РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социальное направление
Кружок | Мир, который строим мы |
Учебный год | 2021-2022 |
Класс | 3А |
Количество часов в год | 68 |
Количество часов в неделю | 2 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир, который строим мы» 3 класса начальной школы разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 26.10.2009 г № 373
Примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.),
программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, Москва, 2011г.
Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Основные задачи курса:
Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко используется механизм социально-педагогического, массово-коммуникативного общения. Под передачей опыта взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Это и экскурсии в музеи, на действующие предприятия;
Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей; понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;
Воспитание готовности к созидательной деятельности;
Развитие умения соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;
Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно оценивать личностное участие в жизни коллектива;
Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой; работать и осуществлять совместную деятельность;
Развитие творческого потенциала детей.
Формирование интереса и любви к труду.
Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа кружка «Мир, который строим мы»» разработана для занятий с учащимися 3 класса и рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Для обеспечения реализации кружка «Мир, который строим мы» в очном формате и с использованием дистанционных технологий в образовательном процессе используются образовательные интернет - платформы:
- zoom
- uchiru
Основной формой организации внеурочного процесса является занятие школьного научного общества (очный, занятие с применением дистанционных технологий
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Содержание курса внеурочной деятельности
І. Тропинка к своему Я
В данном разделе представлены темы, которые помогают младшим школьникам познакомиться с ценностями «Я»( личности): собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Они предполагают осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте; предполагают овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими; обеспечивают появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении; побуждают к последующей самореализации.
Темы занятий: Мои способности. Я расту, я изменяюсь. Мой внутренний мир. Как можно выразить свои чувства? Мои силы, мои возможности. Верность слову. Что такое хорошо и что такое плохо?
ІІ. Человек и природа.
В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.
Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.
Темы занятий: Правила поведения в природе. Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе. Существуют ли вредные организмы? Опасные животные нашей местности. Опасные растения нашей местности. Люди и паразиты
ІІІ. Человек и общество.
В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность – особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.
Темы занятий: Нравственные отношения в коллективе. Зачем быть вежливым. Речевой этикет. Этикет в общественных местах. Права и обязанности школьника. Мой класс самый чистый. Генеральная уборка в классе. Я отвечаю за свои поступки.
ІV. Человек и его здоровье.
Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.
Темы занятий: Человек и его здоровье. Организм человека. Органы и системы. Правда о табаке. Правда об алкоголе. Нужные и ненужные лекарства. Первая помощь при отравлении. Сон и его значение для здоровья человека.
V. Я учусь дружить и находить друзей.
Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Темы занятий: Настоящий друг. Трудности в отношениях с друзьями. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Мои друзья в классе. Радость. Как её доставить другому человеку. Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Можно ли поступать всегда так, как хочется?
Формы организации занятий внеурочной деятельности.
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование
Основные виды учебной деятельности:
Определять роль и значение семьи в их жизни;
Осознавать и ценить роль школы в их жизни;
Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими;
Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе;
Овладевать универсальными учебными действиями: поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей;
Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли;
Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам, появится стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
Оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;
Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;
Знать права и обязанности школьника;
Определять место человека в мире
Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды
Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;
Характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
Характеризовать меры первой помощи при повреждениях;
Определять опасные растения своей местности;
Определять опасных животных своей местности;
Формулировать правила личной гигиены.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование кружка «Мир, который строим мы» для 3-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | |
І. Тропинка к своему Я (14ч.) | | | |
1 | Мои способности. | 1 | Определять роль и значение семьи в их жизни; Осознавать и ценить роль школы в их жизни; Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими; Стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. | осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из текста определять и формулировать цель в совместной работе | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | | | |
2 | Мои способности. | 1 | | | |
3 | Я расту, я изменяюсь | 1 | | | |
4 | Я расту, я изменяюсь | 1 | | | |
5 | Мой внутренний мир. | 1 | | | |
