СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, который строим мы"

Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношения с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

социальное направление



Кружок

Мир, который строим мы

Учебный год

2021-2022

Класс

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир, который строим мы» 3 класса начальной школы разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 26.10.2009 г № 373

  2. Примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.),

программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, Москва, 2011г.


Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Основные задачи курса:

  • Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко используется механизм социально-педагогического, массово-коммуникативного общения. Под передачей опыта взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Это и экскурсии в музеи, на действующие предприятия;

  • Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей; понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;

  • Воспитание готовности к созидательной деятельности;

  • Развитие умения соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;

  • Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно оценивать личностное участие в жизни коллектива;

  • Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой; работать и осуществлять совместную деятельность;

  • Развитие творческого потенциала детей.

  • Формирование интереса и любви к труду.

Описание места курса в учебном плане

Рабочая программа кружка «Мир, который строим мы»» разработана для занятий с учащимися 3 класса и рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).


Для обеспечения реализации кружка «Мир, который строим мы» в очном формате и с использованием дистанционных технологий в образовательном процессе используются образовательные интернет - платформы:

- zoom

- uchiru

Основной формой организации внеурочного процесса является занятие школьного научного общества (очный, занятие с применением дистанционных технологий





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.





Содержание курса внеурочной деятельности

І. Тропинка к своему Я

В данном разделе представлены темы, которые помогают младшим школьникам познакомиться с ценностями «Я»( личности): собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Они предполагают осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте; предполагают овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими; обеспечивают появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении; побуждают к последующей самореализации.

Темы занятий: Мои способности. Я расту, я изменяюсь. Мой внутренний мир. Как можно выразить свои чувства? Мои силы, мои возможности. Верность слову. Что такое хорошо и что такое плохо?

ІІ. Человек и природа.

В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.

Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.

Темы занятий: Правила поведения в природе. Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе. Существуют ли вредные организмы? Опасные животные нашей местности. Опасные растения нашей местности. Люди и паразиты

ІІІ. Человек и общество.

В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность – особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.

Темы занятий: Нравственные отношения в коллективе. Зачем быть вежливым. Речевой этикет. Этикет в общественных местах. Права и обязанности школьника. Мой класс самый чистый. Генеральная уборка в классе. Я отвечаю за свои поступки.

ІV. Человек и его здоровье.

Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.

Темы занятий: Человек и его здоровье. Организм человека. Органы и системы. Правда о табаке. Правда об алкоголе. Нужные и ненужные лекарства. Первая помощь при отравлении. Сон и его значение для здоровья человека.

V. Я учусь дружить и находить друзей.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Темы занятий: Настоящий друг. Трудности в отношениях с друзьями. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Мои друзья в классе. Радость. Как её доставить другому человеку. Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Можно ли поступать всегда так, как хочется?



Формы организации занятий внеурочной деятельности.

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование

Основные виды учебной деятельности:

  • Определять роль и значение семьи в их жизни;

    • Осознавать и ценить роль школы в их жизни;

    • Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими;

    • Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе;

    • Овладевать универсальными учебными действиями: поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей;

    • Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли;

    • Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам, появится стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

    • Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

    • Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

    • Оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

    • Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

    • Знать права и обязанности школьника;

    • Определять место человека в мире

    • Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды

    • Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

    • Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

    • Характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

    • Характеризовать меры первой помощи при повреждениях;

    • Определять опасные растения своей местности;

    • Определять опасных животных своей местности;

    • Формулировать правила личной гигиены.




Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование кружка «Мир, который строим мы» для 3-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

  • знать и любить свою Родину – родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания

  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым.





Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы занятия

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт


І. Тропинка к своему Я (14ч.)




1

Мои способности.

1

Определять роль и значение семьи в их жизни;

Осознавать и ценить роль школы в их жизни;

Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими;

Стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

извлекать необходимую информацию из текста

определять и формулировать цель в совместной работе


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.




2

Мои способности.

1




3

Я расту, я изменяюсь

1




4

Я расту, я изменяюсь

1




5

Мой внутренний мир.

1




6

Мой внутренний мир

1




7

Как можно выразить свои чувства?

