«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам. директора по УР Директор
______ МБОУ МБОУ « СОШ»
Протокол № 1 от ____ ____
« » августа 20 г. « » августа 2019 г. Приказ № от « » августа 20 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
основного общего образования
общеинтеллектуального направления
«За страницами учебника»для 5-9 классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
« средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района
Республики Татарстан
Рассмотрено и принято
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от августа 20 года
Срок реализации: 1 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
I. Личностные:
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот
II. Метапредметные:
Регулятивные:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты
и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
№п/п | Тема | Виды деятельности | Формы организации |
Различные системы счисления |
1. | Счет у первобытных людей История появления числа. Приемы устного счета. Двоичная система счисления. Перевод из десятичной системы счисления и обратно. Другие системы счисления. Сложение и вычитание в двоичной системе счисления. | Участие в коллективном диалоге. Дискуссия о роли чисел в жизни людей | Устное сообщение. Диалоговая игра. |
Решение занимательных задач |
2. | Решение олимпиадных задач. Старинные задачи. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Задачи- шутки. Задачи на смеси. Семь раз отмерь- один раз отрежь. .Дележи, переправы. Игры с пентамино | Рассуждения учащихся Решение логических задач Игровые виды деятельности. | Деловая игра. Исследования. Самостоятельная работа. |
Числовые головоломки |
3. | Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Числовые ребусы. Четность. Числовые головоломки | Игровые виды деятельности. Решение кроссвордов. Работа с каталогом. Запись в библиотеку. Составление ребусов и головоломок | Деловая игра. Исследования. Самостоятельная работа. |
Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения |
4. | Лист Мёбиуса. Практические умения. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Разрезания на плоскости и в пространстве. Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками | Нахождение информации.. Создание листа Мёбиуса. Задания на смекалку. | Устное сообщение. Презентация. Творческие работы |
Математика в реальной жизни |
5. | Создание проекта «Комната моей мечты» Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» Расчет коммунальных услуг своей семьи Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) | Поисковая работа. Поиск информации в Интернете. Нахождение самостоятельных ответов на вопросы | Подготовка к выступлению. Самостоятельная работа |
Шахматная доска. |
6. | Из истории возникновения шахматной доски. Игры на шахматной доске. Математика шахматной доски. Математика шахматных фигур. Инвариантность в задачах с шахматной доской | Поиск информации в Интернете Участие в коллективном диалоге. | Подготовка к выступлению. |
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
| Различные системы счисления | 4 |
1 | Счет у первобытных людей История появления числа. Приемы устного счета | 1 |
2 | Различные системы счисления | 1 |
3 | Двоичная система счисления. Перевод из десятичной системы счисления и обратно. | 1 |
4 | Сложение и вычитание в двоичной системе счисления. | 1 |
| Решение занимательных задач | 6 |
5 | Решение олимпиадных задач. Старинные задачи. | 1 |
6 | Задачи на переливание. Задачи на взвешивание | 1 |
7 | Семь раз отмерь- один раз отрежь. | 1 |
8 | Задачи- шутки. Задачи на смеси. | 1 |
9 | Дележи, переправы. | |
10 | Игры с пентамино | |
| Числовые головоломки | 4 |
11 | Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. | 1 |
12 | Числовые ребусы. | 1 |
13 | Четность. Числовые головоломки | 1 |
14 | Решение ребусов и головоломок | 1 |
| Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения | 4 |
15 | Лист Мёбиуса. | 1 |
16 | Практические умения. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | 1 |
17 | Разрезания на плоскости и в пространстве | 1 |
18 | Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками | 1 |
| Математика в реальной жизни | 9 |
19-21 | Создание проекта «Комната моей мечты» | 3 |
22-23 | Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» | 2 |
24-25 | Расчет коммунальных услуг своей семьи | 2 |
26-27 | Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) | 2 |
| Шахматная доска. | 7 |
28 | Из истории возникновения шахматной доски | 1 |
29-30 | Игры на шахматной доске | 2 |
31-32 | Математика шахматной доски | 2 |
33 | Математика шахматных фигур | 1 |
34 | Инвариантность в задачах с шахматной доской | 1 |
| Итого | 34 |