СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Карта раскрывает тайны"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

устранение затруднений обучающимися по теме "Топографическая карта" из раздела "Источники географической информации" задания №№9, 10 (2020 г) при выполнении ОГЭ по географии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Карта раскрывает тайны"»



Представление на участие в муниципальном конкурсе

программ краткосрочных курсов внеурочной деятельности,

направленных на решение типичных проблем в усвоении учебных предметов





Название программы


«Карта раскрывает тайны»


Направленность программы (предмет/межпредметная основа)


география

Затруднение, на проработку которого направлена программа

Устранение затруднений обучающимися по теме «Топографическая карта» из раздела «Источники географической информации» задания №№9 (Б),10 (Б). (2020)


ФИО участника конкурса


Бутенко Людмила Алексеевна


Наименование образовательной организации

Бюджетное общеобразовательное учреждение Калачинского муниципального района Омской области «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Контактный телефон автора (ов) программы



Краткая аннотация программы (2-3 предложения)


Программа «Карта раскрывает тайны»

краткосрочная, для обучающихся 9 класса. Рассчитана на 8 часов. Реализация возможна как в учебный период, так и в каникулярное время.












Муниципальный конкурс программ краткосрочных курсов

внеурочной деятельности в поддержку учебных предметов


Номинация: программа направленная на проработку

типичных проблем в усвоении учебных предметов (базовый уровень)












Рабочая программа

краткосрочного курса внеурочной деятельности

«Карта раскрывает тайны»



9 класс












Бутенко Людмила Алексеевна

учитель географии

БОУ «Ивановская СОШ» Калачинского муниципального района Омской области





Калачинск 2020 г.


  1. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с топографическими картами

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

смысловое чтение карты:

  • находить на карте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании карты, понимать целостный смысл карты.


Предметные результаты:

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;


Ученик научится:

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности.







  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности


Введение (1 час)

Тайны топографии.


План местности (7 часов).

Компас. Азимут. Стороны горизонта. Условные знаки. Масштаб. Способы изображения рельефа земной поверхности. Измерение расстояний по карте. Чтение плана местности. Ориентирование по карте. Определение направлений на местности и карте. Решение практических задач.



Тема занятия

Формы организации, обеспечивающие активную деятельность

Виды деятельности учащихся

1

Тайны топографии

Топографический турнир.


Команды знатоков соревнуются в знании топографической карты.

2

Компас. Азимут. Стороны горизонта.

Игра «Найди на карте»

Составляется маршрут по карте, обучающиеся проходят его по подсказкам и выходят в искомую точку.

3

Условные знаки.

Игра «Топографическое лото»

Изготовление карточек для топографического лото. Играют в топографическое лото

4

Масштаб. Чтение плана местности

Мини-исследование

«Следствие ведут знатоки»

Обучающиеся исследуют карты разных масштабов. Определяют по картам масштабы. Перевод масштаба из одного вида в другой.

5

Способы изображения рельефа земной поверхности.

«Я - штурман» ролевая игра

Обучающиеся путешествуют по карте, прокладывая маршрут для группы путешественников, с подробным описанием.

6

Измерение расстояний на карте.

Геоматематическая лаборатория

Измерение расстояний по карте, определение масштаба карты, вычислительные действия на определения расстояний в километрах и метрах между двумя точками, округление до целого числа.

7

Ориентирование по карте. Определение направлений на местности и карте.

Спортивное ориентирование

Ориентирование на местности по компасу и карте

8

Решение практических задач.

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы»

Решение задач по топографической карте. Отработка заданий из вариантов ОГЭ №№ 9,10,11,12



  1. Тематическое планирование


Тема занятия

Количество часов

1

Тайны топографии

1

2

Компас. Азимут. Стороны горизонта.

1

3

Условные знаки.

1

4

Масштаб. Чтение плана местности

1

5

Способы изображения рельефа земной поверхности.

1

6

Измерение расстояний на карте.

1

7

Ориентирование по карте. Определение направлений на местности и карте.

1

8

Решение практических задач.

1



8

4. Методическое и материально-техническое обеспечение программы


Перечень необходимого оснащения учебно-воспитательного процесса по выбранному направлению внеурочной деятельности


  1. Набор топографических карт масштабами 1:10 000 1:25 000 1:50 000

  2. Компасы

  3. Транспортиры

  4. Линейки

  5. Планшеты

  6. Ноутбук с выходом в Интернет

  7. Проектор, экран

  8. Листы формата А-4



Методическое обеспечение программы


  1. Боголюбов А. С., рубина Н. Е. Методы топографической съёмки: Методическое пособие. М.: Экосистема, 1997. – 21 с.

  2. Куприн А. М. С картой и компасом: практическое пособие по военной топографии. – М.: ДОСААФ,1981.

  3. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000

  4. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? (программные задания для контроля и закрепления знаний) – М., 1996. – 80 с., илл.



Методические сайты:

  1. http://fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ОГЭ.

  2. geo-oge.sdamgia.ru. OГЭ2020, география: задания, ответы, решения.
  1. irooo.ru Институт развития образования Омской области ВКС









Приложение 1.

Задания 10. Направление на карте (сайт «Решу ОГЭ»)

1. Задание 10 № 23

Определите по карте, в каком на­прав­ле­нии от точки А на­хо­дит­ся колодец.

2. Задание 10 № 53

Определите по карте, в каком на­прав­ле­нии от ко­лод­ца находится родник.



3. Задание 10 № 83

Определите по карте, в каком направлении от точки В находится колодец.



4. Задание 10 № 113

Определите по карте, в каком на­прав­ле­нии от точки А на­хо­дит­ся колодец.



10

Бутенко Людмила Алексеевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!