МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
_______________ А.В. Куликова
«_____»______________ 2019г.
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель СП Старая Купавна
_______________ Литвиненко А.В.
«_____»______________ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История родного края»
направление развития личности: общеинтеллектуальное
Базовая подготовка
срок реализации программы – 1 год
количество часов за учебный год – 70 часов
для специальностей среднего профессионального образования
Форма обучения очная
Педагог:
преподаватель истории
ГАПОУ МО «ПК «Энергия»
Жукова Наталья Александровна
Реутов, 2019 год
Программа по внеурочной деятельности «История родного края» разработана на основе федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (Зарегистрированного в Минюсте России 07.06.2012 №24480), Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания №______ от « ____ » __________ 2019 г.
Председатель цикловой методической (предметной) комиссии
__________________. _______________
Фамилия И.О., подпись
Разработчик программы: ________________,____________________________
Фамилия И.О., должность, подпись
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании Методического Совета
Протокол №_____ от _________________ г.
Председатель_____________ /Е.А. Андрошина
Содержание
| 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | стр.5 |
| 2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с указанием форм организации и видов деятельности) | стр.7 |
| 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | стр.10 |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «История родного края».
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении материала;
• расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала об исторических местах;
• овладение навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса обучающихся к краеведению.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с указанием форм организации и видов деятельности) |
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема занятия | Кол-во занятий | Вид деятельности | Формы организации |
1 | | Введение. | 1 | беседа | лекция |
2 | | Беседа (теория) Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к обучающимся | 1 | беседа | лекция |
| Раздел 1. Государственная символика Российской Федерации, Московской области, г.Старая Купавна. | | 10 | | |
3. | | Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг. Герб. Гимн. | 2 | Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) | лекция практическое занятие |
4. | | Знакомство с историей государственных символов Московской области. Флаг. Герб. Гимн. | 2 | Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) | лекция практическое занятие |
5. | | Знакомство с историей государственных символов г. Старая Купавна Флаг. Герб. | 2 | Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) | лекция практическое занятие |
6. | | Подготовка и защита модуля проекта: «Государственная символика Российской Федерации, Московской области, г.Старая Купавна.» | 4 | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации | Защита проекта |
| Раздел 2. Малая родина | | 26 | | |
7. | | С чего начинается родина. Страницы истории г.Старая Купавна. | 2 | беседа | лекция практическое занятие |
8. | | Церковь. История и судьба. Приход сегодня. Экскурсия. | 2 | групповая | Экскурсия |
9. | | Поселок Купавна в годы Великой Отечественной войны. | 2 | групповая | лекция практическое занятие |
10. | | Не исчезай, мой город! Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | групповая | Экскурсия |
11. | | Промышленные предприятия города | 2 | групповая | лекция практическое занятие |
12. | | Купавинская ЦРБ. История и современность. | 2 | групповая | лекция практическое занятие |
13. | | Культурные организации города | 2 | групповая | лекция практическое занятие |
14. | | Купавинская ПЧ. История и современность. | 2 | групповая | лекция практическое занятие |
15. | | Образовательные организации города | 2 | групповая | лекция практическое занятие |
16. | | Удивительная природа города. | 2 | групповая | Экскурсия |
17. | | Мой двор, моя улица. | 2 | индивидуальная | Экскурсия |
18. | | Подготовка и защита модуля проекта «Малая родина» | 4 | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации | Защита проекта |
| Раздел 3 Выдающиеся люди нашего города. | | 6 | | |
19. | | Жизнь и деятельность замечательных людей, живущих рядом. | 2 | групповая | лекция практическое занятие |
20 | | Подготовка и защита модуля проекта «Выдающиеся люди нашего города». | 4 | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации | Защита проекта |
| Раздел 4 Наш край в годы Великой Отечественной войны | | 4 | | |
21 | | События истории, жизни и деятельности героев войны и тыла. | 4 | групповая | лекция практическое занятие |
| Раздел 5 Моя родословная | | 17ч | | |
22 | | Знакомство с генеалогией. | 2 | беседа | лекция |
23 | | Составление «Древа жизни» своей семьи. | 2 | индивидуальная | практическое занятие |
24 | | Моя семья. Традиции моей семьи. | 2 | индивидуальная | практическое занятие |
25 | | «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. | 2 | индивидуальная | практическое занятие |
26 | | Семейные гербы. | 2 | Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) | практическое занятие |
27 | | Работа над презентацией «Моя семья в истории города». | 3 | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации | создание презентации |
28 | | Подготовка и защита модуля проекта «Моя родословная». | 4 | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации | Защита проекта |
| Раздел 6 Топонимика окрестностей города | | 4ч. | | |
29 | | Названия окрестностей поселка и близлежащих деревень . | 2 | беседа | лекция |
30 | | Творческая работа “Родной край» (фотовыставка) | 2 | индивидуальная | Практическое занятие |
31 | Подведение итогов. Презентация «С чего начинается Родина» | 1 | | Защита проекта |
