СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "География Брянской области" (6 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программ внеурочной деятельности предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 35 часов год. в процессе изучения данного курса будут рассотрены все элементы физической географии региона.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "География Брянской области" (6 класс)»


МБОУ Городищенская СОШ

Погарского района Брянской области


Принято Утверждаю.

решением педагогического совета Директор МБОУ Городищенская СОШ

МБОУ Городищенская СОШ ___________________ В.М. Рубан

Протокол № ___ от ______ 2018 г. Приказ №___ от __________2018 г.





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«География Брянской области»

(общекультурное направление)

для обучающихся 6 класса

(количество часов - 35 часов)



Разработчик: Мандрик Н.Н.



Согласовано. Рассмотрено на заседании

Зам. директора по УВР: ШМО естественных и

_____________ Л.А. Максименко общественных дисциплин

«___» ________2018 г. Протокол № ___ ______2018 г.

Рук. ШМО __________ А.Е. Аршук


2018-2019 учебный год


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Личностные результаты

У учащихся будут сформированы и получат дальнейшее развитие:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- патриотизм, любовь к своей малой родине - Брянской области, к своей стране - России;

- взаимодействие с людьми, работы в коллективе, умения ведение диалога и дискуссии, выработка общего решения;

- ориентирование в окружающем мире, выбор цели своих действий и поступков, принятия ответственных решений;

- умение использовать краеведческие знания для созидательной и практической деятельности.


Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные);

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств сети Интернет;


Предметные результаты

называть и (или) показывать:

- предмет изучения географического краеведения;

- основные средства и методы географической информации;

- административные единицы своей области;

- границы области;

-особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, крайние точки;

- границы часовых поясов;

- основные геологические эры, структуру земной коры в пределах области, сейсмически опасные территории области и за её приделами;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в пределах области и своей местности;

- реки, озера, минеральные источники;

- типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в пределах области и своей местности;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- важнейшие природно-хозяйственные объекты области и своей местности, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, торговые, культурно-исторические, учебно-профессиональные заведения и их специализацию;

- народы, религии;

- примеры рационального и нерационального размещения производства;

- экологически неблагополучные районы области;

- туристические маршруты, уникальные природные объекты, охраняемые природные территории области;

определять (измерять):

- географическое положение объектов;

- разницу поясного времени в приграничных областях;

- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

описывать:

- географическое положение области, отдельных районов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и. т.д.);

- особенности быта и религий отдельных народов;

объяснять:

- роль краеведческих знаний в решении социально-экономических, экологических проблем области;

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения области;

- образование и размещение основных форм рельефа, закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;

- влияние атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, формирующихся над территорией России на климат своей местности;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; - особенности растительного и животного мира своей области;

- естественный прирост населения, темпы его роста и уровень урбанизации отдельных территорий области, направления миграций;

- структуру хозяйства, особенности размещения отдельных отраслей хозяйства, основную специализацию хозяйства и условия размещения предприятий.

оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал области, своей местности;

- экологическую ситуацию в области и своей местности;

- изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения в численности населения;

- развитие и проблемы своего региона и своей местности.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение  (3 часа)

Что изучает краеведение.

Понятие «краеведение», его виды. Предмет изучения курса «География Брянской области».

Источники и методы познания родного края.

Источники получения знаний о природе своей местности. Методы изучения родного края. Формы и методы получения, обработки и передачи информации о своей местности. Наблюдение как способ познания окружающего мира.

Экскурсия на местности. Организация и обучение приемам практической работы: наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов Брянской области.

Раздел 1. Особенности географического положения Брянской области. (4 часа)

Географическое положение Брянской области. Физико-географическое положение. Пограничные государства, географическое положение, административное деление, история образования.

Брянская область на карте России и мира. Особенности географического положения области на территории страны. Площадь Брянской области, ее сравнение с площадью других областей РФ и стран мира.

Градусная сетка на карте Брянской области. Протяженность территории области. Определение географических координат отдельных объектов на территории Брянской области. Определение направлений на физической карте Брянской области. Определение расстояний на карте области с использованием градусной сетки и масштаба карт.

Практикум « Составление описания расположения области на материке и на территории России». Работа с картами мира, Евразии, РФ и Брянской области.

Практикум «Обозначение на контурной карте географического положения Брянской области»

Обозначение на контурной карте ее административных границ, соседей, местоположения областного центра, своего населенного пункта по географическим координатам..

Раздел 2. Рельеф и минеральные ресурсы Брянской области. (6 часов)

Особенности геологического строения Брянской области.

Особенности геологического строения. История развития области. Строение земной коры, горные породы области. Геологические памятники природы Брянской области.

Полезные ископаемые. Типы полезных ископаемых области, крупные месторождения, использования на предприятиях области, описание горных пород.

Рельеф Брянской области. Особенности рельефа Брянской области и его изменение во времени. Формы рельефа, образованные поверхностными водами (овраги, балки, речные долины). Формы рельефа, образованные подземными водами (карст, оползни).

Рельеф и человек. Влияние человека на рельеф своей местности. Профессии, связанные с изучением литосферы.

Практикум «Описание рельефа своей местности по типовому плану».

Практикум « Нанесение на контурную карту области крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Раздел 3. Климат и погода Брянской области. (6 часов)

Климат Брянской области. Особенности климата. Тип климата, средние температуры и их распределение, количество осадков и их распределение по территории; особенности образования устойчивого снежного покрова и его разрушения; ветры.

