СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1-4 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска "Губернаторский лицей № 101

имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева

при ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н. Ульянова"


Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:

методического совета Директор МБОУ

от «__» сентября 2021г. «Губернаторский лицей № 101

Протокол № ______ имени Ю.И. Латышева»

____________ Е.В.Малюгина

Приказ №______

от «__» сентября 2021г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Я - исследователь»

(стартовый уровень)


Возраст обучающихся: 7 - 10 лет

Срок реализации: 1 год, 72 часа

1 модуль сентябрь-декабрь 32 часа

2 модуль январь-май 40 часов


Автор-составитель:

Тигунова Анастасия Алексеевна,

Садкова Мария Алексеевна,

учителя начальных классов


г. Ульяновск, 2021


СОДЕРЖАНИЕ

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.............................3-32

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы) .......3-9

1.2. Цели и задачи программы................................................................9-11

1.3. Содержание программы.................................................................11-21

1.4. Планируемые результаты...............................................................21-32

II. Комплекс организационно-педагогических условий..............33-62

2.1. Календарный учебный график.......................................................33-38

2.2. Условия реализации программы ..................................................39-40

2.3. Формы аттестации ..........................................................................40-41

2.4. Оценочные материалы....................................................................42-43

2.5. Методические материалы...............................................................43-61

III. Список литературы........................................................................62
















I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - исследователь» предназначена для обучения детей в возрасте от 7 до 9 лет, учащихся МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - исследователь» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  • «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

Адаптированные программы:

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09

  • Локальные акты МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева»;

  • программы курса «Я – исследователь» (1-4 классы), методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.

Направленность программы – естественно - научная.

Дополнительность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьёй, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Отличительные особенности - данная программа является практико-ориентированной и обусловлена своей методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, являются основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении основного и среднего общего образования, колледжах, техникумах, вузах, трудовой деятельности и т.д.

Новизна программы в том, что развитие ребёнка становится основной целью, а обучение лишь средством для достижения этой цели. Занятия обеспечивают реализацию потребности личности в самопознании, саморазвитии, самовыражении, создают дополнительные возможности для последующего и профессиональной подготовки обучающихся. Отличительная особенность программы «Я- исследователь» заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей. Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействий обучающихся и педагогов дополнительного образования.

Инновационность программы заключается в использовании ИКТ технологий: в подаче теоретического материала (видеоролики, мультимедиа материалы), в быстром реагировании на современные требования социума, учёте потребностей и интересов учащихся. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При планировании содержания учебной деятельности при дистанционном обучении педагог должен соблюдать санитарно- эпидемиологические требования. Общее время работы обучающегося за компьютером не должно превышать нормы за урок: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут.

Адресат программы – программа предназначена для учащихся 7-9 лет. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей по каждой возрастной категории. Для учащихся первых классов предполагается приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Для обучающихся вторых - третьих классов предполагается позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (разделов) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Минимальное количество детей в группе 12 человек, максимальное количество детей в группе 15 человек.

Объём и срок освоения программы – 2 часа в неделю, 72 часа в 1 год. Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – 2 часа в неделю, один академический час 40 минут, 72 часа в 1 год, 1 модуль сентябрь-декабрь 16 недель, 32 часа, 2 модуль январь-май 20 недель, 40 часов. При очной форме обучения по рекомендуемым нормам СанПин 2.4.4.3172-14 режим занятий детей по данной программе – 1 занятие по 40 мин 2 раза в неделю. При дистанционной форме обучения по рекомендуемым нормам СанПин 2.2.2/2. 1340-03 режим занятий детей по данной программе – 2 занятия (1 занятие в режиме онлайн, 2 занятие офлайн, самостоятельное выполнение задания) по 30 мин 2 раза в неделю.

Формы обучения – очная, с возможностью дистанционного обучения.

Особенности организации образовательного процесса

Формы занятий:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путём самообразования).

Проект – буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств, которые формируются как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает своё центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Программа курса «Я - исследователь» научно-исследовательской направленности включает три относительно самостоятельных раздела:

  • тренинг исследовательских способностей;

  • самостоятельная исследовательская практика;

  • мониторинг исследовательской деятельности.

Планируя учебную нагрузку, необходимо учитывать особенности развития детского организма, основной прирост координационных способностей, которые отмечаются в возрасте 7-9 лет.

Уровень реализуемой программы - стартовый.


1.2. Цели и задачи программы

Цель программы создание условий для развития интеллектуально творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития; создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  2. обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  3. формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  4. формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

  5. формировать коммуникативные навыки учащихся (партнерское общение).

