СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " Линия жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Линия жизни"»



РАССМОТРЕНО:

На заседании МО

_________/Стебунова О.А./


№ 1 от 31.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО:

__________/Т.В.Ахматова

Протокол педагогического совета

№ 1 от 31.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______________/Т.С.Алехина


№ 70.16 от 31.08.2022 г.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ростошинская средняя общеобразовательная школа»




Рабочая программа внеурочной деятельности

« Линия Жизни»

(реализуемая по естественнонаучной направленности

с использованием оборудования «Точка Роста»)


9 класс





Черенковой И.Н.

учителя высшей

квалификационной категории

МКОУ «Ростошинская СОШ»













2022

с. Ростоши

  1. Пояснительная записка

Курс «Линия жизни» для 9 класса составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

Внеурочная деятельность «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. Рабочая программа с использованием оборудования центра «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:

  • для расширения содержания школьного биологического образования;

  • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

  • для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.


Преподавание внеурочной деятельности предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Внеурочная деятельность рассчитана на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

Цель курса:

Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.



Задачи курса:
  1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

  2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

  3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.


  1. Планируемые результаты освоения содержания курса


Личностные результаты обучения.
  • Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;

  • формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;

  • формирование целостного научного мировоззрения;

  • осознание учащимися ценности здорового образа жизни;

  • знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование экологического мышления.


Метапредметные результаты обучения.
  • планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • участвовать в совместной деятельности;


  • оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • выделять главные и существенные признаки понятий;

  • сравнивать объекты, факты по заданным критериям;

  • высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;

  • работать с текстом и его компонентами;

  • создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.

  • организовывать свою учебную деятельность;

  • ставить учебные задачи;

  • планировать и корректировать свою познавательную деятельность;

  • объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

  • сравнивать и классифицировать объекты;

  • определять проблемы и предлагать способы их решения;

  • применять методы анализа и синтеза;

  • использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;

  • представлять информацию в различных формах;

  • составлять аннотации, рецензии, резюме;


Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

-определять роль различных веществ в природе и технике;

-объяснять роль веществ в их круговороте;

-приводить примеры химических процессов в природе;

-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

-объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

-перечислять отличительные свойства химических веществ;

-различать основные химические процессы;

-определять основные классы неорганических веществ;

-понимать смысл химических терминов;

-характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

-различать опасные и безопасные вещества.


В результате изучения курса ученик должен научится понимать :
  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.


III Формы и виды учебной деятельности

В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся являются:

− метод слухового восприятия и словесной передачи информации; приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;

− метод стимулирования и мотивации;

приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;

− метод передачи информации с помощью практической деятельности;

приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание выступлений, составление схем и таблиц;

− метод контроля;

приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на занятиях, защита проекта.


Формы организации обучения:

− групповые;

− индивидуальные;

− фронтальные.


IV Формы контроля результатов освоения программы

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


V Содержания курса внеурочной деятельности
    1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

    1. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

    1. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

    1. Человек и его здоровье (16 часов)


Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

    1. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

    1. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (3 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.


VI Тематическое планирование



№ п/п


Тема занятия

Кол- во часов

Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической




направленностей

«Точка роста»


I. Введение

1


1.

Инструктаж по ТБ. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира


Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень)


II. Признаки живых организмов

4


2.

Клеточное строение организмов как

доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.


Цифровая лаборатория по биологии (базовый

уровень)

3.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость –

свойства организмов.



4.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Ткани, органы, системы органов растений и

животных, выявление изменчивости организмов.


Цифровая лаборатория по биологии (базовый

уровень)

5.

Приемы выращивания и размножения растений и

домашних животных, ухода за ними.




III.Система, многообразие и эволюция живой

природы.

7


6.

Бактерии. Многообразие бактерий.


Цифровая лаборатория по биологии (базовый

уровень)

7.

Многообразие и значение грибов.


Цифровая лаборатория по

биологии (базовый уровень)

8.

Роль лишайников в природе, жизни человека и

собственной деятельности.



9.

Растения. Многообразие.

Значение. Практическая работа № 2:

«Решение тестовых заданий по темам:

«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»


Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень), комплект гербариев

демонстрационный

10.

Животные. Строение. Многообразие. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»


Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень), комплект влажных препаратов

демонстрационный

11.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе

эволюции



12.

Биологическое разнообразие как основа

устойчивости биосферы и результата эволюции.




IV. Человек и его здоровье

16


13.

Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от них.



Цифровая лаборатория по биологии (базовый

уровень)

14.

Нейрогуморальная регуляция процессов

жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа




№ 4: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2022 год

«Общий план строения человека»,

«Нейрогуморальная регуляция организма»



15.

Железы внутренней секреции. Гормоны.



16.

Питание. Пищеварение.

Лабораторная работа

«Действие ферментов слюны на крахмал».

Лабораторная работа

«Действие ферментов желудочного сока на белки».



Цифровая лаборатория по биологии (базовый

уровень)

17.

Дыхание.

Практическая работа№5

«Дыхательные движения».

Лабораторная работа

«Как проверить сатурацию в домашних условиях».


Цифровая лаборатория по биологии (базовый

уровень)

18.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа,

тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.



19.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая

системы.



20.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам:

«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ»



Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень)

21.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система

выделения.



22.

Покровы тела и их функции.



23.

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека.

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 7:

«Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»


Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень)

24.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.



25.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам:

«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»


Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень)

26.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение.

Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение



27.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:

аутотренинг, закаливание



28.

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами,

ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам:


Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень)


«Психология и поведение человека», «Гигиена.

Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»




V. Взаимосвязи организмов и окружающей

среды.

4


29.

Экологические факторы и живой организм. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.


Комплект коллекций демонстрационный (по

разным темам курса биологии)

30.

Взаимодействия разных видов (конкуренция,

хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы.



31.

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Особенности агроэкосистем.



32.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме:

«Взаимосвязи организмов и окружающей среды»


Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень)


VI. Решение демонстрационных вариантов

ОГЭ.

2


33-

34.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию,

проверяемым умениям и видам деятельности.














VII Перечень рекомендуемых источников


Литература для учителя

  1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. –

М.: Дрофа, 1999.-432 с.

  1. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.

  2. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.

  3. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А.

Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая

биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.

  1. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа,

2003.– 128 с.

  1. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО

«Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.: Литература для учащихся

Учебники
  1. «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2015г.

  2. «Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2016 г.


  1. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2016

  2. «Основы общей биологии» 9 кл.


Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ
  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители:

В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.

  1. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

  2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009..

  3. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы-составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.

  4. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель,

2009.

  1. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы -составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов -

Астрель, 2010-2016г.

Дополнительная литература
  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.

  2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др.

– М.: Дрофа, 2008.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!