Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ленска»
МО «Ленский район» РС(Я)
«РАССМОТРЕНО | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
( общеинтеллектуальное направление)
4 класс
Составитель: учитель начальных классов
Трифонова Любовь Леонидовна
г. Ленск. 2022
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
в 4 классе рассчитан на 34 часа.
методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 25-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2019. (Серия «Учебно–методический комплект»).Для реализации курса программы используются
Для обучающихся:
Чтение. Работа с текстом: 4 класс. ФГОС / О.Н.Крылова. Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2022
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:
Интерактивные образовательные онлайн платформы (электронный учебник, Единая коллекция образовательных ресурсов и т.д.)
Занятия на платформе– Учи.ру (uchi.ru)
Структура рабочей программы.
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета | С. 3 |
II.Содержание учебного предмета | С. 4 |
III.Тематическое планирование (с учетом рабочей программы воспитания школы), с указанием количества часов на каждую тему. | С. 6 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
- овладевать начальными навыками адаптации в обществе;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
- осваивать способы решения проблем;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, к лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю |
1 | Виды текстов: сплошной/несплошной Определять тип текста, придумывать заголовок. Озаглавливать текст. | «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому, П.Молчанова «Рыбалка» |
2 | Определение основной темы и главной мысли в произведении. | К.Ушинского «Гнездо ласточки», «Осень» по И.Соколову- Микитову |
3 | Определение авторской позиции в художественном тексте. | Р. Киплинга «Слоненок», И.Соколов-Микитов «Рябина», |
4 | Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | И.Соколова-Микитова «Клены»2., «Хочу все знать. Планеты». С.Михалкова «Жадный Заяц», К.Ушинского «Утренние лучи», |
5 | Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение | Г. Николаева «Ливень», Г.Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета», А.Бострома «Кошка и еж», С.Аксаков«Осень», И.Дудникова «Весенняя вода», |
6 | Работа с текстом. Стили текстов: научный, художественный, публицистический | «Хочу всё знать. Язык-средство общения», «Хочу всё знать. Сахар», «Хочу все знать. Планеты». «Жираф» (по Э.Бауэру) |
7 | Учебный текст как источник информации. | «Хочу все знать. Экология». «Хочу все знать. Планеты». |
8 | Составление плана на основе исходного текста. | А.Тихонова «Колибри», «Осень» по И.Соколову- Микитову, «Жираф» (по Э.Бауэру) И.Соколов-Микитов «Рябина», В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя» |
9 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | К.Ушинского«Четыре желания», С.Михалкова «Просчитался» |
10 | Проведение рубежной аттестации. | |
Тематическое планирование
«Читательская грамотность» в 4 классе.
№ | Раздел | Тема занятия | Коли чество часов | Целевые ориентиры воспитания: | Цифровые образовательные ресурсы, ЭОР https://uchi.ru/b2g/teacher/funcgram/3k https://uchi.ru/b2g/teacher/funcgram/ https://education.yandex.ru/lab/classes/ |
1. | Сплошной текст. | Текст-описание Г. Николаева «Ливень» | 1 | | |
2. | | Текст-описание Г.Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета» | 1 | | |
3. | | Работа с текстом К.Ушинского «Гнездо ласточки» | 1 | | https://uchi.ru |
4 | | Тренировочная комплексная работа | 1 | | |
5 | Стили текста | Публицистический текст «Хочу всё знать. Сахар» | 1 | | |
6 | | Повествовательный текст А.Бострома «Кошка и еж» | 1 | | |
7 | | Текст-описание С.Аксаков «Осень» | 1 | | |
8 | | Тренировочная комплексная работа | 1 | | https://uchi.ru/b2g/teacher/funcgram/3k |
9 | Работа с текстом | Работа с текстом И.Соколова-Микитова «Клены» | 1 | | |
10 | | Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок» | 1 | | |
11 | | Научный текст «Язык-средство общения» | 1 | | |
12 | Умение извлекать информацию | Почему вода в океане солёная? Работа по карточкам | 1 | | https://education.yandex.ru/lab/classes |
13 | | Работа с текстом- описанием А.Тихонова «Колибри» | 1 | | |
14 | | Публицистический текст. «Хочу все знать. Экология». | 1 | | |
15 | | Работа с текстом «Осень» по И.Соколову- Микитову | 1 | | |
16 | | Тренировочная комплексная работа | 1 | | |
17 | | Работа с текстом К.Ушинского «Четыре желания» | 1 | | |
18 | | Публицистический текст. «Хочу все знать. Планеты». | 1 | | |
19 | | Работа с текстом- рассуждением «Жираф» (по Э.Бауэру) | 1 | | |
20 | | Работа с текстом С.Михалкова «Жадный Заяц» | 1 | | |
21 | | Текст-описание И.Соколов-Микитов «Рябина» | 1 | | https://uchi.ru |
22 | | Повествовательный текст И.Дудникова «Весенняя вода» | 1 | | |
23 | | Тренировочная комплексная работа | 1 | | |
24 | | Работа с текстом К.Ушинского «Утренние лучи» | 1 | | https://uchi.ru |
25 | | Работа с текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой» | 1 | | |
26 | | Работа с текстом сказки С.Михалкова «Просчитался» | 1 | | |
27 | | Тренировочная комплексная работа История создания зоопарка «Роев ручей» | 1 | | |
28 | | Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя» | 1 | | |
29 | | Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому | 1 | | |
30 | | Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка» | 1 | | |
31 | | Итоговая комплексная работа. | 1 | | |
32 | | Работа с текстом Г.Скребицковго «Художник-Осень» | 1 | | https://easyen.ru/load/ |
33 | | Диагностическая работа | 1 | | |
34 | | Игра | 1 | | |