черенковой И.Н.
учителя высшей
квалификационной категории
МКОУ «Ростошинская СОШ»
2022
с. Ростоши
Пояснительная записка
Курс «Линия жизни» для 9 класса составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Внеурочная деятельность «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. Рабочая программа с использованием оборудования центра «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:
для расширения содержания школьного биологического образования;
для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Преподавание внеурочной деятельности предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Внеурочная деятельность рассчитана на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностные результаты обучения.
Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;
формирование целостного научного мировоззрения;
осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
формирование экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения.
планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
участвовать в совместной деятельности;
оценивать свою работу и работу одноклассников;
выделять главные и существенные признаки понятий;
сравнивать объекты, факты по заданным критериям;
высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;
выявлять причинно-следственные связи;
использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;
работать с текстом и его компонентами;
создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.
организовывать свою учебную деятельность;
ставить учебные задачи;
планировать и корректировать свою познавательную деятельность;
объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
сравнивать и классифицировать объекты;
определять проблемы и предлагать способы их решения;
применять методы анализа и синтеза;
использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;
представлять информацию в различных формах;
составлять аннотации, рецензии, резюме;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
-определять роль различных веществ в природе и технике;
-объяснять роль веществ в их круговороте;
-приводить примеры химических процессов в природе;
-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
-объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
-перечислять отличительные свойства химических веществ;
-различать основные химические процессы;
-определять основные классы неорганических веществ;
-понимать смысл химических терминов;
-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
-различать опасные и безопасные вещества.
В результате изучения курса ученик должен научится понимать :
клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
III Формы и виды учебной деятельности
В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся являются:
− метод слухового восприятия и словесной передачи информации; приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;
− метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;
− метод передачи информации с помощью практической деятельности;
приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание выступлений, составление схем и таблиц;
− метод контроля;
приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на занятиях, защита проекта.
Формы организации обучения:
− групповые;
− индивидуальные;
− фронтальные.
IV Формы контроля результатов освоения программы
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
V Содержания курса внеурочной деятельности
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (3 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.
VI Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической |
| | | направленностей «Точка роста» |
| I. Введение | 1 | |
1. | Инструктаж по ТБ. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
| II. Признаки живых организмов | 4 | |
2. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
3. | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | | |
4. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
5. | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | | |
| III.Система, многообразие и эволюция живой природы. | 7 | |
6. | Бактерии. Многообразие бактерий. | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
7. | Многообразие и значение грибов. | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
8. | Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | | |
9. | Растения. Многообразие. Значение. Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень), комплект гербариев демонстрационный |
10. | Животные. Строение. Многообразие. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень), комплект влажных препаратов демонстрационный |
11. | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции | | |
12. | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | | |
| IV. Человек и его здоровье | 16 | |
13. | Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от них. | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
14. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа | | |
| № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2022 год «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма» | | |
15. | Железы внутренней секреции. Гормоны. | | |
16. | Питание. Пищеварение. Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал». Лабораторная работа «Действие ферментов желудочного сока на белки». | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
17. | Дыхание. Практическая работа№5 «Дыхательные движения». Лабораторная работа «Как проверить сатурацию в домашних условиях». | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
18. | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | | |
19. | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | | |
20. | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
21. | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | | |
22. | Покровы тела и их функции. | | |
23. | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
24. | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | | |
25. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
26. | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение | | |
27. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание | | |
28. | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
| «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | | |
| V. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. | 4 | |
29. | Экологические факторы и живой организм. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. | | Комплект коллекций демонстрационный (по разным темам курса биологии) |
30. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. | | |
31. | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. | | |
32. | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | | Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень) |
| VI. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ. | 2 | |
33- 34. | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. | | |
VII Перечень рекомендуемых источников
Литература для учителя
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. –
М.: Дрофа, 1999.-432 с.
ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А.
Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая
биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа,
2003.– 128 с.
Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО
«Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.: Литература для учащихся
Учебники
«Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2015г.
«Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2016 г.
«Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2016
«Основы общей биологии» 9 кл.
Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители:
В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.
ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009..
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы-составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.
ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель,
2009.
ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы -составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов -
Астрель, 2010-2016г.
Дополнительная литература
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др.
– М.: Дрофа, 2008.