Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Урюпинская школа»
РАССМОТРЕНО: На заседании МО учителей начальных классов Пр.№ от 2022г. | СОГЛАСОВАНО: Зам по УР ____________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
3 класс
2022-2023 уч. г.
Программу составила:
Ледокова Елена Геннадьевна
г. Урюпинск
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) «В гостях у сказки» для 2 класса учащихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основе Программы курса «Театр» для начальной школы. Генералов И.А. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Направленность программы кружка внеурочной деятельности «В гостях у сказки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной.
Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения материала:
3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся с особыми образовательными потребностями, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи курса внеурочной деятельности:
Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
Раскрывать творческие возможности детей с интеллектуальной недостаточностью, создать условия реализации этих возможностей.
Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и коммуникативные качества;
Развивать чувство ритма и координацию движения;
Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки чтения и музыки, изобразительное искусство и технология);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Содержание программы.
Занятия внеурочной деятельности «Играем в сказку» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии кружка дети знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Теремок».
1 Тема «Пластичность»
Содержание
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы – театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».
2 Тема «Речевая гимнастика»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
3 Тема «Развитие речи»
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.
5. Тема «Театр»
Содержание
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка спектакля»
Содержание
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер, интерактивна доска.
диски с записью сказок и постановок,
диски с музыкой (классической и детской)
Календарно-тематическое планирование занятий в 3 классе
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия. Виды упражнений. | Кол-во часов | Дата |
Тема 1. «Пластичность» |
1 | Вводное занятие. Игра «Театр-экспромт»: сказка «Колобок» | Групповая игра. Игра «Назови свое имя ласково» | 1 | |
2 | Ритмические игры и упражнения. | Групповая игра. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | 1 | |
3 | Ритмические игры и упражнения. | Групповая игра. | 1 | |
4 | Развитие двигательных способностей ребёнка. | Групповая игра. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | 1 | |
5 | Конкурс «Пластические загадки» | Групповая игра . Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | 1 | |
Тема 2 «Речевая гимнастика» |
6 | Скороговорки. | Активизировать использование в речи мимики и жестов. | 1 | |
7 | Просмотр сказки «Волк и семеро козлят» в видеозаписи, беседа по содержанию. | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | 1 | |
Тема 3. «Театр» |
8 | Культура поведения в театре. Беседа. | | 1 | |
| Поход в театр. | | 1 | |
Тема 2. «Речевая гимнастика» |
9 | Скороговорки | «Чтение»- игра. | 1 | |
10-11 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» | 2 | |
12-13 | Умение слушать партнёра. | Работа в парах. Репетиция. Совершенствовать интонационную выразительность. | 2 | |
14 | Игры со словом | Групповая игра. Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | 1 | |
15 | Игры с рифмами | Групповая игра. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Пантомимические упражнения Интонационные упражнения | 1 | |
Тема 3. «Развитие речи» |
16 | Работа в парах. Составление рассказов. | Парная деятельность. Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | 1 | |
19-20 | Групповые игры на простейшие виды общения. | Групповая игра. | 2 | |
Тема 4. «Фольклор» |
21-22 | Знакомство с играми русского народа. | Групповая игра. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации. | 2 | |
Тема 5. «Творчество» |
23 | Произведения С. Маршака | Показать детям как легко могут возникнуть конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. | 1 | |
24-25 | Групповые сюжетно- ролевые игры. | Показать детям как легко могут возникнуть конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. | 2 | |
Тема 6. «Постановка спектакля» |
26 | Создание образов с по- мощью движений | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | 1 | |
27 | Чтение пьесы «Теремок» Знакомство с персонажами. | Групповое занятие. | 1 | |
28 | Подготовка атрибутов, декораций к постановке сказки. | Занятие в классе | 1 | |
29-30-31 | Работа над сказкой-пьесой «Теремок» | Групповое занятие. Репетиция. | 4 | |
32 | Репетиция сказки. | Групповое занятие. Репетиция. | 1 | |
33 | Постановка спектакля. | 1 | |