СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного занятия «Юный турист: изучаю родной край» 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного занятия «Юный турист: изучаю родной край» 1-4 класс.

         Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного занятия «Юный турист: изучаю родной край» 1-4 класс»



Рассмотрено

на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол № ______

от «____» ___________ 2016 г


Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

Протокол № ___

от «____» _________ 2016 г


Утверждаю

Директор МБОУ «СШ № 10»

_______/ С.М. Пияева






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочного занятия


«Юный турист: изучаю родной край»


1-4 классы



Всего часов - 147, из них

1 класс – 36 ч;

2 класс – 37 ч;

3 класс – 38 ч;

4 класс – 36 ч.

Составила

учитель географии

Байрамова Е.В.

высшая категория










2016 год



Планируемые результаты


Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. 

Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских работах, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Содержание программы

1 класс

I. Вводное занятие (1 час).


Задачи:

Пробудить интерес обучающихся к занятиям

Воспитывать чувства гордости за свой край

Воспитывать проявление чувства восхищения и интереса к прекрасному.

Содержание:

Требования, предъявляемые краеведам.

Составление заповедей краеведов.

Материал:

Цветные фотографии городов области, достопримечательностей родного края.

II. Юные туристы (15 часов).

Задачи:

  • Формировать знание о природе родного края.

  • Воспитывать бережное отношение к её богатству.

  • Развивать наблюдательность, воспитывать терпение, трудолюбие, выносливость.

  • Познакомить с основами туризма, ориентирования, скалолазания.

Содержание:

Понятие значения «туризм». Значение туризма в жизни человека.

Виды туризма (пешеходный, водный, лыжный).

Что должен уметь делать турист. Как правильно одеться в поход. Что взять с собой в поход. Как правильно уложить свой рюкзачок. Правила поведения на природе.

Введение в ориентирование. Что такое ориентирование. План местности. Схема движения от объекта к объекту. Выбор направления. Условные знаки.

Практические занятия:

Подборка народных примет.

Укладка рюкзачка для выхода на природу.

Зарисовка планов местности (класс, улица, двор).

Топографические диктанты.

Экскурсии: в парк, лесной массив в разные времена года.

IV. Гордость нашего края (18 часов).

Задачи:

  • Расширять кругозор детей через различные виды деятельности, разнообразные по содержанию и тематике.

  • Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гражданского долга.

  • Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни.

  • Воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру, учить их сопереживать и откликаться на происходящее вокруг.

Содержание:

Понятие слова «краеведение». Необходимость изучения истории своего края.

Город, в котором мы живём (краткая история: почему так называется, когда был образован) и его достопримечательности (музей, вечный огонь, зоопарк).

Природа родного края. Растения (хвойные и лиственные растения нашего края).

Ягоды, грибы родного края. Лекарственные растения (ромашка, шиповник, подорожник, крапива). Комнатные растения. Дикие и домашние животные.

Перелетные и зимующие птицы. Изготовление кормушек, домиков для птиц.

Практические занятия:

Викторины о природе родного края.

Экскурсии: в краеведческий музей, по городу.

Подведение итогов (3 часа).

Задачи:

  • Развивать и поддерживать интерес к краеведению.

  • Воспитывать потребность постоянного общения с природой.

  • Учить анализировать свою работу, выполненную за год.

  • Провести срез знаний за год.

  • Проверить умение применять полученные знания на практике.

Содержание:

Тестирование.

Игра юных краеведов.

Итоговое занятие: Анализ работы. Задание на лето по сбору краеведческого материала и заготовке природного материала.


2 класс

I. Введение (1 час).

Задачи:

  • Определить цели и задачи на новый учебный год. Вспомнить основные заповеди краеведа.

  • Воспитывать чувство удовлетворения проделанной работой.

Содержание:

Познакомить детей с занятиями.

Вспомнить заповеди краеведов.

Познакомить с планом работы на новый учебный год

II. Гордость нашего края (11 часов).

Задачи:

  • Развивать кругозор у детей.

  • Воспитывать правильное отношение к среде обитания и правила поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

  • Воспитывать необходимость выполнения правил поведения, получить начальные навыки экологической культуры.

  • Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувства гражданского долга.

Содержание:

Мой любимый город: символика города, история названия. Достопримечательности города.

Природа нужна нам, мы нужны природе. Правила поведения на природе. Охранные мероприятия по защите природы, проводимые в городе.

Царство природы. Растения нашего края (кустарники, луговые растения).

Аптека под ногами (мать-мачеха, липа, малина, мята). Изучение народных примет на предсказание погоды. Дикие животные родного края. Красная книга Смоленской области. Животные, занесенные в Красную книгу Смоленской области.

Природа в произведениях русских художников (И. И. Шишкин, И. И. Левитан)

Практические занятия:

Проведение конкурсов: рисунки о природе, стихи о природе, викторины на знание своего края (о городе и о природе).

Экскурсии: по школе, по микрорайону, по достопримечательностям города, на природу.

  • Юные туристята (22 часа).

Задачи:

  • Воспитывать в детях бережное отношение к природе, к её богатствам.

  • Учить наблюдательности, выносливости, взаимовыручке, воспитывать терпение, взаимопонимание.

  • Научить собираться в поход.

  • Научить пользоваться и читать план - карты, знать и уметь наносить знаки на карту.

  • Научить детей основам ориентирования.

Содержание:

Туризм в нашей стране. Виды туризма: пешеходный, водный, лыжный , горный, велосипедный, автомобильный, спелеотуризм и др.

Подготовка к походу. Групповое и личное снаряжение.

Снаряжение для постановки лагеря: палатка, тент, спальник, коврик.

Снаряжение для приготовления пищи: таганок, костровой тросик, топор, пила, котёл.

Укладка рюкзака (маленького).

Правила личной гигиены в походе.

Первая помощь (при ушибах, порезах).

Ориентирование. Условные знаки: знаки дистанции, дорога, здание. План местности.

Практические занятия:

Укладка рюкзака.

Отбор снаряжения для похода.

Работа с условными знаками спортивных карт, топографические диктанты. Зарисовка планов местности (класса, двора и т. д.)

Походы: походы выходного дня (осень и весна)

Подведение итогов (3 часа).

Задачи:

  • Развивать и поддерживать интерес к общению с природой.

  • Учить анализировать свою работу, выполненную за год.

  • Провести срез знаний за год.

  • Проверить умение применять полученные знания на практике.

Содержание:

Тестирование.

Игра юных краеведов.

Итоговое занятие: Анализ работы. Задание на лето по сбору краеведческого материала и заготовке природного материала.

3 класс

I. Введение (1 час).

Задачи:

  • Определить цели и задачи на новый учебный год.

  • Пробудить интерес обучающихся

Содержание:

Познакомить детей с занятиями.

Вспомнить заповеди краеведов.

Познакомить с планом работы на новый учебный год

II. Мой край (18 часов)

Задачи:

  • Дать понятие «малая родина»

  • Воспитывать чувства любви к своему краю, чувства гордости за свой город, за свой народ.

  • Познакомить с городами, реками и соседями Смоленской области.

  • Углубить знания о природе родного края.

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, получить начальные навыки экологической культуры

Содержание:

Город, в котором я живу:

Улицы города . История создания и названия.

Знаменитые люди города (основатели, политики, спортсмены, люди искусства, герои).

Промышленные предприятия. История создания, продукция.

Смоленская область – моя малая родина:

Границы и символика Смоленской области (флаг, герб). Очертание контура границ. Количество областей, городов. Численность населения.

Города области. Местоположение. Основные характеристики и особенности.

Реки области. Местоположение. Особенности.

Соседи Смоленской области. Местоположение. Основные характеристики и достопримечательности.

Достопримечательности города Смоленска .

Природа родного края:

Растения водоемов Смоленской области. Основные характеристики. Условия обитания.

Жители водоемов Смоленской области. Основные характеристики. Условия обитания.

Зеленая аптека (тысячелистник, зверобой, душица, пустырник, пижма). Применение в лечебных целях. Способы сбора и хранения.

Красная книга Смоленской области:

Животные. Основные характеристики. Среда обитания. Меры охраны.

