Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 8-х классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»;
Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.
Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.
Цель и задачи преподавания (освоения) внеурочной деятельности
Цель программы - сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооружённых силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках.
Задачи:
- дать начальные знания по основами обороны государства, познакомит со структурой Вооружённых сил;
- назначение видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями;
- дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата, дневального, часового, командира отделения.
- научить действовать в строю;
- научить стрелять из пневматического оружия, метать гранаты в цель;
- научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в обороне.
Место внеурочной деятельности в Учебном плане МБОУ СОШ №1 имени А.Г.Сапрунова
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 8-х классов рассчитана на 34 часа учебного времени, в Учебном плане МБОУ СОШ №1 имени А.Г.Сапрунова учебный год на данный курс предусмотрено 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев;
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами.
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ;
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
владеть навыками управления строя;
готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий;
участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня;
готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
Содержание курса внеурочной деятельности
1.Военно-историческая подготовка
Теоретическая часть:
Блок «Во славу отечества»
Занятие «Военная теория»
Занятия «Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем», «Государственные награды РФ»;
- подготовка юнармейцев к конкурсу «И снова ратной славы дата»:
Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил.
Военно-историческая подготовка
Занятия «Великие полководцы России», «Уставы. Виды уставов»
Занятие «Дни воинской славы России»
Практическая часть:
Просмотр презентации
« Уставы вооружённых сил РФ»
2. Основы медико-санитарной подготовки
Теоретическая часть:
«Медико-санитарная подготовка»
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни.
Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Практическая часть:
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Практическая часть:
Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
3. Основы военной службы
Приемы стрельбы и способы стрельбы из пневматического оружия. |
Теоретическая часть:
Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматической винтовкой.
Практическая часть:
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа.
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка |
Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении.
Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно.
Теоретическая часть:
Назначение, устройство частей и механизмов автомата
Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе.
Уход за автоматом, его хранения и сбережение
Инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием.
Практическая часть:
Неполная разборка-сборка АК-74.
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка |
4. Гражданская оборона
Задачи медицинской службы Гражданской обороны.
Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ.
Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. Средства индивидуальной защиты населения.
Практическая часть:
Выбор средства защиты и необходимый раствор в зависимости от вида АХОВ. Преодоление «заражённого» участка местности в зависимости от физических свойств химически опасных веществ.
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Практическая часть:
Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, марш-броски).
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Кор-ия | Организационные формы обучения |
1.Военно-историческая подготовка (8 часов) | | | |
1 | Занятие «Войсковые звания», | | 06.09 | | Лекция |
2 | Занятие «Корабельные звания» | | 13.09 | | Лекция |
3 | «Воинские сигналы управления строем» | | 20.09 | | Лекция |
4 | «Государственные награды РФ»; | | 27.09 | | Лекция |
5 | Военно-историческая подготовка Занятия «Великие полководцы России». | | 04.10 | | Лекция |
6 | Занятие «Дни воинской славы России» | | 11.10 | | Лекция |
7 | Просмотр презентации« Уставы вооружённых сил РФ» | | 18.10 | | Лекция |
8 | Решение тестов «Погоны военнослужащих».Корабельные звания». | | 25.10 | | Контроль |
2.Основы медико-санитарной подготовки (12 часов) |
9 | Теоретическая часть: «Медико-санитарная подготовка» | | 01.11 | | Лекция |
10 | Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. | | 15.11 | | Лекция |
11 | Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни | | 22.11 | | Лекция |
12 | Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока. | | 29.11 | | Лекция |
13 | Практическая часть:Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. | | 06.12 | | Практикум |
14 | Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения жгута | | 13.12 | | Практикум |
15 | Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды повязок. | | 20.12 | | Практикум |
16 | Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал. | | 27.12 | | Практикум |
17 | Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. | | 17.01 | | Практикум |
18 | Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот | | 24.01 | | Практикум |
19 | Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения | | 31.01 | | Практикум |
20 | Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности | | 07.02 | | Практикум |
3.Основы военной службы (10 часов) |
21 | Теоретическая часть:Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматической винтовкой. | | 14.02 | | Лекция |
22 | Тренировка в изготовке к стрельбе. | | 21.02 | | Практикум |
23 | Тренировка в стрельбе лежа | | 28.02 | | Практикум |
24 | Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. | | 07.03 | | Практикум |
25 | Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. | | 14.03 | | Практикум |
26 | Теоретическая часть:Назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова | | 21.03 | | Лекция |
27 | Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе | | 04.04 | | Контроль |
28 | Уход за автоматом, его хранения и сбережениеИнструктаж по технике безопасности при обращении с оружием | | 11.04 | | Практикум |
29 | Практическая часть:Неполная разборка-сборка АК-74 | | 18.04 | | Практикум |
30 | Одиночная строевая подготовка. | | | 25.04 | | Практикум |
4.Гражданская оборона (3 часа) |
31 | Задачи медицинской службы Гражданской обороны.Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. | | 02.05 | | Лекция |
32 | Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. | | 16.05 | | Лекция |
33 | Средства индивидуальной защиты населения | | 23.05 | | Практикум |
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы (1 часа) |
34 | Практическаячасть:Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег). | | 30.05 | | Практикум |
Список литературы:
Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (5-9 класс)
Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (8 класс)
Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2017г
Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 2017г
Дому шин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г
Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2014г