РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО КУРСУ « ГЕОГРАФИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ» для 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии ориентирована на обучающихся 6 класса, разработана на основе :
1. Авторского тематического планирования по предмету Л.М.Ахромеева «География Родного края», 6 класс
2. Учебника «География Родного края», 6 класс Л.М.Ахромеев, И.В. Шарапаев, В.Т.Демихов, Ю.Г.Данилов– Брянск: «Курсив», 2018г.
Изучение курса осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 № 310-ФЗ, № 320-ФЗ, № 321-ФЗ, № 322-ФЗ, № 351-ФЗ);
2. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577); (с изменениями от 11.12.2020, приказ №712
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.).
5. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 сентября 2020 года, регистрационный № 59808 (с изменениями от 23.12.2020 г., приказ № 766, зарегистрирован 2.03.2021 № 62645).
.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Курс рассчитан на 17ч. в неделю 0,5ч.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планета людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
Содержание программы модуля « География Брянского края» 6 кл.
Введение . Физико- географическое положение Родного края-1ч.
Практическая работа №1 «Определение ФГП района»
Геологическое строение и рельеф-3ч.
Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф.
Пр.р. №2 «Описание месторождений своего края»
Пр. р.№3«Описание рельефа своего края»
Погода и климат-3ч.
Особенности климата. Сезоны года. Особенности погоды.
Пр.р.№4 «Краткая характеристика климата своей местности»
Пр.р.5 «Характеристика сезонов года»
Пр.р.№6 «Характеристика погоды своей местности»
Воды-3ч.
Реки. Озера и искусственные водоемы. Болота и подземные воды.
Пр.р.№7 «Характеристика реки своего края»
Почвы , растительность и животный мир-3ч.
Почвы. Растительный мир. Животный мир.
Пр.р.№8 «Составление коллекции почв своей местности»
Ландшахты и охраняемые территории- 2ч.
Естественные и антропогенные ландшахты. Охраняемые природные объекты и территории.
Экология и население-2ч.
Современная экологическая обстановка. Население и города
Программа предусматривает :
практических работ -8:
проектов -2.
Темы предлагаемых проектов:
1. Великие озера.
2.Крупные реки Брянщины.
3. Вода-основа жизни.
4. Вулкан-чудо природы
5. Десна – река Брянского края.
6. Дождь и радуга.
7. Редкие растения Брянского края
8. Удивительное путешествие по островам.
Тематическое планирование по курсу «Брянский край» 6 класс
№ п/п урока | Название раздела, темы урока | Количество часов |
1 | Введение . Физико- геграфическое положение Родного края. Практическая работа № 1 «Определение ФГП района» | 1 |
| Геологическое строение и рельеф | 3 |
2 | Особенности геологического строения | 1 |
2 | Полезные ископаемые. Пр.р. №2 «Описание месторождений своего края | 1 |
3 | Рельеф Пр. р.№3 «Описание рельефа своего края» | 1 |
| Погода и климат | 3 |
4 | Особенности климата. Пр.р.№4 «Краткая характеристика климата своей местности» | 1 |
5 | Сезоны года Пр.р.№5 «Характеристика сезонов года» | 1 |
6 | Особенности погоды. Пр.р.№6 «Характеристика погоды своей местности» | 1 |
| Воды | 3 |
7 | Реки | 1 |
8 | Озера и искусственные водоемы | 1 |
9 | Болота и подземные воды. Пр.р.№7 «Характеристика реки своего края» | 1 |
| Почвы , растительность и животный мир | 3 |
10 | Почвы. Пр.р.№8 «Составление коллекции почв своей местности» | 1 |
11 | Растительный мир | 1 |
12 | Животный мир | 1 |
| Ландшахты и охраняемые территории | 2 |
13 | Естественные и антропогенные ландшахты | 1 |
14 | Охраняемые природные объекты и территории | 1 |
| Экология и население | 2 |
15 | Современная экологическая обстановка | 1 |
16 | Население и города | 1 |
17 | Итоговое повторение | 1 |
| | |