Растения. Основные характеристики. Среда обитания. Меры охраны.

Практические занятия:

Викторина на знание знаменитых людей города.

Работа с картой Смоленской области, работа с контурной картой Смоленской области. Составление кроссвордов (города и реки Смоленской области)

Экологический десант. Приборка пришкольной территории.

Конкурс плакатов на экологическую тему.

Конкурс рисунков о природе.

Изготовление поделок из природного материала.

Экскурсии:

Экскурсии к водоему.

Экскурсии на предприятия города.

Экскурсии в город Смоленск (осмотр достопримечательностей).

Юные туристы.

Задачи:

  • Воспитывать в детях бережное отношение к природе, к её богатствам.

  • Учить наблюдательности, выносливости, взаимовыручке, воспитывать терпение, взаимопонимание.

  • Закрепить знания правил поведения на природе, в походе.

  • Познакомить с приемами оказания первой помощи при травмах.

  • Научить пользоваться и читать карту, знать и уметь наносить знаки на карту.

  • Совершенствовать начальные навыки ориентирования.

Содержание:

Идем в поход. Правила поведения на природе, техника безопасности в походе.

Первая помощь (ожоги, тепловые удары, укусы насекомых, змей).

Как уберечься от травм (профилактика).

Способы оказания первой помощи.

Ориентирование. Условные знаки спортивных карт: дорога (тротуар), здание (дом), дерево, кусты , забор, столб, лестница, знаки дистанции.

План -карта. Стороны горизонта. Ориентирование карты на местности. Выбор оптимального пути.

Практические занятия:

Практические занятия по оказанию первой помощи.

Топодиктант.

Работа с картой на местности. Игра «Поиск клада»

Поход выходного дня.

Тур..слет.

Подведение итогов (3 часа).

Задачи:

  • Развивать и поддерживать интерес к общению с природой.

  • Учить анализировать свою работу, выполненную за год.

  • Провести срез знаний за год.

  • Проверить умение применять полученные знания на практике.

Содержание:

Тестирование.

Игра юных краеведов.

Итоговое занятие: Анализ работы. Задание на лето по сбору краеведческого материала и заготовке природного материала.

4 класс

I. Введение (1 час).

Задачи:

  • Обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека.

  • Определить цели и задачи на новый учебный год.

Содержание:

Постановка задач на новый учебный год.

Знакомство с содержанием работы по краеведению.

Вспомнить основные заповеди краеведа.

2. Юные туристы (12 часов).

Задачи:

  1. Учить наблюдательности, выносливости, взаимовыручке, воспитывать терпение, взаимопонимание.

  2. Воспитывать самодисциплину.

  3. Воспитывать в детях бережное отношение к природе, к её богатствам.

  4. Закрепить знания правил поведения на природе, в походе.

  5. Учить применять на практике правила техники безопасности, уметь правильно оказывать первую помощь пострадавшему.

  6. Познакомить с правилами организации питания в походе.

  7. Научить пользоваться и читать карту, знать и уметь наносить знаки на карту.

  8. Совершенствовать начальные навыки ориентирования.

Содержание:

Снаряжение туриста. Личное и групповое снаряжение в разные времена года (особенности и отличия). Специальное снаряжение (для отдельных видов туризма): лыжный (лыжи, бахилы) , водный (байдарки, катамараны, весла, каски, спас.жилеты), горный (каски, ледорубы, кошки).

Питание в походе. Какие продукты берем в поход: основные критерии выбора (продукты долгого хранения, не хрупкие, качественные и т.д.) Составление простого меню. Простые рецепты приготовления пищи в походе.

Выполнение обязанностей в походе (командир, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению , фотограф, ремонтник, медик, топограф, культорг, летописец, дежурные по кухне). Что должен делать каждый из них до похода, во время похода и после похода.

Охрана здоровья туриста в походе. Выполнение правил безопасности (инструктажи по технике безопасности при работе с огнем, колюще-режущими предметами, у водоемов, во время движения по автодорогам и др.) Правила поведения во время движения группы. Оказание первой помощи пострадавшему. Что нужно и что нельзя делать (отравление, обморожение, переломы).