Развивающие:

        1. развивать изобразительные способности, воображение, фантазию; художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное;

        2. создавать благоприятную творческую атмосферу для раскрытия творческих способностей и реализации учащегося как личности;

        3. развивать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

        4. развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации)

        5. развивать умения работать с различными материалами и техниками, применяемыми в рукоделии;

        6. использовать поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов.

Воспитательные:

          1. способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения в работе;

          2. способствовать воспитанию эстетического и художественного вкуса и творческого отношения к окружающей действительности;

          3. воспитывать культуру труда, аккуратность в работе с различными материалами;

          4. формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности;

          5. создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала;

          6. сочетать теоретические знания с практическими элементами умений и навыков.

    1. Содержание программы

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа и состоят из теории и практики, творческих заданий. Программа курса «Я - исследователь» включает три относительно самостоятельных раздела:

  • Тренинг исследовательских способностей;

  • Самостоятельная исследовательская практика;

  • Мониторинг исследовательской деятельности.

Учебный план


п/п

Название Тем (разделов)

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Модуль.1 32 часа

11

Научные исследования и наша жизнь

2

1

1

Беседа

22

Методы исследования

2

1

1

Беседа. Выполнение творческого задания

33

Наблюдение и наблюдательность

2

1

1

Беседа. Мини-конференция.

44

Эксперимент - познание в действии

2

1

1

Беседа. Выполнение творческого задания

65

Гипотезы и провокационные идеи

2

1

1

Беседа. Научно-исследовательская конференция.

66

Анализ и синтез

2

1

1

Беседа. Устный, фронтальный опрос.

77

Как давать определения понятиям

2

1

1

Беседа. Выполнение творческого задания

88

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

2

1

1

Смотр знаний, умений и навыков

99

Наблюдение и экспериментирование

2

1

1

Доклад

110

Основные логические операции

2

1

1

Научно-исследовательская конференция.

111

Гипотезы и способы их конструирования

2

1

1

Беседа. Мини-конференция.

112

Искусство задавать вопросы

2

1

1

Беседа. Устный, фронтальный опрос.

113

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

4

2

2

Выставка.

114

Ассоциации и аналогии

4

1

3

Беседа. Выполнение творческого задания.

Модуль.2 40 часов

115

Суждения, умозаключения, выводы

4

3

1

Доклад

116

Искусство делать сообщения

4

1

3

Экспресс-исследование

117

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

4

1

3

Беседа. Смотр и анализ работ

118

Как выбрать тему собственного исследования

4

1

3

Беседа. Мини-конференция

119

Наблюдение и экспериментирование

4

1

3

Беседа. Выполнение творческого задания

220

Коллективная игра-исследование

2

1

1

Игра-практикум.

221

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

4

3

1

Беседа. Устный, фронтальный опрос

222

Семинар

2

1

1

Беседа. Смотр и анализ работ

223

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

4

1

3

Научно-исследовательская конференция

224

Подготовка собственных работ к защите

4

1

3

Беседа. Мини-конференция

225

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

4

1

3

Защита исследовательских работ

 

Тренинг исследовательских способностей

В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый модуль, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором модуле. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от модуля к модулю.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со второго модуля.

Мониторинг исследовательской деятельности

Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными разделами. Коррективы могут потребоваться, и внесены в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей лицея и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть.

Содержание занятий

1 модуль

Тренинг исследовательских способностей

Тема 1-2 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 3-4 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тренинг исследовательских способностей

Тема 5-6 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 7-8 «Эксперимент познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тренинг исследовательских способностей

Тема 9-10 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 11-12 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тренинг исследовательских способностей

Тема 13-14 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 15-16 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Тренинг исследовательских способностей

Тема 17-18 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 19-20 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 21-22 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тренинг исследовательских способностей

Тема 23-24 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 25-28 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей».

Практическая работа «Выявление логической структуры текста».

Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тренинг исследовательских способностей

Тема 29-32«Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

2 модуль

Тренинг исследовательских способностей

Тема 33-36 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 37-40 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тренинг исследовательских способностей

Тема 41-44 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.

Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 45- 48 «Как выбрать тему собственного исследования»

Виды тем для проектной или исследовательской деятельности. Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (по методике правила выбора темы).

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 49-52 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование.

Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 53-54 «Коллективная игра-исследование»

(по методике проведения игр-исследований). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 55-58 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 59-60 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 61-64 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Мониторинг исследовательской деятельности

Тема 65-68 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Мониторинг исследовательской деятельности

Тема 69-72 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

    1. Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

У обучающихся будут сформированы:

- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

- уважительное отношение к иному мнению,

- положительное отношение к школе,

- навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,

- сформировать эстетические ценности и чувства,

- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,

- сформировать элементарные основы экологической культуры.

