Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Культура народов мира»
для 5-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура народов мира» составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования и в соответствии с нормативными документами:
Основная цель кружка «Культура народов мира» - углубление и расширение знаний учащихся о истории и культуре мира. Познание и изучение древних цивилизаций, особенностей жизни и быта народов мира. Открытие новых, неизвестных ранее фактов. Знакомство с самобытной историей и культурой народов, с их верованиями, формирование у учащихся комплекса знаний о традициях, обычаях, особенностях исторически сложившихся в культуре народов мира с учетом национальных, религиозных, исторических традиций.
Задачи:
формирование у учащихся понимания культуры народов мира;
ознакомление с классификацией праздников, с традиционной обрядностью;
раскрытие значения культурного наследия разных народов мира;
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
овладение умением анализировать явления культуры, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Место предмета в учебном плане образовательной организации.
В соответствии с ООП НОО и учебным планом курс «Культура народов мира» рассчитана на 5 лет и предполагает участие детей с 5 по 9 класс общеобразовательной школы. На изучение курса отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе освоения курса внеурочной деятельности «Культура народов мира» обучающиеся смогут достигнуть следующих результатов:
Личностные результаты:
- сформировано представление об образе мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
поиска средств её осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей культуры разных народов;
- знакомство с основными нормами традиционной и религиозной морали, понимание их зна-
чения в выстраивании конструктивных отношений;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Просмотр видеофильма о зарождении древней цивилизации.
Возникновение цивилизации Египта. Предпосылки развития, отличительные особенности древней цивилизации Египта, артефакты. Зарождение Египетской мифологии, особенности, основные герои. Особенности питания в Древнем Египте. Города Древнего Египта, расположение, условия развития, архитектура. Просмотр видеофильма о самых известных фараонах Древнего Египта, их вклад в развитие Древнего Египта.
Основные вехи в истории Древней Месопотамии, правители, развитие городов, расширение территории Древней Месопотамии. Особенности развития народности древней Месопотамии, культура, ремесла и быт народа древней Месопотамии. Архитектура, музыка, живопись, ремесла,
Отличительные черты истории и культуры Древней Индии, памятники культуры.
Отличительные особенности Древнего Китая и Японии от других древних цивилизаций. Основные вехи древней цивилизации Японии и Китая, периодизация, особенности развития культуры. Основные этапы развития.
Отличительные черты развития Древней Греции, периодизация. Важные даты в истории Древней Греции, особенности правления Александра Македонского. Основные философские идеи Аристотеля, его вклад и развитие древней Греции. Просмотр презентации об основных этапах жизни Аристотеля. Вклад Демокрита в развитие древней Греции, философские трактаты.
Развитие Древнего Рима в период империи. Основные этапы. Развитие древнего Рима в период Республики, сравнение периода империи и периода республики. Просмотр презентаций на заданную тему. Биография, политическая деятельность, основной вклад. Просмотр видеофильма.
Основные исторические этапы, возникновение и развитие, открытие Америки, исторические факты. Возникновение, развитие и особенности цивилизации майя, ацтеков, инков. Наполеон как личность, факты из биографии.
Формы обучения.
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, презентаций, просмотр видео фильмов.)