6 | Мой внутренний мир | 1 | | | |
7 | Как можно выразить свои чувства? | 1 | | | |
8 | Как можно выразить свои чувства? | 1 | | | |
9 | Мои силы, мои возможности | 1 | | | |
10 | Мои силы, мои возможности | 1 | | | |
11 | Верность слову. | 1 | | | |
12 | Верность слову. | 1 | | | |
13 | Что такое хорошо и что такое плохо? | 1 | | | |
14 | Что такое хорошо и что такое плохо? | 1 | | | | | | |
ІІ. Человек и природа (12 ч.) | |
15 | Правила поведения в природе. | 1 | Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; Характеризовать системы органов человека (их части и назначение); | учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | | |
16 | Правила поведения в природе. | 1 | | |
17 | Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе | 1 | | |
18 | Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе | 1 | | |
19 | Существуют ли вредные организмы? | 1 | | |
20 | Существуют ли вредные организмы? | 1 | | |
21 | Опасные животные нашей местности | 1 | | |
22 | Опасные животные нашей местности | 1 | | |
23 | Опасные растения нашей местности | 1 | | |
24 | Опасные растения нашей местности | 1 | | |
25 | Люди и паразиты | 1 | | |
26 | Люди и паразиты | 1 | | | | | |
ІІІ. Человек и общество (14 ч.) |
27 | Нравственные отношения в коллективе. | 1 | Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе; Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли; Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам | реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | | |
28 | Нравственные отношения в коллективе. | 1 | | |
29 | Зачем быть вежливым | 1 | | |
30 | Зачем быть вежливым | 1 | | |
31 | Речевой этикет | 1 | | |
32 | Речевой этикет | 1 | | |
33 | Этикет в общественных местах. | 1 | | |
34 | Этикет в общественных местах. | 1 | | |
35 | Права и обязанности школьника. | 1 | | |
36 | Права и обязанности школьника. | 1 | | |
37 | Мой класс самый чистый. Генеральная уборка в классе | 1 | | |
38 | Мой класс самый чистый. Генеральная уборка в классе | 1 | | |
39 | Я отвечаю за свои поступки. | 1 | | |
40 | Я отвечаю за свои поступки. | 1 | | | | | |
ІV. Человек и его здоровье (14 ч.) |
41 | Человек и его здоровье. | 1 | Характеризовать меры первой помощи при повреждениях; Определять опасные растения своей местности; Определять опасных животных своей местности; Формулировать правила личной гигиены | ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | | |
42 | Человек и его здоровье. | 1 | | |
43 | Организм человека. Органы и системы | 1 | | |
44 | Организм человека. Органы и системы | 1 | | |
45 | Правда о табаке. | 1 | | |
46 | Правда о табаке. | 1 | | |
47 | Правда об алкоголе | 1 | | |
48 | Правда об алкоголе | 1 | | |
49 | Нужные и ненужные лекарства. | 1 | | |
50 | Нужные и ненужные лекарства. | 1 | | |
51 | Первая помощь при отравлении | 1 | | |
52 | Первая помощь при отравлении | 1 | | |
53 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 | | |
54 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 | | | | | |
V. Я учусь дружить и находить друзей (14 ч.) |
55 | Настоящий друг | 1 | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; Оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; Знать права и обязанности школьника; Определять место человека в мире Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды | обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | | |
56 | Настоящий друг | 1 | | |
57 | Трудности в отношениях с друзьями | 1 | | |
58 | Трудности в отношениях с друзьями | 1 | | |
59 | Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? | 1 | | |
60 | Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? | 1 | | |
61 | Мои друзья в классе. | 1 | | |
62 | Мои друзья в классе. | 1 | | |
63 | Радость. Как её доставить другому человеку | 1 | | |
64 | Радость. Как её доставить другому человеку | 1 | | |
65 | Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? | 1 | | |
66 | Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? | 1 | | |
67 | Можно ли поступать всегда так, как хочется? | 1 | | |
68 | Я среди людей. | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов. -М.: Просвещение, 2010
В. Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.
Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П. Звездина, Т.П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004.
Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.
Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994.
Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007.
Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М.: ВАКО, 2008.
Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997.
Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –
Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2010.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь,2007.
Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007.
Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности. - М.:1994.
Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998.
Р.В. Овчарова. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001
Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».- Д.: «Сталкер», 1998 г.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,2001 г.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе.- М. «Просвещение», 1991 г.
Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997 г
Коломинский, Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение»,1986 г.
Барто, А. Л. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград: Детская литература 1984 .
Пушкин, А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва: Детская литература 1998 г.
Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская литература 1987 г.
Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/Сост.Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.
Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.
Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007.
Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М.: Худож. лит, 2000.
14