Регулятивные универсальные учебные действия

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Обучающиеся научатся:

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-знать историю возникновения города, его символику;

- работать с картой, находить его расположение;

- знать известных и выдающихся людей родного края;

- знать достопримечательности своего родного города.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других. •формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,

- задавать вопросы,

- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,

- формулировать собственное мнение и позицию,

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

- слушать и понимать речь других людей,

- работать по предложенному учителем плану,

- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

- строить сообщения в устной и письменной форме,

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,

- обобщать,

- устанавливать аналогии,

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.


Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Обучающиеся должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

 Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

 Целеполагать (ставить и удерживать цели);

 Планировать (составлять план своей деятельности);

 Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

 Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

 Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;

• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

• обозначится граница исследования;

• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

• поведется последовательно исследование;

• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

• проанализируются и обобщатся полученные материалы;

• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; • организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

• продемонстрируют результаты на мини-конференциях, семинарах не менее 50%;

• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 1, 2, 3 классов не менее 10%;

• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

1 класс

 слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

 осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

 вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

 вести рассказ от начала до конца;

 творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

 работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

2 класс

 наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

 пересказывать подробно и выборочно;

 выделять главную мысль на основе анализа текста;

 делать выводы из фактов, совокупности фактов;

 выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;

 выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

 делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 класс

 переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

 отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

 конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

 систематизировать учебный план;

 пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

 высказывать содержательно свою мысль, идею;

 формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

 решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

 свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

 переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной

  • коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.


II. Комплекс организационно-педагогических условий

    1. Календарный учебный график «Я- исследователь»

Срок освоения программы 1 год, 72 часа.

1 модуль 32 часа, сентябрь-декабрь.

2 модуль 40 часов, январь-май.


п/п

Месяц


Число


Время проведения занятий

Форма занятия


Кол-во часов

Тема занятия


Место проведения


Форма контроля



Модуль 1. Сентябрь – декабрь, 32 часа

сентябрь

03.09

07.09

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Групповая,

индивидуальная

2

Научные исследования и наша жизнь

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа.

сентябрь

10.09

14.09

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Работа в мини группах

2

Методы исследования

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Выполнение творческого задания

сентябрь

17.09

21.09

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Групповая

2

Наблюдение и наблюдательность

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Мини-конференция.

сентябрь

24.09

28.09

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

2

Эксперимент - познание в действии

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Выполнение творческого задания

октябрь

01.10

05.10

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

2

Гипотезы и провокационные идеи

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. научно-исследовательская конференция.

октябрь

08.10

12.10

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Групповая

2

Анализ и синтез

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Устный, фронтальный опрос.

октябрь

15.10

19.10

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

2

Как давать определения понятиям

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Выполнение творческого задания

октябрь

22.10

26.10

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Работа в мини группах

2

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Смотр знаний, умений и навыков

октябрь

ноябрь

29.10

02.11



вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Групповая

2

Наблюдение и экспериментирование

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Доклад.

ноябрь

09.11

12.11

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

2

Основные логические операции

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Научно-исследовательская конференция.

ноябрь

16.11

19.11

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Работа в мини группах

2

Гипотезы и способы их конструирования

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Мини-конференция.

ноябрь

23.11

26.11

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Групповая

2

Искусство задавать вопросы

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Устный, фронтальный опрос.

ноябрь

декабрь

30.11

03.12

07.12

10.12

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

4

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Выставка.

декабрь

14.12

17.12

21.12

24.12

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

4

Ассоциации и аналогии

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Выполнение творческого задания.

2 модуль 40 часов, январь-май.

декабрь

январь

28.12

11.01

14.01

18.01

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

4

Суждения, умозаключения, выводы

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Доклад.

январь

февраль

21.01

25.01

28.01

01.02

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Работа в мини группах

4

Искусство делать сообщения

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Экспресс-исследование.

февраль

04.02

08.02

11.02

15.02

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Групповая

4

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Смотр и анализ работ

февраль

март

18.02

22.02

25.02

01.03

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

4

Как выбрать тему собственного исследования

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Мини-конференция.

март

04.03

11.03

15.03

18.03

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

4

Наблюдение и экспериментирование

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Выполнение творческого задания

март

22.03

25.03

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Групповая

2

Коллективная игра-исследование

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Игра-практикум.

март

апрель

29.03

01.04

05.04

08.04

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

4

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Устный, фронтальный опрос.