- практический ( выполнение презентаций, докладов на заданную тему)
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Название | Содержание | Количество часов |
темы (раздела | темы (раздела) | темы (раздела) | Рабочая програм | Практич. |
) | | | ма | работы |
| Вводное занятие | Возникновение искусства. | 1ч | |
| Древний Египет. | Египет – дар Нила. Боги древних египтян. Египетские фараоны. Искусство Древнего Египта. | 4ч | 1ч |
| Индия и Китай в древности. | Древнейшие книги. Великий Конфуций. Великая Китайская стена. Урок-аукцион «Что дал Древний Восток миру?» | 4ч | 1ч |
| Древняя Греция. | Боги Древней Греции. Подвиги Геракла. Троянская война. Открытие Трои. Спартанское воспитание. Олимпийские игры. Александр Македонский. Турнир любознательных. | 8ч | |
| Древний Рим. | «Вечный город» Рим. Гладиаторы. Восстание Спартака. Юлий Цезарь. Помпеи. | 5ч | |
| Семь чудес света. | Египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды. Зевс Олимпийский. Фаросский маяк. Храм Артемиды Эфесской. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. | 7ч | |
| Средневековье. | Рыцарство. Жанна Д Арк. Средневековая школа. Средневековый город. Обобщающий урок. | 5ч | |
| | | 34ч | 2ч |
6 класс
№ п/п темы (раздела) | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
Рабочая программа | Практич. работы |
| Истоки древней цивилизации | Истоки древней цивилизации | 1ч | |
| Древняя цивилизация Египта | Египетская мифология. Миф «Спор Гора и Сета» Культура Древнего Египта Питание в Древнем Египте Изучение карты городов Древнего Египта Фараоны Древнего Египта Божественные силы и боги Древнего Египта Обобщающий урок | 7ч | |
| История Древней Месопотамии. | Народы древней Месопотамии Культура древней Месопотамии География и природные условия Месопотамии | 3ч | 1ч |
| Древняя Индия | История Древней Индии Культура Древней Индии Литературные источники по истории древней Индии | 3ч | |
| Цивилизация древнего Китая и Японии. | Литературные памятники как источники по истории древнего Китая Дао (путь)- одна из важнейших категорий китайской философии Конфуций – древнекитайский философ и мыслитель Древняя цивилизация Японии. Культура и история Японии. Обобщающий урок | 6ч | |
| История Древней Греции | Обычаи и традиции Древней Греции Эпоха Александра Македонского Аристотель-древнегреческий философ и энциклопедист Демокрит – древнегреческий философ | 4ч | |
| Древний Рим | Период Римской империи Древней Рим, период Республики Список Римских провинций Переодизация и хронология истории Древнего Рима Гай Юлий Цезарь | 5ч | |
| Древняя Америка | История Древней Америки Цивилизации майя, ацтеков, инков «Наполеон: стальной монстр» Обобщающий урок Круглый стол на тему: Ваша любимая страна | 5ч | |
| | | 34ч | 1ч |
7 класс
№ п/п темы (раздела) | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
Рабочая программа | Практич. работы |
1. | Вводное занятие | Знакомство с элективным курсом. | 1ч | |
2. | Культура и традиции народов Америки | Основные традиции народов Южной Америки (на примере Аргентины, Бразилии, Мексики). Основные традиции народов Северной Америки Основные праздники и обычаи народов США Особенности правил и норм поведения американцев Урок-практикум по разделу «Культура и традиции народов Америки» | 5ч | 1ч |
3. | Культура и традиции Народов Европы | Основные обычаи и традиции западноевропейских народов: англичан, французов, немцев, итальянцев, испанцев и др. Христианство как основа уклада жизни, обычаев и традиций западноевропейских народов. Многообразие и единство культурных обычаев и традиций народов Западной Европы. Традиционные праздники. Особенности этикета в Англии Французский этикет: история и современность Традиционные праздники, обряды и обычаи немцев, французов, итальянцев. Урок – практикум по разделу «Культура и традиции народов Европы» | 10 ч | 1ч |