Ориентирование на местности. Условные знаки спортивных карт. Изучение знаков группы «растительность» (белый, желтый, зеленые цвета). План-карта. Рисовка плана-карты условными знаками. Компас, приемы ориентирования карты по компасу.

Практические занятия:

Практикум «Собери рюкзак»

Практикум «Что я беру с собой в поход»

Игра «Какие продукты возьму в поход»

Игра «Приготовление обеда»

Ролевая игра «Должности в походе»

Практические занятия по оказанию мед. помощи

Рисовка планов-карт местности (школьной территории), используя условные знаки.

Отработка навыка ориентирования карты по компасу. Игра «Сориентируй карту»

Соревнования на школьном дворе.

Поход выходного дня.

3. Если не мы, то кто….(12 часов)

Задачи:

  1. Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.

  2. Формировать нравственные и этические чувства.

  3. Воспитывать бережное отношение к среде, правильное поведение в ней.

Содержание:

Влияние деятельности человека на окружающую среду.

Экология города. Состояние на сегодняшний день. Факторы загрязнения. Способы охраны окружающей среды в городе и улучшения состояния экологии.

Гигиена атмосферного воздуха. Факторы, наносящие вред. Мероприятия, направленные на охрану воздуха.

Чистота водных объектов города. Факторы, загрязняющие водоемы. Мероприятия по охране.

Туризм и охрана природы. Как должен вести себя турист на природе, чтобы не вредить ей. Как турист может помочь природе.

Заповедные зоны области. Национальный парк «Смоленское Поозерье».

Красная книга России. Животные, занесенные в Красную книгу России (белый медведь, амурский тигр, снежный барс, леопард, серый кит, обыкновенный тюлень, нарвал (единорог), северный олень, зубр, черный аист, фламинго, малый лебедь, степной орел, беркут, филин)

Растения, занесенные в Красную книгу России (подснежник, василек, орех (лещина древовидная), хурма обыкновенная, дуб зубчатый, можжевельник).

Зелёная аптека. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Правила приготовления лечебных настоев. Простые народные рецепты.

Практические занятия:

«Посмотри вокруг» (экологический десант)

Конкурс экологических плакатов

Создание презентаций

Практические работы во время походов.

Реферат, доклад (экология города, гигиена воздуха, охрана водных объектов)

Оформление альбома (Красная Книга России)

Викторина (Красная Книга России, Смоленской области)

Практикум «народные рецепты» (отобрать нужные лекарственные растения для конкретных заболеваний)

Экскурсия в заповедную зону.

4. Гордость нашего края (9 часов).

Задачи:

  1. Формировать у детей патриотические чувства к своей «малой» родине.

  2. Учить детей сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, фиксировать результаты наблюдений.

  3. Содействовать накоплению знаний об истории родного края, области.

Содержание:

Наш город. История его прошлого. Город в настоящие дни. Картина города будущего.

Город в годы Великой Отечественной Войны.

Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов (архивы, музеи)

Замечательные люди нашего края.

Работа с картой Смоленской области. Города, реки, соседи (все, нанесенные на контурную карту СО). Местоположение. Краткая характеристика, особенности.

Практические занятия:

Экскурсия в музей.

Фотовыставка (город в прошлом, город сейчас)

Конкурс рисунков (город будущего)

Встреча с ветеранами ВОВ.

Фото-викторина (известные люди города)

Викторина.

Заочные экскурсии по городам области

Работа с картой Смоленской области, с контурной картой Смоленской области.

Итоговое занятие (3 часа).

Задачи:

  1. Развивать и поддерживать интерес к общению с природой.

  2. Учить анализировать свою работу, выполненную за год.

  3. Провести срез знаний за год.

  4. Проверить умение применять полученные знания на практике.

Содержание:

Тестирование.

Игра юных краеведов.

Итоговое занятие: анализ работы. Результаты участников за весь курс обучения. Перспективы для будущих занятий туристско-краеведческой деятельностью






















Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема занятий

Дата

Корректировка

1

I. Введение.

О чем рассказывает азбука юного краеведа. Инструктаж по ТБ

05.09



II. Юные туристы.



2

Понятие «туризм».