апрель

12.04

15.04


вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

2

Семинар

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Смотр и анализ работ

апрель

19.04

22.04

26.04

29.04

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Работа в мини группах

4

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Научно-исследовательская конференция.

май

06.05

10.05

13.05

17.05

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Групповая

4

Подготовка собственных работ к защите

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Беседа. Мини-конференция.

май

20.05

24.05

27.05

31.05

вторник 14:20-15:00

пятница 14:20-15:00

Индивидуальная

4

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева

Защита исследовательских работ.

2.2. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- удобный учебный класс для проведения занятий,

- парты, стулья

- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,

- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- энциклопедическая и справочная литература,

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Дидактическое обеспечение программы

• методические разработки по темам программы;

• подборка специальной литературы по исследовательским работам для детей младшего школьного возраста;

• наличие учебного, научно-методического, диагностического, дидактического материала;

• фотографии, видео – аудиозаписи;

Кадровое обеспечение программы.

Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования и педагогами начальных классов МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева" при ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н. Ульянова».


2.3. Формы аттестации

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности

Результативность программы

Основными формами аттестации результатов обучения по программе являются мониторинги (входящий, промежуточный, итоговый) результатов образовательной деятельности и личностного развития учащихся, анкетирование, беседа, мастер-классы, открытые занятия.

Входящая, промежуточная и итоговая диагностики проводятся с использованием одного и того же аналитико-диагностического инструментария (за исключением теоретических знаний), что допустимо цикличностью построения образовательного процесса.

Учёт знаний обучающихся проводится путём проведения диагностики (входящей, промежуточной и итоговой).

Результативность участия в конкурсах также служит показателем успешности освоения обучающимися образовательной программы.

Результативность дополнительной образовательной программы определяется:

• мотивацией обучающихся к регулярному посещению занятий;

• участие в проектной и научно-исследовательской деятельности;

• успешные выступления на конкурсах и фестивалях различного уровня;

• желанием продолжить получать дополнительное образование по данной

направленности

Система контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся введена в целях более точной и четкой оценки их успеваемости, повышении требовательности к качеству ключевых компетенций учащихся и выполняют следующие функции:

- обучающую

- воспитательную

- ориентирующую

- стимулирующую

- проверку эффективности обучающей деятельности самого педагога

- формирование у обучающихся адекватной самооценки

- изменение межличностных отношений в классе

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться технические зачёты, контрольные просмотры, зачёты, а также оценка работы обучающихся на занятии. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании первого полугодия учебного года по учебному предмету проводится промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока или экзамена. Контрольный урок проходит в виде практического показа пройденного учебного материала.

Контрольное занятие:

Показ уровня усвоения учебного материала за прошедший учебный период.

Умение правильно выполнять задания преподавателя.

Зачет:

Уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


2.4. Оценочные материалы

Диагностика проводится по следующим параметрам:

  1. Уровень психофизического развития;

Выявления особенностей психофизического развития включают в себя 3 направления диагностики:

исследование личностных качеств:

исследования эмоциональной сферы:

исследование волевой сферы:

  1. Уровень мотивированности;

  2. Уровень интеллектуального развития;

Педагог оценивают успешность усвоения программного материала, наблюдая за воспитанниками на занятиях и в их свободной деятельности. Данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы в 12-бальной системе.

Критерии

Баллы

Обучающиеся полностью освоили теоретический материал. Умеют выполнять задания на высоком уровне, имеют высокую эмпатию в команде. Занимают лидирующую позицию при принятии решения в команде. Справляются с заданиями, вносят свои идеи для разрешения ситуационных проблем/задач.

9-12

Обучающиеся в целом понимают теоретический материал, активно принимают участие в практической части занятия, но при разрешении проблем, зажаты, не могут найти правильное решение. Высказывая правильное решение в какой-либо ситуации, часто не могут донести и убедить коллектив принять верное решение.

5-8

Обучающиеся воспринимают материал, но часто не могут применить полученные знания на практике. Либо успешно применяя знания на практике, не могут соотнести их при выполнении теоритической части занятий.

0-4



Общий балл:

  • высокий – 9–12;

  • средний – 5–8;

  • низкий – 0–4.

В них отражены успехи каждого обучающегося.

2.5. Методические материалы

Для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я - исследователь» использовались следующие методические материалы:

Методическая разработки:

1. Рекомендации по проведению урока-лекции, комбинированного урока, урока-парадокса.

2. Дидактический и раздаточный материал к темам разделов в соответствии с тематическим планированием программы: карточки-задания, вопросники, кроссворды, иллюстративный материал, мини-тесты, графы, кластеры.

3. Рабочая тетрадь на печатной основе «Я – исследователь» (1-4 классы), Савенкова А.И.





