4. | Особенности развития традиций и обрядов народов Японии и Китая | Обычаи и традиции народов Китая и Японии и их влияние на мировую культуру. Самобытность и особенности традиций народов Китая. Буддизм, конфуцианство, даосизм как основа традиций и обычаев, всего уклада жизни народов Китая. Традиции китайской кухни Самобытность японского менталитета: сущность и основные его проявления. Урок-практикум «Особенности развития культуры и традиций Японии и Китая» | 7ч | 1ч |
5. | Характерные черты, обычаи и традиции народов исламских стран | Ислам как основа культуры, традиций и обычаев мусульман Праздники, знаменательные даты, традиции и обряды мусульман Традиции и обычаи народов Средней Азии Национальные, религиозные и культурные традиции и обычаи народов Кавказа Традиции и обычаи народов Северного Кавказа Урок-практикум по разделу «Характерные черты, обычаи и традиции народов исламских стран» | 6ч | 1ч |
6. | Обычаи и традиции народов России | Понятие исторических и культурных традиций в России и их классификация Искусство и народный фольклор, народные промыслы, как выражение коренных традиций и обычаев русского народа. Урок- практикум по разделу «Обычаи и традиции народов России» Итоговое обобщение по теме «История культуры народов мира» | 5ч | 1ч |
| | | 34ч | 5ч |
8 класс
№ п/п темы (раздела) | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
Рабочая программа | Практич. работы |
1. | Цивилизация и культура. | Соотношение понятий «цивилизация», «культура». Что значит быть культурным и цивилизованным человеком? Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира. Урок-практикум по разделу «Цивилизация и культура.» | 5ч | 1ч |
2. | Единство и многообразие культуры. | Единство мировой культуры. Мировое Древо как отражение единства мира. Многообразие и национальная самобытность культуры. Урок-практикум по разделу «Культура и традиции народов Америки» | 4ч | 1ч |
3. | Особенности художественной культуры Древнего Египта. | Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов. Урок-практикум по разделу «Особенности художественной культуры Древнего Египта.» | 4ч | 1ч |
4. | Своеобразие художественной культуры Древнего Востока. | Символический характер искусства. Природа и Человек – главная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве. Урок-практикум по разделу «Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.» | 4ч | 1ч |
5. | Греция – «колыбель европейской цивилизации». | «Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю. В поисках человека. Урок-практикум по разделу «Греция – «колыбель европейской цивилизации» | 4ч | 1ч |
6. | Художественные достижения доколумбовой Америки. | Своеобразие культуры ольмеков и ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков. Урок-практикум по разделу «Художественные достижения доколумбовой Америки.» | 4ч | 1ч |
7. | Идеал Человека в культуре народов мира. | Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. Святые и святость. Урок-практикум по разделу «Идеал Человека в культуре народов мира.» | 3ч | 1ч |
8. | Герой и защитник Отечества. | Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства. Александр Невский – патриот Земли Русской. | 3ч | |
9. | Образ женщины-матери сквозь века. | «Венеры» первых художников Земли. Мадонны титанов Возрождения. Венецианов. Женщина-мать в ХХ веке. | 3ч | |
| | | 34 | 7 |
9 класс
№ п/п темы (раздела) | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
Рабочая программа | Практич. работы |
1. | «Образ женщины-матери сквозь века» | Венеры первых художников земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве Венецианова Женщина-мать в искусстве 20 века. | 4ч | |
2. | «Человек в мире природы» | Природа и человек. Взгляд через века «Благословляю вас, леса…» | 2ч | |
3. | Человек. Общество. Время» | Пространство и время в зеркале мифов Человек эпохи Римской империи. Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения Человек нового времени. Урок-практикум по разделу «Человек. Общество. Время» | 3ч | 1ч |
4. | Героический эпос народов мира | Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса. Карело-финский эпос «Калевала» | 3ч | |
5. | Праздники и обряды народов мира | «Всякая душа празднику рада». Религиозные праздники и обряды народов мира. Ах, карнавал! Удивительный мир… Обобщающий урок. | 4ч | 1ч |
