Рабочая программа
внеурочной деятельности
для обучающихся 1 класса
«Культура общения»
Пояснительная записка
Культура поведения в самом широком смысле этого выражения обозначает совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей. Это большой и ценный пласт общечеловеческой культуры. Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно, культура поведения - это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.
Совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения, принято называть этикетом (от французского - ярлык, церемониал, форма обхождения). Этикет систематизировал, оформил сложившиеся в практике человеческого общения принципы (и соответствующие человеческие качества!) и возвел их в ранг общепринятых норм поведения.
Некоторые считают, что думать надо не столько о «хороших манерах», сколько о внутреннем мире человека, ибо, в конечном счете, главное не форма, а содержание... Но не значит ли это - отрывать форму от содержания? Ведь культура поведения человека есть проявление внутренней культуры, внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазинах, в гостях.
Этикет - составная часть общественного порядка и порядочности человека. Главное назначение кодекса правил внешней культуры - организация поведения людей в обществе. Следуя нормам этикета, человек экономит время, энергию, нервы.
Правила этикета, нормы вежливости отражают исторический опыт общения людей и передаются из поколения в поколение. Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых покоится здание этикета. Это - честь, порядочность, совесть, - качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова.
Овладение культурой поведения приобретает большое практическое значение, поскольку оно способствует созданию в любом коллективе (семейном, школьном) таких нравственных условий, при которых возрастает самоотдача каждого его члена. Поэтому порядку, вежливости учить детей нужно как можно раньше, пока это можно осуществлять в процессе игры. Пусть это войдет у них в привычку, пусть выработается «автоматизм этикета» - это очень пригодится им в будущем, облегчит их общение с людьми, поможет в любом деле.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, он часто может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона, подражая, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий - необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения. Необходима такая организация жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений.
В программе заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
¾ коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
¾ коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
¾ ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
¾ общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума.
Актуальность программы: удовлетворение запросов родителей по результатам
Цель программы - обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.
Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.
Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо?
как принято?) и правила и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).
Задачи программы
- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
- формирование основ морали, осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
- обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
- продолжить формирование универсальных учебных действий?
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Различать хорошие и плохие поступки, проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них; уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
Формы занятий
- коллективная работа
- Работа в парах, малых группах
- индивидуальная работа.
- праздники;
- беседы;
- конкурсы;
- выставки;
- экскурсии;
- творческие дела
Методы работы
- рассказ учителя
- этическая беседа
- обсуждение фактов школьной жизни
- стенды по культуре поведения.
Тематическое планирование
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа, из них 4 часа в каникулы
№ | Дата | Тема занятия | Деятельность | УУД |
1 | | О вежливых словах и их применении | беседа по прочитанному рассказу, Составление словарика добрых слов | - Проявлять уважение к семье, взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества. -Выполнять правила этикета. - Признавать собственные ошибки. - Организовывать свое рабочее место - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. - Понимать информацию в виде текста. - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы. -Сотрудничать со сверстниками. |
2 | | Правила знакомства, представления и обращения | этическая беседа, ролевая игра |
3 | | Правила приветствия и прощания | стенды по культуре поведения |
4 | | Правила поведения в столовой, за столом | стенды по культуре поведения, ролевая игра |
5 | | Как вести себя в школе, на переменах | обсуждение фактов школьной жизни |
6 | | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | этическая беседа, ролевая игра |
7 | | Искусство делать подарки | ролевая игра |
8 | | Как правильно разговаривать по телефону | Изготовление книжки - малышки |
9 | | Правила поведения в общественном транспорте | этическая беседа, Составление словарика добрых слов |
10 | | Как вести себя в общественных местах | ролевая игра, Составление словарика добрых слов |
11 | | Праздник «Прогулка по городу вежливости» | стенды по культуре поведения праздник |
12 | | Что такое счастье? | этическая беседа |
13 | | Какой я? | творческие дела, выставка рисунков, фотографий |
14 | | Учись держать себя в руках | обсуждение фактов школьной жизни |
15 | | Добрым быть полезно | беседа по прочитанному рассказу |
16 | | Хочу стать смелым | обсуждение фактов школьной жизни |
17 | | Правда, ложь и фантазия | беседа по прочитанному рассказу |
18 | | Учитесь мечтать и фантазировать | выставка рисунков, фотографий |
19 | | Как научиться учиться | обсуждение фактов школьной жизни |
20 | | Честность прежде всего | Изготовление книжки - малышки |
21 | | Самый дорогой на свете человек. Почему мы обижаем близких нам людей? | этическая беседа |
22 | | Братья и сестры. Ссоры братьев и сестер | творческие дела, выставка рисунков, фотографий |
23 | | Учимся понимать переживания родных и близких нам людей | Изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников | - Сотрудничать со сверстниками |
24 | | Друг в беде не бросит | беседа по прочитанному рассказу |
25 | | Как помочь больному другу? | Изготовление книжки - малышки |
26 | | Друг и в радости, и в горе всегда рядом | Изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников |
27 | | День рождения друга | Праздник, Организация выставки работ |
28 | | Собака – верный друг человека | выставка рисунков, фотографий |
29 | | Учимся заботиться о детенышах животных | этическая беседа |
30 | | Почему грустит котёнок? | беседа по прочитанному рассказу |
31 | | Не мучайте животных! | Изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников |
32 | | Подарим птицам нашу доброту | творческие дела, выставка рисунков, фотографий |
33 | | Подарим зверям нашу доброту | творческие дела, выставка рисунков, фотографий |
34 | | Давайте жить дружно! | обсуждение фактов школьной жизни, выставка рисунков, фотографий |
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Различать хорошие и плохие поступки, проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них; уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).