Приложения к методическим материалам



Приложение №1

Оценочный лист индивидуального проекта

Критерии

Параметры

Фактический показатель (от 1 до 3 баллов) 1

Тема проекта

Тема проекта актуальна для учащегося и отражает его индивидуальные потребности и интересы

 

Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности

 

Тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории

 

Разработанность проекта

Структура проекта соответствует его теме

 

Разделы проекта отражают основные этапы работы над проектом

 

Перечень задач проектной деятельности отвечает направлен на достижение конечного результата проекта

 

Ход проекта по решению поставленных задач представлен в тексте проектной работы

 

Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы в тексте проектной работы

 

Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проекта, включены в текст проектной работы

 

Значимость проекта для учащегося

Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль учащегося, его склонности и интересы

 

Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования

 

В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего интереса к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта

 

Оформление текста проектной работы

Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соответствии с принятыми в ОО требованиями

 

В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию

 

Презентация проекта

Проектная работа сопровождается компьютерной презентацией

 

Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы

 

Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта

 

Защита проекта

Защита проекта сопровождается компьютерной презентацией

 

В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров

 

Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности

 

Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности

 

ИТОГО:

 

Максимальный балл – 63































Приложение №2

Рабочая тетрадь

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать либо устно, либо письменно):

Что мне интересно больше всего? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.





КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?

Запиши тему своего исследования:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ты сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Запиши цель своего исследования:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Узнать, что делает под водой водолаз… Выяснить, почему репейник колючий… Расследовать, зачем зебре полоски…

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЮТ ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ.

Запиши задачи собственного исследования: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итак, старт твоей исследовательской работы дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам!


 ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hupothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что, если…

Почему самолёт оставляет в небе след?

Допустим, потому, что он разрезает небо…

Возможно, чтобы не заблудиться…

Что, если это послание инопланетянам…

Что такое хлебное дерево?

Предположим, оно вырастает из сухарей…

Почему цыплята жёлтые?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Предположим, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Допустим, ______________________________________________________________________________________________________________________

Возможно, _____________________________________________________________________________________________________________________

Что, если _____________________________________________________


 


























ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Предлагаем список доступных методов исследования:


Подумать самостоятельно


Посмотреть книги о том, что исследуешь

Спросить у других людей

Познакомиться с кино – и телефильмами по теме твоего исследования

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет.

Понаблюдать


Провести эксперимент

Воспользуйся этими методами, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы).


 Подумать самостоятельно

С этого надо начинать любую исследовательскую работу.

Задай себе вопросы:

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Почему море солёное?

Доброе чудовище выделяет соль…

В сказке – от слёз русалочки…

Маша рассказала, когда грузили соль на судно, то уронили большой ящик с солью …

Запиши свои ответы ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Посмотреть книги о том, что исследуешь

Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».

Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно разделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.

Запиши информацию, полученную от других людей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Познакомиться с кино – и телефильмами по теме твоего исследования

 

Мы знаем, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные.

Они настоящий клад для исследователя.

Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.) Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет.

Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Мы знаем, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер :

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях.

Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.

Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Провести эксперимент

Эксперимент (от латинского experimentum) – это проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.

Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 





Подготовка к защите исследовательской работы

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Приготовиться к ответам на вопросы.

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий:

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.

Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой…

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией (от латинского classis –разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» от греческого – неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

Ранжировать основные идеи.

Ранжирование – от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг – это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Сделать выводы и умозаключения.

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как исследовать дальше (по выбранной теме).

Подготовить текст сообщения.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

Почему избрана эта тема.

Какую цель преследовало исследование.

Какие ставились задачи.

Какие гипотезы проверялись.

Какие использовались методы и средства исследования.

Каким был план исследования.

Какие результаты получены.

Какие выводы сделаны по итогам исследования.

Что можно исследовать в этом направлении.







Запиши текст доклада.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.

Например, вы исследовали маршруты движения муравьёв в соседнем парке – нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего – сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка – склейте макет.

А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

Приготовиться к ответам на вопросы.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда, получена та или иная информация, и на каком основании сделан тот или иной вывод.


ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ

Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.

Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

Действуя, не бойся совершить ошибку.

Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь.

1. Шкала оценивания может быть другой, например, от 1 до 10; соответственно, изменяется максимальный балл.














III. Список литературы

Список литературы для педагога

    1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фѐдоров», 2018.

    2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фѐдоров», 2018.

    3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС, 2018.

Для обучающихся:

1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фѐдоров», 2018.

2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

3. Интернет – ресурсы.

4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всѐ узнаю, всѐ смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС, 2018.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!