6. | Своеобразие архитектурных традиций. | Своеобразие храмового зодчества. Дом – жилище человека. | 2ч | |
7. | Изобразительное искусство народов мира. | Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры Востока. Скульптура Тропической и Южной Африки. | 4ч | |
8. | Своеобразие музыкальной культуры. | Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки. Обобщающий урок | 4ч | 1ч |
9. | Театр народов мира. | Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра. | 3ч | |
10 | Самобытность танцевальной культуры. | Страстные ритмы фламенко. Радуга русского танца. Искусство индийского танца. Под звуки тамтамов. Итоговый урок | 5ч | 1ч |
| | | 34 | 4 |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Культура народов мира»
5 класс
№ | Дата | Тема урока | К-во часов |
План | Факт |
1 | | | Вводное занятие Возникновение искусства. | 1 |
Древний Египет. (4ч) |
2 | | | Египет – дар Нила. | 1 |
3 | | | Боги древних египтян. | 1 |
4 | | | Египетские фараоны | 1 |
5 | | | Искусство Древнего Египта. | 1 |
Индия и Китай в древности. (4ч) |
6 | | | Древнейшие книги. | 1 |
7 | | | Великий Конфуций. | 1 |
8 | | | Великая Китайская стена. | 1 |
9 | | | Обобщающий урок «Что дал Древний Восток миру?» | 1 |
Древняя Греция. (8 ч.) |
10 | | | Боги Древней Греции. | 1 |
11 | | | Подвиги Геракла. | 1 |
12 | | | Троянская война. | 1 |
13 | | | Открытие Трои. | 1 |
14 | | | Спартанское воспитание. | 1 |
15 | | | Олимпийские игры. | 1 |
16 | | | Александр Македонский. | 1 |
17 | | | Турнир любознательных. | 1 |
Древний Рим. (5ч) |
18 | | | «Вечный город» Рим. | 1 |
19 | | | Гладиаторы. | 1 |
20 | | | Восстание Спартака. | 1 |
21 | | | Юлий Цезарь. | 1 |
22 | | | Помпеи. | 1 |
Семь чудес света. (7ч) |
23 | | | Египетские пирамиды. | 1 |
24 | | | «Висячие сады» Семирамиды. | 1 |
25 | | | Зевс Олимпийский. | 1 |
26 | | | Фаросский маяк. | 1 |
27 | | | Храм Артемиды Эфесской. | 1 |
28 | | | Мавзолей в Галикарнасе. | 1 |
29 | | | Колосс Родосский. | 1 |
Средневековье. (5ч) |
30 | | | Рыцарство. | 1 |
31 | | | Жанна Д Арк. | 1 |
32 | | | Средневековая школа. | 1 |
33 | | | Средневековый город. | 1 |
34 | | | Обобщающий урок. | 1 |
6 класс
№ | Дата | Тема урока | К-во часов |
План | Факт |
1 | | | Истоки древней цивилизации | 1 |
Древняя цивилизация Египта (7ч) |
2 | | | Египетская мифология. Миф «Спор Гора и Сета» | 1 |
3 | | | Культура Древнего Египта | 1 |
4 | | | Питание в Древнем Египте | 1 |
5 | | | Изучение карты городов Древнего Египта | 1 |
6 | | | Фараоны Древнего Египта | 1 |
7 | | | Божественные силы и боги Древнего Египта | 1 |
8 | | | Обобщающий урок | 1 |
История Древней Месопотамии. (3ч) |
9 | | | Народы древней Месопотамии | 1 |
10 | | | Культура древней Месопотамии | 1 |
11 | | | География и природные условия Месопотамии | 1 |
Древняя Индия (3 ч.) |
12 | | | История Древней Индии | 1 |
13 | | | Культура Древней Индии | 1 |
14 | | | Литературные источники по истории древней Индии | 1 |
Цивилизация древнего Китая и Японии. (6ч) |
15 | | | Литературные памятники как источники по истории древнего Китая | 1 |
16 | | | Дао (путь)- одна из важнейших категорий китайской философии | 1 |
17 | | | Конфуций – древнекитайский философ и мыслитель | 1 |
18 | | | Древняя цивилизация Японии. | 1 |
19 | | | Культура и история Японии. | 1 |
20 | | | Обобщающий урок | 1 |
История Древней Греции (4ч) |
21 | | | Обычаи и традиции Древней Греции | 1 |
22 | | | Эпоха Александра Македонского | 1 |
23 | | | Аристотель-древнегреческий философ и энциклопедист | 1 |
24 | | | Демокрит – древнегреческий философ | 1 |
Древний Рим (5ч) |
25 | | | Период Римской империи | 1 |
26 | | | Древней Рим, период Республики | 1 |
27 | | | Список Римских провинций | 1 |
28 | | | Периодизация и хронология истории Древнего Рима | 1 |
29 | | | Гай Юлий Цезарь | 1 |
Древняя Америка (5ч) |
30 | | | История Древней Америки | 1 |
31 | | | Цивилизации майя, ацтеков, инков | 1 |
32 | | | «Наполеон: стальной монстр» | 1 |