| Итого: | 70 | | |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока |
1 | Введение.(1ч.) |
2 | Беседа Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к обучающимся.(1ч.) |
Раздел 1. Государственная символика Российской Федерации, Московской области, г.Старая Купавна 10ч |
3 | Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг. Герб. Гимн. 1ч. |
4 | Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг. Герб. Гимн. 1ч. |
5 | Знакомство с историей государственных символов Московской области. Флаг. Герб. Гимн. 1ч |
6 | Знакомство с историей государственных символов Московской области. Флаг. Герб. Гимн. 1ч |
7 | Знакомство с историей государственных символов Московской области. Флаг. Герб. Гимн. 1ч |
8 | Знакомство с историей государственных символов Московской области. Флаг. Герб. Гимн. 1ч |
9 | Подготовка и защита модуля проекта: «Государственная символика Российской Федерации, Московской области, г.Старая Купавна.» 1ч |
10 | Подготовка и защита модуля проекта: «Государственная символика Российской Федерации, Московской области, г.Старая Купавна.» 1ч |
11 | Подготовка и защита модуля проекта: «Государственная символика Российской Федерации, Московской области, г.Старая Купавна.» 1ч |
12 | Подготовка и защита модуля проекта: «Государственная символика Российской Федерации, Московской области, г.Старая Купавна.» 1ч |
Раздел 2. Малая родина 26ч |
13 | С чего начинается родина. Страницы истории г.Старая Купавна. 1ч |
14 | С чего начинается родина. Страницы истории г.Старая Купавна. 1ч |
15 | Церковь. История и судьба. Приход сегодня. 1ч |
16 | Церковь. История и судьба. Приход сегодня. 1ч |
17 | Поселок Купавна в годы Великой Отечественной войны. 1ч |
18 | Поселок Купавна в годы Великой Отечественной войны. 1ч |
19 | Не исчезай, мой город! Экскурсия в краеведческий музей. 1ч |
20 | Не исчезай, мой город! Экскурсия в краеведческий музей. 1ч |
21 | Промышленные предприятия города Купавинская фабрика1ч |
22 | Промышленные предприятия города завод “Акрихин” 1ч |
23 | Купавинская ЦРБ. История и современность. 1ч |
24 | Купавинская ЦРБ. История и современность. 1ч |
25 | Культурные организации города 1ч |
26 | Культурные организации города 1ч |
27 | Купавинская ПЧ. История и современность1ч |
28 | Купавинская ПЧ. История и современность1ч |
29 | Образовательные организации города1ч |
30 | Образовательные организации города1ч |
31 | Удивительная природа города. 1ч |
32 | Удивительная природа города. 1ч |
33 | Мой двор, моя улица. 1ч |
34 | Мой двор, моя улица. 1ч |
35 | Подготовка и защита модуля проекта «Малая родина» 1ч |
36 | Подготовка и защита модуля проекта «Малая родина» 1ч |
37 | Подготовка и защита модуля проекта «Малая родина» 1ч |
38 | Подготовка и защита модуля проекта «Малая родина» 1ч |
Раздел 3 Выдающиеся люди нашего города. 6ч |
39 | Жизнь и деятельность замечательных людей, живущих рядом. 1ч |
40 | Жизнь и деятельность замечательных людей, живущих рядом. 1ч |
41 | Подготовка и защита модуля проекта «Выдающиеся люди нашего города». 1ч |
42 | Подготовка и защита модуля проекта «Выдающиеся люди нашего города». 1ч |
43 | Подготовка и защита модуля проекта «Выдающиеся люди нашего города». 1ч |
44 | Подготовка и защита модуля проекта «Выдающиеся люди нашего города». 1ч |
Раздел 4 Наш край в годы Великой Отечественной войны 4ч |
45 | События истории, жизни и деятельности героев войны и тыла. 1ч |
46 | События истории, жизни и деятельности героев войны и тыла. 1ч |
47 | Встречи с героями Великой Отечественной войны, работниками тыла 1ч |
48 | Встречи с героями Великой Отечественной войны, работниками тыла 1ч |
Раздел 5 Моя родословная 17ч |
49 | Знакомство с генеалогией. 1ч |
50 | Знакомство с генеалогией. 1ч |
51 | Составление «Древа жизни» своей семьи. 1ч |
52 | Составление «Древа жизни» своей семьи. 1ч |
53 | Моя семья. Традиции моей семьи. 1ч |
54 | Моя семья. Традиции моей семьи. 1ч |
55 | «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. 1ч |
56 | «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. 1ч |
57 | Семейные гербы. 1ч |
58 | Семейные гербы. 1ч |
59 | Работа над презентацией «Моя семья в истории города». 1ч |
60 | Работа над презентацией «Моя семья в истории города». 1ч |
61 | Работа над презентацией «Моя семья в истории города». 1ч |
62 | Подготовка и защита модуля проекта «Моя родословная». 1ч |
63 | Подготовка и защита модуля проекта «Моя родословная». 1ч |
64 | Подготовка и защита модуля проекта «Моя родословная». 1ч |
65 | Подготовка и защита модуля проекта «Моя родословная». 1ч |
Раздел 6 Топонимика окрестностей города 4ч |
66 | Названия окрестностей поселка и близлежащих деревень . 1ч |
67 | Названия окрестностей поселка и близлежащих деревень . 1ч |
68 | Творческая работа Родной край» (фотовыставка) 1ч |
69 | Творческая работа “Родной край» (фотовыставка) 1ч |
70 Подведение итогов. Презентация «С чего начинается Родина» 1ч |
Приложение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Основная:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История в двух частях М. Академия 2018г.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для
учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная:
Книга памяти 1941-1945
Новиков С. И Большая историческая энциклопедия 2010г.
Матвеева Л.Ф. Возвращенные имена 2015г.
Интернет-ресурсы:
Образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей www.yaklass.ru
Форма доступа. http:// history, standart. edu. ru/
http://www.hist. msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm - Библиотека исторического факультета МГУ
http://www.historicus.ru/ – Историк: общественно-политический журнал
http://statehistory.ru – История государства
Оборудование:
Рабочее место преподавателя;
Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
Раздаточный материал;
Учебники;
Комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
персональный компьютер в сборе, мультимедийный проектор.
29