12.09


3

Значение туризма в жизни человека.

19.09


4

Виды туризма. Пешеходный туризм.

26.09


5

Водный туризм

03.10


6

Лыжный туризм

10.10


7

Что должен уметь турист?

17.10


8

Как одеться в поход.

24.10


9

Что взять с собой в поход.

31.10


10

Правила поведения на природе.

07.11


11

Введение в ориентирование.

14.11


12

Что такое ориентирование.

21.11


13

План местности.

28.11


14

Схема движения от объекта к объекту.

05.12


15

Знакомство с туристским снаряжением (рюкзак, туристический коврик)

19.12


16

Знакомство с туристским снаряжением (спальный мешок, палатка)

26.12



III. Гордость нашего края.


17

Понятие слова «краеведение».

09.01

18

Необходимость изучения истории своего края.

16.01


19

Город, в котором мы живем (краткая история).

23.01

20

Достопримечательности моего города (вечный огонь, музей)

30.01



21

Природа родного края.

06.02


22

Реки родного края

13.02


23

Озера родного края

20.02


24

Хвойные растения нашего края

27.02


25

Лиственные растения нашего края

06.03


26

Ягоды родного края

13.03


27

Грибы родного края.

20.03


28

Лекарственные растения (ромашка, шиповник, подорожник, крапива).

27.03


29

Комнатные растения.

03.04


30

Дикие животные

10.04


31

Домашние животные.

17.04


32

Тестирование

24.04


33

Итоговое занятие «Туристическая тропа»

08.05


34

Правила поведения на водоемах в летний период.

15.05


35

Правила дорожного движения. Безопасное лето.

22.05


36

Экскурсия в лес.

29.05










Календарно-тематическое планирование

2 класс


Тема занятий

Дата

Корректировка

1

Введение

Основные заповеди краеведа

7.09



Гордость нашего края



2

Мой любимый город:

- символика города

14.09


3

Мой любимый город:

- история

21.09


4

Мой любимый город:

- достопримечательности города

28.09


5

Природа нужна нам, мы нужны природе:

- правила поведения в природе

05.10


6

Охранные мероприятия по защите природы

12.10


7

Царство природы:

- растения нашего края (кустарники, луговые растения)

19.10


8

Аптека под ногами (мать-мачеха, липа, малина, мята)

26.10


9

Народные приметы (предсказание погоды)

02.11


10

Дикие животные родного края

Красная книга Смоленской области

09.11


11

Природа в произведениях русских художников (И. И. Шишкин, И. И. Левитан)

16.11


12

Викторина на знание своего края (о городе и о природе)

23.11



Юные туристы



13

Туризм в нашей стране.

30.11


14

Виды туризма. Горный туризм.

07.12


15

Велосипедный туризм.

14.12


16

Автомобильный туризм

21.12



17

Подготовка к походу.

28.12

18

Подготовка к походу:

Групповое и личное снаряжение.

11.01


19

Групповое снаряжение для постановки лагеря.

18.01

20

Снаряжение для приготовления пищи.

25.01


21

Укладка рюкзака

01.02


22

Правила личной гигиены в походе

08.02


23

Первая помощь (при ушибах, порезах)

15.02


24

Практические занятия по оказанию первой помощи.

22.02


25

Ориентирование

01.03


26

Условные знаки - знаки дистанции, дорога, здание.

15.03


27

Работа с условными знаками спортивных карт

22.03


28

Топографический диктант

29.03


29

План местности

05.04


30

Зарисовка планов местности

12.04


31

Работа с картой на местности. Игра «Поиск клада»

19.04


32

Поход выходного дня

26.04


33

Сбор природного материала

03.05


34

Тестирование.

10.05


35

Правила поведения на водоемах в летний период.

17.05


36

Правила дорожного движения. Безопасное лето.

24.05


37

Экскурсия в лес.