1




8

Как можно выразить свои чувства?

1




9

Мои силы, мои возможности

1




10

Мои силы, мои возможности

1




11

Верность слову.

1




12

Верность слову.

1




13

Что такое хорошо и что такое плохо?

1




14

Что такое хорошо и что такое плохо?

1







ІІ. Человек и природа (12 ч.)


15

Правила поведения в природе.

1

Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

Характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит


Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.



16

Правила поведения в природе.

1



17

Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе

1



18

Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе

1



19

Существуют ли вредные организмы?

1



20

Существуют ли вредные организмы?

1



21

Опасные животные нашей местности

1



22

Опасные животные нашей местности

1



23

Опасные растения нашей местности

1



24

Опасные растения нашей местности

1



25

Люди и паразиты

1



26

Люди и паразиты

1






ІІІ. Человек и общество (14 ч.)

27

Нравственные отношения в коллективе.

1

Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе;

Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли;

Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

соотносить результат с целью и оценивать его.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.



28

Нравственные отношения в коллективе.

1



29

Зачем быть вежливым

1



30

Зачем быть вежливым

1



31

Речевой этикет

1



32

Речевой этикет

1



33

Этикет в общественных местах.

1



34

Этикет в общественных местах.

1



35

Права и обязанности школьника.

1



36

Права и обязанности школьника.

1



37

Мой класс самый чистый.

Генеральная уборка в классе

1



38

Мой класс самый чистый.

Генеральная уборка в классе

1



39

Я отвечаю за свои поступки.

1



40

Я отвечаю за свои поступки.

1






ІV. Человек и его здоровье (14 ч.)

41

Человек и его здоровье.

1

Характеризовать меры первой помощи при повреждениях;

Определять опасные растения своей местности;

Определять опасных животных своей местности;

Формулировать правила личной гигиены

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

учиться контролировать свою речь и поступки

учиться толерантному отношению к другому мнению

учиться самостоятельно решать проблемы в общении

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



42

Человек и его здоровье.

1



43

Организм человека. Органы и системы

1



44

Организм человека. Органы и системы

1



45

Правда о табаке.

1



46

Правда о табаке.

1



47

Правда об алкоголе

1



48

Правда об алкоголе

1



49

Нужные и ненужные лекарства.

1



50

Нужные и ненужные лекарства.

1



51

Первая помощь при отравлении

1



52

Первая помощь при отравлении

1



53

Сон и его значение для здоровья человека

1



54

Сон и его значение для здоровья человека

1






V. Я учусь дружить и находить друзей (14 ч.)

55

Настоящий друг

1

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

Оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

Знать права и обязанности школьника;

Определять место человека в мире

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды


обогатить представление о собственных возможностях и способностях

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости


В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.



56

Настоящий друг

1



57

Трудности в отношениях с друзьями

1



58

Трудности в отношениях с друзьями

1



59

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

1



60

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

1



61

Мои друзья в классе.

1



62

Мои друзья в классе.

1



63

Радость. Как её доставить другому человеку

1



64

Радость. Как её доставить другому человеку

1



65

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

1



66

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

1



67

Можно ли поступать всегда так, как хочется?

1



68

Я среди людей.

1





Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов. -М.: Просвещение, 2010

  2. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.

  3. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

  4. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  5. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П. Звездина, Т.П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004.

  6. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.

  7. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994.

  8. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007.

  9. Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М.: ВАКО, 2008.

  10. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003.

  11. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997.

  12. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  13. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –

  14. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2010.

  15. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь,2007.

  16. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007.

  17. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности. - М.:1994.

  18. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998.

  19. Р.В. Овчарова. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001

  20. Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».- Д.: «Сталкер», 1998 г.

  21. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,2001 г.

  22. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.

  23. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе.- М. «Просвещение», 1991 г.

  24. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997 г

  25. Коломинский, Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение»,1986 г.

  26. Барто, А. Л. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград: Детская литература 1984 .

  27. Пушкин, А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва: Детская литература 1998 г.

  28. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская литература 1987 г.

  29. Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/Сост.Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.

  30. Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.

  31. Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988.

  32. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007.

  33. Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М.: Худож. лит, 2000.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!