33 | | | Обобщающий урок | 1 |
34 | | | Круглый стол на тему: Ваша любимая страна | 1 |
7 класс
№ | Дата | Тема урока | К-во часов |
План | Факт |
1 | | | Вводное занятие Знакомство с элективным курсом. | 1 |
Культура и традиции народов Америки (5ч) |
2 | | | Основные традиции народов Южной Америки (на примере Аргентины, Бразилии, Мексики). Основные традиции народов Северной Америки | 2 |
3 | | | Основные праздники и обычаи народов США | 1 |
4 | | | Особенности правил и норм поведения американцев | 1 |
5 | | | Урок-практикум по разделу «Культура и традиции народов Америки» | 1 |
Культура и традиции Народов Европы (10ч) |
6-7 | | | Основные обычаи и традиции западноевропейских народов: англичан, французов, немцев, итальянцев, испанцев и др. | 2 |
8 | | | Христианство как основа уклада жизни, обычаев и традиций западноевропейских народов. | 1 |
9-10 | | | Многообразие и единство культурных обычаев и традиций народов Западной Европы. | 2 |
11 | | | Традиционные праздники. Особенности этикета в Англии | 1 |
12 | | | Французский этикет: история и современность | 1 |
13-14 | | | Традиционные праздники, обряды и обычаи немцев, французов, итальянцев. | 2 |
15 | | | Христианство как основа уклада жизни, обычаев и традиций западноевропейских народов. | 1 |
16 | | | Урок – практикум по разделу «Культура и традиции народов Европы» | 1 |
Особенности развития традиций и обрядов народов Японии и Китая (7 ч.) |
17-18 | | | Обычаи и традиции народов Китая и Японии и их влияние на мировую культуру. | 2 |
19 | | | Самобытность и особенности традиций народов Китая. | 1 |
20-21 | | | Буддизм, конфуцианство, даосизм как основа традиций и обычаев, всего уклада жизни народов Китая. Традиции китайской кухни | 2 |
22 | | | Самобытность японского менталитета: сущность и основные его проявления. | 1 |
23 | | | Урок-практикум «Особенности развития культуры и традиций Японии и Китая» | 1 |
Характерные черты, обычаи и традиции народов исламских стран (6ч) |
24 | | | Ислам как основа культуры, традиций и обычаев мусульман | 1 |
25 | | | Праздники, знаменательные даты, традиции и обряды мусульман | 1 |
26 | | | Традиции и обычаи народов Средней Азии | 1 |
27 | | | Национальные, религиозные и культурные традиции и обычаи народов Кавказа | 1 |
28 | | | Традиции и обычаи народов Северного Кавказа | 1 |
29 | | | Урок-практикум по разделу «Характерные черты, обычаи и традиции народов исламских стран» | 1 |
Обычаи и традиции народов России (5ч) |
30 | | | Понятие исторических и культурных традиций в России и их классификация | 1 |
31-32 | | | Искусство и народный фольклор, народные промыслы, как выражение коренных традиций и обычаев русского народа. | 2 |
33 | | | Урок- практикум по разделу «Обычаи и традиции народов России» | 1 |
34 | | | Итоговое обобщение по теме «История культуры народов мира» | 1 |
8 класс
№ | Дата | Тема урока | К-во часов |
План | Факт |
Цивилизация и культура. (5ч) |
1 | | | Соотношение понятий «цивилизация», «культура». | 1 |
2 | | | Что значит быть культурным и цивилизованным человеком? | 1 |
3 | | | Понятие о мировой художественной культуре. | 1 |
4 | | | Художественные символы народов мира. | 1 |
5 | | | Урок-практикум по разделу «Цивилизация и культура.» | 1 |
Единство и многообразие культуры.(4ч) |
6 | | | Единство мировой культуры. | 1 |
7 | | | Мировое Древо как отражение единства мира. | 1 |
8 | | | Многообразие и национальная самобытность культуры. | 1 |
9 | | | Урок-практикум по разделу «Культура и традиции народов Америки» | 1 |
Особенности художественной культуры Древнего Египта.(4ч) |
10 | | | Жизнь Человека в искусстве. | 1 |
11 | | | Художественный канон в искусстве. | 1 |
12 | | | «Дома вечности» богов и фараонов. | 1 |
13 | | | Урок-практикум по разделу «Особенности художественной культуры Древнего Египта.» | 1 |
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.(4ч) |
14 | | | Символический характер искусства. | 1 |
15 | | | Природа и Человек – главная тема восточного искусства. | 1 |
16 | | | Религиозные верования и их отражение в искусстве. | 1 |
