Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Краснопоймовская
средняя общеобразовательная
школа»
___________ Л.В. Седова
Приказ № 125 от 31.08.2018г.
Рабочая программа
кружка
«Лингвист»
(говорим и пишем правильно)
11 класс
(базовый уровень)
Учитель: Бондарук Наталья Васильевна, стаж работы – 11 лет,
высшая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"(С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г)
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015.года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;
Учебного плана МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»;
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Программы «Школы России». Концепция и программы в 2-х ч. под ред. М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, М.: Просвещение, 2009 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы»
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Тема | Количество часов |
теоретических | практических | всего |
1 2 | Общие сведения о языке Лексика и фразеология | 1 0.5 | 0.5 | 1 2 |
3 | Фонетика. Орфоэпия. | 0.5 | 0.5 | 1 |
4 | Словообразование | 3 | 3 | 6 |
5 | Морфология. Орфография | 4 | 4 | 8 |
6 | Речь, функциональные стили речи, культура речи | 0.5 | 0.5 | 1 |
7 | Синтаксис и пунктуация. | 7 | 8 | 15 |
| ИТОГО | 16.5 | 16.5 | 34 |
| | | | |
Тема 1. Общие сведения о языке
Тема 2. Лексика и фразеология
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Фонетика. Орфоэпия
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 4. Словообразование
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 5. Морфология
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Орфография
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание ЪиЬиЬ после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Речь, функциональные стили речи, культура речи
Научный, официально-деловой, публицистический. Разговорная речь и язык художественной литературы.
Текст. Строение текста, основные признаки. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Научный стиль.
Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.
Тема 7. Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Простое предложение
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Сложное предложение
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Занятия по кружковой работе проводятся в виде занятий, отличных от урочной формы
Виды внеурочной деятельности:
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Общие сведения о языке (1ч) Роль русского языка в жизни современного общества. Русский язык как национальный язык народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык как развивающееся явление. | 05.09 | |
| Лексика и фразеология (2ч) | | |
2 3 | Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Группы слов по смысловым отношениям. Лексические средства выразительности речи. Лексический разбор слова Русская лексика с точки зрения ее употребления Активный и пассивный словарный запас Русская фразеология. Выразительные возможности фразеологических единиц Лексические и фразеологические словари | 12.09 19.09 | |
| Фонетика. Орфоэпия. Орфография (1ч) | | |
4 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Фонетический разбор | 26.09 | |
5 | Состав слова и словообразование (6ч) Словообразовательные средства выразительности речи. Связь морфемики и словообразования с правописанием. | 03.10 | |
6 | Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова Правописание корней с чередованием гласных Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Двойные согласные | 10.10 | |
7 | Приставки. Русские и заимствованные приставки. Компоненты, похожие на приставки по своим функциям. Правописание приставок. Приставки при- и пре- Дефисное и раздельное написание приставок. | 17.10 | |
8 | Употребление ь и ъ. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Употребление ь для обозначения грамматических признаков слов. Разделительные ъ и ь | 24.10 | |
9 | Правописание гласных после шипящих и ц. А, И, У после шипящих. Ы — И после ц. О — Ё после шипящих и ц Употребление букв э и е | 07.11 | |
10 | Употребление прописной и строчной буквы | 14.11 | |
11 | Морфология (8ч) Имя существительное. Три склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Е и И в падежных окончаниях существительных единственного числа. Склонение существительных во множественном числе. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже единственного числа. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных. Экспрессивность имен существительных. | 21.11 | |
12 | Имя прилагательное. Правописание окончаний прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных, образованных от существительных. Суффиксы кратких прилагательных. Суффиксы прилагательных -к- и -ск-. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ск-, -овск-(-евск-), -ов-, -ев-, -ин-, -ын-. Суффиксы прилагательных -ив-, -ев-, -ов-, -чин-, -лив-, -чат-, -оньк- ,-еньк-, -оват-, -инск-, -енск-. Правописание не с прилагательными. Стилистические свойства имен прилагательных. | 28.11 | |
13 | Местоимение. Правописание местоимений. Выразительные качества местоимений. | 05.12 | |
14 | Имя числительное. Правописание числительных. Падежные окончания числительных. Сочетание количественных числительных с именами существительными. | 12.12 | |
15 16 | Глагол. Спряжение глаголов. Безударные личные окончания. Правописание глаголов. Стилистическое своеобразие глагола. Причастие. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями. Не с отглагольными прилагательными на -мый Деепричастие | 19.12 26.12 | |
17 | Наречие. Правописание наречий. Написание наречий через дефис, слитно, раздельно. Слова категории состояния | 16.01 | |
18 | Предлог. Падежное употребление предлогов. Написание предлогов слитно, раздельно, через дефис. Отличие предлогов от существительных и деепричастий Союз. Слитное и раздельное написание союзов. Отличие союзов от местоимений, наречий и вводных слов Частица. Разряды частиц по значению. Правописание частиц. Различие частиц не и ни. Основные случаи употребления. Междометие. | 23.01 | |