31.05






Календарно-тематическое планирование

3 класс


Тема занятий

Дата

Корректировка

1

Введение

05.09



Мой край



2

Город, в котором я живу:

  • Улицы города

12.09


3

  • Знаменитые люди города

19.09


4

  • Промышленные предприятия

26.09


5

Смоленская область – моя малая родина:

  • Границы и символика Смоленской области (флаг, герб)

03.10


6

  • Города области

10.10


7

  • Реки области

17.10


8

  • Озера области

24.10


9

  • Соседи Смоленской области

31.10


10

  • Достопримечательности города Смоленска

07.11


11

Природа родного края:

  • Растения водоемов

14.11


12

  • Жители водоемов

21.11


13

  • Зеленая аптека (тысячелистник, зверобой, душица, пустырник, пижма)

28.11


14

Красная книга Смоленской области:

  • животные

05.12


15

Красная книга Смоленской области:

  • растения

19.12


16

Экология:

  • Что такое экология

12.12


17

  • Что причиняет вред окружающей среде

19.01

18

  • Как мы можем помочь природе

26.01


19

  • Экологический десант

09.01


Юные туристы



20

Идем в поход:

  • правила поведения в походе, техника безопасности

16.01


21

  • Как уберечься от травм (профилактика).

23.01


22

  • первая помощь (ожоги, тепловые удары, укусы насекомых, змей)

30.01


23

  • поход

06.02


24

Игра «Должности в походе»

13.02


25

Основы ориентирования:

20.02


26

Условные знаки: дорога , здание, дерево, знаки дистанции.

27.02


27

Топографический диктант

06.03


28

План местности.

13.03


29

Стороны горизонта.

20.03


30

Ориентирование карты на местности. Выбор оптимального пути.

27.03


31

Работа с картой на местности. Игра «Поиск клада»

03.04


32

Работа с картой Смоленской области,

10.04


33

Работа с контурной картой

17.04


34

Соревнования на школьном дворе.

24.04


35

Тестирование

08.05


36

Игра юных краеведов. Итоговое занятие

15.05


37

Правила поведения на водоемах в летний период.

22.05


38

Правила дорожного движения. Безопасное лето.

29.05



Календарно-тематическое планирование

4 класс


Тема занятий

Дата

Корректировка

1

Введение

08.09



Юные туристы



2

Снаряжение туриста:

  • личное и групповое (в разные времена года);

15.09


3

  • специальное снаряжение (для отдельных видов туризма)

22.09


4

Питание в походе:

  • какие продукты берем в поход;

29.09


5

  • простые рецепты приготовления пищи в походе.

06.10


6

Выполнение обязанностей в походе

13.10


7

Охрана здоровья туриста в походе:

  • выполнение правил безопасности;

20.10


8

  • оказание первой помощи пострадавшему (отравление, обморожение, переломы)

27.10


9

Ориентирование на местности

  • условные знаки спортивных карт - растительность (в цвете)

03.11


10

  • план-карта

10.11


11

  • компас, ориентирование карты по компасу.

17.11


12

Поход выходного дня

24.11


13

Соревнования на школьном дворе

01.12



Если не мы, то кто…



14

Влияние деятельности

человека на окружающую среду

08.12


15

Экология города

15.12


16

Гигиена атмосферного воздуха.

22.12


17

Мероприятия, направленные на охрану воздуха.

29.12

18

Чистота водных объектов города

12.01


19

Туризм и охрана природы.

19.01

20

Заповедные зоны области:

26.01


21

Национальный парк «Смоленской Поозерье»

02.02


22

Красная книга России

- животный мир

09.02


23

Красная книга России

- растительный мир

16.02


24

Зелёная аптека:

- правила сбора и хранения лекарственных растений

02.03


25

Зелёная аптека:

- приготовление настоев (рецепт)

09.03



Гордость нашего края



26

Наш город.

16.03


27

История его прошлого.

23.03


28

Картина города будущего.

30.03


29

Город в годы ВОВ

06.04


30

Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов (архивы, музеи)

13.04


31

Знаменитые люди нашего города.

20.04


32

Работа с картой Смоленской области.


27.04


33

Игра юных краеведов.

04.05


34

Тестирование.

11.05


35

Правила поведения на водоемах в летний период.

18.05


36

Итоговое занятие. Правила дорожного движения. Безопасное лето.

25.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!