17 | | | Урок-практикум по разделу «Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.» | 1 |
Греция – «колыбель европейской цивилизации».(4ч) |
18 | | | «Страна героев и богов». | 1 |
19 | | | Прогулка по афинскому Акрополю. | 1 |
20 | | | В поисках человека. | 1 |
21 | | | Урок-практикум по разделу «Греция – «колыбель европейской цивилизации» | 1 |
Художественные достижения доколумбовой Америки.(4ч) |
22 | | | Своеобразие культуры ольмеков и ацтеков. | 1 |
23 | | | Особенности художественной культуры майя. | 1 |
24 | | | Памятники художественной культуры инков. | 1 |
25 | | | Урок-практикум по разделу «Художественные достижения доколумбовой Америки.» | 1 |
Идеал Человека в культуре народов мира.(3ч) |
26 | | | Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. | 1 |
27 | | | Святые и святость. | 1 |
28 | | | Урок-практикум по разделу «Идеал Человека в культуре народов мира.» | 1 |
Герой и защитник Отечества.(3ч) |
29 | | | Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. | 1 |
30 | | | Идеал благородного рыцарства. | 1 |
31 | | | Александр Невский – патриот Земли Русской. | 1 |
Образ женщины-матери сквозь века.(3ч) |
32 | | | «Венеры» первых художников Земли. | 1 |
33 | | | Мадонны титанов Возрождения. | 1 |
34 | | | Венецианов. Женщина-мать в ХХ веке. | 1 |
9 класс
№ | Дата | Тема урока | К-во часов |
План | Факт |
«Образ женщины-матери сквозь века» (4ч) |
1 | | | Венеры первых художников земли. | 1 |
2 | | | Священный лик Богоматери. | 1 |
3 | | | Мадонны титанов Возрождения. | 1 |
4 | | | Величавая славянка в творчестве Венецианова Женщина-мать в искусстве 20 века. | 1 |
«Человек в мире природы»4ч) |
5 | | | Природа и человек. Взгляд через века | 1 |
6 | | | «Благословляю вас, леса…» | 1 |
Человек. Общество. Время |
7 | | | Пространство и время в зеркале мифов Человек эпохи Римской империи. | 1 |
8 | | | Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения. | 1 |
9 | | | Человек нового времени. Урок-практикум по разделу «Человек. Общество. Время» | 1 |
Героический эпос народов мира.(3) |
10 | | | Понятие о героическом эпосе. | 1 |
11 | | | Герои и темы народного эпоса. | 1 |
12 | | | Карело-финский эпос «Калевала». | 1 |
Праздники и обряды народов мира.(4ч) |
13 | | | «Всякая душа празднику рада». | 1 |
14 | | | Религиозные праздники и обряды народов мира. | 1 |
15 | | | Ах, карнавал! Удивительный мир… | 1 |
16 | | | Обобщающий урок. | 1 |
Своеобразие архитектурных традиций.(2ч) |
17 | | | Своеобразие храмового зодчества | 1 |
18 | | | Дом – жилище человека. | 1 |
Изобразительное искусство народов мира. (4ч) |
19 | | | Искусство византийской мозаики. | 1 |
20 | | | Древнерусская иконопись. | 1 |
21 | | | Искусство книжной миниатюры Востока. | 1 |
22 | | | Скульптура Тропической и Южной Африки | 1 |
Своеобразие музыкальной культуры.(4ч) |
23 | | | Музыка в храме. | 1 |
24 | | | В песне – душа народа. | 1 |
25 | | | У истоков народной американской музыки. | 1 |
26 | | | Обобщающий урок. | 1 |
Театр народов мира.(3ч) |
27 | | | Рождение русской народной драмы. | 1 |
28 | | | В музыкальных театрах мира. | 1 |
29 | | | Искусство кукольного театра. | 1 |
Самобытность танцевальной культуры.(5ч) |
30 | | | Страстные ритмы фламенко. | 1 |
31 | | | Радуга русского танца. | 1 |
32 | | | Искусство индийского танца. | 1 |
33 | | | Под звуки тамтамов. | 1 |
34 | | | Итоговый урок | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История Древнего мира и средних веков: Дидактические материалы. 5-6 класс / В.В. Сухов и др. М.: Дрофа, 2000.
История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.
Я познаю мир: Дет энцикл. : История / Сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М. : ТКО «АСТ», 1995. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М. : Просвещение, 1993.
М.Н.Аксёнова, Всемирная история, Москва: Аванта +, 2007.
А.И.Губин, Традиции и обычаи народов мира, Москва: «Мир книги», 2009.
6. Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7 - 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, ООО «Дрофа», Москва, 2011 г.
43