| Речь, функциональные стили речи, культура речи (1ч) | | |
19 | Научный, официально-деловой, публицистический. Разговорная речь и язык художественной литературы. Текст. Строение текста, основные признаки. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Научный стиль. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. | 30.01 | |
| Синтаксис и пунктуация (15ч) | | |
20 | Словосочетание. Виды и типы. Предупреждение ошибок, связанных с образованием словосочетаний | 06.02 | |
21 | Простое предло жение. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные предложения. Порядок слов в предложении. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Способы выражения главных членов Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Тире в неполном предложении | 13.02 | |
22 | Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Абзац. Виды и способы грамматической связи предложений и абзацев в тексте. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки, конспекты). Речевой анализ текста Официально-деловой стиль, его признаки сферы использования, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки и основные жанры публицистического стиля. | 20.02 | |
23 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | 27.02 | |
24 | Обособленные члены предложения. Обособленные определения. Знаки препинания при обособленных определениях Приложение. Знаки препинания при приложениях | 06.03 | |
25 | Обстоятельство. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными Обособление уточняющих членов предложения Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях | 13.03 | |
26 | Дополнение. Обособление дополнений | 20.03 | |
27 | Вводные конструкции. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, вводными и вставными предложениями. Обращения, слова-предложения. Междометия. Знаки препинания при обращениях, словах-предложениях, междометиях. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | 03.04 | |
28 | Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными | 10.04 | |
29 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 17.04 | |
30 | Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор | 24.04 | |
31 | Период как синтаксическая единица. Знаки препинания при периоде. Характеристика периода | 01.05 | |
32 | Прямая речь, диалог, монолог, косвенная речь, несобственно-прямая речь, цитаты. Знаки препинания при данных синтаксических конструкциях | 08.05 | |
33 34 | Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. Редактирование текста | 15.05 22.05 | |
Материальное – техническое обеспечение образовательного процесса
Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. — М., 1997.
Валгина Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8 – 11 классы. – М., 2000
Власенков А. И., Рыбченкова Л, М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы. — М., 2004.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1993.
Голуб И. В., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. — М., 1997.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 1995.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.— М., 1989.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1998.
Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М., 1994.
Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. — М., 1980.
Кайдалова А. И., Калинина И. К. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М., 2000.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.
Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс: Программа. Поурочное планирование с методическими рекомендациями к учебному пособию Г. Ф. Хлебинской «Русский язык. 10 класс».– М., 2010.
Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 11 класс: Программа. Поурочное планирование с методическими рекомендациями к учебному пособию Г. Ф. Хлебинской «Русский язык. 11 класс».– М., 2010.
Хлебинская Г. Ф. "Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)" – М., 2013.
Хлебинская Г. Ф. "Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)" – М., 2013.
Чешко Л. А. Русский язык для подготовительных отделений вузов. — М., 1990.
Словари и справочники
Александрова 3. А. Словарь синонимов русского языка. — М., 1998.
Ашукин Я. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. - П., 1988.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. — М., 1998.
Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – М., 2003.
Еськова Я. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. — М., 1994.
Жуков В. П., Сидоренко М. И., Шкляров Б. Г. Словарь фразеологических синонимов русского языка. — М.,1987.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 1994.
Зимин В. И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. — М., 1994.
Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.
Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1994.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1989.
Панов Б. Г., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1991.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.— М., 1998.
Русский орфографический словарь. — М., 1999.
Современный толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб, 2001.
Тихонов А.Н., Тихонова Е. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку. Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов.— М., 1995.
Шанский Я. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 1997.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание).— М., 1984.
Энциклопедический словарь юного литературоведа.— М., 1988.
1. Персональный компьютер.
2. Проектор.
3. Учебно – лабораторное оборудование и приборы.
3. Электронная доска.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании Методического совета школы Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 ___________ Л.В.Костюченко
от «30» августа 2018 г. «31» августа 2018 г.
17