СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления»




Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Урюпинская школа»




РАССМОТРЕНО:

На заседании МО

учителей начальных классов

Пр.№

от 2022г.



СОГЛАСОВАНО:

Зам по УР



____________________




УТВЕРЖДАЮ:

Директор



_____________________



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«В гостях у сказки»

3 класс

2022-2023 уч. г.





Программу составила:

Ледокова Елена Геннадьевна



г. Урюпинск

2022г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) «В гостях у сказки» для 2 класса учащихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основе Программы курса «Театр» для начальной школы. Генералов И.А. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

Направленность программы кружка внеурочной деятельности «В гостях у сказки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной.

Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения материала:

3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю.

Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся с особыми образовательными потребностями, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.


Задачи курса внеурочной деятельности:

  • Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

  • Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

  • Раскрывать творческие возможности детей с интеллектуальной недостаточностью, создать условия реализации этих возможностей.

  • Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и коммуникативные качества;

  • Развивать чувство ритма и координацию движения;

  • Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

  • Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах. 

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки чтения и музыки, изобразительное искусство и технология);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Содержание программы.

Занятия внеурочной деятельности «Играем в сказку» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии кружка дети знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Теремок».

1 Тема «Пластичность»

Содержание

«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Формы – театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».

2 Тема «Речевая гимнастика»

Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.


3 Тема «Развитие речи»

Содержание

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

4. Тема «Фольклор»

Содержание

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.

5. Тема «Театр»

Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, постановка спектакля.

6. Тема «Творчество»

Содержание

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы – творческие игры, конкурсы.

7. Тема «Постановка спектакля»

Содержание

«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


Компьютер, интерактивна доска.

диски с записью сказок и постановок,

диски с музыкой (классической и детской)


Календарно-тематическое планирование занятий в 3 классе

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия.

Виды упражнений.

Кол-во часов

Дата

Тема 1. «Пластичность»

1

Вводное занятие. Игра «Театр-экспромт»: сказка «Колобок»

Групповая игра.

Игра «Назови свое имя ласково»


1


2

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра.

Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов.

1


3

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра.

1


4

Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра.

Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов.

1



5

Конкурс «Пластические загадки»

Групповая игра .

Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

1


Тема 2 «Речевая гимнастика»

6

Скороговорки.

Активизировать использование в речи мимики и жестов.

1



7

Просмотр сказки «Волк и семеро козлят» в видеозаписи, беседа по содержанию.

Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

1


Тема 3. «Театр»

8

Культура поведения в театре. Беседа.


1



Поход в театр.


1


Тема 2. «Речевая гимнастика»

9

Скороговорки

«Чтение»- игра.

1


10-11

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность. Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри»

2


12-13

Умение слушать партнёра.

Работа в парах.

Репетиция.

Совершенствовать интонационную выразительность.

2


14

Игры со словом

Групповая игра. Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

1


15

Игры с рифмами

Групповая игра. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Пантомимические упражнения

Интонационные упражнения

1


Тема 3. «Развитие речи»

16

Работа в парах. Составление рассказов.

Парная деятельность.

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

1


19-20

Групповые игры на простейшие виды общения.

Групповая игра.

2


Тема 4. «Фольклор»

21-22

Знакомство с играми русского народа.

Групповая игра.

Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации.

2


Тема 5. «Творчество»

23

Произведения С. Маршака

Показать детям как легко могут возникнуть конфликты.

Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

1


24-25

Групповые сюжетно- ролевые игры.

Показать детям как легко могут возникнуть конфликты.

Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

2


Тема 6. «Постановка спектакля»

26


Создание образов с по-

мощью движений

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

1


27

Чтение пьесы «Теремок»

Знакомство с персонажами.

Групповое занятие.

1


28

Подготовка атрибутов, декораций к постановке сказки.

Занятие в классе

1


29-30-31

Работа над сказкой-пьесой «Теремок»




Групповое занятие.

Репетиция.


4


32

Репетиция сказки.

Групповое занятие.

Репетиция.

1


33

Постановка спектакля.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!