СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Финансовая грамотность 1 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Финансовая грамотность 1 класс"»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа разработана на четыре года обучения.

Цели и задачи курса

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах

управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих

принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках,

страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов,

навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки

на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного

инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в

будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

 понимать цели своих действий;

 составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу;

 оценивать правильность выполнения действий;

 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представлении информации;

 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

 составлять текст в устной и письменной формах;

 слушать собеседника и вести диалог;

 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Формы организации учебных занятий:

Беседа, коллективная, групповая, индивидуальная, игра, практикум

Основные виды деятельности учащихся:

Познавательная, игровая, ценностно-ориентированная.

Ожидаемые результаты обучающихся:

Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.


Результат 1-го года обучения:

К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

— что такое собственность;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы


Формы подведения итогов реализации программы

- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Содержание программы

Я и моя семья

 Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

                                                       Универсальные учебные действия:

— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

                                                       Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».


Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

                   Универсальные учебные действия:

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».


 Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в библиотеку

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».


Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

— уважать труд людей разных профессий;

— классифицировать профессии по предмету труда;

— рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность:

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».













Учебно-тематическое планирование



п/п


Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Я и моя семья

9

4

5

2.

Моё и чужое

6

4

2

3.

Почему люди трудятся

10

4

6

4.

Все работы хороши


8

3

5


Итого

33

15

18


Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Наименование раздела

и тем

Форма проведения

Планируемые результаты

Дата

план

факт

Я и моя семья (9 ч)

1

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Беседа.

Сравнивают качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».


Осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


03.09


2

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

Беседа.

10.09


3

Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

Беседа. Игра.

17.09


4

Игра:  «Генеральная уборка»

Игра.

24.09


5

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Беседа.

01.10


6

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Беседа.

08.10


7

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Беседа.

15.10


8

Игра:  «Я — хозяин большого дома

Игра.

22.10


9

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

Презентация

29.10


Моё и чужое (6 ч)

10

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.    

Беседа.

Умеют обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

12.11


11

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).


Диспут.

19.11


12

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Диспут.

26.11


13

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Беседа.

03.12


14

Игра:  «Страна Обмения».

Игра.

10.12


15

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ


Презентация

17.12


Почему люди трудятся (10 ч)

16

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Викторина.

Понимать важность и необходимость труда в жизни людей; объяснять смысл пословиц и поговорок о труде; проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

24.12


17

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

Игра-соревнование

14.01


18-19

Ценность труда людей разных профессий.

Беседа.

21.01

28.01


20

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия

Понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.




04.02


21-

22

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Беседа. Игра.

11.02

25.02


23

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Беседа. Игра.

03.03


 24

Темы проектов: «Профессии в моей семье»

Презентация

10.03


25

Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».

 Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Презентация

17.03


Все работы хороши (8 ч)

26

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Игра. Конкурс. Рисунки.


Уважать труд людей разных профессий; классифицировать профессии по предмету труда; рассказывать о профессиях.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.




24.03


27

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Викторина.

07.04


28-

29

Как люди выбирают профессию.

Беседа

14.04

21.04


30-

31

Профессии членов семьи.

Беседа

28.04

12.05


32-

33

Как люди получают профессию. Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

Презентация


19.05

26.05






Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.

5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-
пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!