Сезоны года. Метеорологические, астрономические , фенологические и календарные сроки сезонов. Характеристика каждого сезона.

Особенности погоды. Циклоны и антициклоны, их влияние на погоду; типы воздушных масс, типы погоды.

Человек и атмосфера. Взаимосвязь человека и атмосферы на примере территории Брянской области. Профессии, связанные с изучением климата.

Практикум « Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов».

Практикум «Наблюдение за облаками и облачностью», зарисовки (или фото) облаков, построение диаграмм облачности и осадков (по материалам календаря погоды).

Раздел 4. Внутренние воды Брянской области. (6 часов)

Реки Брянской области. Обеспеченность области водными ресурсами, густота речной сети, распределение рек по бассейнам, типы питания и режимы рек, ледоход, крупные реки и их характеристика. Значение рек.

Озера и искусственные водоемы. Распределение озер по районам области, типы озер по происхождению и их характеристика. Виды искусственных водоемов, создание и использование.

Болота и подземные воды. Роль болот, их количество, распределение по территории, типы болот и их характеристика. Обеспеченность подземными водами, виды подземных вод.

Влияние внутренних вод края на рельеф, климат и деятельность человека. Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат. Стихийные явления, связанные с водами родного края.

Человек и гидросфера. Гидрологические памятники природы Брянской области. Использование человеком водных объектов своей местности. Влияние человека и его хозяйственной деятельности на экологию поверхностных и подземных вод края. Профессии, связанные с изучением гидросферы.

Практикум «Описание реки Судость по типовому плану».

Раздел 5. Почвы, растительный и животный мир Брянской области. (7 часов)

Почвы Брянской области. Почва, почвенный горизонт, типы почв Брянской области и их характеристика, овражно-балочная сеть, использование и охрана почв.

Растительный мир Брянской области. Размещение растительности по территории. Лес и его типы, распространенные в области, значение лесов. Степи, расположение значение. Луга, значение и разнообразие. Болота и их растительность. Водные растения. Виды, занесенные в «Красную книгу».

Животный мир Брянской области. Разнообразие животного мира, беспозвоночные, позвоночные животные области. Основные представители животного мира Брянской области. Виды, занесенные в «Красную книгу».

Естественные и антропогенные ландшафты. Природные зоны области, рельеф, представители растительного и животного мира. Ополья, Моренные ландшафты, полесья. Антропогенные ландшафты, сельскохозяйственные ландшафты, лесохозяйственные , селитебные, водные антропогенные, линейно-дорожные ландшафты, промышленные и рекреационные ландшафты.

Охраняемые природные территории и объекты. Формы охраняемых территории в области, государственный заповедник «Брянский лес», заказники и природные парки, памятники природы, значение охраняемых объектов.

Современная экологическая обстановка. Оценка экологической ситуации, направления охраны природы, загрязнение воздуха и его источники, загрязнение рек, проблемы переработки и захоронения отходов, истощение лесов, пути решения экологических проблем.

Человек и биосфера. Биологические памятники природы края. Профессии, связанные с изучением биосферы края и ее охраной.

Раздел 6. Население Брянской области. (3 часа)

Население Брянской области. Численность населения городов, плотность, национальный состав, административное деление.

Города Брянской области. Типы населенных пунктов области. Древнейшие города.

Обобщение курса. Экскурсия в краеведческий музей.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

План.

Факт.




Введение

3

1



Что изучает краеведение.

1

2



Источники и методы познания родного края.

1

3



Экскурсия на местности. Организация и обучение приемам практической работы: наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов Брянской области.

1




Раздел 1. Особенности географического положения Брянской области.

4

4



Географическое положение Брянской области.

1

5



Градусная сетка на карте Брянской области.

1

6



Практикум « Составление описания расположения области на материке и на территории России».

1

7



Практикум «Обозначение на контурной карте географического положения Брянской области»

1




Раздел 2. Рельеф и минеральные ресурсы

Брянской области

6

8



Особенности геологического строения Брянской области.

1

9



Полезные ископаемые.

1

10



Рельеф Брянской области.

1

11



Практикум « Нанесение на контурную карту области крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

1

12



Практикум «Описание рельефа своей местности по типовому плану».

1

13



Рельеф и человек.

1




Раздел 3. Климат и погода Брянской области.

6

14



Климат Брянской области.

1

15



Сезоны года.

1

16



Особенности погоды.

1

17



Практикум « Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов».

1

18



Практикум «Наблюдение за облаками и облачностью», зарисовки (или фото) облаков, построение диаграмм облачности и осадков (по материалам календаря погоды).

1

19



Человек и атмосфера.

1




Раздел 4. Внутренние воды Брянской области.

6

20



Реки Брянской области.

1

21



Практикум «Описание реки Судость по типовому плану».

1

22



Озера и искусственные водоемы.

1

23



Болота и подземные воды.

1

24



Влияние внутренних вод края на рельеф, климат и деятельность человека.

1

25



Человек и гидросфера. Гидрологические памятники природы Брянской области.


1




Раздел 5. Почвы, растительный и животный мир Брянской области.

7

26



Почвы Брянской области.

1

27



Растительный мир Брянской области.

1

28



Животный мир Брянской области.

1

29



Естественные и антропогенные ландшафты.

1

30



Охраняемые природные территории и объекты.

1

31



Современная экологическая обстановка.

1

32



Человек и биосфера.

1




Раздел 6. Население Брянской области.

3

33



Население Брянской области.

1

34



Города Брянской области.

1

35



Обобщение курса. Экскурсия в краеведческий музей.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!